Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

For the Far East will announce a brain hunt

What measures will help attract scientists and teachers to the universities of the Far Eastern Federal District?

The federal authorities intend to stop the outflow of brains and personnel from the regions, giving the lion's share of the extra budget places in universities not to the capital, but to the local universities. This was recently stated by President Vladimir Putin. Priority will be given to territories that need modern, young, promising personnel. The Far East falls under these criteria. However, training requires qualified teachers. They plan to attract them with a “standard set” - salary increase, housing and modernization of the scientific base. In Far Eastern universities, of course, I am not against the tide of "fresh blood", but, as they say, there are nuances ...

For the Far East will announce a brain hunt
Photo: pixabay.com

ON THE FRAME OF THE STAFF CRISIS

According to President Vladimir Putin, institutes and universities need practical trainers working in the real economy, young enthusiastic researchers and teachers, especially in those regions where their knowledge and competencies are needed. As for the network of regional universities, they should become competitive, attractive to young people and strong teachers.

One of the first candidates for innovations may be a higher school in the Far East, a region where dozens of investment projects are being implemented and where, according to the forecasts of the Agency for the Development of Human Capital, 2025 thousand new jobs will appear by 120. Some of them are in new industries for the district, specialists for which have not yet been trained at local universities.

At the end of last year, Anatoly Shirokov, member of the Federation Council committee on federal structure, regional politics, local self-government and Northern affairs, proposed the introduction of the Far Eastern Professor program, similar to the Zemsky Doctor and Zemsky Teacher.

“We are talking about attracting highly qualified specialists from the university community of the central regions, where optimization is under way so that they can realize their potential in the Far East,” he explained then.

The Far Eastern Federal University, the largest university in the Far Eastern Federal District, employs 1 teachers on a regular basis, and so far there is no shortage of associate professors and professors. But most of them are people of age, and at the university they are well aware that they may face a personnel crisis. According to Anna Tyshetskaya, Vice-Rector for Academic Affairs at FEFU, the situation is not unique, and something similar happens in most universities in the country.

“In Soviet times, there were tools for working with personnel, and strong teachers who studied at leading universities of the country came to regional universities for distribution. The Institute of Graduate Studies also served as a very important tool, providing regional universities with new scientific and pedagogical staff. In the 90s, when the system of higher education was going through very difficult times, many mechanisms stopped working, and universities closed themselves in the environment that they had created at that time. The issue of training scientific and pedagogical personnel for higher education is a strategic issue and, naturally, in a situation of elementary survival, the system preserves itself, ”said Anna Tyshetskaya.

A similar situation is in the Northeast Federal University. M.K. Ammosov, located in Yakutia - the most extreme climatic region of Russia. About 20 thousand students study there, of which more than six thousand are under Arctic programs.

“There is no acute deficit in the teaching staff,” says the doctor of medical sciences, professor, head of the department of the Medical Institute of NEFU and the chairman of the College of Professors Darima Garmaeva. “But because of the geographic remoteness of the republic, it is difficult to go to continuing education courses in a specialty, to participate in Russian and international conferences.”

In this regard, she proposes to include in the proposed program “Far Eastern Professor” such sections as advanced training of professors and teaching staff in central universities in the field of specialties.

A possible shortage of personnel is spoken at the Trans-Baikal State University. At the moment, the faculty of the university meets the qualification requirements for the licensing of educational activities, but nevertheless, in some areas, the personnel problem will mature in the foreseeable future.

“There are not enough young scientists: candidates of sciences up to 30 years, and doctors of sciences up to 40. It is necessary to update the staff and attract young scientists to the educational process of the university,” the ZabSU leadership explains.

 

DO NOT REMAIN WITHOUT CAPACITY

Another task that the president spoke about is the consolidation of the resource potential of educational institutions and scientific institutions. But, for example, the Far Eastern academic scientific institutes, which are part of the Department of Education of the Ministry of Education and Science and are under the scientific and methodological guidance of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, also lose personnel.

“It is necessary to attract scientists, but good brains are needed not only by us, but, for example, by the USA or China. And they create the conditions - they offer a good salary, excellent housing, and our specialists go there. To slow them down, you need to give prospects for the future, it does not matter at a university or other scientific organization. I myself came to the Far East in the 70s precisely because there were very great prospects for scientific growth, ”says Viktor Bogatov, doctor of biological sciences, professor, chief scientific secretary of the Far Eastern Branch, academician of the Russian Academy of Sciences.

However, the current situation is far from rosy. As a result of the reorganization of the Russian Academy of Sciences, which began five years ago, the department has already lost its social infrastructure — kindergartens, a hospital, a motor depot, which until recently had provided ground expeditions, a telecommunications network, a scientific fleet with transport, almost lost its library and publishing house, and is losing directions that could would be useful to the Far Eastern Federal District, for example, in the field of agriculture. Reserves, created at one time as scientific training grounds, are under the jurisdiction of the Ministry of Natural Resources, and high-rise apartment buildings of the Vladivostok Akademgorodok are being built up, which puts an end to its further development.

“Of course, there are institutes where new equipment is installed, advanced research is underway, and people work there with pleasure. There are cases when people come to work for us, but nonetheless, only a few come, dozens leave, ”adds Viktor Bogatov, emphasizing that, first of all, attention should be paid to reducing the outflow of scientists.

First of all, Darima Garmaeva urges to think about this. In her opinion, the document should not be aimed at employing “optimized” and ineffective scientists from research institutes and universities of other Russian entities.

“In my opinion, the project name of the program implies the involvement of professors only, but given that there is a large layer of active and talented scientists among candidates of science, associate professors could expand the name of the program by changing it to“ Far Eastern scientist. ” Scientists from other regions should be invited to vacant places or opening new directions on a competitive basis. At the same time, the document should be aimed, first of all, at preserving regional scientific personnel, securing local talented young scientists to work in the scientific, scientific and educational sphere of the Far Eastern Federal District, ”Darima Garmaeva is confident.

By the way, NEFU has its own development program, and thanks to it, new scientific laboratories equipped with modern equipment have been created over the past ten years. Some experience in resolving the personnel issue already exists at FEFU.

“Firstly, we have created an HR department, which participates together with structural educational units in the formation of vacancies to attract leading teachers of key disciplines. Systemic programs are also underway aimed at improving the qualifications of scientific and pedagogical personnel. We have several systematic continuing education programs with leading universities in the country - leaders in a particular academic field. Our teachers develop and review training courses under the guidance of leading experts. The formats of the target magistracy are actively used, ”says Anna Tyshetskaya.

Recently, 25 English teachers underwent an internship at MGIMO, and now they are introducing new methods in their native university. Several more FEFU employees, having concluded targeted agreements with the university, went to study at the graduate school of Moscow State University.

ZabSU believes that the Russian Ministry of Education and Science should join in the issue, and in 2020-22024 provide for the allocation of targeted subsidies to improve the material and technical support of educational and scientific activities to the Far Eastern Federal District universities taking into account the needs of regional labor markets.


YOU WILL NOT PULL THEM

But, in addition to professional growth, comfortable working conditions and the availability of modern research infrastructure, more mundane things are also needed - a decent salary, stimulating material and financial resources, affordable housing, reminds Darima Garmaeva. Other experts agree with this. But what salary is considered decent? At least not lower than Moscow, says Anna Tyshetskaya.

“If the salary is about 150 thousand rubles, we can expect a stream of teachers - young graduate students. They will come here on contracts for three to five years, but many of them will stay, ”emphasizes the FEFU Vice-Rector for Academic Affairs.

Now FEFU not only increases the basic salary of teachers, but also creates a motivation system aimed at attracting and retaining teachers who are successful in research activities. In addition, lifts are provided for visitors, and teachers invited from abroad are provided with accommodation on campus. The university is completing repairs in the hostel. Two floors, which were previously occupied by administrative workers, have been converted into apartments for teachers, they can be occupied by another 40 families. Last year, a number of vacancies were closed by newcomers, including those from St. Petersburg, now there may be more of them.

In NEFU, scientists who are actively developing regional science, according to the provision on an effective contract, are paid incentive payments, financially supported by conferences and research projects. But the introduction of the Far Eastern Professor program would be an additional incentive for developing the scientific potential of the region, attracting rating professors and creating a large Arctic research center in the region, which today, given state tasks, is very relevant, Darima Garmaeva believes.

Higher education institutions agree that they will not be able to close all their needs at their own expense, so the solution of wage and housing issues, preferably supported by budget funding, should also be supported by law.

Most recently, the candidate of mathematical sciences, professor Oleg Artamonov, moved to FEFU from St. Petersburg. He worked in Pakistan, India, China, as well as in Holland and Germany, and now has moved to the Far East. In China, Artamonov studied the properties of metamaterials, while Germany worked on the use of mathematical methods in industry and commerce, and in the last five years he conducted research on applied mathematics and participated in the creation of scientific manuals in Pakistan.

“I had a chance to work in different places. In FEFU I was attracted by the opportunities that the university opens. This is an opportunity to realize my own ideas, prepare my own courses, and besides, Vladivostok has long beckoned me, its nature, sea and a large amount of sun, ”the professor admitted.

May 9: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Для Дальнего Востока объявят охоту за мозгами

Какие меры помогут привлечь ученых и преподавателей в вузы ДФО?

Федеральные власти намерены остановить отток мозгов и кадров из регионов, отдав львиную долю дополнительных бюджетных мест в вузах не столичным, а местным вузам. Об этом недавно заявил президент Владимир Путин. Приоритет отдадут территориям, которые нуждаются в современных, молодых, перспективных кадрах. Под эти критерии попадает Дальний Восток. Однако для подготовки кадров потребуются квалифицированные преподаватели. Привлекать их планируют «стандартным набором» — повышением зарплаты, предоставлением жилья и модернизацией научной базы. В дальневосточных вузах, конечно, не против прилива «свежей крови», но, как говорится, есть нюансы…

Для Дальнего Востока объявят охоту за мозгами
Фото: pixabay.com

НА ГРАНИ КАДРОВОГО КРИЗИСА

По мнению президента Владимира Путина, в институтах и университетах нужны преподаватели-практики, работающие в реальной экономике, молодые увлеченные исследователи и преподаватели, причем именно в тех регионах, где нужны их знания и компетенции. Что касается сети региональных вузов, то они должны стать конкурентными, привлекательными для молодежи и сильных преподавателей.

Одним из первых кандидатов на новации может стать высшая школа Дальнего Востока — региона, где реализуются десятки инвестиционных проектов, и где, по прогнозам Агентства по развитию человеческого капитала, к 2025 году появится 120 тыс. новых рабочих мест. Часть из них — в новых для округа отраслях, специалистов для которых в местных вузах до сих пор не готовили.

В конце прошлого года член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков предложил внедрить программу «Дальневосточный профессор» — по аналогии с «Земским доктором» и «Земским учителем».

«Речь идет о привлечении высококвалифицированных специалистов из вузовского сообщества центральных регионов, где идет оптимизация, чтобы они могли реализовывать свой потенциал на Дальнем Востоке», — объяснил он тогда.

В Дальневосточном федеральном университете — самом крупном вузе ДФО работают на постоянной основе 1 500 преподавателей, и пока недостатка в доцентах и профессорах нет. Но большинство из них — люди в возрасте, и в университете хорошо понимают, что могут столкнуться с кадровым кризисом. По словам проректора по учебной работе ДВФУ Анны Тышецкой, ситуация не уникальная, и нечто подобное происходит в большинстве вузов страны.

«В советское время действовали инструменты по работе с кадрами, в региональные вузы по распределению приезжали сильные преподаватели, учившиеся в ведущих вузах страны. Институт аспирантуры также служил очень важным инструментом, обеспечивающим региональные университеты новыми научно-педагогическими кадрами. В 90-е годы, когда система высшего образования переживала очень непростые времена, многие механизмы перестали работать, и университеты замкнулись в той среде, которую на тот момент создали. Вопрос подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы — это стратегический вопрос и естественно в ситуации элементарного выживания система сама себя консервирует, — рассказала Анна Тышецкая.

Аналогичная ситуация и в Северо-Восточном Федеральном университете им. М.К. Аммосова, расположенном в Якутии — самом экстремальном по климатическим условиям регионе России. Там учатся около 20 тыс. студентов, из них более шести тыс. — по программам арктической направленности.

«Острого дефицита в профессорско-преподавательском составе нет, — говорит доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой Медицинского института СВФУ и председатель Коллегии профессоров Дарима Гармаева. — Но из-за географической отдаленности республики, сложно ездить на курсы повышения квалификации по специальности, участвовать в российских и международных конференциях».

В связи с этим, она предлагает внести в предполагаемую программу «Дальневосточный профессор» такие разделы как повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в центральных вузах по специальностям.

О возможной нехватке кадров говорят в Забайкальском государственном университете. На данный момент профессорско-преподавательский состав вуза соответствует квалификационным требованиям к лицензированию образовательной деятельности, но тем не менее, по отдельным направлениям кадровая проблема назреет уже в обозримом будущем.

«Не хватает молодых ученых: кандидатов наук до 30 лет, и докторов наук до 40. Необходимо обновление кадрового состава и привлечение молодых ученых в образовательный процесс университета», — объясняют в руководстве ЗабГУ.

 

НЕ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ПОТЕНЦИАЛА

Еще одна задача, о которой говорил президент — консолидация ресурсного потенциала учебных заведений и научных институтов. Но, к примеру, дальневосточные академические научные институты, входящие в состав теруправления Минобрнауки и находящиеся под научно-методическим руководством ДВО РАН, тоже теряют кадры.

«Привлекать ученых необходимо, но хорошие мозги нужны не только нам, но, например, США или Китаю. И они создают условия — предлагают хорошую зарплату, отличное жилье, и наши специалисты едут туда. Чтобы их притормозить, нужно дать перспективы на будущее, неважно в университете или другой научной организации. Я сам приехал на Дальний Восток в 70-х годах именно потому, что здесь были очень большие перспективы для научного роста», — говорит доктор биологических наук, профессор, главный ученый секретарь Дальневосточного отделения, академик РАН Виктор Богатов.

Однако сегодняшняя ситуация совсем не радужная. В результате реорганизации РАН, начавшейся пять лет назад, отделение уже лишилось социальной инфраструктуры — детских садов, больницы, автобазы, которая еще недавно обеспечивала транспортом наземные экспедиции, телекоммуникационной сети, научного флота, едва не осталась без библиотеки и издательства, теряет направления, которые могли бы быть полезны ДФО, например, в области сельского хозяйства. В ведение Минприроды переходят заповедники, создававшиеся в свое время как научные полигоны, идет застройка высотными жилыми домами Владивостокского Академгородка, что ставит крест на его дальнейшем развитии.

«Конечно, есть институты, где установлено новое оборудование, идут перспективные исследования, и люди там работают с удовольствием. Есть случаи, когда к нам приезжают на работу, но, тем не менее, приезжают единицы, уезжают — десятки», — добавляет Виктор Богатов, подчеркивая, что, прежде всего, нужно обратить внимание на сокращении оттока ученых.



Подумать об этом в первую очередь призывает и Дарима Гармаева. По ее мнению, документ должен быть направлен не на трудоустройство «оптимизированных» и неэффективных ученых из НИИ и вузов других российских субъектов.

«На мой взгляд, проектное название программы подразумевает привлечение только профессоров, но учитывая, что имеется большой пласт активных и талантливых ученых среди кандидатов наук, доцентов можно было бы расширить название программы, изменив его на "Дальневосточный ученый". Ученых из других регионов необходимо приглашать на вакантные места или открывающиеся новые направления на конкурсной основе. Вместе с тем, документ должен быть направлен, прежде всего, на сохранение региональных научных кадров, закрепление местных молодых талантливых ученых для работы в научной и научно-образовательной сфере ДФО», — уверена Дарима Гармаева.

В СВФУ, к слову, действует собственная программа развития, и, благодаря ей, за последние десять лет созданы новые научные лаборатории, оснащенные современным оборудованием. Некоторый опыт решения кадрового вопроса уже есть в ДВФУ.

«Во-первых, у нас создан HR-департамент, который участвует совместно со структурными учебными подразделениями в формировании вакансий для привлечения ведущих преподавателей ключевых дисциплин. Также ведутся системные программы, направленные на повышение квалификации научно-педагогически кадров. У нас есть несколько системных программ по повышению квалификации с ведущими университетами страны — лидерами в той или иной академической отрасли. Наши преподаватели разрабатывают и рецензируют учебные курсы под руководством ведущих специалистов. Активно используются форматы целевой магистратуры», — отмечает Анна Тышецкая.

Недавно 25 преподавателей английского прошли стажировку в МГИМО, и теперь внедряют новые методики в родном вузе. Еще несколько сотрудников ДВФУ, заключив с вузом целевые договоры, уехали учиться в аспирантуру МГУ.

В ЗабГУ считают, что к вопросу должно подключиться Минобрнауки России, и в 2020-22024 годах предусмотреть выделение целевых субсидий на улучшение материально-технического обеспечения учебной и научной деятельности вузам ДФО с учетом потребностей региональных рынков трудовых ресурсов.


САМИ НЕ ПОТЯНУТ

Но, помимо профессионального роста, комфортных условий труда и наличия современной научно-исследовательской инфраструктуры, нужны и более приземленные вещи — достойная зарплата, стимулирующие материальные и финансовые ресурсы, доступное жилье, напоминает Дарима Гармаева. С этим согласны и другие эксперты. Но какую зарплату считать достойной? Как минимум, не ниже московской, считает Анна Тышецкая.

«Если заработная плата будет порядка 150 тыс. рублей, мы можем ожидать поток преподавателей — молодых аспирантов. Они приедут сюда по контрактам, рассчитанным на три-пять лет, но многие из них останутся», — подчеркивает проректор по учебной работе ДВФУ.

Сейчас в ДВФУ не только увеличивают базовый оклад преподавателей, но и создают систему мотивации, направленную на привлечение и удержание преподавателей, успешных в научно-исследовательской деятельности. Помимо этого, предусмотрены подъемные для приезжих, а преподавателям, приглашенным из-за рубежа, предоставляется жилье в кампусе. Вуз заканчивает ремонт в общежитии. Два этажа, которые раньше занимали административные работники, переделали под квартиры для преподавателей, занять их могут еще 40 семей. В прошлом году ряд вакансий закрыли приезжими, в том числе из Санкт-Петербурга, теперь их может стать больше.

В СВФУ ученым, активно развивающим региональную науку, согласно положению об эффективном контракте, выплачивается стимулирующая выплата, финансово поддерживаются проведение конференций и научные проекты. Но внедрение программы «Дальневосточный профессор» стало бы дополнительным стимулом для развития научного потенциала региона, привлечения рейтинговых профессоров и создания в регионе крупного научного центра Арктики, что на сегодняшний день, учитывая государственные задачи, очень актуально, считает Дарима Гармаева.

В вузах сходятся во мнении: закрыть все потребности за счет собственных средств они не смогут, поэтому решение вопросов заработной платы и жилья, желательно подкрепленное бюджетным финансированием, тоже должно быть подкреплено законодательно.

Совсем недавно в ДВФУ из Санкт-Петербурга переехал кандидат математических наук, профессор Олег Артамонов. Он работал в Пакистане, Индии, Китае, а также в Голландии и Германии, и теперь перебрался на Дальний Восток. В Китае Артамонов занимался исследованиями свойств метаматериалов, а Германии работал над использованием математических методов в промышленности и торговле, а в последние пять лет проводил исследования по прикладной математике и участвовал в создании ученых пособий в Пакистане.

«Мне довелось поработать в разных местах. В ДВФУ меня привлекли возможности, который открывает университет. Это и возможность реализовать собственные идеи, подготовить собственные курсы, и к тому же, Владивосток давно меня манил, его природа, море и большое количество солнца», — признался профессор.

7 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика