Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальний Восток выбирает бренды

Алексис Деларофф о том, какие гостиницы нужны региону

Гостиничный бизнес на Дальнем Востоке России будет развиваться, уверен Алексис Деларофф, региональный директор AccorHotels в России, Грузии и странах СНГ. На полях четвертого Восточного экономического форума представитель одного из крупнейших в мире гостиничных операторов поделился с EastRussia перспективными планами компании в России.

Дальний Восток выбирает бренды
- Алексис, вы представляете AccorHotels – одного из крупнейших в мире гостиничных операторов. Под вашим управлением находятся всемирно известные бренды, охватывающие как «эконом», так и «люксовый» сегменты. Как будут развиваться средства размещения на Дальнем востоке? Какие это будут направления, какие ценовые сегменты, какие бренды?

– Мы работаем в России 26-ой год. В нашем портфеле представлено 47 работающих гостиниц, и мы не стоим на месте. Реализуется много интересных проектов, мы открываем по 5–8 отелей в год. Активно интересоваться Дальним Востоком мы начали 2–3 года назад. Я объехал очень много городов, чтобы ознакомиться с регионом и понять его. Так, я был в Якутске, в Петропавловске-Камчатском, в Магадане, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске, Хабаровске.
Серьезным шагом станет открытие гостиницы Mercure в Благовещенске. Вероятно, оно произойдет уже в следующем году. А на этом Форуме мы подпишем письмо о намерении построить гостиницу Mercure и в Якутске.

- Почему именно Благовещенск станет для вас точкой входа на Дальний Восток и чем обусловлен выбор бренда, почему именно Mercure?

– Важно учитывать сам город, конкуренцию, потенциал. Благовещенск находится на границе, рядом, через реку Амур, расположен большой китайский город Хейхе. Между берегами построена канатная дорога, идет строительство моста. Действует упрощенный пограничный режим. Почему именно Mercure? Выбор продиктован объективными причинами: владельцем была поставлена задача по созданию гостиницы в 4 звезды в уже существующем здании. К тому же, Mercure – бренд – направленный не только на бизнес, но и на отдыхающих.

- Вы плотно занимаетесь Дальним Востоком с 2016 года. Расскажите, какие есть перспективы, какие города кроме Благовещенска и Якутска вам наиболее интересны?

– В течение последних лет велась работа по Владивостоку, у нас в стадии разработки находится сразу несколько проектов. Однако на данном этапе ничего формально не подписано, поэтому каких-то конкретных заявлений мы сделать не можем. В Хабаровске мы ведем переговоры по двум объектам прямо в центре города. Но и здесь мы тоже еще не пришли к финальному решению. Также среди перспективных направлений – открытие отеля в Петропавловске-Камчатском, предварительно, это будет Novotel или Pullman – 4 или 5 звезд; а также в Южно-Сахалинске. Там мы ведем переговоры с владельцами нескольких существующих отелей, чтобы обновить их и провести ребрендинг.

- В упомянутых вами проектах речь идет о частных инвестициях? Расскажите подробнее о формате взаимоотношений с собственниками, инвесторами.

– Наши проекты – это всегда только частные инвестиции. У нас с государством нет никаких финансовых взаимоотношений. Государство должно вкладываться в инфраструктуру, а не в какие-то отдельные проекты, на мой взгляд.

Что касается формата взаимоотношений, как правило, у нас подписываются договоры франшизы и договоры управления. При франшизе инвестор получает бренд, систему бронирования и определенные маркетинговые услуги. Если речь идет об управлении, то в дополнение к перечисленным пунктам владелец получает услуги управления, которые включают назначение управляющего, регулярный контроль эффективности работы отеля, анализ операционных результатов и так далее.

При этом мы не вкладываем деньги в строительство отелей. Нам нужен инвестор, который в нас поверит, захочет построить отель и подпишет с нами долгосрочный договор, а договоры мы обычно подписываем на 20 лет, на этот срок передается франшиза.

- Ситуация с гостиницами на Дальнем Востоке остается сложной. Например, во Владивостоке стоят два недостроенных Hayatt. Какие основные преграды вы видите?

– В течение продолжительного времени до дальневосточных городов было очень долго и сложно добираться. Дружба с Китаем, которая влечет за собой большие туристические потоки, длится всего 4–5 лет. А раньше китайские туристы во Владивостоке не рассматривались как очень желанные. Но все меняется. Туристические потоки из Китая, Кореи, Японии увеличиваются. Это надо учитывать. Сегодня мы можем заполнить отели не только москвичами и местным бизнесом, но и привлечь туристов и бизнесменов из соседних стран. Поэтому это стало интересно иностранным сетям. Почему Hayatt не достроен – это не мой вопрос. У меня есть свой ответ, но это не мой вопрос.

- Выбирая локации для гостиниц, вы скорее опираетесь на существующий спрос или пытаетесь спрогнозировать возможную динамику в будущем?

– Когда строится гостиница, она строится на 30–50 лет. Когда ты ориентируешься на Чемпионат мира или какие-то экономические форумы, которые заполняют средства размещения на 3–4 дня, ты обманываешь себя и обманываешь инвестора. Поэтому надо смотреть на существующий спрос. Как показывают факты, спрос всегда растет. Если взять любой город России 10 лет назад и сегодня, то 90% городов демонстрируют определенный экономический рост, который влечет за собой потребность в гостиничном бизнесе.

- Продолжая разговор об инвесторах, если гостиница имеет 4 звезды и строится с нуля, какой сегодня будет средний срок окупаемости?

– Здесь надо задуматься, какую ты себе ставишь цель как инвестор. Если 5-звездочные гостиницы работают на капитализацию и приносят деньги в случае последующей перепродажи, то создание 4-звездочного отеля может обеспечить стабильный приток средств от ежедневной работы. В среднем, такой отель будет окупаться около 15 лет.

В то же время 3-звездочный отель, если найти правильную локацию, размер гостиницы, стройматериалы и так далее, можно окупить за 8–10 лет. Но здесь много зависит от местного налогообложения, местной специфики по налогам. Сейчас стоимость налогов рассчитывается от кадастровой стоимости отеля, которая практически на уровне рынка, и это очень много, это убивает в какой-то мере проект. В этом вопросе государству надо принять решение, что оно хочет – развивать промышленность или туризм. Туризм в России – это 3% ВВП, а, к примеру, в Европе – 10-12% ВВП. Если ты хочешь развивать туризм, ты должен создавать условия для развития туризма. Условия, которые сейчас еле-еле создаются.

Очень большое значение имеет инфраструктура. К примеру, вот такой вопрос, что должно появиться раньше, гостиница или хороший аэропорт? Я знаю, что в регионах Дальнего Востока идут серьезные инвестиции в развитие инфраструктуры, и это радует. Количество туристов надо наращивать, а если будет много туристов – надо строить отели. Но сложно построить сперва отели и подождать что, может, туристы приедут. Тогда отель простаивает, и ты банкрот.
Несмотря на объективные сложности, мы продолжаем работу на Дальнем Востоке, и я думаю, что в среднесрочной перспективе крупные города однозначно будут развиваться с помощью международных сетей. Наши планы по развитию сети в регионе серьезные, мы очень активно рассматриваем все существующие возможности для развития, и я уверен, что в ближайшие годы представительство AccorHotels на Дальнем Востоке будет увеличиваться.