Поделиться
Деловая повестка ВЭФ-2021: прицел на прорыв
Поделиться

По просьбе EastRussia дальневосточные эксперты посмотрели деловую программу Восточного экономического форума и поделились своими соображениями

Вызовы и перспективы дальневосточной экономики обсудят на полях Восточного экономического форума. В центре внимания – прорывные инвестпроекты, новая энергетика, ситуация на рынке труда, международная торговля, проблемы транспортной инфраструктуры. Своей оценкой деловой программы ВЭФ-2021 поделились дальневосточные эксперты.

Росконгресс

Рынок труда: проблема кадров стоит остро

Одна из сессий Восточного экономического форума будет посвящена вызовам и перспективам российского рынка труда.

Вопросы экономического развития тесно связаны с дефицитом квалифицированных кадров. Особенно остро проблема стоит в регионах ДФО и Арктике.

Директор Азиатско-Тихоокеанского Института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии Юрий Авдеев отмечает, что кадровый дефицит – одно из главных препятствий в реализации крупных инвестпроектов, которые сегодня разворачиваются на Дальнем Востоке.

«К сожалению, квалифицированных специалистов приходится завозить извне. На фоне зарплат местных кадров их труд стоит гораздо дороже. Соответственно, возникает дисбаланс, я бы даже сказал, очаг социального напряжения. Не менее важно и то, что сегодня значительно сократился общий объем приезжей рабочей силы. Особенно сильным этот приток был в конце 90-х - начале 2000-х годов, и казалось, что так будет всегда. Но после 2012 этот поток стал резко сокращаться.  Наиболее серьезно пострадала строительная отрасль: вместе с экономикой Китая выросли и зарплаты китайских рабочих, так что сегодня они могут больше заработать у себя на родине, чем на дальневосточных стройках. Плюс сказывается демографическая ситуация в ДФО. Только Приморский край за первые три месяца 2021 года потерял собственного населения больше 5 тысяч человек», - комментирует эксперт.

По словам Юрия Авдеева, в течение 30 лет на Дальнем Востоке происходит снижение общих объемов миграционных потоков как в одну, так и в другую сторону. Если за 60-80-е годы общий оборот мигрантов ДФО вырос с 5 до 12 млн человек за каждые десять лет, и это всегда было с приростом численности, то с начала 90-х сократился и объем миграционного потока, и уезжать стало больше, чем приезжать. Если раньше Дальний Восток отличался более молодым населением за счет миграции, то теперь этот макрорегион столкнулся с проблемой старения населения.

«Чтобы изменить демографическую ситуацию, нужно изменить и общую специализацию региональной экономики. Пока в ней будут преобладать отрасли ресурсно-экспортного направления, не стоит ждать глобального результата. Нам нужна новая экономическая политика, направленная на новую индустриализацию Дальнего Востока – освоение мирового океана, производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Тогда можно ожидать приезда сюда специалистов из других регионов России и других стран. Новая индустриализация – то, о чем, на мой взгляд, должны говорить участники ВЭФ»,- говорит Юрий Авдеев.

По оценкам экспертов, чтобы переломить ситуацию, необходимо строить систему адресного опережающего обучения специалистов под потребности отраслей и ключевые инвестпроекты. Эти планы реализуются общими усилиями региональных властей, крупных работодателей и руководства вузов.

Так, дальневосточные колледжи присоединились к международной образовательной программе «Управление изменениями в системе профессиональной подготовки для экономики регионов» от инновационного центра «Сколково». Инициатива нацелена на создание новых, эффективных подходов к обучению студентов колледжей и развитие таких приоритетных отраслей, как «Судостроение», «Энергетика», «Лесное хозяйство», «Сельское хозяйство», «Строительство» и «Туристско-рекреационное направление». Например, в Приморье программа должна способствовать увеличению внутреннего турпотока в 2,7 раза, росту поступлений в краевой бюджет в 1,6 раза, увеличению численности работников, занятых в сфере туризма и гостеприимства, на 23 тысячи человек, росту в 1,5 раза оборота гостиниц и других организаций, предлагающих туристские услуги.

Проблемой является также отсутствие достаточно качественной системы анализа и прогнозирования рынка труда, учитывающей все проекты развития – отраслевые, региональные, национальные и прочие. Создание эффективной системы анализа и прогноза позволит планировать объем востребованности работников определенных квалификаций и уровень их профессиональных навыков как для конкретных крупных инвестпроектов, так и в отраслевой специфике..

По оценкам экспертов, чтобы переломить ситуацию, необходимо строить систему адресного опережающего обучения специалистов под потребности отраслей и ключевые инвестпроекты. Эти планы реализуются общими усилиями региональных властей, крупных работодателей и руководства вузов.

Так, дальневосточные колледжи присоединились к международной образовательной программе «Управление изменениями в системе профессиональной подготовки для экономики регионов» от инновационного центра «Сколково». Инициатива нацелена на создание новых, эффективных подходов к обучению студентов колледжей и развитие таких приоритетных отраслей, как «Судостроение», «Энергетика», «Лесное хозяйство», «Сельское хозяйство», «Строительство» и «Туристско-рекреационное направление». Например, в Приморье программа должна способствовать увеличению внутреннего турпотока в 2,7 раза, росту поступлений в краевой бюджет в 1,6 раза, увеличению численности работников, занятых в сфере туризма и гостеприимства, на 23 тысячи человек, росту в 1,5 раза оборота гостиниц и других организаций, предлагающих туристские услуги.

 

Здоровые амбиции – новая энергетика

«Здоровые амбиции: презентация прорывных проектов Дальнего Востока», – так называется еще одна сессия Восточного экономического форума, посвященная точкам роста дальневосточной экономики.

«Пристальное внимание к развитию территории Дальнего Востока и Арктики со стороны руководства страны, которое называет подъем Дальнего Востока – национальным приоритетом на весь XXI век, фокус на опережающее экономическое развитие и создание благоприятных условий проживания людей усиливает потенциал интенсивного развития региона. Близость к крупным рынкам сбыта: Японии, Китаю, Южной Корее, другим странам быстро развивающегося АТР, развитие Северного Морского пути – в совокупности способствуют поддержке и реальному масштабированию успешных идей развития экспортного потенциала региона», – отмечено в описании сессии.

Такие прорывные проекты реализуются в том числе в области энергетики. Так, водородная повестка уже не звучит как утопия. Она абсолютно реальна, говорит руководитель международного научно-образовательного центра «МНОЦ «Арктика» ДВФУ Александр Беккер.

«Водородная технология отлаживается на Дальнем Востоке. Безусловно, за ней будущее. Водород выгодно производить там, где есть большие энергетические возможности. Например, на Сахалине добываются значительные объемы газа – экологически чистого сырья, из которого можно производить еще более экологически чистый водород. Большие перспективы в этом отношении связаны с шельфом Охотского моря, Магаданским, Камчатским шельфом, где находятся газовые месторождения», – комментирует Александр Беккер.

По словам эксперта, речь идет о чистой энергии, производить которую экономически выгодно. Новая энергетика не только относительно дешевая в производстве, но и наиболее безопасна для окружающей среды.

«Строительство таких объектов не быстрое, и может занять 10-15 лет. За это время технологии усовершенствуются», – отмечает собеседник агентства.

Сегодня настали благоприятные условия для освоения Арктики и изысканий в Охотском море, акцентирует эксперт. Из-за потепления климата многолетние льды отошли далеко от берега, от Северного Морского пути. Российская сторона старается по максимуму использовать открывшиеся возможности. Перспективы новой энергетики связаны как с западной, так и с восточной Арктикой, где находятся месторождения углеводородов.

 

«Россия – Китай»: разворот от сырьевого экспорта

Несмотря на пандемию в 2020 году, объем торговли между Китаем и Дальневосточным федеральным округом России составил 10,8 млрд долларов США. Это на 3,3% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Таким образом, даже в условиях ограничений фундамент многолетнего партнерства Дальнего Востока России и Китая позволил сохранить положительную динамику сотрудничества. Сегодня задача номер один – перейти от сырьевого экспорта к экспорту в КНР продукции с высокой добавленной стоимостью, уверен профессор ВГУЭС Александр Латкин.

«Объективные препятствия на пути увеличения товарооборота связаны с пандемией и закрытыми границами, а также требованиями китайских властей по завозу российских товаров – рыбы, леса и других, – отмечает эксперт. – Думаю, что эти ограничения до конца нынешнего года точно не будут сняты. Но в следующем году ситуация изменится, я считаю, в первую очередь за счет появления новых эффективных лекарств, над созданием которых сейчас работает мировое сообщество».

«Что касается субъективных факторов, которые в наших силах преодолеть, и которые будут обсуждаться в рамках ВЭФ, выделю самый фундаментальный, – продолжает господин Латкин. – В предстоящие годы приоритетным направлением товарообменного сотрудничества мы должны сделать создание на территории российского Дальнего Востока высокотехнологичных предприятий, которые позволят производить высококачественную продукцию для экспорта в Китай. Надо, в конце концов, поставить точку в этих длинных многолетних разговорах и перейти к делу. Экспортировать не сою в мешках, а товары глубокой переработки из сои, отвечающие всем мировым стандартам, овощную, молочную и другую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Тогда цена товара в долларах США или в юанях будет дороже, вырастет и объем товарооборота».

По оценкам эксперта, такие товары могут заинтересовать не только Китай, но и другие страны АТР. Например, Корея проявляет повышенный интерес к производству рыбьего жира. Подобные биодобавки и лекарственные препараты можно выпускать на Дальнем Востоке для последующего экспорта, считает Латкин.

Также, по его мнению, объем товарооборота может вырасти за счет современных информационных технологий товарного обмена, а именно электронной торговли. Тема электронной коммерции тоже получит обсуждение на ВЭФ-2021.

 

Конкуренция за инвестиции

Конечно, деловая повестка форума тесно связана с вопросами инвестиций. Правительство России запустило механизмы сохранения, защиты и поощрения капиталовложений (СЗПК), регуляторной гильотины, направленные на улучшение инвестиционного климата в России. И это помимо специальных преференциальных режимов ТОР и СПВ, которые создавались целенаправленно для привлечения инвестиций на Дальний Восток. Как сделать все эти инструменты эффективнее, что еще необходимо предпринять в интересах инвесторов, будут обсуждать в ходе сразу нескольких мероприятий на ВЭФ-2021.

Руководитель Дальневосточного филиала компании EY Алексей Ерохин отмечает возросшую конкуренцию между регионами за инвестиции и необходимость поработать над единым подходом к инвестору.

«Должен быть комплексный и всеобъемлющий подход к реализации инвестпроектов и в целом к реализации политики государства с точки зрения развития Дальнего Востока и привлечения инвестиций в ДФО. Особенно учитывая, что в условиях всевозможных ограничений, с которыми столкнулись наша страна и мир, инвесторы стали осторожнее и более тщательно выбирают проекты», - комментирует Алексей Ерохин.

Необходимо выявить лучшие прорывные позиции в части возможного привлечения инвесткапитала для каждого региона с учетом его специфики, считает он.

Руководитель департамента природно-технических систем и техносферной безопасности ДВФУ Валерий Петухов в качестве одного из наиболее эффективных инвестпроектов приводит в пример Находкинский завод минеральных удобрений в Приморье (НЗМУ).

По его словам, запуск НЗМУ с объемами производства 1,8 млн товарной продукции в год позволит на 60% увеличить экспортный ресурс российского метанольного рынка. Наиболее крупными потребителями метанола являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на внутреннем рынке России его потребление постоянно увеличивается, и при необходимости предприятие начнёт работать на удовлетворение спроса внутри страны. В Приморье существуют все условия, чтобы эффективно организовать транспортную логистику для данной продукции.

 

 

Приблизить Дальний

Ускоренное развитие Дальнего Востока требует развитой транспортной инфраструктуры, причем во всех направлениях – железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта. В центре внимания ВЭФ-2021 – меридиональные мультимодальные перевозки, перспективы внутренних водных путей и развития «беспилотников».

В пандемию транспортный вопрос стал одним из самых острых для бизнес-сообщества. Из-за дефицита контейнеров стоимость услуг на рынке морских контейнерных перевозок локально выросла в 7 раз. Российские поезда с углём и лесом скапливаются на железной дороге.

«Здесь фундаментальная задача – развитие автодорожных и железнодорожных систем, морских магистралей. Причем сейчас становится экономически выгоднее поставлять товар фурами. Это неудивительно, учитывая скорость движения грузовых составов по Транссибу. Потоки грузов с автотранспортом проходят через всю Россию, и во Владивостоке мы видим «Камазы» из Красноярска», - говорит профессор ВГУЭС Александр Латкин.

На ВЭФ-2021 обсудят текущую потребность региона в транспортной инфраструктуре, обеспечение вывоза и ввоза продукции, тарифообразование. Рассмотрят вопросы субсидирования железнодорожных перевозок, модернизации БАМа и Транссиба, решение проблем на погранпереходах, где с начала пандемии систематически объявляли забастовки водители фур.

 

Отметим, деловая программа Восточного экономического форума – 2021 разбита на 4 тематических блока: «Экономика нового времени: что изменится и что сохранится», «Дальний Восток — новые вызовы и возможности», «Общая ответственность в изменившемся мире» и «Молодежный ВЭФ». Ключевым событием Восточного экономического форума станет пленарное заседание, которое запланировано на 3 сентября.

Кроме того, в рамках ВЭФ-2021 состоятся бизнес-диалоги: «Россия — АСЕАН», «Россия — Корея», «Россия — Япония», «Россия — Китай», «Россия — Индия», «Россия — Европа».

Подробная информация о программе Форума — на официальном сайте: forumvostok.ru.

Юлия Пивненко Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов