Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Dialogue continues

Russian and Japanese foreign ministers discuss North Korea and southern Kurils

Dialogue continues
Photo: ruspolitica.ru

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
The talks held in Moscow last week between Japanese Foreign Ministers Taro Kono and Russian Foreign Minister Sergei Lavrov did not arouse much interest in the leading Japanese media. Even the regional newspaper Hokkaido Shimbun ignored them. This is despite the fact that the newspaper, by virtue of its status, is the most interested and informed publication on the territorial problem in Russian-Japanese relations and carefully monitors all the nuances and slightest shifts in the positions of the parties on this problem. As you know, the problem is caused by Tokyo's claims to the four islands of the southern Kuriles.

Japan's low interest in the event is apparently due to the fact that the meeting of ministers took place literally after the summit of their leaders - Japanese Prime Minister Shinzo Abe and Russian President Vladimir Putin on the sidelines of the APEC forum in the Vietnamese city of Da Nang. The results of the summit, which became known, however, shed little light on the prospects for resolving the notorious territorial dispute.

The ministerial meeting itself, as expected, did not bring any sensations or breakthroughs. With a high degree of certainty, it could be assumed that it would focus on the two most demanded topics in bilateral relations today: unabated tensions on the Korean Peninsula and joint economic activity in the southern Kuriles. In Japan, they are called their northern territories. Putin and Abe agreed on these activities during the Russian leader's official visit to Japan in December 2016.

In Japan, one of the few mainstream media outlets to respond to the talks of the foreign chiefs was the mouthpiece of the Japanese business community, the Nikkei newspaper. On November 25, the newspaper ran an article under the characteristic headline "Japan and Russia Face Growing Divide Over North Korea." It notes that in the negotiations between Lavrov and Kono, Japan pushed Russia to take further steps regarding North Korea's nuclear and missile development. However, she received criticism in response for the emphasis on economic sanctions and the threat of military action initiated by the United States.

According to the newspaper, Japanese Foreign Minister Taro Kono told his Russian partner Sergei Lavrov that Russia can play an exceptionally large role in North Korea. This was said in order to secure cooperation from Russia in such an area as the full implementation of UN sanctions against the hermit state.

Lavrov, for his part, expressed concern over Japan's missile defense, including a plan to acquire the US-developed ground-based Aegis Ashore system. In response, Kono stressed that this missile defense system is aimed at protecting against attacks from North Korea and does not pose a threat to Russia.

Later at a press conference, according to a business publication, Lavrov said a military scenario against North Korea would be disastrous. Russia favors a solution to the problem through dialogue and calls into question the Japanese-American pressure in favor of an oil embargo and tougher economic sanctions.

Kono and Lavrov also discussed a plan for joint economic activities in the disputed territories. Here, countries have focused on five sectors, including tourism. It is curious to note that the Nikkei presents as already resolved the fact that Russia and Japan will create a special system for joint management in the southern Kuriles, which does not undermine the legal positions of the parties on the islands controlled by Russia, according to the newspaper's terminology. Lavrov and Kono agreed to negotiate at the level of department directors in December this year, and deputy ministers in January or February. In addition, the newspaper announces that at a meeting in Moscow, the ministers agreed to advance preparations for the summit in Russia next May, Japanese Prime Minister Shinzo Abe and Russian President Vladimir Putin. Kono also suggested that Lavrov visit Japan before the proposed summit.

In addition to negotiations with Lavrov, Kono took part in a regular meeting of the Russian-Japanese intergovernmental commission on trade and economic issues, of which he is the co-chairman. At the meeting, the minister discussed with his Russian counterpart, First Deputy Prime Minister Igor Shuvalov, the economic cooperation plan proposed last year by Shinzo Abe, consisting of eight points, including energy, medicine and other areas. In the same place, Kono called on Russia to lift restrictions on imports from Japan of industrial and food products, imposed after the accident at the Fukushima nuclear power plant in March 2011.

Finally, Nikkei reminds readers that the grandfather of the current Minister of Foreign Affairs of Japan, Ichiro Kono, was one of the main diplomatic negotiators at the conclusion of the joint Soviet-Japanese declaration in 1956, and his father, Yohei Kono, when he was also the Minister of Foreign Affairs of Japan was the founder from the Japanese side of the above-mentioned intergovernmental commission. Thus, Taro Kono, with his current trip to Moscow, continued the family tradition of developing relations with Russia, the economic newspaper concludes.

The right-wing conservative newspaper "Sankei Shimbun" in the headline of its article also makes the thesis that during the negotiations between Lavrov and Kono, a moat was formed between their positions on North Korea. The newspaper, in particular, highlights the moment that in response to Kono's remark that the anti-missile system deployed in Japan does not pose a threat to Russia, Lavrov expressed his conviction that the United States would not transfer control of this system to Japan.

Instead of their own materials about the meeting of the foreign ministers of Russia and Japan, the liberal Asahi Shimbun and some other newspapers publish a report about it by the American news agency Reuters. Moreover, in the headlines of the reprints, these publications again bring out Russia's concern about the cooperation between Tokyo and Washington in the field of missile defense. The American agency itself, analyzing the Russian-Japanese negotiations, comes to the conclusion that Japan wanted to focus on resolving the seven-decade-old territorial dispute between the two countries, but Lavrov's remarks about North Korea cast a shadow over the negotiations.

The agency mentions the fact that earlier this year, Japanese Prime Minister Shinzo Abe expressed hope for a breakthrough in Tokyo's territorial dispute with Moscow, but now those prospects have dimmed. In support of their prediction, Reuters quoted Lavrov and Kono as saying that they had made progress on measures to speed up Russian-Japanese economic cooperation on the islands, but did not provide any details on how to resolve the key issue of the dispute - who has sovereignty over the islands.

As for the 13th meeting of the Russian-Japanese intergovernmental commission on trade and economic cooperation, it did not evoke any response from the Japanese media. And it's not at all about the unlucky number of the event. The lack of reaction can serve as evidence that Russia is not among the priority economic partners of Japan - the third economic power in the world and the second in Asia.

Indeed, according to the Federal Customs Service, in 2016 the volume of Russian-Japanese trade amounted to only $ 16,1 billion, although some three years ago it exceeded $ 30 billion. Among the foreign trade partners of our Far Eastern neighbor, our country occupies only 15th place (its share in Japan's total trade is scanty 1,6%). Japan is also not a leader in our foreign trade - it takes only 7th place among the foreign trade counterparties of Russia (3.4%).

In 2015, the volume of accumulated direct investments from Japan in Russia decreased to $ 1,3 billion (15th place among the investing countries) compared to 2012, when they were equal to $ 2.7 billion. The halving of this indicator can be explained not only by the deterioration of the investment climate in our country, but also the influence of sanctions from Western countries, to which Japan belongs, despite its location in the East. Russia accounts for microscopic 0,3% of the total foreign investment of the Land of the Rising Sun. By the way, Russian investments in neighboring Japan are tending to zero against the paradoxical background of the annual export of tens of billions of dollars from our country.

So far, no significant economic projects are visible in that package of documents worth $ 2,5 billion, which were signed in Tokyo last December during the Russian president's visit to Japan. Due to the insignificance of its scale, one should not expect that the expected joint management in the southern Kuriles will "make the weather" in the trade and economic relations between the two countries. For Tokyo, it has more political than economic significance.

In general, it is no coincidence that First Deputy Prime Minister Shuvalov summed up at the above-mentioned meeting of the intergovernmental commission: everything at the highest level. "

For his part, Taro Kono noted that during the meeting, the problems of the development of the Far East, which, according to the minister, have great potential, were touched upon. “It is possible to develop Russian-Japanese cooperation in this region in such areas as agriculture, forestry, fisheries, to establish infrastructure to create an export base in the Far East, to establish conditions for the development of investments,” the minister said.

In a word, as in previous decades, we will listen to the dialogue about the enormous unrealized potential of trade and economic cooperation between Russia and Japan for many years to come. But both sides argue that it should pave the way for the solution of the territorial problem and, ultimately, the signing of a peace treaty between the two countries.
September 29: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Диалог продолжается

Министры иностранных дел России и Японии обсудили Северную Корею и южные Курилы

Диалог продолжается
Фото: ruspolitica.ru

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
Прошедшие на минувшей неделе в Москве переговоры министров иностранных дел  Японии Таро Коно и России Сергея Лаврова не вызвали большого интереса у ведущих  японских СМИ. Их проигнорировала даже региональная газета «Хоккайдо симбун».  И это несмотря на то, что газета  в силу своего статуса является наиболее заинтересованным и осведомленным изданием по части территориальной проблемы в российско-японских отношениях и внимательно отслеживает все нюансы и малейшие подвижки в позициях сторон по этой проблеме. Как известно,  проблема порождена   претензиями Токио на четыре острова южных Курил.

Низкий интерес в Японии к событию связан, видимо, с тем, что встреча министров произошла буквально вслед за саммитом их руководителей - премьер-министра Японии Синдзо Абэ и президента России Владимира Путина на полях форума АТЭС во вьетнамском городе Дананге. Ставшие известными итоги саммита, впрочем, пролили мало света на перспективы решения пресловутого территориального  спора.

Сама же министерская встреча, как и ожидалось, не принесла каких-либо сенсаций или прорывов. С высокой степенью достоверности можно было предполагать, что речь на ней пойдет о двух наиболее востребованных  в двусторонних отношениях на сегодняшний день  темах: не спадающей напряженности  на Корейском полуострове и совместной экономической деятельности на  южных Курилах. Их в Японии именуют своими северными территориями.  Об этой деятельности Путин и Абэ договорились во время официального визита российского лидера в Японию в декабре 2016 года.

В Японии одним из немногих центральных СМИ, откликнувшихся  на переговоры глав внешнеполитических ведомств, был  рупор японских деловых кругов, газета Nikkei. 25 ноября газета поместила статью под характерным заголовком «Япония и Россия сталкиваются с растущим разладом по Северной Корее».  В ней  отмечается, что на переговорах Лаврова и Коно Япония подталкивала  Россию к тому,  чтобы предпринять дальнейшие шаги в отношении ядерных  и ракетных  разработок Северной Кореи. Однако в ответ получила критику за упор  на экономические санкции и угрозу военных действий, инициируемую  США.

Как пишет издание, министр иностранных дел Японии Таро Коно  сказал своему русскому партнеру Сергею Лаврову, что Россия может играть исключительно большую роль в Северной Корее. Это было сказано с целью  заручиться сотрудничеством со  стороны России в такой сфере, как полное выполнение санкций ООН в отношении государства-отшельника.

Лавров, со своей стороны, выразил обеспокоенность по поводу противоракетной обороны  Японии, включая план приобрести разработанную США систему «Иджис Эшор» наземного базирования. В ответ Коно подчеркнул, что эта ПРО нацелена на защиту от нападений со стороны Северной Кореи и не представляет угрозу для России.

Позже на пресс-конференции, сообщает деловое издание,  Лавров сказал, что военный сценарий в отношении Северной Кореи будет иметь катастрофические последствия. Россия выступает за решение проблемы путем диалога и ставит под вопрос японо-американский нажим в пользу введения нефтяного эмбарго и более жестких экономических санкций.

Коно и Лавров также обсудили план совместной экономической деятельности на спорных территориях. Здесь страны сфокусировались на пяти секторах, включая туризм. Любопытно отметить, что Nikkei подает как уже решенный тот факт, что Россия и Япония для совместного хозяйствования на южных Курилах  создадут специальную систему, которая не подрывает правовые позиции сторон на контролируемых, по терминологии газеты, Россией островах.  Лавров и Коно согласились провести   переговоры на уровне директоров департаментов в декабре этого года, а заместителей министров  в январе или феврале.  Кроме того, газета извещает о том, что на встрече в Москве министры  договорились продвигать подготовку к саммиту  в России в мае следующего года премьер-министра Японии Синдзо Абэ и президента России Владимира Путина. Коно также предложил Лаврову посетить Японию до предполагаемого саммита.

Помимо переговоров с Лавровым, Коно принял участие в очередном заседании российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, сопредседателем которой он является. На нем министр обсудил со своим российским визави – первым  вице-премьером Игорем Шуваловым предложенный в прошлом году Синдзо Абэ план экономического сотрудничества, состоящий из восьми пунктов, включая энергетику, медицину  и другие области. Там же Коно призвал Россию отменить ограничения на импорт из Японии промышленных и продовольственных товаров, введенные после аварии на атомной электростанции Фукусима в марте 2011 года.

Наконец, Nikkei напоминает читателям о том, что дедушка нынешнего министра иностранных дел Японии Итиро Коно был одним из главных дипломатических переговорщиков при заключении в 1956  году совместной советско-японской декларации, а его отец – Ёхэй Коно в свою бытность тоже министром иностранных дел Японии  как раз являлся основателем с японской стороны вышеупомянутой межправительственной комиссии. Таким образом, Таро Коно своей нынешней поездкой в Москву  продолжил семейную традицию  развития отношений с Россией, заключает экономическая газета.



Правоконсервативная газета  «Санкэй симбун» в заголовок своей статьи также выносит тезис о том, что на переговорах Лаврова и Коно образовался ров между их позициями в отношении Северной Кореи. Газета, в частности, выделяет тот момент, что на замечание Коно о том, что  дислоцированная в Японии противоракетная система  не представляет угрозу России, Лавров  выразил убежденность о том, что   США не передадут управление этой системой Японии.

Вместо собственных материалов о встрече министров иностранных дел России и Японии либеральная  «Асахи симбун» и некоторые другие газеты помещают сообщение о ней американского информационного агентства Рейтер.  Причем в заголовки перепечаток  указанные издания опять же выносят обеспокоенность России по поводу сотрудничества Токио и Вашингтона в сфере ПРО. Само же американское агентство, анализируя российско-японские переговоры, приходит к выводу, что на них Япония хотела сосредоточиться на решении насчитывающего семь десятилетий территориального спора между двумя странами, но замечания Лаврова по поводу Северной Кореи бросили тень на переговоры.

Агентство упоминает тот факт, что в начале этого года премьер-министр Японии Синдзо Абэ выразил надежду на прорыв в территориальном споре Токио с Москвой, но теперь эти перспективы потускнели. В подтверждение своего прогноза Рейтер приводит слова  Лаврова и Коно о том, что они достигли прогресса в отношении мер по ускорению российско-японского экономического сотрудничества на островах, однако не представили никаких подробностей относительно разрешения ключевой проблемы спора – кто обладает суверенитетом над островами.

Что касается 13-го по счету заседания российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, то оно не вызвало никаких откликов у японских СМИ. И дело вовсе не в несчастливом номере мероприятия. Отсутствие реакции может служить свидетельством того, что  Россия не входит в число приоритетных экономических партнеров Японии – третьей экономической державы мира и второй в  Азии.

В самом деле,  по данным Федеральной таможенной  службы, в  2016 году объем российско-японского  товарооборота составил всего $16,1 млрд, хотя еще каких-то три года назад превышал $30 млрд.  Среди внешнеторговых партнеров  дальневосточного соседа наша страна занимает лишь 15-е место (ее доля в общем  товарообороте Японии  составляет  мизерные 1,6%).  Япония так же  не является лидером  в нашей внешней торговле – она занимает  только 7-е место среди внешнеторговых контрагентов России (3.4%).

В 2015 году  объем накопленных прямых инвестиций из Японии в России сократился до $1,3 млрд (15 место среди стран-инвесторов) по сравнению с 2012 годом, когда они равнялись 2.7 млрд долл. Снижение наполовину данного показателя можно объяснить  не только ухудшением инвестиционного климата в нашей стране, но и влиянием санкций стран Запада, к которым относится и Япония, несмотря на свое расположение на Востоке. На Россию приходятся микроскопические 0,3%  в общем объеме зарубежных капиталовложений Страны восходящего солнца.  Кстати, российские инвестиции в соседней Японии стремятся  к нулю на парадоксальном фоне ежегодного вывоза из нашей страны десятков миллиардов долларов.

Пока что не просматриваются значимые экономические проекты и в том пакете документов общей стоимостью в $2,5 млрд, которые были подписаны в Токио в декабре прошлого года во время визита  российского президента в Японию.  Не стоит рассчитывать в силу незначительности его масштабов, что так ожидаемое совместное хозяйствование на южных Курилах «сделает погоду» в торгово-экономических отношениях двух стран. Для Токио оно имеет  больше политическое, нежели экономическое значение.

В общем, не случайно первый вице-премьер Шувалов на упомянутом заседании межправительственной комиссии резюмировал:  «У нас есть единое понимание общей задачи – вывести двустороннее сотрудничество на уровень, который отвечал бы реальным экономическим потенциалам двух стран и не отставал бы от интенсивности политических контактов, прежде всего на высшем уровне».

Со своей стороны, Таро Коно отметил, что  в ходе заседания была затронута проблематика развития Дальнего Востока, который, по словам министра, имеет огромный потенциал. «Можно развивать российско-японское сотрудничество в этом регионе в таких областях, как сельское, лесное, рыбное хозяйство, налаживать инфраструктуру для создания экспортной базы на Дальнем Востоке, налаживать условия для развития инвестиций», – сказал министр.

Словом,  как и в прежние десятилетия,  мы еще не один год будем слушать диалог об огромном нереализованном потенциале торгово-экономического сотрудничества между Россией и Японией. А ведь обе стороны утверждают, что именно оно должно проложить путь к решению территориальной проблемы и, в конечном счете,  подписанию мирного договора между двумя странами.
8 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика