Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Far East took a benchmark for young

FEFD enterprises are ready to invest in students and in the development of their competencies

The Far East has always lacked working hands; there is a great demand for personnel even now. However, today enterprises are increasingly willing to accept young specialists, look for them in universities and secondary specialized educational institutions, and then invest in their further development and training. Why the Far Eastern Federal District is targeting young people and what kind of specialists the macro-region needs now, Sergey Khovrat, head of the Agency for the Development of Human Capital in the Far East, told EastRussia.

Far East took a benchmark for young
Photo: ARCHK DV Press Service

- Sergey Vladimirovich, now the Far East, in fact, is experiencing a new wave of industrialization. In your opinion, what specialties in the labor market will be in demand?

- Regarding the great industrialization - I agree. For example, the industrial production index in the Far East for the nine months of 2019 amounted to 6,9%. The all-Russian indicator is 2,7%. More than two thousand investment projects will either be or are already being implemented in the Far East - these are new enterprises, new industries in the region. Accordingly, this is a new challenge.

With regard to industries, the greatest personnel demand is at mining enterprises, in forest processing, in aquaculture and fish farming, transport and logistics, and agriculture. If we talk about professions, then there is a wide list: mining engineer, surveyor, mechanical engineer, technologist in the forest industry, boatmaster, etc. These specialties are in demand now and will be in demand in the future, because enterprises are developing, more people are needed .

An interesting trend that we see today is that employers are very interested in young people who have just graduated either from secondary specialized educational institutions or from higher educational institutions. They are interested in attracting graduates to work and investing in their development.

A resident of the Mikhailovsky TOP RusAgro-Primorye is a vivid example of working with graduates. The company organizes long-term - from six months to a year - internships for senior students and graduates of relevant universities. They are sent to the Tambov and Belgorod regions, where the agricultural projects that we are just starting up have already been working for a long time. According to the company, 90% of interns as a result are included in the company's staff. Senior agronomist-seed producer, head of the laboratory, veterinarians, software engineer - these are the positions held by yesterday's students.

Similar trajectories of personnel development exist in other regions. I will give one more example: in Khabarovsk, a girl got a job as a vegetable grower at JGC Evergreen. Having worked a little, I realized that she was interested, the company became interested in her as an employee, paid for university studies, and the person became an agronomist, built his career and realized.

That is, now our region offers young interested, ambitious people the prospects of rapid career growth and self-realization.

- That is, if in the central part of Russia a person received an education and very often cannot find it without work experience, then in the Far East does an employer invest in the development of competencies?

- There are such examples, and there are really quite a lot of them. Based on the need that we collected last year until 2025, 35% fall on vacant positions without the requirement for seniority.

- You did not make any rating on the most popular specialties?

- Demand is determined by what kind of production is developed in the region. If we talk about the Primorsky Territory, for example, electric and gas welders are constantly required there, because the Zvezda plant, the Far Eastern shipbuilding and ship repair center, and other shipbuilding companies work there. If we talk about Sakhalin, then professions related to the oil and gas sector are in demand there, as well as specialists in the tourism industry are required there. In the Khabarovsk Territory, specialists are needed for local industries, for example, for KnAAZ named after Yu. A. Gagarin. "

In the context of profiles, the most frequent applications of employers for search and selection of vacancies are a tractor driver, an underground miner, a ship electrician, a sailor, a mining excavator engineer, a hull builder for metal vessels, instrumentation and automation, and a gas and gas welder. In the category of unique specialists, more often than others, an auditor in the construction industry, a specialist in customs transit clearance, a chief agronomist, and a head veterinarian were required. There is a high demand for leading positions for chief designers and mechanics, project managers in the field of shipbuilding.

- Do you have to look for some unusual specialists?

- Not so long ago, my employees had a need to find a person in a unique position - the main agronomist in the Sayuri greenhouse complex in Yakutia. It would seem, what greenhouses in Yakutia? But there is serious, in my opinion, production, for which an agronomist is needed to competently monitor the process of growing plants in difficult climatic conditions. In general, it’s interesting to look for a person for any position, in each case you find your own flavor, and when it turns out, the work undoubtedly brings satisfaction.

- What is the mechanics of the selection of employees?

- The main task of the Agency for the Development of Human Capital is to provide personnel for the residents of the TOP, investors and other business entities. We help enterprises that receive government support for free. We have formed competencies and a very serious analytical, methodological basis. That is, we take a specific enterprise and, based on its needs, help it: show where to find employees, go to public authorities in order to organize the training process for the future - to teach specific specialties. Based on the needs and our expert assessment, a checklist of admission to educational institutions, selection, etc. is compiled.

Everyone has different requests. Recently in Vladivostok met with a company that manufactures socks. She just needed specialists here and now, one or two people, because there are not so many such specialists and is needed in principle. The optimal solution in this case is production training. But there are large companies, for example, mining companies, this is already a big strategic task, where a search on job sites does not help, you need interaction with government bodies in order to ultimately find the right specialists and organize professional training for future periods.

- You help residents, but there are a lot of them. How do you deal? Or is there no influx of calls?

- There is an influx of calls. For example, according to the state program in 2020, our task is to employ about 15 thousand specialists. It is clear that we cannot interact on an individual plan with each resident, because we are not a recruitment agency that simply selects people. We use modular solutions, well-established interaction mechanics, so to speak, impose a “tracing-paper” on the project and adapt it for a specific employer.

That is, ARCHK DV works as an integrator. To solve strategic problems, we interact with authorities located in the region - employment centers, ministries of education, ministries of economy. We ourselves, of course, could not cope. If we talk about strategy, then the collection of staffing needs becomes an important link. Why collect them, for example, until 2025? In order to calculate the need now and apply it to the existing education system, to understand where there are distortions. In 2018, we carried out this work, in collaboration with local government bodies, we managed to open 17 new specialties, most of them in STR.

- And if you need specialists who are not in the region?

- The same thing - we are looking for where to get it. First, we look at the nature of the need - whether experience is needed, how many specialists are needed, with what education, in which specialties. We look at the regions where there is a similar production, we attract under the programs "Compatriots", "Labor Mobility". We organize retraining for the local market, work with educational organizations that can train such specialists.



- And if a non-resident calls for your help, will you help such a company?

- We work with everyone. Residents are the main direction, but there are also non-residents. For the nine months of 2019, we promoted the employment of personnel in 72 companies. In general, we have agreements with 300 companies. Someone needs to show the way to the educational institution, someone needs to find specialists, someone needs the whole list of our services. And someone just enters the market, and we help such companies navigate the market - we prepare a salary survey so that on this basis the company can easily create a staffing table.

- By the way, about salaries. Regional authorities often say that salaries in the Far East should be two to three times higher than in the European part of Russia for people to go there. What can you say about salary market surveys?

- On average, salaries in the Far East are now higher than in the European part by 23%. Of course, wages differ in different industries, regions, and for different specialties: among qualified specialists, the excess of wages can now be several times higher.

In the modern realities of the Far East, an ASEZ resident can establish an increased compensation package for his employees due to the financial opportunities that he has in connection with tax preferences that exist for residents of ASEZ and ATP. Companies willing to pay bоlower salaries for qualified specialists with experience and knowledge. Such examples, according to our colleagues from the Far East Development Corporation, are many - MS "Bunker", Mazda, "DV-Engineering". Take the same stone wool factory "TechnoNICOL Far East". The number of employees at the enterprise created by a resident of the Khabarovsk TOP is today just over 150 people, and the average salary is 61 rubles. This despite the fact that the average level of wages in the Khabarovsk Territory is estimated by Rosstat at 553 rubles. For comparison, in the same Krasnodar Territory it is equal to 48 rubles (data from 463). And the number of such examples, thanks to the residents of the ASEZ and SPV, will grow along with the economic activity of the region and the qualifications of personnel.

- Sometimes residents of the Far Eastern cities claim that they themselves do not have enough work, and do not understand why bring people from other regions when there are no places and salaries are small.

- I’ll say right away that in our work, priority in employment is given to residents of the Far Eastern Federal District. About 90% of the specialists employed by the Agency are local residents. If we look at the statistics of the geography of applicants for vacancies that the Agency places on work sites and on our portal “Work in the Far East”, we will see an increase in the share of Far Easterners in these responses. If in 2017 the share of local resumes in our database was 57%, in 2018 it was already 64%. Our main focus is on the inhabitants of the Far East. The agency is ready to offer the residents of the Far Eastern Federal District exactly what new enterprises give, tell where you can study this specialty, where you can retrain, and offer a job with decent wages. There are practically no vacancies with a salary of 18-20 thousand rubles in our bank

- Are there companies in the Far East that invest in university graduates, in retraining, maybe they create departments?

- Gazprom Pererabotka Blagoveshchensk is very seriously investing, interacting with the Far Eastern Federal University, where the department is open. Their joint work began, including through the Agency for the Development of Human Capital. Colmar, Torex-Khabarovsk, RusAgro, UAZ and other companies also do a lot of work with young specialists.

- Today, school graduates really want to get higher education, but enterprises need working specialties. How are such specialties distributed in your job bank?

- 75% of the total staffing needs in the long term until 2025 are workers with secondary specialized education. If we talk about the prestige of professions, in my opinion, the vector is changing. We recently visited Vladivostok, watched a college, which, under a single subsidy from the Ministry for the Development of the East Development, was allocated money to develop the material and technical base. The simulators on which students are now engaged fully correspond to today's realities, and in some cases have even stepped forward. Accordingly, employers go to such colleges because they understand that they are now training specialists who can work on technically relevant equipment.

Speaking in numbers, in the Far East, now 46% of young people aged 15 to 19 are engaged in secondary vocational education, and three years ago this figure was 36,2%. Now the national project "Education" is being implemented, we are working with the Ministry of Education and the regions to finance the development of our educational institutions through this project. In 2019, the competition for 2020 ended, the result is 450 million for 18 colleges. This money, in the end, turns into the competence of students, graduates become in demand.

- And what work is being done with schoolchildren who are faced with the choice of a profession?

- In official language, in 2019, in accordance with the training program for key sectors of the economy, which was approved by the Government, a “road map” for vocational guidance was published. It contains a list of activities that we implement together with the subjects. These are career guidance lessons where we invite our employers, Open Doors Days at enterprises, events within the framework of the “Ticket to the Future”, “Week without Turnstiles” projects, etc. Now, advanced training centers are opening in the Far East, on the basis of which many career guidance events are being held, a set of measures is being implemented to tell you where to find work, with what salary, where to study this profession in the Far East.

If we talk about how we inform the central part of Russia, then in December the Days of the Far East were held for the third time in Moscow, mainly their activities were aimed at schoolchildren and students at secondary specialized educational and higher educational institutions. The exhibition was visited by more than 27 thousand people. In my opinion, every year the interest in knowledge about the Far East among children from the central part of Russia becomes more and more.

- In your opinion, what other measures could help stop the outflow of the population from the Far Eastern Federal District?

- I think that you just need to systematically work on this problem, which is what the Ministry of Eastern Development and Development, Deputy Prime Minister, does. What does a man need? The first is work, the second is housing, and the third is for him to go out and be comfortable with the world around him, reality around him. It is clear that it is simply impossible to do much and for a short time, therefore today new enterprises are being created so that there is work, centers of economic growth are developed so that people can live comfortably. The Far Eastern mortgage should also help. I repeat once again: the systematic implementation of the planned measures, the search for new ideas, solutions will ultimately lead to the fact that the trend of population outflow, I think, will be reversed.

- How will the work of the Agency change after it is renamed the Agency for the Development of Human Capital of the Far East and the Arctic?

- We extend our activities to the Arctic. Additional functions are that the experience that we have gained in the Far East will be implemented, including in the regions of the Arctic zone.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальний Восток взял ориентир на молодых

Предприятия ДФО готовы вкладываться в студентов и в развитие их компетенций

Дальнему Востоку всегда не хватало рабочих рук, большая востребованность в кадрах есть и сейчас. Однако сегодня предприятия все охотнее принимают молодых специалистов, подыскивают их в вузах и средних специальных учебных заведениях, а затем вкладываются в их дальнейшее развитие и обучение. Почему ДФО берет ориентир на молодежь и какие специалисты сейчас нужны макрорегиону, в интервью EastRussia рассказал глава Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Сергей Ховрат.

Дальний Восток взял ориентир на молодых
Фото: Пресс-служба АРЧК ДВ

- Сергей Владимирович, сейчас Дальний Восток, по сути, переживает новую волну индустриализации. На ваш взгляд, какие специальности на рынке труда будут востребованы?

- По поводу большой индустриализации – я согласен. Например, индекс промышленного производства на Дальнем Востоке за девять месяцев 2019 года составил 6,9%. Общероссийский показатель равен 2,7%. Более двух тыс. инвестиционных проектов либо будут, либо уже реализуются на Дальнем Востоке – это новые предприятия, новые отрасли производства в регионе. Соответственно, это и новый вызов.

Что касается отраслей, то наибольшая кадровая потребность на добывающих предприятиях, в лесопереработке, в аквакультуре и рыбоводстве, транспорте и логистике, сельском хозяйстве. Если говорить о профессиях, то здесь широкий перечень: горный инженер, маркшейдер, инженер-механик, технолог в лесной промышленности, судоводитель и т. д. Эти специальности востребованы уже сейчас и будут востребованы в дальнейшем, потому что предприятия развиваются, людей требуется все больше.

Интересный тренд, который мы видим сегодня — это то, что работодатели очень прицельно интересуются молодыми людьми, которые только выпустились либо из средних специальных учебных заведений, либо из высших учебных заведений. Они заинтересованы в том, чтобы привлечь выпускников на работу и инвестировать в их развитие.

Резидент ТОР «Михайловский» «РусАгро-Приморье» – яркий пример работы с выпускниками. Компания организует длительные – от полугода до года – стажировки для старшекурсников и выпускников профильных вузов. Направляют их в Тамбовскую и Белгородскую области, где агропроекты, которые у нас только запускаются, уже работают давно. По данным компании, 90% стажеров в результате включаются в штат компании. Старший агроном-семеновод, руководитель лаборатории, ветврачи, инженер-программист – это позиции, которые занимают вчерашние студенты.

Похожие траектории развития кадров есть и в других регионах. Приведу еще один пример: в Хабаровске девушка устроилась овощеводом в компанию JGC Evergreen. Немного проработав, поняла, что ей это интересно, предприятие заинтересовалось в ней как в сотруднике, оплатило обучение в вузе, и человек стал агрономом, построил свою карьеру и реализовался.

То есть сейчас наш регион предлагает молодым интересующимся, амбициозным людям перспективы быстрого карьерного роста и самореализации.

- То есть если в центральной части России человек получил образование и очень часто не может без опыта работы найти ее, то на Дальнем Востоке работодатель вкладывается в развитие компетенций?

- Есть такие примеры, и их действительно достаточно много. Исходя из той потребности, которую мы собрали в прошлом году до 2025 года, 35% приходится на вакантные должности без требования к стажу работы.

 - Вы не составляли какой-то рейтинг по самым востребованным специальностям?

- Востребованность определяется тем, какое производство развито в регионе. Если говорить о Приморском крае, то там, например, постоянно требуются электрогазосварщики, потому что там работает завод «Звезда», Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, другие судостроительные компании. Если говорить о Сахалине, то там востребованы профессии, связанные с нефтегазовой сферой, также там требуются специалисты туристической отрасли. В Хабаровском крае нужны специалисты для местных производств, например, для «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина».

В разрезе профилей – наиболее частые заявки работодателей на поиск и подбор на вакансии водитель трактора, горнорабочий подземный, электромеханик судовой, матрос, машинист горных выемочных машин, сборщик корпусов металлических судов, слесарь КИПиА, электрогазосварщик. В категории уникальных специалистов чаще других требовались аудитор в сфере строительства, специалист оформления таможенного транзита, главный агроном, главный ветеринарный врач. На руководящие позиции высокий спрос на главных конструкторов и механиков, руководителей проекта в области судостроения.

- А приходится искать каких-то необычных специалистов?

- Не так давно у моих сотрудников появилась необходимость найти человека на уникальную позицию – главный агроном в тепличный комплекс «Саюри» в Якутии. Казалось бы, какие теплицы в Якутии? Но там серьезное, на мой взгляд, производство, для которого нужен агроном, чтобы компетентно следить за процессом выращивания растений в непростых климатических условиях. Вообще искать человека для любой позиции интересно, в каждом случае находишь свою изюминку, и когда получается, несомненно, работа приносит удовлетворение.

- Какова механика подбора сотрудников?

- Основная задача Агентства по развитию человеческого капитала — обеспечивать кадрами резидентов ТОР, инвесторов и другие хозяйствующие субъекты. Мы бесплатно помогаем предприятиям, которым оказывается государственная поддержка. У нас есть сформированные компетенции и очень серьезная аналитическая, методологическая основа. То есть, мы берем конкретное предприятие и, исходя из его потребностей, помогаем ему: показываем, где найти сотрудников, выходим на органы государственной власти, чтобы организовать процесс подготовки кадров на перспективу – обучать конкретным специальностям. На основе потребностей и нашей экспертной оценки составляется план контрольных цифр приема в учебные заведения, подбора и т. д.

У всех разные запросы. Недавно во Владивостоке встречались с компанией, которая занимается производством носков. Ей просто были нужны специалисты здесь и сейчас, один-два человека, потому что таких специалистов не так уж много и нужно в принципе. Решение оптимальное в данном случае – производственное обучение. А есть крупные компании, например, горнодобываюшие, это уже большая стратегическая задача, где поиск по сайтам вакансий не поможет, нужно взаимодействие с государственными органами, чтобы в конечном итоге найти нужных специалистов и организовать профессиональную подготовку кадров на будущие периоды.

- Вы помогаете резидентам, но их очень много. Как справляетесь? Или нет наплыва обращений?

- Наплыв обращений есть. Например, по госпрограмме в 2020 году у нас стоит задача трудоустроить порядка 15 тыс. специалистов. Понятно, что мы не можем взаимодействовать по индивидуальному плану с каждым резидентом, потому что мы – не кадровое агентство, которое просто подбирает людей. Мы используем модульные решения, хорошо зарекомендовавшие себя механики взаимодействия, так сказать, накладываем «кальку» на проект и адаптируем ее под конкретного работодателя.

То есть, АРЧК ДВ работает как интегратор. Для решения стратегических задач мы взаимодействуем с органами власти, которые находятся на территории региона — центрами занятости, министерствами образования, министерствами экономики. Сами бы мы, конечно, не справились.  Если говорить о стратегии, то важным звеном становится сбор кадровых потребностей. Для чего их собирать, например, до 2025 года? Для того, чтобы уже сейчас просчитать потребность и наложить на имеющуюся систему образования, понять, где есть перекосы. В 2018 году мы эту работу осуществили, во взаимодействии с органами государственной власти на местах у нас получилось открыть 17 новых специальностей, большей частью в СПО.

- А если нужны специалисты, которых нет в регионе?

- То же самое — ищем, где взять. Сначала смотрим на характер потребности — нужен ли опыт, сколько специалистов необходимо, с каким образованием, по каким специальностям. Смотрим по регионам, где есть похожее производство, привлекаем по программам «Соотечественники», «Трудовая мобильность». Для местного рынка организуем переобучение, работаем с образовательными организациями, которые могут подготовить таких специалистов.

- А если к вам за помощью обратится нерезидент, поможете такой компании?

- Мы работаем со всеми. Резиденты — основное направление, но есть и нерезиденты. За девять месяцев 2019 года мы содействовали трудоустройству персонала в 72 компании.  А вообще соглашения у нас заключены с 300 компаниями. Кому-то нужно показать путь к учебному заведению, кому-то подобрать специалистов, кому-то нужен весь перечень наших услуг. А кто-то только заходит на рынок, и таким компаниям мы помогаем на рынке сориентироваться — готовим обзор заработной платы, чтобы на этой основе предприятие элементарно могло сформировать штатное расписание.

- Кстати, про зарплаты. Региональные власти часто говорят о том, что зарплата на Дальнем Востоке должна быть в два-три раза выше, чем в европейской части России, чтобы люди ехали туда. Что вы можете сказать на этот счет по обзору рынка зарплат?

- В среднем по Дальнему Востоку зарплаты сейчас выше, чем в европейской части на 23%. Конечно, заработная плата отличается в разных отраслях, регионах и для разных специальностей: у квалифицированных специалистов превышение заработных плат уже сейчас может быть в разы выше.

В современных реалиях Дальнего Востока повышенный компенсационный пакет своим работникам может устанавливать резидент ТОР за счет тех финансовых возможностей, которые у него возникают в связи с налоговыми преференциями, существующими для резидентов ТОР и СПВ. Компании готовы платить большую заработную плату квалифицированным специалистам, обладающим опытом и знаниями. Таких примеров, по данным наших коллег из Корпорации развития Дальнего Востока, немало – МС «Бункер», Mazda, «ДВ-Инжиниринг». Взять тот же завод каменной ваты «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток». Численность персонала на предприятии, созданном резидентом ТОР «Хабаровск», сегодня составляет чуть более 150 человек, а средняя зарплата равна 61 553 рублям. Это при том, что средний уровень заработной платы в Хабаровском крае оценивается Росстатом в 48 463 рубля. Для сравнения, в том же Краснодарском крае он равен 33 845 рублям (данные 2018 года). И количество таких примеров, благодаря резидентам ТОР и СПВ будет расти вместе с экономической активностью региона и квалификацией кадров.

- Порой жители дальневосточных городов заявляют, что им самим не хватает работы, и не понимают, зачем привозить людей из других регионов, когда мест нет и зарплаты небольшие.

- Сразу скажу, что в нашей работе приоритет при трудоустройстве отдается жителям ДФО. Порядка 90% трудоустроенных Агентством специалистов – это местные жители. Если же посмотреть на статистику географии соискателей на вакансии, которые Агентство размещает на работных сайтах и на нашем портале «Работа на Дальнем Востоке», то мы увидим рост доли дальневосточников в этих откликах. Если в 2017 году на долю местных в нашей базе резюме приходилось 57%, то в 2018 году — уже 64%. У нас главная ориентация идет на жителей Дальнего Востока. Агентство готово предлагать жителям ДФО именно то, что дают новые предприятия, рассказывать, где можно обучиться этой специальности, где можно переобучиться, и предложить работу с достойной заработной платой. Вакансий с зарплатой в 18-20 тыс. рублей в нашем банке практически нет

- Есть на Дальнем Востоке компании, которые вкладываются в выпускников вузов, в переобучение, может быть, создают кафедры?

- «Газпром переработка Благовещенск» очень серьезно вкладывается, взаимодействует с Дальневосточным федеральным университетом, где открыта кафедра. Их совместная работа началась, в том числе через Агентство по развитию человеческого капитала. Большую работу с молодыми специалистами также проводят «Колмар», «Торэкс-Хабаровск», «РусАгро», УУАЗ и другие компании

- Сегодня выпускники школ очень хотят получить высшее образование, но на предприятиях нуждаются в рабочих специальностях. Как в вашем банке вакансий распределяются такие специальности?

- 75% от общей кадровой потребности в перспективе до 2025 года — это рабочие со средним специальным образованием. Если говорить о престижности профессий, на мой взгляд, вектор меняется. Мы недавно были во Владивостоке, смотрели колледж, которому по единой субсидии Минвостокразвития выделили деньги на развитие материально-технической базы. Тренажеры, на которых сейчас занимаются студенты, полностью соответствуют сегодняшним реалиям, а в некоторых случаях даже уже шагнули вперед. Соответственно, в такие колледжи и идут работодатели, потому что понимают, что там сейчас готовят специалистов, которые смогут работать на технически актуальном оборудовании.

Если говорить в цифрах, то на Дальнем Востоке сейчас 46% молодежи в возрасте от 15 до 19 лет занимаются в системе среднего профессионального образования, а три года назад этот показатель составлял 36,2%. Сейчас реализуется нацпроект «Образование», мы работаем с министерством просвещения и регионами, чтобы через этот проект проходило финансирование развития наших учебных заведений. В 2019 году завершился конкурс на 2020 год, результат — 450 млн для 18 колледжей. Эти деньги, в конечном итоге, превращаются в компетенции учеников, выпускники становятся востребованными.

- А какая работа ведется со школьниками, которые стоят перед выбором профессии?

- Выражаясь казенным языком, в 2019 году во исполнение программы подготовки кадров для ключевых отраслей экономики, которая утверждена постановлением Правительства, была издана «дорожная карта» по профессиональной ориентации. Она содержит перечень мероприятий, которые мы реализуем совместно с субъектами. Это уроки профориентирования, куда мы приглашаем наших работодателей, Дни открытых дверей на предприятиях, мероприятия в рамках проектов «Билет в будущее», «Неделя без турникетов» и  т. д. Сейчас на территории Дальнего Востока открываются Центры опережающей профессиональной подготовки, на базе которых проходит много профориентационных мероприятий, реализуется комплекс мер, направленных на то, чтобы рассказать, где можно найти работу, с какой зарплатой, где обучиться этой профессии на территории Дальнего Востока.

Если говорить о том, как мы информируем центральную часть России, то в декабре в третий раз прошли Дни Дальнего Востока в Москве, в основном их мероприятия были ориентированы на школьников, на учащихся средних специальных учебных и высших образовательных учреждений. Выставку посетили более 27 тыс. человек. На мой взгляд, с каждым годом интереса к знаниям о Дальнем Востоке у детей из центральной части России становится все больше и больше.

- Как считаете, какие еще меры могли бы помочь остановить отток населения из ДФО?

- Думаю, нужно просто системно работать над этой проблемой, чем и занимается Минвостокразвития, вице-премьер. Человеку нужно что? Первое — работа, второе — жилье, а третье — чтобы он вышел и его устраивал окружающий мир, окружающая действительность. Понятно, что много и в течение короткого времени сделать просто невозможно, поэтому сегодня и создаются новые предприятия, чтобы была работа, развиваются центры экономического роста, чтобы людям было комфортно жить. Должна помочь и «дальневосточная ипотека». Еще раз повторюсь: системная реализация запланированных мер, поиск новых идей, решений в конечном итоге приведет к тому, что тренд оттока населения, я думаю, будет переломлен.

- Как изменится работа Агентства после его переименование в Агентство по развитию человеческого капитала Дальнего Востока и Арктики?

- Мы распространяем свою деятельность на территорию Арктики. Дополнительные функции заключаются в том, что опыт, который мы наработали на Дальнем Востоке, будет реализовываться, в том числе и в регионах Арктической зоны.
25 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика