Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Far East in the "figure"

At the WEF sessions, IT infrastructure issues and solutions were discussed.

The digitization of the Russian economy today is a leading trend: the passport of the national program “Digital Economy of the Russian Federation” has recently been approved. It is not surprising that the Fourth Eastern Economic Forum in Vladivostok was much more “digital” than the previous one - eight sections were devoted in one way or another to this topic. In addition, a short version of the digital intensity “Island 10-21” was rolled, the presentation of the FEFU School of Digital Economics (which, however, was reduced to a solo performance by a prominent adherent of digitalization of the Russian economy - the head of Sberbank German Gref). Before the start of the forum, the regional administration organized the Eastern Upgrade Laboratory for small businesses, which discussed the development prospects for digital entrepreneurship in the region. Not all 8 sections affected the Far East, some of the discussions had the nature of interdepartmental meetings on the implementation of the national program. As a result of the discussions, regional specifics manifested themselves in three directions: IT infrastructure, transport, and cross-border trade.

Far East in the "figure"
Photo: TASS, Photobank VEF
INFORMATION INFRASTRUCTURE
Digitalization is impossible without adequate infrastructure. Nevertheless, it is periodically forgotten about it: for example, during the construction of the space city Svobodny, which was supposed to be a “smart city”, did not lay down the requirements for organizing communications.

The main problem with the IT infrastructure, as noted by the participants of the section of the same name, is the lack of funds from the government for investment. Operators, in turn, do not see benefits for themselves in the development of infrastructure, or see it only for large cities. On the existing infrastructure, it is unprofitable to provide services: to pay back data services, it is necessary to reduce costs in 2-3 times. From this vicious circle there are only three exit models: the US (high effective demand and developed markets), Chinese (infrastructure state investments in low demand regions), and the third - a concession with a non-competitive environment, but with operator obligations, this model is implemented in Brazil in hard-to-reach areas of the Amazon.

For different regions of the Far East, different models are needed: American in the developed south, Chinese in less populated places, and Brazilian in the uninhabited north (uluses in Yakutia, regions of Chukotka and the Magadan region). According to the head of Rostelecom, Mikhail Oseevsky, the PPP format in this area is promising, but the business should offer its models for the concessions to the state.

This thesis was supported by the representative of Rostec Vasily Brovko: the state, not having enough funds for all development projects, actively uses PPP, but for its implementation a responsible business is needed, ready to work in such projects with a smaller share of profits than 10-15 years ago. He divided the IT infrastructure into a baseline, which the state should develop in the 50 orientation for the summer period, and the services that can be created on the basis of this infrastructure - from telemedicine to remote sensing of the earth (RSE), they may be of interest to different investors. Application services may appear at the level of small and medium businesses. At the same time, the state must ensure that the rules of the PPP will not change even 10 years, otherwise the business will not be able to plan its participation in the concession. Mr. Brovko suggested using the DFO as a pilot zone for the introduction of robotics, artificial intelligence and others in advanced development projects in areas unfavorable for the permanent residence of people.

Zhu Xian (BRICS Development Bank) agreed that the state would not have enough money for all types of infrastructure, and proposed to allocate three categories of infrastructures, each of which should be developed in its own way: having commercial potential and providing return on investment, they should be supported by not necessary; infrastructure projects whose income is insufficient for private companies, they need government support in the form of minimum concessions; projects in remote areas that will not generate revenue, state participation in them is critically important.

Vladislav Butenko (Boston Consulting Group) stated the absence of a single simple model for the development of IT infrastructures for the Far East and the exhaustion of opportunities for profitable business projects, as a result of which each project will now have to be calculated and an individual solution selected for it. The new cost model is the sharing between operators and the distribution of costs between operators and the state. Finally, the ICT sphere should not be considered as a separate industry, but as a functional that permeates all industries and should be prepared in advance by the regions in the form of an aggregated plan for creating communication networks.

DIGITALIZATION OF TRANSPORT
The thesis of ICT as a functional that permeates all industries received confirmation in other sections. One of the most representative was the section dedicated to the digitalization of transport, which was opened by the speech of one of the main officials responsible for the “number” of officials, Deputy Chairman of the Government of the Russian Federation Maxim Akimov. He noted that Russia is late with the digitization of transport and logistics chains from the APR, as a place of concentration of world shippers, and urged Russian companies to become a benchmark of digitalization. From the point of view of business processes, transportation is an ideal object for digitalization, which has the potential of increasing efficiency to 35% due to the seamless delivery of cargo, new digital services for the passenger and other technologies. Mr. Akimov proposed to build a “transport digital bridge” in the APR, which would guarantee to all participants of traffic the authenticity of digital signatures and secure operation in a digital environment.

Sergey Ivanov, the presidential special envoy for environmental protection, ecology and transport, supported Akimov, saying that optimizing transportation costs would increase GDP by 1%.

Oleg Belozerov, general director of Russian Railways, described the corporation he managed as the largest owner of information on the transport of goods and passengers, and spoke about the railway digitalization strategy, including external and internal contours. In the outer contour, new services are provided to customers by using the numbers: intermodal and “seamless” transportation, and others. Russian Railways already has a project “Digital Railway”, which implies the creation of an integrated freight management system, including an electronic trading platform. This relieves the process of many documents, the shipper can order the shipment in a few clicks. The system allows you to see where the cars are, to reduce their empty mileage. According to Mr. Belozerov, 3000 shippers have already joined the platform, its turnover exceeds 10 billion rubles. The system includes, besides the railway, also motor transport, warehouses, and in the future it plans to include cargo insurance. RZD provides passengers with travel document services, incl. for multimodal transportation, the ability to book a hotel, etc. The inner loop includes increasing the efficiency of transport processes, optimization of procedures and process chains. This is, for example, a mobile application for railway workers. Together with Japanese specialists, they are testing the sensors of refrigerated containers for perishable goods shipped via Transsib.

The topic of Chinese transit was not ignored: Anton Zamkov (“RT-Invest Transport Systems”) proposed to equip all the cars crossing the border of the Russian Federation and the People's Republic of China with GLONASS and Chinese Beidou. Qingwei Zhang (First Secretary of the CPC Committee of Heilongjiang Province) called for the implementation of the joint project “Logistics Information Port of Northeast Asia”. Finally, Viktor Parakhin (FSUE ZashchitaInfoTrans) proposed to create an EurAsEC “trust space” on the basis of a single digital platform, including “digital transport corridors”. Such a platform, in the opinion of the speaker, could contain information about the cargo, provide accelerated customs procedures, multimodal transportation, seamless and barrier-free transportation. This will reduce the time of transportation of goods along the "green corridor" from China to the EU from 20 to 5 days. The speaker recommended using the Primorye-2 transport corridor as a testing ground. To do this, equip a section of the road in this corridor with smart infrastructure, launch unmanned cargo vehicles along the Primorye-2, and work on a platform like smart digital checkpoint ", Technology of automated transshipment, multimodal transport," smart port "and" smart logistics center. " The successful experience of creating “digital corridors” of Primorye-1 and Primorye-2 can be subsequently extended to other routes.



TRANSBOUNDARY TRADE
Another promising area of ​​digitalization is international trade with its critical link in the form of delivery infrastructure, in which postal services play a leading role. Nikolai Podguzov, General Director of the Post of Russia, spoke about the digitalization of his department, which delivers 200 million packages from China per year. The share of online trading in the total volume of Russian trade does not yet exceed 3,5%, the Ministry of Industry and Trade plans to bring it to 20%. To this end, Pochta Rossii launches construction of 38 logistics centers in 34 cities, which will ensure delivery of shipments within 1-2 days for 80% of the population, investment in this project amounts to 24 billion rubles. One of these complexes, worth 3 billion rubles. and an area of ​​17 thousand square meters. m, will be in 2020 year launched in Khabarovsk, which will send to the region up to 15 million parcels.

The logistics complex, according to Mr. Podguzov, is not only a sorting zone, but also a place for storage where it is possible to complete orders upon purchase. Trade center will be the tenants of the center. Pochta Rossii also develops express channels, which reduces the delivery time for small packages from China from 2-3 weeks to one week, and in the long term 1,5-2 years to 3 days.

Mr. Podguzov's colleague, Vice President of the China Post Group, Mr. Li Xiong, said that his department was engaged in Internet delivery from 2001, and in 2017, 1,2 processed billions of packages. China Post has more than 60 logistics centers working with foreign operators, there is a special warehouse center for Russia. Mr. Li Xiong estimated the opportunities of trade with us as remarkable: trade volumes are growing, in 2017 more than 100 million parcels were sent to the Russian Federation. Russia is becoming an increasingly important partner, so the Chinese partners are ready to invest in the development of cross-border trade infrastructure. Currently, air delivery of goods from Hangzhou to Siberia is being carried out, and a line to Moscow is planned. Neighboring Far East Chinese postal workers intend to serve through the railway.

The CEO of eBay in Russia and in the emerging markets of Europe Ilya Kretov, in turn, estimated the Russian e-commerce market as very promising: while electronic retail in Russia is only 2,5-3% of the total retail volume. With regard to international online commerce, Russia with the turnover of this segment in 18 billion dollars takes less than 1% of the global market. Mr. Kretov sees growth prospects, in addition to imports, in the development of exports: today retail exports amount to about 400 million dollars, and this volume, in his opinion, can be increased by 25 times. A promising user of e-commerce is a small business. Now in Russia only 0,3-04% of small business is engaged in export, in Eastern Europe - 2%, in western - 7%. When the European level is reached in Russia, the volume of the export market will be already 10 billion dollars, for this eBay has taken up the export of cities in Russian regions. So far, according to Mr. Kretov, residents of an masse regions are not ready for export: they do not know English, do not understand what market-plays are, and do not have a customer service culture. There are also problems in the sphere of state regulation: the issue of the VAT refund for retail exports has not been resolved, the procedure for the temporary export of goods to temporary storage warehouses abroad.

The director of the China International Center for Electronic Commerce, Mr. Zhu Xiaoliang, drew the attention of the audience to the opportunities offered by the electronic trading format B2С for small and medium-sized businesses in the border regions. The partner of McKinsey & Company, Elena Kuznetsova, outlined the goal of achieving e-commerce in 20% by 2025 and pointed to a small share of exports - today the outgoing traffic from Russian e-commerce is 1% of incoming. The Chinese side has done a lot of work in providing convenient trading platforms and service packages, and the government and provincial authorities have made efforts — for example, have compensated enterprises for connecting to the platforms. At the same time, there are no such players in Russia who would provide services to small enterprises in the regions.

Vera Podguzova (Russian Export Center) recalled the task of growing non-energy non-commodity exports by 2024, and listed four areas of REC's work on the development of e-commerce: training exporters, streamlining the regulatory framework, creating an integrated export infrastructure and reducing the cost of exporting e-commerce through logistics, marketing and payment processing. Speaking at the section on Russian-Chinese communications, Deputy Chairman of the Government of Udmurtia Mikhail Khomich, in turn, recommended the REC as an effective tool for penetrating the Chinese market of exporters, to whom it is just necessary to bring it (REC) to the opportunity.

Russia's trade representative in China, Sergei Inyushin, recalled that China accounts for half of global e-commerce (1 trillion dollars). The turnover of Russia with 13 billion dollars is less in 100, and the export turnover is less in 100 times. In order to qualify for a place in export, Russian producers should actively develop themselves through e-commerce; there are no other ways anymore. The problem of the development of Russian exports, according to Mr. Inyushin, is not in choosing a site or in marketing - China has already invented excellent tools to promote products that Russian exporters can use - but in the presence of export production.

PROLOGUE INSTEAD OF EPILOGUE
At the end of the review, it should be noted that food production is one of the few competitive industries in Russia that can increase non-oil and non-energy exports to China. At the same time, the Chinese market is protected by numerous non-tariff barriers - about which representatives of the very small business, which is ordered to increase exports to China 25 times, unfortunately, did not have the opportunity to ask questions to Chinese officials.

The story is known that the Chinese began to let the Russian ice cream into their trading networks only after the Russian president personally brought a batch of ice cream as a gift to the Chinese leader. Since this way of penetrating the PRC market cannot be scaled, coastal exporters gathered at the Upgrade lab mentioned at the beginning of the text came to the conclusion that e-commerce tools should be used for export and agreed to create a local digital marketing platform without waiting for the appearance in Vladivostok REC training programs.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальний Восток в «цифре»

На сессиях ВЭФ обсудили проблемы ИТ-инфстраструктуры и способы их решения

Цифровизация российской экономики сегодня – ведущий тренд: недавно утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Неудивительно, что четвертый Восточный экономический форум во Владивостоке был намного более «цифровым», чем предыдущий – данной теме в той или иной мере было посвящено восемь секций. Кроме того, была прокатана короткая версия цифрового интенсива «Остров 10-21», состоялась презентация Школы цифровой экономики ДВФУ (которая, впрочем, свелась к сольному выступлению видного адепта цифровизации российской экономики - главы Сбербанка Германа Грефа). Перед началом форума краевая администрация организовала для малого бизнеса «Восточную Upgrade-лабораторию», на которой обсуждались перспективы развития в крае цифрового предпринимательства. Не все 8 секций затрагивали Дальний Восток, часть обсуждений имели характер межведомственных совещаний по выполнению нацпрограммы. В результате обсуждений проявилась региональная специфика в трех направлениях: ИТ-инфраструктура, транспорт и трансграничная торговля.

Дальний Восток в «цифре»
Фото: ТАСС, Фотобанк ВЭФ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Цифровизация невозможна без соответствующей инфраструктуры. Тем не менее, о ней периодически забывают: например, при строительстве космического города Свободный, который должен был стать «умным городом», не заложили требования по организации связи.

Основная же проблема с ИТ-инфраструктурой, как отметили участники одноименной секции, состоит в нехватке у государства средств для инвестиций. Операторы, в свою очередь, не видят для себя выгоды в развитии инфраструктуры, или видят её только для крупных городов. На существующей же инфраструктуре сервисы предоставлять невыгодно: для окупаемости дата-сервисов нужно снизить издержки в 2-3 раза. Из этого замкнутого круга есть всего три модели выхода: американская (высокий платежеспособный спрос и развитые рынки), китайская (инфраструктурные госинвестиции в регионы низкого спроса), и третья - концессия с неконкурентной средой, но с обязательствами оператора, такая модель реализована в Бразилии в труднодоступных районах Амазонки.

Для различных районов Дальнего Востока нужны разные модели: американская на развитом юге, китайская в менее обжитых местах, и бразильская на необжитом севере (улусы в Якутии, районы Чукотки и Магаданской области). По словам главы «Ростелекома» Михаила Осеевского, формат ГЧП в этой сфере перспективен, но бизнес должен предложить государству свои модели по концессиям.

Этот тезис поддержал представитель «Ростеха» Василий Бровко: государство, не имея достаточно средств для всех проектов развития, активно использует ГЧП, но для его реализации необходим ответственный бизнес, готовый работать в таких проектах с меньшей долей прибыли, чем 10-15 лет назад. Он разделил ИТ-инфраструктуру на базовую, которую государство должно развивать в ориентации на 50-летний период, и сервисы, которые можно создавать на основе этой инфраструктуры - от телемедицины до дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), в отдельности они могут быть интересны разным инвесторам. Прикладные сервисы могут появляться на уровне среднего и малого бизнеса. При этом, государство должно гарантировать, что правила ГЧП не будут меняться хотя бы 10 лет, иначе бизнес не сможет спланировать свое участие в концессии. Г-н Бровко предложил использовать ДФО в качестве пилотной зоны для внедрения робототехники, искусственного интеллекта и других, в проектах опережающего развития на территориях, неблагоприятных для постоянного проживания людей.

Чжу Сянь (Новый банк развития БРИКС) согласился с тем, что на все виды инфраструктуры у государства денег не хватит, и предложил выделить три категории инфраструктур, каждую из которых следует развивать по-своему: имеющие коммерческий потенциал и обеспечивающих возврат инвестиций, их государству поддерживать не обязательно; инфраструктурные проекты, доход которых недостаточен для частных компаний, им нужна поддержка государства в виде минимальных концессий; проекты в отдаленных районах, которые не принесут дохода, участие государства в них критически важно.

Владислав Бутенко (Boston Consulting Group) констатировал отсутствие единой простой модели развития ИТ-инфраструктур для Дальнего Востока и исчерпание возможностей для выгодных бизнес-проектов, вследствие чего теперь придется высчитывать каждый проект и подбирать для него индивидуальное решение. Новая модель работы с издержками - это шеринг между операторами и распределение издержек между операторами и государством. Наконец, сферу ИКТ следует считать не отдельной отраслью, а функционалом, который пронизывает все отрасли и должен быть заблаговременно подготовлен регионами в виде агрегированного плана создания сетей связи.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА
Тезис об ИКТ как функционале, пронизывающем все отрасли, получил подтверждение на других секциях. Одной из самых представительных стала секция, посвященная цифровизации транспорта, которую открыло выступление одного из главных ответственных за «цифру» чиновников, зампреда Правительства РФ Максима Акимова. Он отметил, что Россия опаздывает с цифровизацией транспортно-логистических цепочек из АТР, как места концентрации мировых грузоотправителей, и призвал сделать российские компании бенчмарком цифровизации. С точки зрения бизнес-процессов транспорт – идеальный объект для цифровизации, имеющий потенциал роста эффективности до 35% за счет бесшовной доставки груза, новых цифровых сервисов для пассажира и других технологий. Г-н Акимов предложил построить «транспортный цифровой мост» в АТР, который бы гарантировал всем участникам перевозок достоверность цифровых подписей и защищенное оперирование в цифровой среде.

Сергей Иванов, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, поддержал Акимова, заявив, что оптимизация транспортных расходов даст рост ВВП на 1%.

Гендиректор РЖД Олег Белозёров охарактеризовал управляемую им корпорацию как крупнейшего владельца информации о перевозках грузов и пассажиров, и рассказал о стратегии цифровизации железной дороги, включающей внешний и внутренний контуры. Во внешнем контуре клиентам при помощи цифры предоставляются новые сервисы: интермодальные и «бесшовные» перевозки, и другие. У РЖД уже есть проект «Цифровая железная дорога», предполагающая создание интегрированной системы управления грузовыми перевозками, включающей электронную торговую площадку. Это избавляет процесс от множества документов, грузоотправитель может заказать перевозку в несколько кликов. Система позволяет видеть, где находятся вагоны, снизить их порожний пробег. К платформе, по словам г-на Белозерова, уже присоединилось 3000 грузоотправителей, её оборот превышает 10 млрд рублей. Система присоединяет, кроме железной дороги, также автотранспорт, склады, и в перспективе планирует включить страхование грузов. Пассажирам РЖД предоставляет сервисы по оформлению проездных документов, в т.ч. на мультимодальные перевозки, возможность заказать гостиницу и т.д. Внутренний контур включает повышение экономичности транспортных процессов, оптимизацию процедур и технологических цепочек. Это, например, мобильное приложение для путейцев. Вместе с японскими специалистами тестируются датчики рефконтейнеров для скоропортящихся грузов, отправляемых по Транссибу.

Не осталась без внимания тема китайского транзита: Антон Замков («РТ-Инвест Транспортные Системы») предложил оборудовать все автомобили, пересекающие границу РФ и КНР, системами ГЛОНАСС и китайской Бэйдоу. Цинвэй Чжан (первый секретарь комитета КПК провинции Хэйлунцзян) призвал к реализации совместного проекта «Логистический информационный порт Северо-восточной Азии». Наконец, Виктор Парахин (ФГУП «ЗащитаИнфоТранс») предложил создать «пространство доверия» ЕврАзЭС на основе единой цифровой платформы, включающей «цифровые транспортные коридоры». Такая платформа, по мнению выступающего, могла бы содержать информацию о грузе, обеспечивать ускоренное прохождение таможенных процедур, мультимодальные перевозки, бесшовную и безбарьерную транспортировку. Это позволит сократить время перевозки груза по «зеленому коридору» от Китая до ЕС с 20 до 5 дней. Докладчик рекомендовал использовать в качестве полигона транспортный коридор «Приморье-2», для чего оборудовать участок дороги в этом коридоре «умной» инфраструктурой, запустить по «Приморью-2» беспилотный грузовой автотранспорт, отработать на платформе такие сервисы, как  «умный цифровой пункт пропуска», технологию автоматизированной перегрузки, мультимодальных перевозок, «умный порт» и «умный логистический центр». Успешный опыт создания «цифровых коридоров» Приморье-1 и Приморье-2 может быть впоследствии распространен на другие трассы.  

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
Ещё одна перспективная сфера цифровизации – это международная торговля с её критическим звеном в виде инфраструктура доставки, в которой ведущую роль играют почтовые службы. Гендиректор «Почты России» Николай Подгузов рассказал о цифровизации своего ведомства, которое доставляет из Китая 200 млн посылок в год. Доля онлайн-торговли в общем объеме российской торговли пока не превышает 3,5%, Минпромторг планирует довести её до 20%. С этой целью «Почта России» запускает строительство 38 логистических центров в 34 городах, что позволит обеспечить доставку отправлений в течение 1-2 дней для 80% населения, инвестиции в этот проект составляют 24 млрд руб. Один из таких комплексов, стоимостью 3 млрд руб. и площадью 17 тыс. кв. м, будет в 2020 году запущен в Хабаровске, что позволит пересылать в регион до 15 млн посылок.

Логистический комплекс, по словам г-на Подгузова, является не только зоной сортировки, но и местом складского хранения, где можно комплектовать заказы при покупке. Арендаторами центра выступят торговые компании. «Почта России» также развивает экспресс-каналы, что уменьшает срок доставки небольших посылок из Китая с 2-3 недель до одной недели, а в перспективе 1,5-2 лет - до 3 дней.

Коллега г-на Подгузова, вице-президент China Post Group г-н Ли Сюн рассказал, что его ведомство занимается интернет-доставкой с 2001 года, и в 2017 году обработало 1,2 млрд посылок. China Post имеет более 60 логистических центров, работающих с иностранными операторами, специальный складской центр есть и для России. Возможности торговли с нами г-н Ли Сюн оценил как замечательные: объемы торговли растут, в 2017 году в РФ отправлено более 100 млн посылок. Россия становится все более важным партнером, поэтому китайские партнеры готовы вкладываться в развитие инфраструктуры трансграничной торговли. В настоящее время осуществляется авиадоставка грузов из Ханьчжоу в Сибирь, планируется линия до Москвы. Соседний Дальний Восток китайские почтовики намерены обслуживать посредством железной дороги.

Гендиректор eBay в России и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов, в свою очередь, оценил российский рынок электронной торговли как весьма перспективный: пока электронный ритейл в России составляет всего 2,5-3% от общего объема ритейла. Что касается международной онлайн-торговли, то Россия с оборотом этого сегмента в 18 млрд долл. занимает меньше 1% глобального рынка. Перспективы роста г-н Кретов видит, помимо импорта, и в развитии экспорта: сегодня розничный экспорт составляет около 400 млн долл., и этот объем, по его мнению, может быть увеличен в 25 раз. Перспективным пользователем электронной торговли является малый бизнес. Сейчас в России экспортом занимается только 0,3-04% малого бизнеса, в восточной Европе – 2%, в западной – 7%. При достижении в России европейского уровня объем экспортного рынка составит уже 10 млрд долл., для этого eBay занялась экспортизацией городов в российских регионах. Пока, по словам г-на Кретова, жители регионов an masse не готовы к экспорту: они не знают английского, не понимают, что такое маркет-плейсы, не владеют культурой обслуживания клиента. Есть и проблемы в сфере государственного регулирования: не решен вопрос о возврате НДС при розничном экспорте, порядок временного вывоза товаров на склады временного хранения за рубеж.

Директор Китайского международного центра электронной коммерции г-н Чжу Сяолян обратил внимание аудитории на возможности, которые предоставляет электронная торговля формата В2С для малого и среднего бизнеса приграничных регионов. Партнер McKinsey & Company Елена Кузнецова обозначила цель достижения в электронной торговле 20% к 2025 году и указала на малую долю экспорта – сегодня исходящий трафик российской электронной торговли составляет 1% от входящего. Китайская сторона проделала большую работу по предоставлению удобных платформ торговли и пакетов услуг, приложили усилия и государство, и власти провинций - например, компенсировали расходы предприятий по подключению к платформам. При этом в России пока не видно таких игроков, которые бы предоставляли услуги малым предприятиям в регионах.

Вера Подгузова (Российский экспортный центр) напомнила про задачу роста к 2024 году товаров неэнергетического несырьевого экспорта и перечислила четыре направления работы РЭЦ по развитию электронной коммерции: обучение экспортеров, оптимизация нормативно-правовой базы, создание комплексной экспортной инфраструктуры и снижение затрат на экспортную интернет-торговлю за счет логистики, маркетинга и обработка платежей. Выступавший на секции по российско-китайским коммуникациям зампред Правительства Удмуртии Михаил Хомич, в свою очередь, рекомендовал РЭЦ как эффективный инструмент для проникновения на рынок Китая экспортеров, до которых просто надо донести его (РЭЦ) возможности.

Торгпред России в КНР Сергей Инюшин напомнил, что на долю Китая приходится половина мировой электронной коммерции (1 трлн долл.). Оборот России с 13 млрд долл. – в 100 раз меньше, а экспортный оборот меньше ещё в 100 раз. Для того чтобы претендовать на место в экспорте, российским производителям следует активно развивать себя с помощью электронной коммерции, других путей уже нет. Проблема развития российского экспорта, по мнению г-на Инюшина, заключается не в выборе площадки и не в маркетинге - Китай уже придумал отличные инструменты продвижения товаров, которыми российские экспортеры могут пользоваться, - а в наличии экспортного производства.

ПРОЛОГ ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В завершение обзора следует заметить, что производство продуктов питания является одной из немногих конкурентоспособных отраслей в России, за счет которых возможен рост несырьевого и неэнергетического экспорта в Китай. При этом китайский рынок защищён многочисленными нетарифными барьерами - по поводу которых представители того самого малого бизнеса, которому предписывается в 25 раз увеличить экспорт в Китай, к сожалению, не имели возможности задать вопросы китайским чиновникам.

Известна история о том, что российское мороженое китайцы стали пускать в свои торговые сети только после того, как президент России лично привез партию мороженого в подарок китайскому лидеру. Поскольку подобный способ проникновения на рынок КНР невозможно масштабировать, приморские экспортеры, собравшиеся на упомянутой в начале текста Upgrade-лаборатории, пришли к выводу о необходимости использования для экспорта инструментов e-commerce, и договорились о создании местной цифровой сбытовой платформы, не дожидаясь появления во Владивостоке обучающих программ РЭЦ.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике