Поделиться
Дело рук утопающих
Поделиться

На что способен спасательный флот на Дальнем Востоке

Завершилась минтаевая путина – самая масштабная промысловая экспедиция российских рыбаков и одна их самых рискованных. Шторма и ледовая обстановка повышали вероятность чрезвычайных ситуаций. Как всегда, в случае ЧС рыбаки могли рассчитывать только на себя и своих товарищей

shutterstock.com
Спасайся, кто может

«В Охотском море треть времени года свирепствуют штормовые ветра. Туманы на нем стоят 100–160 дней в году, – говорит Владимир Нагорный, председатель приморской краевой организации работников рыбного хозяйства. – Снегопады продолжаются до 20 дней. Суровые климатические условия дополняются тяжелыми ледовыми условиями: почти все море покрывается дрейфующим льдом. Высота волн зимой достигает 16 метров. Практически по всей акватории Охотского моря с декабря по февраль происходит очень быстрое обледенение судов – более 6 сантиметров за час».

В таких экстремальных условиях приходится работать минтаевой экспедиции, насчитывающей до 300 рыбопромысловых судов, на которых трудятся свыше 10 тысяч членов экипажей. Количество судов в пик экспедиции достигает 150 единиц, на которых трудится до 9 тысяч человек. В советское время наш рыбак мог быть уверен: государство заботится о его безопасности. А сейчас?

«Сейчас спасательный флот Дальневосточного рыбопромыслового бассейна не в лучшем состоянии. Нередко из-за больших расстояний помощь аварийным судам оказывалась не спасателями, которые просто не успевали прийти на помощь, а другими рыболовными судами», – говорит Елена Казанцева, председатель камчатской организации рыбацкого профсоюза.

Эти слова подтверждает капитан СРТМ «Герои Даманского» Вячеслав Косаченко (к слову, «Герои Даманского» принимали участие в спасении экипажа траулера «Дальний Восток» два года назад).

«В советское время в каждом районе промысла было всегда по два-три спасательных судна. Сейчас дежурит только один спасатель на весь флот. Находится он либо на рейде в Петропавловске, либо в бухте Русской, либо на рейде Северо-Курильска. А когда ты работаешь под Магаданом, до него – трое суток на полном ходу при хорошей погоде. И он, естественно, никуда не успеет, если что. Вспомните ту же «Кольскую» (плавучая буровая установка «Кольская» затонула в 2011 году во время сильного шторма в 200 километрах от Сахалина, тогда погибло 53 человека. – Авт.). Мы на судне узнали быстрее о том, что она утонула, чем сработал морской спасательный центр», – говорит капитан.


Силы на исходе?

Задачи по спасению в море на Дальнем Востоке выполняют два ведомства. Одно из них – ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ», которое владеет основными единицами спасательных судов. На Камчатке оно имеет филиал в виде службы по освидетельствованию систем управления безопасностью рыбопромыслового флота. Другое ведомство – ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», которое также владеет филиалами на Дальнем Востоке. Первое подчиняется Федеральному агентству по рыболовству, второе – Федеральному агентству морского и речного транспорта (это структура минтранса).

Как рассказал Вячеслав Шипилов, и. о. директора камчатского филиала «Морспасслужбы Росморречфлота», в задачи филиала не входит дежурство в районах промысла.

«Для этих целей привлекаются силы филиалов Приморского и Сахалинского регионов. Наш филиал несет готовность к поисково-спасательным работам в Авачинском заливе, к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов. В целом, поиском и спасением занимается весь Тихоокеанский флот, включая пограничные службы и другие структуры. При возникновении ЧС мы прилагаем совместные усилия для устранения проблем. В Приморском регионе морская спасательная служба имеет большие спасательные суда. В нашем распоряжении лишь небольшой спасательный буксир «Гроза», реновация которого проводилась в 2015 году, а также водолазный катер ВРД-10 и спасательный катер «Ларн-1», который пришел на Камчатку в прошлом году. В 2017 году мы ожидаем пополнение, новый спасательный быстроходный катер-бонопостановщик «Капитан Мишин». Морспасслужба набирает силу, строятся большие спасательные суда с назначением на Дальний Восток», – говорит Вячеслав Георгиевич.

Суда, которыми владеет филиал на данный момент, имеют ограниченный район плавания и работают в пределах Авачинского залива. Поэтому помочь рыбакам, работающим на промысле далеко за границами залива, они не в силах.

В прошлом году на расширенном видеосовещании Росрыболовства с приглашением представителей других ведомств обсуждался вопрос об объединении спасательных сил с передачей аварийно-спасательного флота Минтрансу России, что вызвало опасения рыбацкой общественности. Сейчас эта инициатива снята с повестки дня. Но главный вопрос не в том, в чьих руках находится спасательный флот, а в том, может ли он выполнять свои функции – спасать жизни моряков.


Добровольные спасатели в принудительном порядке

Бесспорно, при возникновении ЧС в первые часы на помощь попавшим в беду должны спешить все, кто оказался рядом. Но уже по крайней мере на вторые сутки на смену добровольцам обязаны прийти силы государства. Однако мы этого не видим. Между тем проблема перестала быть сугубо российской. Она уже отразилась на наших международных обязательствах по оказанию помощи терпящим бедствие. Вспомним гибель корейского траулера «Орион-501» в российской части Берингова моря в декабре 2014 года, унесшей более 50 жизней.

ЧП произошло 1 декабря. 4 декабря в центре управления кризисными ситуациями главного управления МЧС по Камчатскому краю состоялось совещание с участием иностранных дипломатов, на котором обсудили ход спасательной операции. Иностранцы удивленно переглянулись, когда прозвучала информация о том, что «спасатели» просят отпустить их из района поисков. Наши зарубежные гости просто не поняли, что речь идет о добровольных спасателях – рыбаках, которых сдернули с промысла на несколько суток, а государственные спасатели так и не появились на месте ЧП.

В апреле 2015 года в Охотском море затонул траулер «Дальний Восток», на борту которого также находились иностранные рыбаки. Счет жертв опять пошел на десятки жизней.

После «Дальнего Востока» в спасательных структурах вроде бы пошла какая-то «движуха». Росрыболовство стало создавать штабы при своих территориальных управлениях «для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации с судами на море». Хотя такие штабы уже существуют в виде морских спасательных центров и подцентров при администрациях капитанов портов. Например, морской спасательный подцентр камчатского филиала ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки». Изменилось ли что-то в работе администрации нашего порта в плане контроля безопасности на камчатских судах?

Свою оценку ситуации с обеспечением безопасности мореплавания в целом на Дальнем Востоке дал начальник спасательного подцентра Артур Рец.

«Суда Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ нам хорошо помогают. Без них мы не могли бы полноценно действовать. В случае ЧС только на их поддержку мы можем рассчитывать. Конечно, хотелось бы, чтобы ситуация складывалась лучше. Сейчас, наконец, начали строить большие спасательные суда. Ими снабжают в первую очередь Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток и Сахалин. До нас они пока не дошли», – говорит он.

Есть и хорошие новости. Благодаря недавним поправкам в Воздушный кодекс теперь наши моряки в случае ЧС могут надеяться на помощь со стороны Росавиации.


Держи меня, соломинка, держи

Что об этой проблеме думают в краевом правительстве? Вот такой комментарий мы получили в министерстве рыбного хозяйства региона.

«К сожалению, комментировать ситуацию с аварийно-спасательным флотом наше министерство не может, поскольку это компетенция федеральных исполнительных органов. Да, мы всегда были обеспокоены этой проблемой и много лет пытались донести нашу обеспокоенность до руководителей Росрыболовства. Предлагалось поднять этот вопрос на заседании президиума Госсовета в 2015 году наряду с проблемами плачевного состояния отечественной рыбохозяйственной науки, отсутствием промысловой разведки, проблематикой традиционного рыболовства. К сожалению, мы не нашли отклика. Сейчас там заняты в основном инвестиционными квотами», – сказал Владимир Давыдов заместитель министра рыбного хозяйства, начальник отдела по рыболовству.

Что же посоветовать рыбакам в сложившейся ситуации? Берегите себя и помните: спасение утопающих – прежде всего, дело рук самих утопающих.

Опубликовано в газете “Рыбак Камчатки"

Яна Гапонюк, "Рыбак Камчатки" Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов