Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Деньги на взлет

Реконструкцию аэропорта «Чара» начнут на два года раньше, чем планировали

В Забайкалье на два года раньше, чем запланировано, может исчезнуть «памятник деревянного зодчества в стиле «баракко», свидетель времен ГУЛАГа. А на его месте появится современная, хоть и скромная по размерам воздушная гавань. Речь идет об аэропорте в поселке Чара в Каларском районе недалеко от крупного Удоканского месторождения меди, которое сейчас активно осваивают и считают одним из самых важных инвестиционных проектов Забайкальского края. Транспортная доступность этого месторождения – главное условие для того, чтобы обеспечить нормальную работу горно-металлургического комбината по производству меди и медного концентрата. Предприятие в рекордно короткие 2,5 года построила Байкальская горная компания (БГК), входящая в холдинг USM Алишера Усманова.

Деньги на взлет
Фото: http://chara.airss.ru

На стройплощадке полным ходом идут работы, уже залиты фундаменты основных зданий, заключен контракт на поставку оборудования, его монтаж начнется в 2020 году. В 2022 году комбинат должен выйти на проектную мощность и станет добывать до 12 тыс. тонн медной руды ежегодно. На стройке будут заняты вахтовым методом 3,5 тыс. человек в год, с пуском первой очереди предприятия к ним добавятся еще две тыс. Для отгрузки продукции ГМК планируется использовать в основном железнодорожные транспорт (благо в 30 км проходит трасса БАМа, подъездные пути к комбинату и линии электропередачи уже почти проложены). Но людям без нормального аэропорта просто не обойтись.

Сегодня Чара — это взлетная полоса для небольших самолетов и потемневшее от времени деревянное здание, больше всего напоминающее сарай или барак. Этим «памятником архитектуры» во время проведения чемпионата мира по футболу-2018 искренне восхитился иранский информационный портал akharinkhabar.com. Автор статьи, описывающей 12 русских «деревянных аэропортов», изумленно пишет:

«Видели ли вы где-нибудь в мире аэровокзалы, целиком и полностью построенные из дерева? Нет? Тогда вам предоставляется уникальный шанс увидеть это своими глазами в России!.. Когда вы впервые увидите эти деревянные строения, так похожие на «избушки на курьих ножках» из знаменитых русских сказок, вы ни за что не подумаете, что это на самом деле современные аэротерминалы. Между тем, таковых очень много можно встретить на русском Крайнем севере. В них и вокруг них вы не увидите ни шикарных бутиков, ни кофеен, чайных и ресторанов (всего того, что сопровождает современные аэропорты в крупных городах мира), но зато они по-своему уникальны: в этих Богом забытых землях только через них осуществляется связь со всем остальным миром».

Вряд ли восторг журналиста разделили бы те, кто в Чаре бывал не из туристической любознательности. В свое время поселок был центром Забайкальского ГУЛАГа, куда заключенных доставляли самолетами малой авиации. Затем туда пришли геологи, которые разведали здесь залежи меди, урана, золота и других полезных ископаемых. Нынешнюю взлетную полосу построили в середине ХХ века именно они. Пользоваться ею можно только в светлое время суток: вокруг аэропорта — горы Кодарского хребта. Аэропорт и все его постройки — в достаточно ветхом, а порой и аварийном состоянии. За многочисленные «грубые нарушения законодательства об авиационной безопасности» Байкальская транспортная прокуратура в этом году уже успела привлечь к административной ответственности директора «Чары». Расхлябанный персонал, дырявое ограждение, общее запустение, отсутствие сертификатов безопасности — прокурорам все это сильно не понравилось.

Начать реконструкцию аэропорта планировали через два года — с 2022 по 2024-й, однако с учетом значимости проекта «Удокан» — «якорного» для Забайкальской ТОР, будущего источника как минимум 30% налоговых поступлений в бюджет — сроки решили перенести. Власти по просьбе инвесторов обратились в Москву с ходатайством о безотлагательном субсидировании строительных работ. Об этом говорилось на совещании, которое в ходе своего визита в Читу провел премьер-министр России Дмитрий Медведев. Обращаясь к главе правительства, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов объяснил, что финансирование реконструкции «Чары» стоит в программе Минтранса, средства на нее уже предусмотрены в бюджете, но лишь с 2022 года. Однако инвестор уже заказал проектно-сметную документацию, она будет готова в ноябре этого года. Как только представители Минтранса ее получат и будут располагать необходимыми средствами, начнется строительство, необходимо будет продлить взлетно-посадочную полосу с 1 800 до 2 100 м, обновить или сделать с нуля все остальные сооружения и оборудование аэропорта.



«Необходимо внести соответствующие изменения в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. По продлению полосы нужно дополнительно проработать этот вопрос с Минтрансом и Росавиацией. Прошу, Дмитрий Анатольевич, вашей поддержки в этом вопросе», — резюмировал Александр Козлов.

В целом «добро» было получено, и предметный разговор на этот счет глава Забайкальского края Александр Осипов продолжил через несколько дней в Москве на встрече с министром транспорта Евгением Дитрихом.

«Решение проблем, связанных с транспортными сообщениями, направлено на социально-экономическое развитие Забайкальского края и на улучшение жизни забайкальцев», - подчеркнул врио губернатора.

Он также обратил внимание министра на то, что для края жизненно важно субсидирование авиаперевозок внутри региона. Сейчас авиация летает в 11 населенных пунктов, а маршрутную сеть нужно расширить до 15 аэропортов.

На реконструкцию «Чары» потребуется около 1,7 млрд рублей. Предпроектную документацию и технико-экономическое обоснование модернизации аэропорта инвесторы сделали за свой счет. Расчеты вело АО «Новая Авиция» — это проектно-изыскательский институт объектов авиационной инфраструктуры и промышленности. Он разрабатывал всю необходимую документацию для вертолетных площадок на Ковыктинском газоконденсатном месторождении в Иркутской области, работал по заказам «Газпрома», участвовал в модернизации производственной базы для изготовления деталей самолетов «Ил-114№ на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Как только все документы примет Госэкспертиза, реконструкция аэропорта «Чара» пойдет в рамках государственных программ по развитию транспорта и реконструкции региональной аэропортовой сети.