Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Businesswoman promised to teach

A large program of the Far Eastern Media Forum ended with a proposal to create a school of economic journalism

Businesswoman promised to teach
Photo: Valery Spidlen
The second day of the Far Eastern Media Forum, which brought together representatives of the media community of the macroregion, Moscow and St. Petersburg, began in Khabarovsk with a discussion on the development of the focus of economic journalism. Representatives of the profession gathered in the hall - journalists and PR-managers, as well as interested officials. Speakers of the event were the deputy chief editor for economics at Kommersant Publishing House Dmitry Butrin, the chief editor of the regional ribbons of RBC Fedor Gavrilov, the head of the service for covering the activities of the state authorities of the Interfax Group Vyacheslav Zenkovich. EastRussia on the site was represented by managing director Olga Merkulova as moderator and glavred Dmitry Shcherbakov as an expert.

The session began with practical advice from experts. Vyacheslav Zenkovich reminded that for any investor from outside the new region is terra incognita, and in addition to supporting the authorities, he needs reliable information. "It is clear that everyone wants investments: every investor is additional jobs, the welfare of the population." It would seem that there is a connection between the arrival of the investor and the coverage of events in the region in the media. "And the potential investor is trying to find out everything that is possible including through open sources - local media, "he said. Mr. Zenkovich advised journalists to avoid publications about social projects of existing investors, the abundance of which creates the feeling that "investors are being squeezed out and all the money that is earned goes to charity." "There are a lot of important projects in the regions, but they often cover" for the people ", not for the reader-businessman." There are no "talking heads" - experts who would analyze the industry and the project spoke the language of business.There are many in large cities, but where they do not exist, they need to be formed, searched by the journalists themselves, "he added.

Dmitry Butrin recommended that when discussing macroeconomic topics, pay attention to details. "When local media publish notes that the population is leaving, and this has a negative effect on the economy, there is some truth in this, but does anybody know how many people come to the Far East? Most of them come for 25-35- year-olds in the calculation to work for several years, look around and maybe stay.They leave for the most part those who take the pension load off the region to spend "the best years of life" in the central part of the country - after 60-Siberia and the Far East have always been incredibly mobile Tew, God knows how people are wearing in the region ", - said Mr. Butrin. He urged local media to assess not only the balance of migration, but all migration and demographic data, including the age and professional composition of migrants. "What is happening now is not a bad situation: professionals continue to come to the Far East, and so it makes sense to treat any economic indicator with which you are dealing with. Behind each figure there are interesting economic processes that occur with specific people," - summed up Dmitry Butrin.

Fedor Gavrilov, who oversees RBC regional tapes, acknowledged that in the regions people still think of themselves as residents of a certain subject of the federation, while not being very interested in what is happening in other regions. "This also applies to building media work with experts, by the way, if there is no one to comment on the news in the region, journalists often do not call experts in Moscow," he said. The figure itself does not mean anything without comparison: from Europe, for example, annual migration is also measured in hundreds of thousands of people. A serious problem is the problem of generalizations, their absence. Usually the picture is divided into thousands of fragments, and it is very difficult to understand it. How is the economy in general, say, Khabarovsk Territory, - there are no such reviews, but they are needed, "Mr. Gavrilov stressed." In its time, when opening the agency EastRussia, we faced the same problem: we lacked a "synthetic image" for regions, - confirmed Olga Merkulova. "Then we started to produce our own product - a weekly analytical bulletin, first for ourselves, and now you can subscribe to it, including regional editions."



Dmitry Shcherbakov noted that economic journalism at the regional level is not in great demand, and there is no universal recipe for making publications on economic topics interesting for mass audience consumption in the regions themselves. "A lot of journalists are not interested in writing themselves on economic topics, but this happens, maybe not because there is no request for an economy, but because they do not know how to work with figures." For me personally, it has always been exciting history, which allows, if not planes, then at least a nail file to remove that thin layer of lacquer, which is usually put on by representatives of the authorities and PR-structures. And if you dig into any news, it turns out that not everything is as it is presented. But this requires an additional resource a kind of time that regional journalists often do not have, because they "work on a lot of machines." Unfortunately, even investigations into the economy of the Far East are read by a very limited audience, and write for a conditional thousand people in your region who are interested in the economy, which is difficult to monetize - for regional publications it is still, probably, a luxury, "- said glavred EastRussia.

After that, the discussion moved into the format of a dialogue between speakers and the audience. State Duma deputy from the Khabarovsk Territory Yury Berezutsky asked Dmitry Shcherbakov whether in the regional media there is a need for a "nail file that removes external glossiness only for economic processes, or for political ones too." "Politics as a public process is adapted to the" removal of varnish "from the very beginning.The task of the journalist in this case is to find the necessary parties and publish opinions that are already formed.The economy is more complicated: businesses are hundreds of species, and even business owners in one sphere may not understand nuances of business in some other, and therefore the task of an economic journalist is more difficult, "he replied.

Ilya Averin, head of the economy department of the newspaper Khabarovskiye Vesti, asked whether it was appropriate to use news about the investor's intentions to build something when nothing had been done. "There are often reports of plans for the plant, it takes a month, a year, and nothing happens." Can the premature publication interfere with the investor's plans? "He explained. Vyacheslav Zenkovich said that every big media already produces a huge flow of news, which is growing, and it is therefore better to filter such news. "We in Kommersant usually write about the intention to make a deal and return to it only when it happened - we fix the fact or wait until they explain to us that it will not be." In the regions quite often monitor the negotiations, changes in the project, and this is rather an advantage, "- said Dmitry Butrin. And Dmitry Shcherbakov noted that any such news for a journalist can "be an excuse to turn to the depth: for example, contact the investor and learn from him the details."

"We and my colleagues discussed the problem of the shortage of personnel for economic journalism and the complexity of this sphere.EastRussia is ready to initiate the creation of a training tool that would help develop business journalism in the Far East.For whom it would be interesting to visit absolutely free of charge such, let's call it so, the school economic journalism? " Olga Merkulova asked the audience.

Seeing dozens of raised hands, she thanked the participants of the discussion, promising to implement the initiative.
July 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Деловому обещали поучить

Большая программа Дальневосточного медиафорума завершилась предложением создать школу экономической журналистики

Деловому обещали поучить
Фото: Валерий Спидлен
Второй день Дальневосточного медиафорума, объединившего в Хабаровске представителей медиа-сообщества макрорегиона, Москвы и Санкт-Петербурга, начался с дискуссии о развитии в фокусе экономической журналистики. В зале собрались представители профессии - журналисты и PR-менеджеры, а также заинтересованные чиновники. Спикерами мероприятия выступили заместитель главреда по экономике ИД "Коммерсант" Дмитрий Бутрин, шеф-редактор региональных лент РБК Федор Гаврилов, руководитель службы по освещению деятельности органов государственной власти ГК "Интерфакс" Вячеслав Зенькович. EastRussia на площадке представляли управляющий директор Ольга Меркулова как модератор и главред Дмитрий Щербаков как эксперт.

Сессия началась с практических советов от экспертов. Вячеслав Зенькович напомнил, что для любого инвестора извне новый регион -- это terra incognita, и кроме поддержки властей ему нужна и достоверная информация. "Понятно, что всем хочется инвестиций: каждый инвестор - это дополнительные рабочие места, благосостояние населения. Казалось бы, какая связь между приходом инвестора и освещением событий в регионе в СМИ? А она есть. Потенциальный инвестор пытается узнать все, что только можно, в том числе через открытые источники - местные СМИ", - отметил он. Господин Зенькович посоветовал журналистам избегать публикаций о социальных проектах действующих инвесторов, обилие которых создает ощущение, что "инвесторов здесь выдаивают, и все деньги, которые зарабатываются, уходят на благотворительность". "В регионах есть много важных проектов, но зачастую их освещают "для народа", а не для читателя-бизнесмена. Нет "говорящих голов" - экспертов, которые анализировали бы отрасль и проект, говорили на языке бизнеса. Таких много в крупных городах, но там, где их нет, их нужно формировать, искать самим журналистам", - добавил он.

Дмитрий Бутрин порекомендовал при обсуждении макроэкономических тем обращать внимание на детали. "Когда местных СМИ публикуют заметки о том, что население уезжает, и это негативно сказывается на экономике, какая-то доля правды в этом есть. Но кто-нибудь знает, сколько человек приезжает на Дальний Восток? Приезжают по большей части 25-35-летние в расчете поработать несколько лет, осмотреться и, может быть, остаться. Уезжают по большей части те, кто снимает с региона пенсионную нагрузку, чтобы провести в центральной части страны "самые лучшие годы жизни" - после 60-ти. Сибирь и Дальний Восток всегда отличались невероятной трудовой мобильностью, бог знает, как людей носит по региону", - отметил господин Бутрин. Он призвал местные СМИ оценивать не только сальдо миграции, но все миграционные и демографические данные, в том числе возрастной и профессиональный состав мигрирующих. "То, что происходит сейчас, не плохая ситуация: на Дальний Восток продолжают приезжать профессионалы. И так имеет смысл относиться к любому экономическому показателю, с которым вы имеете дело. За каждой цифрой стоят интересные экономические процессы, которые происходят с конкретными людьми", - резюмировал Дмитрий Бутрин.

Федор Гаврилов, курирующий региональные ленты РБК, признал, что в регионах люди все еще мыслят себя как жителей определенного субъекта федерации, при этом слабо интересуясь тем, что происходит в других регионах. "Это относится и к выстраиванию работы СМИ с экспертами, кстати. Если некому прокомментировать новость в регионе, журналисты зачастую не звонят экспертам в Москву", - отметил он. !Цифра сама по себе без сравнения ничего не значит: из Европы, к примеру, ежегодная миграция тоже измеряется в сотнях тысячах человек. Серьезная проблема - это проблема обобщений, их отсутствия. Обычно картина разбита на тысячи осколков, и разобраться в ней очень тяжело. Как устроена в целом экономика, скажем, Хабаровского края, - нет таких обзоров, а они нужны", - подчеркнул господин Гаврилов. "В свое время, открывая агентство EastRussia, мы столкнулись с этой же проблемой: нам не хватало "синтетической картинки" по регионам, - подтвердила Ольга Меркулова. - Тогда мы начали производить собственный продукт - еженедельный аналитический бюллетень, сначала для себя, а теперь на него можно и подписаться, в том числе региональным редакциям".

Дмитрий Щербаков отметил, что экономическая журналистика на уровне регионов не сильно востребована, и универсального рецепта того, как сделать публикации на экономические темы интересными для потребления массовой аудиторией в самих регионах, нет. "Очень многие журналисты сами не заинтересованы писать на экономические темы. Но происходит это, может быть, не из-за того, что нет запроса на экономику, а потому,что не знают, как работать с цифрами. Лично для меня это всегда была захватывающая история, позволяющая если не рубанков, то хотя бы пилочкой для ногтей снять тот тонкий слой лака, в который обычно облекают свои сообщения представители власти и PR-структур. И если покопаться в любой новости, оказывается, что не всегда все так, как преподносится. Но для этого нужен дополнительный ресурс в виде времени, которого у региональных журналистов зачастую нет, поскольку они "работают на много станков". К сожалению, даже расследования по экономике Дальнего Востока читаются очень ограниченной аудиторией, и писать для условной тысячи человек в твоем регионе, которые интересуются экономикой, ради контакта, который с трудом монетизируется, - для региональных изданий это все-таки, наверное, роскошь", - отметил главред EastRussia. 

После этого дискуссия перешла в формат диалога спикеров и аудитории. Депутат Госдумы от Хабаровского края Юрий Березуцкий спросил у Дмитрия Щербакова, нужна ли в региональных СМИ "пилочка, снимающая внешний лоск, только для экономических процессов, или для политических тоже". "Политика как процесс публичный приспособлена к "снятию лака" изначально. Задача журналиста в данном случае - найти нужные стороны и опубликовать мнения, которые и так уже сформированы. С экономикой сложнее: бизнесов сотни видов, и даже собственники бизнеса в одной сфере могут не понимать нюансов бизнеса в какой-то другой. Поэтому и задача экономического журналиста сложнее", - ответил он.

Заведующий отделом экономики газеты "Хабаровские вести" Илья Аверин спросил, уместно ли использовать новостные поводы о намерениях инвестора что-то построить, когда еще ничего не сделано. "Зачастую проходят сообщения о планах на завод. Проходит месяц, год, а ничего так и не появляется. Могут ли преждевременные публикации помешать планам инвестора?", - пояснил он вопрос. Вячеслав Зенькович сказал, что каждое большое медиа уже и так производит огромный поток новостей, который все нарастает, и подобные новости поэтому лучше фильтровать. "Мы в "Коммерсанте" обычно пишем о намерении совершить сделку и возвращаемся к ней только тогда, когда она произошла - фиксируем сам факт или ждем, пока нам не объяснят, что ее не будет. В регионах довольно часто отслеживают переговоры, изменения в проекте, и это скорее преимущество", - сказал Дмитрий Бутрин. А Дмитрий Щербаков отметил, что любая подобная новость для журналиста может "являться поводом для того, чтобы обратиться в глубину: например, связаться с инвестором и узнать у него подробности".

"Мы с коллегами обсуждали проблему дефицита кадров для экономической журналистики и сложность этой сферы. EastRussia готово инициировать создание некоего обучающего инструмента, который помогал бы развивать деловую журналистику на Дальнем Востоке. Для кого интересно было бы посещать совершенно бесплатно такую, условно назовем ее так, школу экономической журналистики?" - спросила у аудитории Ольга Меркулова. 

Увидев десятки поднятых рук, она поблагодарила участников дискуссии, пообещав реализовать инициативу.
30 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика