Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
First Deputy Chairman of the Board of Mail Bank Georgy Gorshkov on Business Development in the Far East - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

“For us, the question is not where customers are greater, but where is more convenient for them.”

Georgy Gorshkov, First Deputy Chairman of the Board of Mail Bank, on the development of business in the Far East

The Far East is a region with special economic and geographical conditions that affect any business operating here, including banking. Due to the partnership with the Post of Russia, which makes it possible to penetrate where no other bank can reach, Pochta Bank sets itself the task of creating the largest banking network in the macroregion. Georgy Gorshkov, First Deputy President-Chairman of the Management Board of Pochta Bank, on the role of modern technologies in the development of banking in the Far East.

“For us, the question is not where customers are greater, but where is more convenient for them.”
Photo: VEF / TASS Photobank

DOUBLE ON PLAN

- In our last meeting, you said that Pochta Bank plans to double its branch network in the Far East. Happened?

- Of course, this task is completed. In the whole country, the network grew by more than 30%. The number of our points of presence in Russia has reached 18 thousands, and these are, of course, as close as possible to the customers in the post offices. It turns out that we work in almost every second post office. In the Far East, new points have also appeared, the management team has been strengthened, the infrastructure for issuing and receiving cash has been created, even in small towns and villages.

- How to withdraw cash? In your ATMs?

- Almost in all post offices in the country we have installed POS-terminals - the same are used in stores for receiving payments by bank cards. Where they are, the client, having a card of any payment system, be it “World”, Visa or Mastercard, can insert it or attach it to the terminal, enter the PIN-code and get cash from the cash office mail. Also with the help of terminals you can pay for postal services and goods.

- No commission?

- Commission question is a question for the card issuer. For Mail Bank and VTB clients, there is no commission when withdrawing own funds, and if this is money that is withdrawn against the credit limit, it may be charged. Commissions of other banks are determined by individual rates.

- Returning to the Far East, what are your plans for developing the network on 2019?

- We are announcing them soon. True, this will not be such a significant increase: we have already entered most of the settlements.

EXTENSION PRESENCE

- Nevertheless, in the Far East there remain “problem points” in the sense of banking presence. As a rule, these are small settlements, where sometimes there is no connection. Can something be done with this?

- Now we are implementing a pilot project with the Central Bank of the Russian Federation to increase the availability of financial services in the Far East. We are creating the largest banking network in the region and, at the request of the Central Bank, we enter small towns. So far, the project involves 10 post offices in small villages with a population of 700 people, including in Bezverkhovo, Korsakovka, Surazhevka and others.

Most of them were not provided with Internet. Therefore, another project partner, Rostelecom, built high-speed Internet to these villages, and we opened bank windows there.

- What kind of task do you decide for yourself as a bank by participating in a project?

- Under an agreement with the Central Bank, we will check whether there is a demand for basic financial services in these small settlements: opening an account, a deposit, receiving wages, pensions or social payments to a savings account. If there is demand, it means that we will expand this project - both in the Far East and in the whole country.

- How do you define the boundary between “there is demand” and “there is no demand”?

- In the central part of the country and in Siberia, we are present in the settlements where 100 residents live, 260. We are the only bank there. If there are pensioners living in this territory who receive regular income, pay utility bills, or have at least one microenterprise, we are interested in the presence. Our investments are limited to installing a POS terminal there and paying remuneration to mail employees who are our agents - they have been trained and can provide basic financial services.

- But is there also a question of the economic expediency of such investments?

“Within the framework of a pilot project in the Far East, we are looking not so much at economic feasibility as at the tasks of Post Bank as a bank with a social function. We with Rostelecom ensure technical accessibility, and on the bank side, as I said, we determine demand.

- However, it still remains a business?

- It’s probably easier for us to participate in such projects, because our products are socially oriented. As you know, since this year, for example, for salary and pension clients, housing and utility services are paid without a fee, the savings account is opened for free, moreover, the bank charges interest on the balance. Such products are easy to manage, absolutely not burdensome financially, and, moreover, almost every client can find a way to get the benefit.



- Will the groups of clients eligible for services without commissions expand?

- This is a question of the market. If a person “from the street” enters any bank, not his client, and wants to pay some bill in cash through the cashier, the bank will take a commission from him. This is due to the cost of the operation - the time the employee or ATM works with cash, the cost of sending a message via communication channels. Moreover, the bank cannot determine the payment behavior of such a client: will it use the services of this bank for a long time or is it a one-time operation. Salary clients or retired clients have regular income and demand for utility bills, and they can set up a template for paying utility bills in the bank’s mobile application. Thus, bank costs are minimized, and the service becomes free.

PRESENCE FORMAT - QUESTION OF COMFORT

- Now the bank is holding a “pilot” with Pyaterochka - you open 50 outlets in stores where people go more often than to mail. Are there prospects for such cooperation with retailers in the Far East?

- You know, we have a choice of a place of contact with a client tied to the wishes of the client. You can become a Mail Bank client simply by downloading our application on a smartphone or tablet and releasing a virtual card. It can be used without coming to the bank in principle. Our second format is post offices. But we are ready to expand the formats - both to retail chains and multifunctional centers (MFC) for obtaining public services. In the latter, we already have more than 100 representative offices across the country, and by the end of 2019, there will be about 300. Thus, the question for us is not where customers are greater, but where it is more convenient for them to receive banking services. Of course, when we think about everyday services, such as utility payments, money transfers, this is digital space, so we invest a lot in the development of our mobile application.

- And in the development of biometrics, allowing remote identification in the Internet bank?

- We use biometrics in our business processes and in the customer service system from 2015: we could make a digital impression of the customer’s face before connecting to the Unified biometric system. The latter involves the collection of a biometric template that includes a face cast plus a digital voice cast. To date, the share of customers who are identified through our internal biometric system, we are approaching 100%. Now Mail Bank is one of the main suppliers of biometric templates to the Unified biometric system. Based on this pattern, as you know, the client can then work with any bank that supports the technology, without going to the branch in principle.

- And how many such advanced customers are in absolute values?

- It is too early to sum up any results, but the flow of customers who want to pass such a pattern is constant. As with any technological innovation, the demand for this service will certainly increase.

WITH FAR EASTERN PERSPECTIVE

- What has shown your joint project with the Far East Development Fund to provide loans to recipients of the “Far Eastern hectare”? Is there increasing demand?

- FRDV gave us a loan for the implementation of the program in the amount of 3 billion rubles. We wanted to test the provision of preferential loan products to citizens who want to actively develop their “Far Eastern hectare”. They did not see much demand, so the FRDV loan was returned. But at the same time we agreed that we will continue to provide loans at attractive expense terms, including those who want to develop the “Far Eastern hectare” at the expense of our own portfolio. We have retained the technology of the market, where the consumer can choose products that are suitable for the development of "Far Eastern hectare." That is, the program continues, but already on the balance sheet of the bank.

- How do you see Mail Bank by 2020 year?

- You know, it is difficult to dream after the Post Bank by the results of 2018 of the year was chosen as the “Bank of the Year”. Of course, I would be happy if Mail Bank becomes the “Bank of the Universe”. But we will work to keep the title already won.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Для нас вопрос не в том, где клиентов больше, а где им удобнее»

Первый зампред правления Почта Банка Георгий Горшков о развитии бизнеса на Дальнем Востоке

Дальний Восток – регион с особыми экономическими и географическими условиями, которые влияют на любой работающий здесь бизнес, в том числе и на банковский. За счет партнерства с Почтой России, дающего возможность проникнуть туда, куда не доберется другой банк, Почта Банк ставит перед собой задачу создания крупнейшей банковской сети в макрорегионе. Первый заместитель президента-председателя правления Почта Банка Георгий Горшков – о роли современных технологий в развитии банковского дела на Дальнем Востоке.

«Для нас вопрос не в том, где клиентов больше, а где им удобнее»
Фото: Фотобанк ВЭФ / ТАСС

УДВОЕНИЕ ПО ПЛАНУ

- В прошлую нашу встречу вы говорили, что Почта Банк планирует удвоить филиальную сеть на Дальнем Востоке. Получилось?

- Конечно, эта задача выполнена. В целом по стране сеть выросла более чем на 30%. Количество наших точек присутствия по России достигло 18 тысяч, и в основном это, конечно, максимально приближенные к клиентам точки – в почтовых отделениях. Получается, что мы работаем практически в каждом втором отделении почтовой связи. На Дальнем Востоке у нас тоже появились новые точки, укрепилась управленческая команда, создана инфраструктура выдачи-приема наличных, даже в малых городах и селах.

- А как снять наличные? В ваших банкоматах?

- Почти во всех отделениях почтовой связи по стране мы установили POS-терминалы – такие же используются в магазинах для приема платежей по банковским картам. Там, где они есть, клиент, имея карту любой платежной системы, будь то «Мир», Visa или Mastercard, может вставить ее или приложить к терминалу, ввести PIN-код и получить наличные из кассы почты. Также с помощью терминалов можно оплатить почтовые услуги и товары.

- Без комиссии?

- Вопрос комиссии – это вопрос к эмитенту карточки. Для клиентов Почта Банка и ВТБ комиссия отсутствует при снятии собственных средств, а если это деньги, которые снимаются в счет кредитного лимита, - может взиматься. Комиссии других банков определяются индивидуальными тарифами.

- Возвращаясь к Дальнему Востоку, какие планы по развитию сети на 2019-й?

- Мы анонсируем их в ближайшее время. Правда, это будет не такой значительный рост: мы зашли уже в большую часть населенных пунктов.

ПРИСУТСТВИЕ С РАСШИРЕНИЕМ

- Тем не менее на Дальнем Востоке остаются «проблемные точки» в смысле банковского присутствия. Как правило, это небольшие населенные пункты, где иногда и связи-то нет. С этим что-то можно сделать?

- Сейчас мы реализуем пилотный проект с Центральным банком РФ по повышению доступности финансовых услуг на Дальнем Востоке. Мы создаем крупнейшую банковскую сеть в регионе и по просьбе ЦБ заходим в небольшие населенные пункты. Пока проект затрагивает 10 отделений почтовой связи в малых селах с населением от 700 человек, в том числе в Безверхово, Корсаковке, Суражевке и других.

Большая часть из них не была обеспечена интернетом. Поэтому еще один партнер проекта, «Ростелеком», проложил высокоскоростной интернет в эти села, а мы там открыли банковские окна.

- Какую задачу как банк вы решаете для себя, участвуя в проекте?

- По соглашению с ЦБ мы проверим, есть ли в этих небольших населенных пунктах спрос на базовые финансовые услуги: открытие счета, вклада, получение на сберегательный счет зарплат, пенсий или социальных выплат. Если спрос есть, значит, мы этот проект будем расширять - и на Дальнем Востоке, и в целом по стране.

- А как вы определяете границу между «спрос есть» и «спроса нет»?

- В центральной части страны и в Сибири мы присутствуем в населенных пунктах, где проживает по 100 жителей, по 260. Мы там – единственный банк. Если на этой территории проживают пенсионеры, которые получают регулярный доход, оплачивают коммунальные услуги, или там есть хотя бы одно микропредприятие, для нас присутствие интересно. Наши инвестиции ограничиваются установкой там POS-терминала и оплатой вознаграждения сотрудникам почты, которые являются нашими агентами – прошли обучение и могут предоставлять базовые финансовые услуги.

- Но есть же еще и вопрос экономической целесообразности таких инвестиций?

- В рамках пилотного проекта на Дальнем Востоке мы смотрим не столько на экономическую целесообразность, сколько на задачи Почта Банка как банка с социальной функцией. Мы с «Ростелекомом» обеспечиваем техническую доступность, и на стороне банка, как я уже говорил, определяем спрос.

- Однако это все равно остается бизнесом?

- Нам, наверное, проще участвовать в таких проектах, потому что наши продукты социально ориентированы. Как вы знаете, у нас с этого года, например, для зарплатных и пенсионных клиентов оплата жилищно-коммунальных услуг проходит без комиссии, сберегательный счет открывается бесплатно, более того, банк начисляет проценты на остаток. Такие продукты – легкие в управлении, абсолютно не обременительны финансово, и, более того, практически каждый клиент может найти способ получить выгоду.



- Группы клиентов, имеющих право на услуги без комиссий, будут расширяться?

- Это вопрос рынка. Если в любой банк заходит человек «с улицы», не его клиент, и хочет через кассу оплатить какой-то счет наличными, банк с него возьмет комиссию. Это связано с себестоимостью проведения операции – временем работы сотрудника или банкомата с наличными, стоимостью отправки сообщения по каналам связи. Причем банк не может определить платежное поведение такого клиента: будет ли он длительное время пользоваться услугами этого банка или это разовая операция. У зарплатных клиентов или клиентов-пенсионеров есть регулярное поступление дохода и востребованность услуги оплаты ЖКХ, и они могут настроить шаблон для оплаты коммунальных услуг в мобильном приложении банка. Таким образом, издержки банка минимизируются, и услуга становится бесплатной.

ФОРМАТ ПРИСУТСТВИЯ – ВОПРОС КОМФОРТНОСТИ

- Сейчас банк проводит «пилот» с «Пятерочкой» – вы открываете 50 отделений в магазинах, куда люди ходят чаще, чем на почту. Перспективы подобного сотрудничества с ритейлерами на Дальнем Востоке есть?

- Знаете, у нас выбор места контакта с клиентом привязан к пожеланиям клиента. Клиентом Почта Банка можно стать, просто скачав наше приложение на смартфон или планшет и выпустив виртуальную карту. Ею можно пользоваться, не приходя в банк в принципе. Второй наш формат – почтовые отделения. Но мы готовы расширять форматы - и на торговые сети, и на многофункциональные центры (МФЦ) получения госуслуг. В последних у нас уже более 100 представительств по всей стране, а к концу 2019 года их будет порядка 300. Таким образом, вопрос для нас не в том, где клиентов больше, а в том, где им удобнее получать банковские услуги. Конечно же, когда мы думаем о повседневных сервисах, таких, как коммунальные платежи, денежные переводы, — это цифровое пространство, поэтому мы много инвестируем в развитие нашего мобильного приложения.

- И в развитие биометрии, позволяющей проводить удаленную идентификацию в интернет-банке?

- Биометрию в своих бизнес-процессах и в системе обслуживания клиентов мы используем с 2015 года: сделать цифровой слепок лица клиента у нас можно было и до подключения к Единой биометрической системе. Последняя предполагает сбор биометрического шаблона, который включает в себя слепок лица плюс цифровой слепок голоса. К настоящему моменту доля клиентов, которые идентифицированы через нашу внутреннюю биометрическую систему, у нас приближается к 100%. Сейчас Почта Банк - один из основных поставщиков биометрических шаблонов в Единую биометрическую систему. На основе такого шаблона, как вы знаете, клиент может затем работать с любым банком, который поддерживает технологию, не приходя в отделение в принципе.

- И сколько таких продвинутых клиентов в абсолютных значениях?

- Пока рано подводить какие-то итоги, но поток клиентов, которые хотят сдать такой шаблон, постоянный. Как и с любой технологической новацией, спрос на эту услугу, безусловно, будет повышаться.

С ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ

- Что показал ваш совместный проект с Фондом развития Дальнего Востока по предоставлению кредитов для получателей «дальневосточного гектара»? Там спрос растет?

- ФРДВ выдавал нам заем на реализацию программы в размере 3 млрд руб. Мы хотели протестировать предоставление льготных кредитных продуктов гражданам, которые хотят активно осваивать свой «дальневосточный гектар». Большого спроса не увидели, поэтому заем ФРДВ вернули. Но при этом договорились, что мы за счет собственного портфеля продолжим предоставление кредитов на привлекательных условиях, в том числе и тем, кто хочет осваивать «дальневосточный гектар». Мы сохранили технологию маркета, где потребитель может выбрать товары, которые пригодны для освоения «дальневосточного гектара». То есть программа продолжается, но уже на балансе банка.

- Каким вы видите Почта Банк к 2020 году?

- Знаете, сложно мечтать после того, как Почта Банк по результатам 2018 года выбрали «Банком года». Конечно, я буду рад, если Почта Банк станет «Банком Вселенной». Но будем работать над тем, чтобы удержать уже завоеванное звание.