Деловому обещали поучить
27.02.2018 10:46
Большая программа Дальневосточного медиафорума завершилась предложением создать школу экономической журналистики
Валерий Спидлен
Второй день Дальневосточного медиафорума, объединившего в Хабаровске представителей медиа-сообщества макрорегиона, Москвы и Санкт-Петербурга, начался с дискуссии о развитии в фокусе экономической журналистики. В зале собрались представители профессии - журналисты и PR-менеджеры, а также заинтересованные чиновники. Спикерами мероприятия выступили заместитель главреда по экономике ИД "Коммерсант" Дмитрий Бутрин, шеф-редактор региональных лент РБК Федор Гаврилов, руководитель службы по освещению деятельности органов государственной власти ГК "Интерфакс" Вячеслав Зенькович. EastRussia на площадке представляли управляющий директор Ольга Меркулова как модератор и главред Дмитрий Щербаков как эксперт.
Сессия началась с практических советов от экспертов. Вячеслав Зенькович напомнил, что для любого инвестора извне новый регион -- это terra incognita, и кроме поддержки властей ему нужна и достоверная информация. "Понятно, что всем хочется инвестиций: каждый инвестор - это дополнительные рабочие места, благосостояние населения. Казалось бы, какая связь между приходом инвестора и освещением событий в регионе в СМИ? А она есть. Потенциальный инвестор пытается узнать все, что только можно, в том числе через открытые источники - местные СМИ", - отметил он. Господин Зенькович посоветовал журналистам избегать публикаций о социальных проектах действующих инвесторов, обилие которых создает ощущение, что "инвесторов здесь выдаивают, и все деньги, которые зарабатываются, уходят на благотворительность". "В регионах есть много важных проектов, но зачастую их освещают "для народа", а не для читателя-бизнесмена. Нет "говорящих голов" - экспертов, которые анализировали бы отрасль и проект, говорили на языке бизнеса. Таких много в крупных городах, но там, где их нет, их нужно формировать, искать самим журналистам", - добавил он.
Дмитрий Бутрин порекомендовал при обсуждении макроэкономических тем обращать внимание на детали. "Когда местных СМИ публикуют заметки о том, что население уезжает, и это негативно сказывается на экономике, какая-то доля правды в этом есть. Но кто-нибудь знает, сколько человек приезжает на Дальний Восток? Приезжают по большей части 25-35-летние в расчете поработать несколько лет, осмотреться и, может быть, остаться. Уезжают по большей части те, кто снимает с региона пенсионную нагрузку, чтобы провести в центральной части страны "самые лучшие годы жизни" - после 60-ти. Сибирь и Дальний Восток всегда отличались невероятной трудовой мобильностью, бог знает, как людей носит по региону", - отметил господин Бутрин. Он призвал местные СМИ оценивать не только сальдо миграции, но все миграционные и демографические данные, в том числе возрастной и профессиональный состав мигрирующих. "То, что происходит сейчас, не плохая ситуация: на Дальний Восток продолжают приезжать профессионалы. И так имеет смысл относиться к любому экономическому показателю, с которым вы имеете дело. За каждой цифрой стоят интересные экономические процессы, которые происходят с конкретными людьми", - резюмировал Дмитрий Бутрин.
Федор Гаврилов, курирующий региональные ленты РБК, признал, что в регионах люди все еще мыслят себя как жителей определенного субъекта федерации, при этом слабо интересуясь тем, что происходит в других регионах. "Это относится и к выстраиванию работы СМИ с экспертами, кстати. Если некому прокомментировать новость в регионе, журналисты зачастую не звонят экспертам в Москву", - отметил он. !Цифра сама по себе без сравнения ничего не значит: из Европы, к примеру, ежегодная миграция тоже измеряется в сотнях тысячах человек. Серьезная проблема - это проблема обобщений, их отсутствия. Обычно картина разбита на тысячи осколков, и разобраться в ней очень тяжело. Как устроена в целом экономика, скажем, Хабаровского края, - нет таких обзоров, а они нужны", - подчеркнул господин Гаврилов. "В свое время, открывая агентство EastRussia, мы столкнулись с этой же проблемой: нам не хватало "синтетической картинки" по регионам, - подтвердила Ольга Меркулова. - Тогда мы начали производить собственный продукт - еженедельный аналитический бюллетень, сначала для себя, а теперь на него можно и подписаться, в том числе региональным редакциям".
Дмитрий Щербаков отметил, что экономическая журналистика на уровне регионов не сильно востребована, и универсального рецепта того, как сделать публикации на экономические темы интересными для потребления массовой аудиторией в самих регионах, нет. "Очень многие журналисты сами не заинтересованы писать на экономические темы. Но происходит это, может быть, не из-за того, что нет запроса на экономику, а потому,что не знают, как работать с цифрами. Лично для меня это всегда была захватывающая история, позволяющая если не рубанков, то хотя бы пилочкой для ногтей снять тот тонкий слой лака, в который обычно облекают свои сообщения представители власти и PR-структур. И если покопаться в любой новости, оказывается, что не всегда все так, как преподносится. Но для этого нужен дополнительный ресурс в виде времени, которого у региональных журналистов зачастую нет, поскольку они "работают на много станков". К сожалению, даже расследования по экономике Дальнего Востока читаются очень ограниченной аудиторией, и писать для условной тысячи человек в твоем регионе, которые интересуются экономикой, ради контакта, который с трудом монетизируется, - для региональных изданий это все-таки, наверное, роскошь", - отметил главред EastRussia.
После этого дискуссия перешла в формат диалога спикеров и аудитории. Депутат Госдумы от Хабаровского края Юрий Березуцкий спросил у Дмитрия Щербакова, нужна ли в региональных СМИ "пилочка, снимающая внешний лоск, только для экономических процессов, или для политических тоже". "Политика как процесс публичный приспособлена к "снятию лака" изначально. Задача журналиста в данном случае - найти нужные стороны и опубликовать мнения, которые и так уже сформированы. С экономикой сложнее: бизнесов сотни видов, и даже собственники бизнеса в одной сфере могут не понимать нюансов бизнеса в какой-то другой. Поэтому и задача экономического журналиста сложнее", - ответил он.
Заведующий отделом экономики газеты "Хабаровские вести" Илья Аверин спросил, уместно ли использовать новостные поводы о намерениях инвестора что-то построить, когда еще ничего не сделано. "Зачастую проходят сообщения о планах на завод. Проходит месяц, год, а ничего так и не появляется. Могут ли преждевременные публикации помешать планам инвестора?", - пояснил он вопрос. Вячеслав Зенькович сказал, что каждое большое медиа уже и так производит огромный поток новостей, который все нарастает, и подобные новости поэтому лучше фильтровать. "Мы в "Коммерсанте" обычно пишем о намерении совершить сделку и возвращаемся к ней только тогда, когда она произошла - фиксируем сам факт или ждем, пока нам не объяснят, что ее не будет. В регионах довольно часто отслеживают переговоры, изменения в проекте, и это скорее преимущество", - сказал Дмитрий Бутрин. А Дмитрий Щербаков отметил, что любая подобная новость для журналиста может "являться поводом для того, чтобы обратиться в глубину: например, связаться с инвестором и узнать у него подробности".
"Мы с коллегами обсуждали проблему дефицита кадров для экономической журналистики и сложность этой сферы. EastRussia готово инициировать создание некоего обучающего инструмента, который помогал бы развивать деловую журналистику на Дальнем Востоке. Для кого интересно было бы посещать совершенно бесплатно такую, условно назовем ее так, школу экономической журналистики?" - спросила у аудитории Ольга Меркулова.
Увидев десятки поднятых рук, она поблагодарила участников дискуссии, пообещав реализовать инициативу.
Вячеслав Громов
Теги: