Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Для диалога нужны площадки»

Тимофей Бордачев о единственной российско-китайской летней школе по международным отношениям

Интервью с Тимофеем Бордачевым, научным руководителем Международной Российско-китайской летней школы по международным отношениям НИУ ВШЭ, директором Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.

«Для диалога нужны площадки»
Фото: fdp.hse.ru
- На базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ проходит много научно-образовательных мероприятий, и Российско-китайская летняя школа – одно из них. Скажите, пожалуйста, что отличает формат Летней школы от других проектов?

- Я бы сказал, что Летняя школа – это не одно из множества мероприятий, которые проходят на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Это достаточно уникальное мероприятие. Это единственная российско-китайская летняя школа по международным отношениям. Она уникальна тем, что в ней участвуют китайские и российские студенты и аспиранты, ребята из других стран. Она проводится полностью на английском языке, таким образом, у наших участников появляется возможность общаться между собой на равной волне.
 
- В этом году пройдет уже восьмая по счету Летняя школа, а как же все начиналось в 2011 году? Как вам пришла идея об открытии данного проекта? В чем была основная цель школы, не поменялась ли она с годами?

- Первая Школа состоялась летом 2011 года, когда стало очевидно, что китайско-российские отношения вступают в период очень бурного, интенсивного развития и повышения уровня политического доверия между сторонами. И у нас – у декана факультета мировой экономики и мировой политики Сергея Александровича Караганова, руководителя Летней школы, у коллег из Высшей школы экономики возникло понимание того, что этот диалог необходимо подкреплять созданием различного рода совместных экспертных, научных, студенческих и дискуссионных площадок, чтобы китайские и российские ученые, молодые эксперты больше между собой общались, раньше начинали понимать менталитет друг друга, подход друг друга к обсуждению вопросов, те ограничения, которые у нас есть, национальную специфику, взгляды на проблемы в России и Китае.

После этого спустя несколько лет мы решили пойти на достаточно революционную практику и допустили к участию в Летней школе студентов из других стран. Но при этом россияне и китайцы все равно остаются главными среди участвующих ребят. Мне кажется, что пока эта практика себя оправдывает, хотя, конечно, мы будем внимательно следить, стоит ли ее сохранять в дальнейшем или все-таки мы вернемся к более узкому китайско-российскому формату, который, еще раз повторю, просто жизненно необходим во множестве видов для того, чтобы подкреплять существующие китайско-российские отношения на политическом уровне и все более активно развивающиеся на экономическом уровне.


 
- Насколько известно, Летняя школа проводится совместно с Восточно-китайским Педагогическим Университетом (ВКПУ, Шанхай). Насколько этот формат позволяет развивать межуниверситетские отношения? Как Вы считаете, вносит ли это взаимодействие вклад в углубление российско-китайских отношений на образовательном уровне?

- Мне кажется, что главная польза от такого рода совместных летних школ – это распространение знаний о тех университетах, которые их проводят, о возможности получать там образование. Распространение этих знаний по друзьям, знакомым, однокурсникам, передача их в социальных сетях, которые существуют и в России, и в Китае. Вот это самая главная функция, связанная с теми задачами, которые решает высшее образование.
 
- Заявленная тема предстоящей Летней школы - "За рамками традиционной повестки: новая реальность для России и Китая" - охватывает такие сферы как цифровые технологии, кибербезопасность, роль медиа пространства и социальных сетей в международных отношениях, «зеленая» экономика, сотрудничество в культурной сфере. Что побудило организаторов остановиться именно на этой теме?

- Я бы хотел для начала сказать, что другой спецификой этой Летней школы является то, что она никогда не была о российско-китайских отношениях. Наше видение состоит в том, что Китай и Россия настолько тесно связаны между собой политически и настолько большое значение имеют для развития всего человечества, что китайским и российским ученым, а на уровне нашей Летней школы - и молодым экспертам, нужно говорить не о наших двусторонних вопросах, а о тех проблемах, где роль и место Китая и России значительны. О тех проблемах, где Китай и Россия должны вырабатывать если не совместную, то близкую по содержанию позицию. Мы посмотрели на те сюжеты, которые ранее не затрагивались в наших Летних школах и на те сюжеты, которые крайне актуальны сейчас в мире. И мы выбрали целый ряд вопросов именно как те проблемы, о которых китайцы и россияне должны для начала поговорить вместе, а уже потом, постепенно двигаться в экспертном сообществе и на государственном уровне к выработке общей позиции. В этой большой работе наш маленький скромный вклад – это наша Летняя школа.