Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Денис Бортников: "Малый бизнес нужно расширять и выводить в массы"

Зачем ВТБ самый сложный сегмент предпринимательства, объясняет зампред правления банка

На долю малого и среднего бизнеса в объеме валового внутреннего продукта России приходится около 20%. ВТБ активно разрабатывает специальные программы для поддержки этого сегмента и строит амбициозные планы по укреплению позиций на рынке, рассказал EastRussia заместитель президента - председателя правления ВТБ Денис Бортников.

Денис Бортников:
Фото: shutterstock.com
— Раньше ВТБ не ассоциировался с малым и средним предпринимательством, но после присоединения ВТБ24 вы усилили свою работу в этом направлении. Почему?

— Сейчас этот сегмент бизнеса очень интересен для банковских институтов. У нас по линии развития малого предпринимательства действует несколько соглашений с Минэкономразвития в рамках всех существующих на сегодняшний день программ. Вы правы, ранее ВТБ воспринимали в меньшей степени как банк, который работает с этим сегментом. Но с этого года малый бизнес становится фокусным направлением нашей работы, и мы уже запустили ряд проектов и программ, которые учитывают все его пожелания и требования.  

— Уже есть успехи в этом направлении?

— За прошедшее полугодие мы показали рекордную прибыль по этому направлению — всего по среднему и малому бизнесу банк заработал 23,1 млрд руб. Наш кредитный портфель в этом сегменте превышает 1 трлн рублей, а портфель привлечённых средств составляет 1,3 трлн рублей.

Это очень хорошие показатели. И мы полностью обеспечиваем фондирование по данному направлению. Мы универсальный банк, причем с большим упором на развитие регионального бизнеса — не только среднего, но и малого. Это массовый сегмент нашей экономики. И плотная работа с ним - задача номер один для региональных подразделений банка ВТБ. Наша стратегическая цель — сделать ВТБ банком первого выбора для малого бизнеса.

— Как конкретно будет реализовываться стратегия банка в отношении МСБ?

— Новая программа по развитию малого и среднего бизнеса предусматривает создание и внедрение новой модели продаж. Важнейшим направлением станет развитие дистанционных каналов и партнерских и агентских программ. В целом ставим перед собой очень амбициозную цель — на протяжении ближайших лет достичь цифры в миллион клиентов сегмента СМБ. При этом мы продолжим большое внимание уделять сегменту среднего бизнеса, клиентам, которые выросли у нас из малого предпринимательства — их в нашем портфеле большое количество.

— Рынок малого и среднего бизнеса — один из самых конкурентных на сегодня. Как вы будете конкурировать с другими игроками?

— Мы высокотехнологичный универсальный банк, который отлично знает особенности взаимодействия с различными целевыми аудиториями, их потребности и ожидания. Если говорить терминологией автомобильного кластера, у нас есть автомобиль, который прекрасно едет, легко управляется, и наша задача - «прокачать» его таким образом, чтобы он ехал быстрее всех. Этим мы и будем заниматься. Может, даже перевыполним те задачи, которые для себя сейчас ставим.

— В чем сложность работы с сегментом малого бизнеса? Чему нужно уделять особое внимание?

— В сравнении со средним бизнесом, который достаточно стабилен и структурирован, малый бизнес более волатилен, мобилен, при этом количество сотрудников у предпринимателя может быть минимальным, а в качестве обеспечения зачастую используется собственное имущество. Понимая все это, мы делаем разным сегментам очень четкие предложения, которые должны учитывать все их особенности. Готовы оказывать им поддержку существующими программами субсидирования. Наша задача состоит в том, чтобы клиентская база прирастала за счет активности бизнеса. И все инструменты для этого у нас есть.
 
— Знаете, что предлагать малому бизнесу?

— Мы провели исследования потребностей клиентов и клиентского опыта и понимаем, что действительно нужно малому бизнесу. Мы стремимся сделать жизнь предпринимателей более мобильной и комфортной и активно развиваем дистанционные каналы банковского обслуживания и сервисы, которые существенно экономят время и помогают эффективно управлять бизнесом. Без посещения офиса теперь можно совершить платеж или произвести конверсионную операцию, приобрести пакеты расчетно-кассового обслуживания, заказать наличные, справку, подписать соглашение, перевести свободные средства на депозитный счет и многое другое. Также в онлайн-банке можно оформить заявку на кредит или банковскую гарантию и получить данные продукты дистанционно с использованием электронно-цифровой подписи.

Нашим клиентам доступны современный интернет и мобильный банк, маркетплейс, включающий целый ряд сервисов от облачной бухгалтерии до юридической помощи и проверки контрагентов. Мы также открыли онлайн-портал, который позволяет зарегистрировать бизнес, направить заявку для открытия счета, пройти обучение и получить скидки от партнеров ВТБ. Виртуальное отделение позволяет клиентам взаимодействовать с нашим контакт-центром с помощью чата и инструментов совместной работы в веб-интерфейсах.

Мы запустили портал «Ближе к делу». Это бесплатный информационно-образовательный ресурс, на котором публикуются актуальные статьи по вопросам ведения бизнеса, эксперты рассказывают, как создать и развивать бизнес, а наши клиенты имеют возможность пройти обучение и получить сертификат. Кроме того, там реализован сервис бесплатной онлайн консультации по любым вопросам ведения бизнеса. Таким образом, мы готовы оказывать нашим клиентам всестороннюю поддержку – и в части кредитования и предоставления финансовых услуг, и в формате консультаций. Также нашим клиентам доступна платформа ВТБ Бизнес-Коннект, позволяющая выходить на крупнейшие международные маркетплейсы в режиме одного окна. Но, несмотря на то, что развитие digital-каналов крайне важно, мы не забываем о необходимости личного контакта с клиентами, предоставляя им качественное обслуживание и поддержку. В любом случае, мы ориентируемся на потребности бизнеса, которому важна скорость, удобство и минимизация количества заполняемых и подписываемых бумаг и форм, будь то отделение ВТБ или цифровые каналы.

Мы регулярно запускаем различные льготные предложения. Сейчас действует акция «Начнем с лучшего», в период действия которой компании и индивидуальные предприниматели, открывающие первый расчетный счет в банке, получают возможность бесплатного открытия счета и три месяца бескомиссионного обслуживания в рамках различных пакетов услуг.

— ВТБ предлагает корпоративным клиентам сервис открытия специальных счетов в рамках законодательства о закупках. Как организован в вашем банке этот процесс?

— Как один из уполномоченных правительством России банков мы приступили к открытию спецсчетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения закупок на электронных площадках в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ - на сегодняшний день более 4 тысяч клиентов уже воспользовались нашим сервисом. В короткий срок ВТБ бесплатно открывает действующим и новым партнерам счета в отделениях, обслуживающих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, на сайте банка, а также посредством дистанционного направления заявления в банк через личный кабинет на сайте Единой электронной торговой площадки. Обслуживание счетов, блокировку и разблокировку денежных средств для участия в торгах мы также осуществляем бесплатно. Счет можно использовать многократно: в любом количестве закупок на любой электронной торговой площадке, утвержденной правительством. ВТБ обладает большим опытом комплексного обслуживания корпоративных клиентов-участников закупок, предлагая не только услуги расчетно-кассового обслуживания, но также банковские гарантии, финансирование, выгодное размещение средств, услуги банковского сопровождения и много другое.