Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Neighborhood Affair

The topic of Chinese investments in the Far East is actively discussed by experts

Declared in early April, the news of China's intention - with the support of the Ministry of Economic Development of Russia - to invest in the creation of its industrial production in the Russian Far East (in the spheres of construction industry, metallurgy, power engineering, mechanical engineering, shipbuilding, chemical, textile and cement industries, telecommunications, agriculture ) Sharply divided the Russian expert community into those who are for and against those who oppose this initiative. Discussion, and if you like - polemical (that is, excluding any search for points of contact with the opinion of the enemy), the fuss also poured out onto the EastRussia site.

Neighborhood Affair

Each side puts forward - and very convincing - arguments in support of or against the possible presence of Chinese industrial production on Russian territory. As might be expected, the opponents of this deployment, mainly appeal to the inevitability of dangerous environmental consequences for our country.

Speech - solely about investing in the creation of new modern enterprises

Alexander Galushka, Minister of the Russian Federation for the Development of the Far East: "The conversation does not in any way refer to the transfer of old manufactures from Chinese territory. Speech is solely about investing in the creation of new modern enterprises.

Let's figure this out. For the sake of objectivity, I want to note that China offered nothing. This is the initiative of this country - to build enterprises abroad - and China will build them where it will receive adequate conditions - in Asia, in America or in Europe. This is a global investment, and there is a serious competition of whole countries for getting them.

We strive to win in the competition for investment. At the same time, we do not offer anything to Chinese investors that would be different from a similar offer to Korean, Japanese, Australian, Singaporean, the minister said. “Competitive investment conditions have been formed in the Russian Far East, and we are seeing demand for these conditions on the part of Russian and foreign business. Including - Chinese. Our country is interested in the arrival of high-quality investors who are ready to build new modern enterprises, create jobs for Russians, pay taxes, comply with Russian legislation, including the environmental one ”(quoted in the Rossiyskaya Gazeta newspaper).

Domestic safety standards are stricter than Chinese ones

Alexey Gordeychik, lawyer, managing director of Gordeychik & Partners Group of companies: "Today, due to incomparable volumes of economic potential (not in favor of Russia), trade with the Russian Federation is a matter of concern not for the central authorities of the PRC, or even for provincial governors, but for large cities in China. What can interest our eastern neighbor, in addition to land and its fossils? After all, the price of electric energy is higher for us than for its neighbors exporting it. The potential cost of production for us is higher even with the application of benefits and preferences established in the TOP, even taking into account the reduction in the cost of labor due to the devaluation of the ruble ... In addition, there are questions to the qualification of our workforce.

Agriculture? I think that even from distant Beijing, where, as we know, "gloomy weather", our Far Eastern, mainly marshlands, have long ceased imagining the endless Russian black soil to the Chinese.

Infrastructure is very important for the development of any industrial production. But in this aspect, the Chinese have long been ahead of us.

Now the idea that export of its manufactures to Russia is needed by the Celestial Empire is being actively promoted to carry over to our sparsely populated territory especially dangerous ones, including chemical manufactures, in which there are often accidents in the PRC. But there are also questions. After all, domestic security standards in this issue are more strict than Chinese ones. Or the calculation that the traditional severity of Russian laws will be compensated by the usual unavailability of their execution? .. ".

Residents of the Amur Region, Primorsky and Khabarovsk Territories will be able to work in modern high-tech enterprises.

Margarita Fedotova, First Vice President of the Russian-Asian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RASPP), member of the Youth Public Chamber of the Russian Federation: “The Russian Federation has been building relations with China for quite a long time. Including more than once raised the issue of stimulating the flow of Chinese investment in the economy of our country. Today, in each subject of the Russian Federation an institute for work with investors has been created - a development corporation, an investment development agency of a particular region. All of them tacitly compete with each other and fight for the investor. One of the most important tasks of these organizations is attracting investments and working with the investor through the “one-stop shop” system. The initiative of the Ministry of the East Development can get practical implementation and, thus, the plan for the development of the region will be implemented. The capabilities and potential of the Russian Far East were demonstrated in the framework of the Eastern Economic Forum in September 2015, and this apparently led to the beginning of a productive dialogue.

I believe that when developing transparent rules of cooperation and proper control by the regional authorities of observing environmental norms, quoting Chinese labor in the Far East, the export of industrial enterprises from China will undoubtedly have a positive impact on the development of the regional economy and the living standards of the local population. Residents of the Amur Region, Primorsky, Khabarovsk Territory will be able to work in modern high-tech enterprises, move up the career ladder in large companies, which is certainly more promising than working in small Chinese shops opened on the territory of the Russian Far East today. For example, in the 70-xx years 20 century with the participation of the Italian concern Fiat was built car factory in Togliatti, which today works and delivers cars to the Russian car market. "

And how much does this benefit the Chinese business?

Elena Berezhnova, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Primorsky Branch, Russian Academy of Sciences In general, advocates the activation of economic cooperation with China, but with a thorough assessment of the social component and a miscalculation of all possible risks. In particular, the risk of abolishing regional industry and the risk of notorious demographic expansion: "Due to the fact that the PRC invites Russia to export production facilities in 12 priority activities, a number of issues arise, the solution of which may endanger the existence of the remnants of the above activities on the Russian Far East.

In addition, these activities require significant investments in infrastructure facilities - the provision of water and electricity. How willing are Chinese partners to incur costs in related industries? Despite the statements of the Chinese partners about the transfer to the territory of the Far East of enterprises "subject to mandatory compliance" with Russian environmental requirements, the question arises - how much does it benefit Chinese business?

At the same time, the competitiveness of Chinese goods in poorly developed market markets (to which, unfortunately, at the moment, Russia belongs) is caused by a rather low price and, accordingly, not very high quality. If all the requirements of the Russian legislation in the field of ecology are observed, (after all, in pursuit of rapid economic growth, China has significantly harmed its environment) labor and administrative law, cost reduction is possible in large part due to cheap labor.

If the Chinese partners hire their workers from the Far East for their production (which is unlikely, since certain specialists may be absent, and if one learns Russian workers - this will lead to an increase in costs), one can speak about the socioeconomic effect of the development of the territories of the Far East, Otherwise, it is indirectly the expansion of the PRC people, as workers will have to transport their families, due to the fact that these investment projects are quite long-term Tion.

In turn, given the low density of the Russian population in the Far East, this may lead to a national imbalance ... ”. 

Exotic fears and conspiracy theories I would suggest discarding

Ashot Marian, Senior Managing Director for Investment, RUSNANO: "Already there is a rich experience of localization of production with Chinese partners in the Far East, a priority for the development of industry, one of which is the leading contractor in the energy market, Amur Sirius.

Together with it, as well as the Chinese Zhong Rong Trust (under the management of almost 200 billion US dollars), we are creating a joint private equity fund to create new productions in the region.

Only the first closure of the fund is planned at the amount of USD 500 million. I would suggest dropping exotic fears and conspiracy theories. The world's economies are doing their best to attract foreign investors. And for control there is a mechanism of state regulation ”.

Seven years will spend, spit and go ...

Representative of the regional logistics business, General Director of DV Invest, Chairman of the Public Expert Council (ECO) on economic policy of the Primorsky Territory Denis Sarana In principle, not against imports to the Far East of Chinese production. But the businessman doubts that the domestic bureaucratic machine will allow any effective development of this undertaking: "I think that further talks will not work. Let first the Chinese comrades try to get land, make a project, carry out its expertise and get a building permit. Seven years will be spent, spit and go away ... ". 

China has been practicing successfully for a couple of decades in setting up joint ventures around the world

Vladimir Rozhankovsky, LIFA, director of the analytical department of IC Okay Broker: "I think that government representatives made a correct and timely comment on this issue: Chinese companies must comply with our environmental standards on the territory of the Russian Federation. Most likely, this particular nuance can cause the greatest divergence of views between the Russian and Chinese sides, since it is unlikely that distribution issues profits and taxation will cause any difficulties. In the end, China has been practicing joint ventures around the world for a couple of decades. The initiative is positive: let something better be in this region than nothing. "

Today, China has many problems ...

Nikolai Matvienko, Adviser to the Vice-President of the Russian Builders Alliance in the Far Eastern Federal District: “China has a lot of problems these days. Slowdown in production, drop in domestic demand, increased competition in foreign markets are only the most noticeable of them. And in a number of cases, the solution to these problems directly depends on whether the Chinese economy is able to get rid of the ballast of old enterprises, burdened with heavy, slowly turning and steadily decaying assets, laden with debts and limited in development by the natural limits of their markets, in time and with little blood.

After all, if not - then they will just have to explode, as has already happened with numerous cement plants. They immediately became unnecessary after the collapse of the notorious Chinese "bubble" in the real estate market in 2013-th year. Then only in the province of Hebei in just one day closed immediately 17 cement plants. In Shijiazhuang, 35 cement plants have been shut down over the past few months.

But after a series of meetings with representatives of Russian Minvostokrazvitiya, the Chinese people began to get a hope that there are still benevolent people in the world to whom they can export their scrap, saving on dynamite and gaining some financial profit. 

That is, we are not talking about "investing" in the Russian economy, "transferring technologies", but "exporting" - selling for the money of an importer an industrial second-hand that nobody needs. Where does Russia get the money - it's not even decent to ask. But the list of “priority sectors” speaks for itself: these are exactly the sectors in which China is now experiencing an oversupply of capacity.

Let's assume - we will buy them. We'll get deeper into debt, lower the ruble rate even lower, save on schools, hospitals and pensions ... But what's next? Where do we sell the products of these plants? Came to yourself? So in fact, we do not have any large-scale construction projects that would need the same cement, because the country now has no money. Export to third countries? But it could be done by the Chinese themselves, from their factories, if there was an international demand for their products.

Export to China? As an option - you can. Although in order to pay "in kind" of the same loans that had previously been in China to take in order to buy from them these plants. With the whole comic of this scheme, in the practice of international trade it is quite popular, provided, of course, that the payback period of such projects does not exceed the period of wear of the factories themselves. And all would be well, but here's the catch: the duty to pay debts will remain with Russia, and the right to regulate the price of finished products, obviously - in China. In this scenario, the payback period for the Russian side goes to plus infinity ... ". 

"Will new enterprises comply with environmental safety standards, depends on us"

Sergey Chernin, Chairman of the Commission of the Public Chamber of the Russian Federation on Ecology and Environmental Protection: “We must understand very well that the current level of development of treatment facilities, production processes and equipment allows us to forget about such a concept as“ dirty ”production. There are dozens of different catalysts and innovative technologies that make it possible not only to purify industrial emissions, bringing them to an environmentally acceptable state, but also to use substances obtained from industrial wastewaters and exhaust emissions in new technological cycles. By-products of some enterprises are raw materials, the basis for the production of useful products in others. And it is necessary now, in parallel with the design of new production facilities, to think about where and how this raw material will be used.

Whether the new enterprises will comply with environmental safety standards depends on us: on the fulfillment of the requirements of the current legislation, the work of regulatory bodies and public attention. This moment must be under the strictest control!

The construction of new enterprises in itself means the strengthening of the industrial potential of Russia, the localization of production, the creation of new jobs and the development of territories. This process can become the basis for the economic prosperity of the Far East, but it should not undermine the ecology of the region. Public control is necessary at each stage of these projects' implementation.

ER Help

Public discussion on the issue of Chinese enterprises in the Far East began after the publication of the news of the Russian Ministry of Eastern Development 5 on April about negotiations between Rustam Makarov, Director of the Department of Ministry of Eastern Europe and Zhou Jianpin, director of the Industry Development Department of the Northeastern Provinces of China.

The agreement on cooperation between agencies was reached earlier during the visit of the Minister of the Russian Federation for the Development of the Far East Alexander Galushka to Beijing and is fixed in the Memorandum of Understanding on strengthening Russian-Chinese regional, industrial and investment cooperation in the Far East. It is connected with the initiative of the People's Republic of China to export production capacities in 12 priority sectors of the economy: construction industry, metallurgy, power engineering, mechanical engineering, shipbuilding, chemical industry, textile industry, cement industry, telecommunications and agriculture. We are talking about the possible transfer of Chinese enterprises to the territory of the Far East, taking into account the mandatory compliance with the environmental requirements established in Russia.

As noted by Zhou Jianping, the Chinese side is ready to actively involve private and state companies in the implementation of such projects. For his part, Rustam Makarov, the representative of the Ministry of Regional Development, confirmed the readiness of the Russian side for cooperation, stressing that the new enterprises created within the territories of advanced development and the Free Port of Vladivostok receive substantial tax benefits and administrative preferences.


May 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дело соседское

Тему китайских инвестиций на Дальний Восток активно обсуждают эксперты

Заявленная в начале апреля новость о намерении Китая – при поддержке Минвостокразвития России – инвестировать в создание на территории российского Дальнего Востока своих промышленных производств (в сферах строительной индустрии, металлургии, энергетики, машиностроения, судостроения, химической, текстильной и цементной промышленности, телекоммуникаций, сельского хозяйства) резко разделила российское экспертное сообщество на тех, кто за и на тех, кто против данной инициативы. Дискуссионный, и если угодно — полемический (то есть исключающий любой поиск точек соприкосновения с мнением противника) задор вылился и на площадку EastRussia.

Дело соседское

Каждая из сторон выдвигает свои – и весьма убедительные – аргументы в поддержку или против возможного присутствия китайского индустриального производства на российской территории. Как и следовало ожидать, противники такого размещения, апеллируют, в основном, к неизбежности опасных экологических последствий для нашей страны.

Речь - исключительно об инвестициях в создание новых современных предприятий

Александр Галушка, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока: «Разговор ни в коем случае не идет о переносе старых производств с китайской территории. Речь - исключительно об инвестициях в создание новых современных предприятий.

Давайте разберемся в этом вопросе. Объективности ради хочу отметить, что Китай ничего не предлагал. Это инициатива этой страны - строить предприятия за рубежом - и Китай будет их строить там, где получит адекватные условия - в Азии ли, в Америке или в Европе. Это глобальные инвестиции, и идет серьезная конкуренция целых стран за то, чтобы их получить.

Мы стремимся победить в конкурентной борьбе за инвестиции. Вместе с тем мы ничего не предлагаем китайским инвесторам такого, что отличалось бы от аналогичного предложения корейским, японским, австралийским, сингапурским, - отметил министр. - На российском Дальнем Востоке сформированы конкурентоспособные условия инвестирования, и мы наблюдаем востребованность этих условий со стороны российского и иностранного бизнеса. В том числе - китайского. Наша страна заинтересована в приходе качественных инвесторов, готовых строить новые современные предприятия, создавать рабочие места для россиян, платить налоги, соблюдать российское законодательство, в том числе экологическое» (цитируется по публикации в «Российской газете»).

Отечественные стандарты безопасности строже китайских

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий Группа компаний «Гордейчик и партнёры»: «Сегодня, в силу несравнимых объемов экономического потенциала (не в пользу России) торговля с РФ составляет предмет заботы не центральной власти КНР, и даже не руководства провинций, а крупных городов Китая. Что может заинтересовать у нас восточного соседа, помимо земли и расположенных в ней ископаемых? Ведь цена электрической энергии у нас выше, чем у экспортирующих ее соседей. Потенциальные издержки на производство у нас выше даже с применением льгот и преференций, установленных в ТОР, даже и с учетом снижения стоимости рабочей силу вследствие девальвации рубля... К тому же есть вопросы к квалификации нашей рабочей силы.

Сельское хозяйство? Думаю, даже из далекого Пекина, где как известно «мрачная погода», наша дальневосточные, преимущественно, болотные угодьи  давно не мнятся китайцам бескрайним русским черноземом.

Для развития любого промышленного производства очень важна инфраструктура. Но в этом аспекте китайцы давно впереди нас.

Сейчас активно муссируется идея, что экспорт своих производств в РФ понадобился Поднебесной, чтобы перенести на нашу малонаселенную территорию особо-опасные, в том числе химические производства, на которых в КНР частенько случаются аварии. Но и здесь есть вопросы. Ведь отечественные стандарты безопасности в этом вопросе строже китайских. Или расчет на то, что традиционная суровость российских законов будет компенсирована обычной необязательностью их исполнения?..».

Жители Амурской области, Приморского, Хабаровского края смогут работать на современных высокотехнологичных предприятиях

Маргарита Федотова, первый вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), член Молодежной Общественной Палаты РФ: «Российская Федерация довольно длительное время выстраивает отношения с Китаем. В том числе уже не раз поднимался вопрос о стимулировании притока китайских инвестиций в экономику нашей страны. Сегодня, в каждом субъекте РФ создан институт по работе с инвесторами - корпорация развития, агентство инвестиционного развития того или иного региона. Все они негласно конкурируют между собой и борются за инвестора. Одна из важнейших задач данных организаций привлечение инвестиций и работа с инвестором по системе «одного окна». Инициатива Минвостокразвития может получить практическую реализацию и, таким образом, план по развитию региона будет претворен в жизнь. Возможности и потенциал российского Дальнего Востока были продемонстрированы в рамках Восточного экономического форума в сентябре 2015 года, и по всей видимости это способствовало началу продуктивного диалога.

Полагаю, что при разработке прозрачных правил взаимодействия и надлежащем контроле со стороны региональных властей соблюдения экологических норм, квотирования китайской рабочей силы на территории Дальнего Востока, экспорт промышленных предприятий из Китая, безусловно, окажет положительное влияние на развитие экономики региона и уровень жизни местного населения. Жители Амурской области, Приморского, Хабаровского края смогут работать на современных высокотехнологичных предприятиях, продвигаться по карьерной лестнице в крупных компаниях, что безусловно перспективнее, чем работа в маленьких китайских магазинчиках, открытых на территории российского Дальнего Востока сегодня. К примеру, в 70-хх годах 20 века с участием итальянского концерна Fiat был построен автомобильный завод в Тольятти, который и на сегодняшний день работает и поставляет машины на российский авторынок».

А насколько это выгодно китайскому бизнесу?

Елена Бережнова, кандидат экономических наук, доцент приморского филиала РАНХиГС в целом выступает за активизацию экономического сотрудничества с Китаем, но с тщательной оценкой социальной составляющей и просчетом всех возможных рисков. В частности — риска упразднения региональной промышленности и риска пресловутой демографической экспансии: «В связи с тем, что КНР предлагает России экспортировать производственные мощности в 12 приоритетных видов деятельности, возникает ряд вопросов, решение которых может поставить под угрозу существования остатков вышеперечисленных видов деятельности на российском Дальнем Востоке.

Кроме того, данные виды деятельности требуют значительного вложения в инфраструктурные объекты – обеспечение водой и электроэнергией. Насколько готовы китайские партнеры нести затраты и в смежные с основным производством отрасли? Несмотря на заявления китайских партнеров о переносе на территорию Дальнего Востока предприятий «с учетом обязательного соблюдения» российских экологических требований, встает вопрос – насколько это выгодно китайскому бизнесу?

В то же время, конкурентоспособность китайских товаров на слабо развитых рыночных рынках (к которым, к сожалению, в настоящий момент относится и Россия) вызвана достаточно низкой ценой и, соответственно, не очень высоким качеством. При соблюдении всех требований российского законодательства в области экологии, (ведь в погоне за быстрым экономическим ростом, Китай существенно навредил своей экологии) трудового и административного права, снижение издержек возможно в большей части за счет дешевой рабочей силы.

Если китайские партнеры будут на свои производства нанимать работников с Дальнего Востока (что маловероятно, так как возможно будут отсутствовать определенные специалисты, и если учить российских работников – это приведет к увеличению затрат) можно будет говорить о социально-экономическом эффекте развития территорий Дальнего Востока, в противном случае – речь косвенно идет об экспансии населения КНР, так как работники вынуждены будут перевозить свои семьи, в связи с тем, что данные инвестиционные проекты являются достаточно долгосрочными.

В свою очередь с учетом низкой плотности российского населения на Дальнем Востоке это может привести к национальному дисбалансу...”. 

Экзотические страхи и теории заговора я бы предложил отбросить

Ашот Марьян, старший управляющий директор по инвестиционной деятельности,УК РОСНАНО: "Уже имеется богатый опыт локализации производства с китайскими партнерами на территории Дальнего Востока - приоритетного направления развития промышленности. Одним из таких партнеров является ведущий подрядчик на рынке энергетики - компания «Амур Сириус».

Вместе с ней, а также китайским Жонг Ронг траст (под управлением почти 200 млрд. долларов США) мы занимаемся созданием совместного фонда прямых инвестиций, для создания новых производств в регионе.

Только первое закрытие фонда планируется в размере 500 млн. долларов США. Экзотические страхи и теории заговора я бы предложил отбросить. Экономики мира из кожи вон лезут, чтобы привлечь иностранных инвесторов. А для контроля существует механизм государственного регулирования».

Лет семь потратят, плюнут и уйдут...

Представитель регионального логистического бизнеса, генеральный директор ООО «ДВ Инвест», председатель Общественного экспертного совета (ОЭС) по экономической политике Приморского края Денис Сарана в принципе не против импорта на Дальний Восток китайского производства. Но бизнесмен сомневается, что отечественная бюрократическая машина позволит сколь-нибудь эффективно развиться этому начинанию: «Думаю, дальше разговоров дело не пойдет. Пусть сначала китайские товарищи попробуют получить землю, сделать проект, провести его экспертизу и получить разрешение на строительство. Лет семь потратят, плюнут и уйдут...». 

Китай уже пару десятков лет успешно практикуется в создании совместных предприятий по всему миру

Владимир Рожанковский, LIFA, директор аналитического департамента ИК «Окей Брокер»: "Думаю, что представители правительства сделали правильное и своевременное замечание по данному вопросу: китайские компании должны соблюдать на территории РФ наши экологические стандарты. Скорее всего, именно этот нюанс может вызвать наибольшие расхождения во взглядах между российской и китайской сторонами, поскольку маловероятно, что вопросы распределения прибыли и налогообложения вызовут какие-либо трудности. В конце концов, Китай уже пару десятков лет успешно практикуется в создании совместных предприятий по всему миру. В целом, инициатива положительная: пусть лучше в этом регионе будет что-то, чем ничего".

У Китая нынче много проблем...

Николай Матвиенко, советник вице-президента Альянса строителей России в Дальневосточному федеральному округу: «У Китая нынче много проблем. Замедление производства, падение внутреннего спроса, обострение конкуренции на внешних рынках – только самые заметные из них. И в ряде случаев решение этих  проблем напрямую зависит от того, сумеет ли китайская экономика вовремя и «малой кровью» избавиться от балласта старых предприятий, обременённых тяжёлыми, медленно оборачивающимися и неуклонно ветшающими активами, нагруженных долгами и ограниченных в развитии естественными пределами своих рынков.

Ведь если нет - тогда их придётся просто взорвать, как это уже было с многочисленными цементными заводами. Они вмиг стали не нужны после схлопывания пресловутого китайского «пузыря» на рынке недвижимости в 2013-м году. Тогда только в провинции Хэбэй всего за один день закрыли сразу 17 цементных заводов. В Шицзячжуане закрыли за последние несколько месяцев 35 цементных заводов.

Но после серии встреч с представителями российского Минвостокразвития у китайцев забрезжила надежда, что на свете ещё есть благодушные люди, которым они смогут экспортировать свой утиль, сэкономив на динамите плюс выручив определенную финансовую прибыль. 

То есть речь идет не о том, чтобы «инвестировать»  в российскую экономику, «передавать технологии», а именно «экспортировать» – продавать за деньги импортёра никому не нужный индустриальный сэконд-хэнд. Откуда у России деньги – даже не прилично спрашивать. Но перечень «приоритетных отраслей» – говорит сам за себя: это как раз те отрасли, в которых КНР сейчас испытывает переизбыток мощностей.

Давайте предположим – мы их купим. Ещё глубже влезем в долги, ещё ниже опустим курс рубля, сэкономим на школах, больницах и пенсиях... Но что дальше? Куда мы станем продавать продукцию этих заводов? Cамим себе? Так ведь нет у нас никаких масштабных строек, которым нужен был бы тот же цемент, ибо в стране сейчас нет денег. Экспортировать в третьи страны? Но это бы могли и сами же китайцы делать, со своих заводов, если бы был международный спрос на их продукцию.

Экспортировать в Китай? Как вариант – можно. Хотя б в порядке выплаты «натурой» тех самых кредитов, которые до этого пришлось в Китае брать, чтобы купить у них эти заводы. При всём комизме этой схемы, в практике международной торговли она довольно популярна, разумеется при условии, что срок окупаемости таких проектов не превышает срок износа самих заводов. И всё бы хорошо, да вот загвоздка: обязанность платить долги останется у России, а право регулировать цену на готовую продукцию, очевидно – у Китая. При таком раскладе сроки окупаемости проекта для российской стороны уходят в плюс бесконечность...». 

"Будут ли новые предприятия соответствовать стандартам экологической безопасности, зависит от нас"

Сергей Чернин, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды: «Мы должны очень хорошо понимать, что современный уровень развития очистных сооружений, производственных процессов и оборудования позволяет забыть о таком понятии, как „грязные“ производства. Существуют десятки разнообразных катализаторов и инновационных технологий, которые позволяют не просто очищать промышленные выбросы, доводя их до приемлемого, с точки зрения экологии, состояния, но и использовать полученные из промышленных стоков и выхлопов вещества в новых технологических циклах. Побочные продукты одних предприятий— это сырьё, основа для выпуска полезной продукции на других. И необходимо уже сейчас, параллельно с проектированием новых производств, думать о том, где и как это сырьё будет использоваться.

Будут ли новые предприятия соответствовать стандартам экологической безопасности, зависит от нас: от исполнения требований действующего законодательства, работы контролирующих органов и внимания общественности. Этот момент должен находиться под жесточайшим контролем!

Само по себе строительство новых предприятий означает укрепление промышленного потенциала России, локализацию производства, появление новых рабочих мест и развитие территорий. Этот процесс может стать основой для экономического расцвета Дальнего Востока, но он не должен подорвать экологию региона. Общественный контроль необходим на каждом из этапов реализации данных проектов».

Справка ER

Публичная дискуссия по вопросу о китайских предприятиях на Дальнем Востоке началась после публикации новости Минвостокразвития России 5 апреля о переговорах директора департамента Минвостокразвития Рустама Макарова с директором Департамента развития промышленности Северо-Восточных провинций КНР Государственного комитета по развитию и реформе КНР (ГКРР) Чжоу Цзяньпином.

Договоренность о взаимодействии между ведомствами была достигнута ранее во время визита Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин и зафиксирована в Меморандуме взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке. Она связана с инициативой Китайской Народной Республики по экспорту производственных мощностей в 12 приоритетных отраслях экономики: строительной индустрии, металлургии, энергетике, машиностроении, судостроении, химической промышленности, текстильной промышленности, цементной промышленности, сфере телекоммуникаций, в сельском хозяйстве. Речь идет о возможном переводе китайских предприятий на территорию Дальнего Востока с учетом обязательного соблюдения установленных в России экологических требований.

Как отметил Чжоу Цзянпин, китайская сторона готова активно привлекать частные и государственные компании к реализации подобных проектов. Со своей стороны, представитель Минвостокразвития Рустам Макаров подтвердил готовность российской стороны к взаимодействию, подчеркнув, что новые предприятия, создаваемые в рамках территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, получают существенные налоговые льготы и административные преференции.