Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Dialogue on the peace treaty with Japan started

Why negotiations promise to be long, EastRussia explains

The head of the Russian Foreign Ministry, Sergey Lavrov, said Monday in the presence of his Japanese counterpart, Taro Kono, about the start of the negotiation process on the preparation of the Peace Treaty. The disagreements between Moscow and Tokyo are obvious, and the discussion will not be easy. "We are actively in favor of making additional efforts to bring bilateral relations to a qualitatively new level: the level of trust, genuine partnership, including partnership in foreign policy affairs," the Russian foreign minister said at the start of negotiations. Outwardly, the atmosphere of the negotiations seemed completely discharged. It is enough to recall the mood of Kono, who thanked the Russian side for the measures taken to ensure more warm weather.

Dialogue on the peace treaty with Japan started
Photo: RIA Novosti

ESSENCE OF DISPUTES

The positions of both sides are not sensational. They have long been known. If in official Tokyo, arguing about the Peace Treaty, imply a solution in their favor of the so-called "territorial issue", then for Moscow the very idea of ​​a treaty with Japan is a certain symbol of a qualitative change in the whole complex of Russian-Japanese relations.

The Japanese are trying to link the prospect of a Peace Treaty with the Kuriles. Russia proceeds from the fact that the islands belong to it, and this state of affairs is one of the outcomes of the Second World War.

The positions are so divergent (on the Japanese maps the Kuril Islands are marked as the territory of Japan) that a question arises as to the logic of the negotiation process itself. Nevertheless, the negotiations that began on Monday, which Mr Lavrov gave an assessment of several hours later, are quite logical.

"We drew the attention of our friends from Japan to the fact that issues of sovereignty over the islands are not discussed, this is the territory of the Russian Federation, and drew their attention to the fact that in Japanese legislation these islands are designated as" northern territories ", which, of course, is unacceptable for the Russian Federation ", - the head of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation noted after several hours of negotiations with Taro Kono.

The logic of the negotiation process, above all, is to help Moscow and Tokyo maintain, and, if possible, develop bilateral relations.

COMPLEX LINE ABE

The current Japanese prime minister clearly wants to go down in history as a politician who has solved the "territorial" problem. He has long since gone over with President Putin "to you," and continues to argue about his interest in promoting relations between Moscow and Tokyo. Of course, to solve the "problem of the Kuril Islands". In this way, Abe presents his activities in the Russian direction of the Japanese audience. Smoothly, gradually incline Moscow to "concessions", and, in the long term, as the Japanese establishment and voters convince Abe, one can count on the "desired result." Of course, not everyone believes, but the prime minister immediately begins to argue in the sense that "not all at once." But this does not diminish the degree of criticism from their domestic political opponents.

In this regard, recent statements by Shinzo Abe on the Southern Kuriles, which caused a negative reaction in Moscow, are not accidental. The Japanese Prime Minister expressed himself in the vein that the "territorial issue" should be decided taking into account the wishes of the inhabitants of the islands.

What does Abe want? First of all, he wants to demonstrate to the Japanese audience his "effectiveness", his readiness to defend a principled position. In this regard, the biased statements of the Prime Minister are actually quite understandable on the eve of the talks.

The Japanese prime minister, who heads the ruling coalition of the Liberal Democratic Party and the center-right Komeito party, wants to strengthen the position of both the coalition and its own. The fact is that in the summer there will be elections for the upper house of the Japanese parliament. On the one hand, the positions of the ruling coalition are still quite convincing. At the same time, Abe wants to strengthen them, knowing full well that during the election campaign he will be asked sharp questions, the most difficult of which are relations with Russia.

SEVERAL HOURS AFTER THE BEGINNING OF NEGOTIATIONS

Sergey Lavrov after the talks, that Moscow has enough patience for a lengthy discussion. However, he listed a number of claims. In particular, he called the outrageous statement by the Japanese side that the Peace Treaty would contribute to the containment of China.



And he also called Shibzo Abe’s statements on the Kuril Islands unacceptable.

“Regarding the question about the statement of Prime Minister Shinzo Abe that Russian citizens will be able to stay on the islands after the islands pass under the sovereignty of Japan, we have already made the relevant statements. The Ambassador of Japan was invited to the Foreign Ministry a few days ago, immediately after the speech Prime Minister. We stated the complete unacceptability of this kind of approaches, which absolutely contradict the understandings and agreements that were reached by the leaders of Russia and Japan on how to build a further dialogue on irnomu agreement ", - Lavrov said.

The head of the Russian Foreign Ministry outlined a certain positive background for the dialogue, stating that Moscow and Tokyo could switch to a visa-free regime, starting with visa-free travels of Sakhalin and Hokkaido residents.

BY THE EYES OF JAPANESE

In a dialogue with Moscow, Shinzo Abe regards economic cooperation as a kind of advance "for future political interests," said Viktor Kuzminkov, a senior fellow at the Center for Japanese Studies at the Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences (IFES RAS).

However, according to the expert, it can be concluded that this approach does not work. "First of all, it is connected with the asymmetry of the positions and interests of the parties. The territorial issue continues to occupy a key place in Japan’s policy on the Russian direction. Even if it is not spoken out loud, there is some tacit linkage between any steps on the Russian direction and the resolution of the territorial issue on Japanese terms, "the article by V. Kuzminkov, published in the 32 edition of the collection of articles" Actual problems of modern Japan ", published by IFV, is noted.

"The fundamental difference in the views and interests of the parties, as well as the exaggerated political expectations of the Japanese side in relation to the dialogue at the highest level, significantly limited its effectiveness. The Japanese side clearly overestimated the possibilities of personal diplomacy, whose role in interstate relations is not so significant. As a result, Abe’s personal position did not lead to significant changes in Russia's position on key issues of relations with Japan, "writes Kuzminkov.

MEETING THROUGH A WEEK

The Kremlin’s press service said that on January 22, Vladimir Putin’s talks with Shinzo Abe, who will be in Russia on a working visit, will take place in Moscow.

"It is planned to discuss the state and prospects for the development of bilateral cooperation in the political, trade, economic and humanitarian fields. In developing the agreements reached during the previous meetings in Singapore and Buenos Aires, consideration is expected of issues related to the conclusion of a peace treaty between the two countries," says the press service.

There is a certain positive background for trade and economic relations, taking into account the fact that Japan is one of Russia's main trading partners. According to the Federal Customs Service, for 11 months of last year, the volume of mutual trade between Russia and Japan amounted to 19,6 billion US dollars, which is 17,7% higher than the same period of 2017 year.

The second day of the negotiation process has begun, and as the Japanese Foreign Ministry spokesman Takeshi Osuga said earlier, consultations at the level of deputy foreign ministers of the two countries will be held today on the issue of a peace treaty.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Диалог по мирному договору с Японией стартовал

Почему переговоры обещают быть долгими, объясняет EastRussia

Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил понедельник в присутствии своего японского коллеги Таро Коно о старте переговорного процесса по вопросам подготовки Мирного договора. Разногласия между Москвой и Токио очевидны, и дискуссия будет непростой. "Мы активно выступаем за то, чтобы прилагать дополнительные усилия для вывода двусторонних отношений на качественно новый уровень: уровень доверия, подлинного партнерства, в том числе партнерства во внешнеполитических делах", - сказал глава МИД России в начале переговоров. Внешне атмосфера переговоров казалась вполне разряженной. Достаточно вспомнить настроение Коно, поблагодарившего российскую сторону за принятые меры для обеспечения более теплой погоды.

Диалог по мирному договору с Японией стартовал
Фото: РИА Новости

СУТЬ РАЗНОГЛАСИЙ

Позиции обеих сторон не являются сенсацией. Они давно известны. Если в официальном Токио, рассуждая о Мирном договоре, подразумевают решение в свою пользу так называемого "территориального вопроса", то для Москвы сама идея договора с Японией является неким символом качественного изменения всего комплекса российско-японских отношений.

Японцы стараются увязать перспективу заключения Мирного договора с Курилами. Россия исходит из того, что острова принадлежат ей, и такое положение вещей является одним из итогов Второй мировой войны.

Позиции настолько расходятся (на японских картах Курильские острова обозначены, как территории Японии), что возникает вопрос относительно логики самого переговорного процесса. Тем не менее, начавшиеся в понедельник переговоры, оценку которым господин Лавров дал уже несколько часов спустя, вполне логичны.

"Мы привлекли внимание наших друзей из Японии к тому, что вопросы суверенитета над островами не обсуждаются, это территория Российской Федерации, и обратили их внимание на то, что в законодательстве Японии эти острова обозначены как "северные территории", что, конечно же, неприемлемо для Российской Федерации", - отметил глава МИД РФ после нескольких часов переговооров с Таро Коно.

Логика переговорного процесса, прежде всего, в том, чтобы помочь Москве и Токио поддержать, и, по возможности, развивать двусторонние отношения.

СЛОЖНАЯ ЛИНИЯ АБЭ

Действующий японский премьер явно хочет войти в историю, как политик, решивший "территориальную" проблему. Он уже давно перешел с президентом Путиным "на ты", и продолжает рассуждать о заинтересованности продвинуть отношения между Москвой и Токио. Разумеется, для решения "проблемы Курил". Именно таким образом Абэ преподносит свою деятельность на российском направлении японской аудитории. Плавно, постепенно склонять Москву к "уступкам", и, в перспективе, как убеждает Абэ японский истеблишмент и избирателей, можно рассчитывать на "желаемый результат". Верят, разумеется, далеко не все, но премьер тут же начинает рассуждать в том плане, что "не все сразу". Но градус критики со стороны своих внутриполитических оппонентов это не снижает.

В этой связи вовсе неслучайны недавние заявления Синдзо Абэ по Южным Курилам, которые вызвали негативную реакцию в Москве. Японский премьер высказался в том ключе, что "территориальный вопрос" должен решаться с учетом пожеланий жителей островов.

К чему стремится Абэ? В первую очередь, он хочет продемонстрировать японской аудитории свою "эффективность", готовность отстаивать принципиальную позицию. В этом плане тенденциозные заявления премьер-министра фактически накануне переговоров вполне объяснимы.

Японский премьер, возглавляющий правящую коалицию из Либерально-демократической партии и правоцентристской партии Комэйто, хочет усилить позиции как коалиции, так и свои собственные. Дело в том, что летом предстоят выборы в верхнюю палату парламента Японии. С одной стороны, позиции правящей коалиции пока достаточно убедительны. Вместе с тем, Абэ их хочет укрепить, прекрасно понимая, что в ходе предвыборной кампании ему будут задавать острые вопросы, наиболее сложными из которых являются отношения с Россией.

НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОСЛЕ НАЧАЛА ПЕРЕГОВОРОВ

Сергей Лавров по итогам переговоров, что у Москвы достаточно терпения для продолжительной дискуссии. При этом он перечислил ряд претензий. В частности, он назвал возмутительным высказывание японской стороны о том, что Мирный договор, будет способствовать сдерживанию Китая.

И он также назвал неприемлемыми заявления Синдзо Абэ по Курильским островам .

"Что касается вопроса о заявлении премьер-министра Синдзо Абэ о том, что российские граждане смогут остаться на островах после того, как острова перейдут под суверенитет Японии, мы уже сделали соответствующие заявления. Был приглашён в МИД посол Японии несколько дней назад, сразу после выступления премьер-министра. Нами было заявлено о полной неприемлемости подобного рода подходов, которые абсолютно противоречат пониманиям и договоренностям, которые достигались руководителями России и Японии о том, как выстраивать дальнейший диалог по мирному договору", - сказал Лавров.

Глава российского внешнеполитического ведомства обозначил определенный позитивный фон для диалога, заявив о том, что Москва и Токио могли бы перейти на безвизовый режим, начиная с безвизовых поездок жителей Сахалина и Хоккайдо.

ГЛАЗАМИ ЯПОНИСТОВ

Синдзо Абэ в диалоге с Москвой рассматривает экономическое сотрудничество, как некий аванс "за будущие политические утспуки", считает старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН) Виктор Кузьминков.

Однако, по оценке эксперта, можно сделать вывод, что данный подход Абэ не работает. "Прежде всего, это связано с ассиметричностью позиций и интересов сторон. Ключевое место в политике Японии на российском направлении продолжает занимать территориальный вопрос. Даже если это не произносится вслух, в сознании японского истеблишмента существует некая негласная увязка любых шагов на российском направлении с решением территориального вопроса на японских условиях", - отмечается в статье В.Кузьминкова, вышедшей 32-м выпуске сборника статей "Актуальные проблемы современной Японии", изданного ИДВ.

"Принципиальная разница взглядов и интересов сторон, а также завышенные политические ожидания японской стороны применительно к диалогу на высшем уровне значительно ограничили его эффективность. Японская сторона явно переоценила возможности личностной дипломатии, роль которой в межгосударственных отношениях не имеет столь весомого значения. В результате личностная позиция Абэ не привела к существенным изменениям в позиции России по ключевым вопросам отношений с Японией", - пишет Кузьминков.

 

ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ

Пресс-служба Кремля сообщила, что 22 января в Москве состоятся переговоры Владимира Путина с Синдзо Абэ, который будет находиться в России с рабочим визитом.

"Планируется обсудить состояние и перспективы развития двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях. В развитие договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч в Сингапуре и Буэнос-Айресе - ожидается рассмотрение вопросов, связанных с заключением мирного договора между двумя странами", - говорится в сообщении пресс-службы.

Для торгово-экономических отношений есть определенный позитивны фон с учетом того, что Япония входит в число основных торговых партнеров России. По данным Федеральной таможенной службы, за 11 месяцев прошлого года объем взаимной торговли между Россией и Японией составил 19,6 млрд долларов США, что на 17,7% выше, чем за аналогичный период 2017 года.

Наступил второй день переговорного процесса, и как ранее сообщил пресс-секретарь МИД Японии Такеши Осуга, сегодня пройдут консультации на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств двух стран по вопросу заключения мирного договора.

Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике