Дело пыльное
EastRussia выяснила, почему жители Ванино недовольны работой порта
На днях Росприроднадзор потребовал на 90 дней приостановить работу одного из крупнейших предприятий Хабаровского края — ОАО «Ванинский морской торговый порт». Жители Ванино на митингах требуют остановить загрязнение угольной пылью воды и воздуха вокруг своих домов и жалуются в различные инстанции. Чего добиваются от порта местные активисты, как на это отреагировали власти, само предприятие и суд, разбиралась EastRussia.
shutterstock.com
Чисто — это не сразу
Проблемы с качеством воздуха и загрязненностью акватории в поселке Ванино начались еще в 2012 году, «когда Ванинский порт стал наращивать перевалку угля в ущерб остальным видам грузов», рассказывают EastRussia местные экологические активисты. По их словам, из-за деятельности Ванинского порта слой угольной пыли покрывает причал и близлежащие территории, а ветер приносит его в поселок. «Если раньше уголь отгружался с точек, максимально удаленных от поселка Ванино, то сейчас он буквально под окнами. От дробильных установок до окон ближайшего дома — 150 м при норме минимум 500 м»,— говорит председатель инициативной экологической группы «Ванино» Вадим Москвичев.
Он вспоминает, что первый митинг против загрязнения поселка углем прошел в 2013 году. Основным источником пыли тогда было предприятие «Дальтрансуголь» — «дочерняя» структура СУЭК. За прошедшие три года, признает Вадим Москвичев, «Дальтрансуголь» кардинально изменил ситуацию — внедрил системы пылеподавления. Но у Ванинского порта таких систем как не было, так и нет.
«Все эти годы мы обращались во все инстанции: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, прокуратура всех уровней, краевые власти, Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву... Писали заявления о нарушениях в надзорные органы, тем самым инициировали проверку за проверкой, хотели, чтобы они проходили регулярно: во время проверок порт старался либо приостановить, либо уменьшить объемы работы, чтобы не создавать много пыли»,— рассказывает Вадим Москвичев.
По его подсчетам, только за год было подано около 40 заявлений о том, что порт нарушает закон. Проверки обычно заканчивались для предприятия штрафами, размер которых — от 5 тыс. руб. физлицу-руководителю и до 20-30 тыс. рублей юрлицу — в масштабах порта «ничто». Порт платил и продолжал работу. «Однако все эти проверки и дали массив оснований, чтобы сейчас говорить о приостановке работы порта»,— отмечает председатель инициативной экологической группы «Ванино».
В Росприроднадзоре подтверждают, что в течение всего 2016 года получали жалобы горожан на нарушение экологических требований при перегрузке и сортировке угля на площадке ОАО «Ванинский морской торговый порт» («Порт Ванино»), «в результате чего происходило интенсивное загрязнение угольной пылью атмосферы, прилежащих к порту территорий и акватории бухты Ванино». «По итогу проверок юрлицо четыре раза за год привлекалось к административной ответственности за экологические нарушения, но действенных мер по обеспечению экологической безопасности руководством порта так и не было принято»,— заявил пресс-секретарь ведомства Андрей Жуков.
Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора провело административное расследование и установило, что причиной загрязнения окружающей среды стала работа незарегистрированных дробильных установок ОАО «Порт Ванино». «Этими машинами портовики приводят уголь в товарный вид, так как в процессе перегрузки в уголь попадают металл и посторонние предметы. У себя на месте поставщик обогащать его не хочет, поскольку это технологически затратно и загрязняет окружающую среду, но доплачивает за это порту»,— поясняет Вадим Москвичев.
«На часть таких установок у компании отсутствовали разрешения,— говорит пресс-секретарь Росприроднадзора Андрей Жуков.— По сути, они эксплуатировались в порту незаконно, а вредные выбросы от них никак не учитывались». 27 января ведомство опечатало десять дробильных установок до принятия руководством порта действенных мер по обеспечению экологической безопасности при перегрузке и сортировке угля. Объем несанкционированных выбросов в Росприроднадзоре считают «существенным» для качества атмосферного воздуха и акватории, отмечая, что порт работает круглосуточно.
Надзорное ведомство через суд потребовало приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней. 2 февраля Ванинский районный суд по иску Росприроднадзора признал ОАО «Порт Ванино» виновным по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ («Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения»). Судом назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей. Однако пока предприятие продолжит работу. «Запретительные меры будут продлены службой вплоть до полного устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства»,— сообщает регулятор. Также руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров поручил Тихоокеанскому морскому управлению ведомства держать этот вопрос на постоянном контроле.
Справка EastRussia.
ОАО «Порт Ванино», по данным отчетности за третий квартал 2016 года (последняя раскрытая), на 18,75% контролирует московское АО «Титан» (структура РЖД и НПФ «Благосостояние»), на 63,64% — четыре кипрских компании. Их совладельцами на рынке считают «Мечел» и его основных акционеров. Сам «Мечел» формально с портом никак не связан: в ходе приватизации госдоли в предприятии 55% его капитала купило дочернее «Мечел-Транс», но затем пакеты были проданы офшорам. За 2016 год порт переработал около 7 млн т грузов. Основную долю в отгрузке занимает экспортный уголь «Мечела» (около 4,5 млн т в 2016 году), значительно меньшую — ввозимый «Русалом» глинозем. На лесные грузы пришлось около 600 тыс. т. Промышленность Ванинского района ориентирована на логистику, лесозаготовку, переработку и добычу водных биоресурсов.
Подавление всеми силами
В порту заявляют, что борются с угольной пылью и ведут «кампанию по снижению доли пылящих грузов». В пресс-службе ОАО «Порт Ванино» говорят, что «в целях снижения пыления с начала января порт отказался от перевалки угля, требующего дробления перед отправкой, дробильно-сортировочные машины использовались исключительно в качестве магнитного сепаратора для улавливания металлических включений в поступающем угле». Также в компании сообщили, что в порту функционирует снегогенератор, препятствующий распространению пыли, идет работа по ограждению штабелей угля двухметровыми железобетонными плитами. В первой декаде февраля компания обещает ввести в эксплуатацию еще четыре снегогенератора, которые называет «наиболее эффективным технологическим решением для борьбы с угольной пылью в условиях отрицательных температур». Установки выдают зимой снег, а летом — водяной туман, которые должны осаждать пыль.
25 января в Ванино встречу с жителями провел губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. «Я пригласил руководство „Мечела“ приехать на место и самим посмотреть, есть ли предмет разговора. Я попросил — надо иногда приезжать. Если мы приезжаем в Ванино и снег засыпан углем, сильно или слабо, значит, вопрос есть, и им надо заниматься»,— сказал губернатор, комментируя итоги встречи. «Мы выявили во время встречи нарушения охраны труда — когда вовремя не выдают робу, как сказал один из докеров, или не хватает перчаток или респираторов, которые должна администрация порта выдавать. Они, в свою очередь, жалуются, что денег нет. Вот и я и пригласил руководство „Мечела“ посмотреть и оценить, что происходит. Мы здесь стоим на стороне граждан, процесс будем контролировать и им помогать,— заявил губернатор.— Порту нужно извлекать прибыль, а нам нужны здоровые граждане, которые будут помогать извлекать прибыль».
В ходе встречи с общественностью господин Шпорт пообещал, что в течение двух недель специально созданная рабочая группа подготовит программу по улучшению экологической обстановки в поселке и порту Ванино. «Мы не будем ограничивать желающих вступить в нее. Туда войдут члены правительства, общественность, специалисты, которые поработают над стоящими вопросами. Разработаем программу совместных действий и согласуем ее с „Мечелом“, районными властями и краевыми»,— пообещал губернатор.
В «Мечеле» уверяют, что «готовы оказать руководству порта содействие в организации экологических мер», ведь компания «как ключевой клиент порта заинтересована в бесперебойной работе и дальнейшей технологической модернизации оборудования и инфраструктуры». Председатель совета директоров ОАО «Мечел» Игорь Зюзин, также побывавший на встрече с жителями Ванино, сказал: «Мы берем какое-то время на изучение. Изучим документ, который был подписан предыдущим руководителем — какие там мероприятия и сроки. И вопрос этот снимем в ближайшее время». «Рассмотрим предложения ванинцев: они предлагают часть угля дробить на начальном периоде, тоже идея неплохая, подлежит рассмотрению»,— добавил губернатор Вячеслав Шпорт.
Приезд руководства Хабаровского края и ОАО «Мечел» не отменил запланированный митинг: он прошел 29 января. По данным Вадима Москвичева, на акцию пришло около 500 человек, по данным полиции — около 350. По итогам активисты представили резолюцию с требованием «прекратить многолетнее загрязнение угольной и глиноземной пылью».
Гендиректор ОАО «Порт Ванино» Валерий Балакин уточняет, что по состоянию на конец января чистка угля ведется только на одном из причалов и только с использованием снегогенераторов. Первый такой аппарат «проявил себя работоспособно». «Компания приобрела еще четыре снегогенератора, они 7-8 февраля прибудут к нам. Второй этап — к концу февраля, я надеюсь, мы приобретем вакуумный аппарат, который вмещает около 20 кубов угольной пыли, может работать как зимой, так и летом, для очистки дорог и складских площадей»,— обещает гендиректор порта.
Третий этап борьбы с угольной пылью, по его словам, — это «строительство двухметрового ограждения везде, где находится уголь». «Это дает меньшее просыпание угля на дорогу и, естественно, меньшее опыление. Плюс более качественная уборка территории. Все это должно привести к значительному уменьшению пыления. Кроме того, сейчас мы более жестко подходим к выполнению технологических норм крановщиками и водителями погрузчиков, работающих с углем», — говорит Валерий Балакин.
Через порт, по его подсчетам, в 2016 году шло порядка 12 тыс. тонн угля в сутки, планы по отгрузке в 2017-м — такие же. «При этом половину этого объема угля мы не чистим и не дробим, то есть он отправляется в Китай как есть», — уточняет гендиректор ОАО «Порт Ванино». Он подчеркивает, что загрязненная угольной пылью вода «не попадает в акваторию порта: у нас отрицательный уклон к воде, да и нет такого объема жидкости, чтобы загрязнить порт».
Инициативная группа активистов тем временем намерена добиваться жестких мер в отношении порта. «Остановка порта на 90 дней проблему решит. Подсчитав утраченные деньги, собственник будет мотивирован что-то поменять. Он поймет, что мы этот вопрос не оставим. Мы считаем, что дали достаточно времени на модернизацию порта. А они не захотели этого делать, нагло и цинично игнорируя требования законодательства»,— говорит Вадим Москвичев. За эти годы «сменилось четыре гендиректора порта — каждый новый приходил, давал обещания, спустя год его увольняли, а проблема оставалась нерешенной», добавляет он.
Представитель инициативной группы понимает, что в случае приостановки деятельности порта на 90 дней руководство предприятия может обвинить инициаторов этих мер в том, что они «ущемляют права докеров и не дают им заработать». «Но небольшая зарплата докера, на наш взгляд, не оправдывает риска для здоровья. Среднетехнический персонал, водители, крановщики получают 50-60 тыс. рублей в месяц. Мы сейчас думаем о том, чтобы привлечь трудовую инспекцию, чтобы предупредить людей, если порт начнет докеров отправлять в неоправданные отпуска. Ведь 2/3 зарплаты порт должен платить сотрудникам во время простоя. Мы хотим, чтобы трудовая инспекция просветила докеров через профсоюз, что люди не должны соглашаться на такие отпуска»,— заключает Вадим Москвичев.
Евгения Сычева
Теги: