Поделиться
«Для нас вопрос не в том, где клиентов больше, а где им удобнее»
Поделиться

Первый зампред правления Почта Банка Георгий Горшков о развитии бизнеса на Дальнем Востоке

Дальний Восток – регион с особыми экономическими и географическими условиями, которые влияют на любой работающий здесь бизнес, в том числе и на банковский. За счет партнерства с Почтой России, дающего возможность проникнуть туда, куда не доберется другой банк, Почта Банк ставит перед собой задачу создания крупнейшей банковской сети в макрорегионе. Первый заместитель президента-председателя правления Почта Банка Георгий Горшков – о роли современных технологий в развитии банковского дела на Дальнем Востоке.

Фотобанк ВЭФ / ТАСС

УДВОЕНИЕ ПО ПЛАНУ

- В прошлую нашу встречу вы говорили, что Почта Банк планирует удвоить филиальную сеть на Дальнем Востоке. Получилось?

- Конечно, эта задача выполнена. В целом по стране сеть выросла более чем на 30%. Количество наших точек присутствия по России достигло 18 тысяч, и в основном это, конечно, максимально приближенные к клиентам точки – в почтовых отделениях. Получается, что мы работаем практически в каждом втором отделении почтовой связи. На Дальнем Востоке у нас тоже появились новые точки, укрепилась управленческая команда, создана инфраструктура выдачи-приема наличных, даже в малых городах и селах.

- А как снять наличные? В ваших банкоматах?

- Почти во всех отделениях почтовой связи по стране мы установили POS-терминалы – такие же используются в магазинах для приема платежей по банковским картам. Там, где они есть, клиент, имея карту любой платежной системы, будь то «Мир», Visa или Mastercard, может вставить ее или приложить к терминалу, ввести PIN-код и получить наличные из кассы почты. Также с помощью терминалов можно оплатить почтовые услуги и товары.

- Без комиссии?

- Вопрос комиссии – это вопрос к эмитенту карточки. Для клиентов Почта Банка и ВТБ комиссия отсутствует при снятии собственных средств, а если это деньги, которые снимаются в счет кредитного лимита, - может взиматься. Комиссии других банков определяются индивидуальными тарифами.

- Возвращаясь к Дальнему Востоку, какие планы по развитию сети на 2019-й?

- Мы анонсируем их в ближайшее время. Правда, это будет не такой значительный рост: мы зашли уже в большую часть населенных пунктов.

ПРИСУТСТВИЕ С РАСШИРЕНИЕМ

- Тем не менее на Дальнем Востоке остаются «проблемные точки» в смысле банковского присутствия. Как правило, это небольшие населенные пункты, где иногда и связи-то нет. С этим что-то можно сделать?

- Сейчас мы реализуем пилотный проект с Центральным банком РФ по повышению доступности финансовых услуг на Дальнем Востоке. Мы создаем крупнейшую банковскую сеть в регионе и по просьбе ЦБ заходим в небольшие населенные пункты. Пока проект затрагивает 10 отделений почтовой связи в малых селах с населением от 700 человек, в том числе в Безверхово, Корсаковке, Суражевке и других.

Большая часть из них не была обеспечена интернетом. Поэтому еще один партнер проекта, «Ростелеком», проложил высокоскоростной интернет в эти села, а мы там открыли банковские окна.

- Какую задачу как банк вы решаете для себя, участвуя в проекте?

- По соглашению с ЦБ мы проверим, есть ли в этих небольших населенных пунктах спрос на базовые финансовые услуги: открытие счета, вклада, получение на сберегательный счет зарплат, пенсий или социальных выплат. Если спрос есть, значит, мы этот проект будем расширять - и на Дальнем Востоке, и в целом по стране.

- А как вы определяете границу между «спрос есть» и «спроса нет»?

- В центральной части страны и в Сибири мы присутствуем в населенных пунктах, где проживает по 100 жителей, по 260. Мы там – единственный банк. Если на этой территории проживают пенсионеры, которые получают регулярный доход, оплачивают коммунальные услуги, или там есть хотя бы одно микропредприятие, для нас присутствие интересно. Наши инвестиции ограничиваются установкой там POS-терминала и оплатой вознаграждения сотрудникам почты, которые являются нашими агентами – прошли обучение и могут предоставлять базовые финансовые услуги.

- Но есть же еще и вопрос экономической целесообразности таких инвестиций?

- В рамках пилотного проекта на Дальнем Востоке мы смотрим не столько на экономическую целесообразность, сколько на задачи Почта Банка как банка с социальной функцией. Мы с «Ростелекомом» обеспечиваем техническую доступность, и на стороне банка, как я уже говорил, определяем спрос.

- Однако это все равно остается бизнесом?

- Нам, наверное, проще участвовать в таких проектах, потому что наши продукты социально ориентированы. Как вы знаете, у нас с этого года, например, для зарплатных и пенсионных клиентов оплата жилищно-коммунальных услуг проходит без комиссии, сберегательный счет открывается бесплатно, более того, банк начисляет проценты на остаток. Такие продукты – легкие в управлении, абсолютно не обременительны финансово, и, более того, практически каждый клиент может найти способ получить выгоду.

- Группы клиентов, имеющих право на услуги без комиссий, будут расширяться?

- Это вопрос рынка. Если в любой банк заходит человек «с улицы», не его клиент, и хочет через кассу оплатить какой-то счет наличными, банк с него возьмет комиссию. Это связано с себестоимостью проведения операции – временем работы сотрудника или банкомата с наличными, стоимостью отправки сообщения по каналам связи. Причем банк не может определить платежное поведение такого клиента: будет ли он длительное время пользоваться услугами этого банка или это разовая операция. У зарплатных клиентов или клиентов-пенсионеров есть регулярное поступление дохода и востребованность услуги оплаты ЖКХ, и они могут настроить шаблон для оплаты коммунальных услуг в мобильном приложении банка. Таким образом, издержки банка минимизируются, и услуга становится бесплатной.

ФОРМАТ ПРИСУТСТВИЯ – ВОПРОС КОМФОРТНОСТИ

- Сейчас банк проводит «пилот» с «Пятерочкой» – вы открываете 50 отделений в магазинах, куда люди ходят чаще, чем на почту. Перспективы подобного сотрудничества с ритейлерами на Дальнем Востоке есть?

- Знаете, у нас выбор места контакта с клиентом привязан к пожеланиям клиента. Клиентом Почта Банка можно стать, просто скачав наше приложение на смартфон или планшет и выпустив виртуальную карту. Ею можно пользоваться, не приходя в банк в принципе. Второй наш формат – почтовые отделения. Но мы готовы расширять форматы - и на торговые сети, и на многофункциональные центры (МФЦ) получения госуслуг. В последних у нас уже более 100 представительств по всей стране, а к концу 2019 года их будет порядка 300. Таким образом, вопрос для нас не в том, где клиентов больше, а в том, где им удобнее получать банковские услуги. Конечно же, когда мы думаем о повседневных сервисах, таких, как коммунальные платежи, денежные переводы, — это цифровое пространство, поэтому мы много инвестируем в развитие нашего мобильного приложения.

- И в развитие биометрии, позволяющей проводить удаленную идентификацию в интернет-банке?

- Биометрию в своих бизнес-процессах и в системе обслуживания клиентов мы используем с 2015 года: сделать цифровой слепок лица клиента у нас можно было и до подключения к Единой биометрической системе. Последняя предполагает сбор биометрического шаблона, который включает в себя слепок лица плюс цифровой слепок голоса. К настоящему моменту доля клиентов, которые идентифицированы через нашу внутреннюю биометрическую систему, у нас приближается к 100%. Сейчас Почта Банк - один из основных поставщиков биометрических шаблонов в Единую биометрическую систему. На основе такого шаблона, как вы знаете, клиент может затем работать с любым банком, который поддерживает технологию, не приходя в отделение в принципе.

- И сколько таких продвинутых клиентов в абсолютных значениях?

- Пока рано подводить какие-то итоги, но поток клиентов, которые хотят сдать такой шаблон, постоянный. Как и с любой технологической новацией, спрос на эту услугу, безусловно, будет повышаться.

С ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ

- Что показал ваш совместный проект с Фондом развития Дальнего Востока по предоставлению кредитов для получателей «дальневосточного гектара»? Там спрос растет?

- ФРДВ выдавал нам заем на реализацию программы в размере 3 млрд руб. Мы хотели протестировать предоставление льготных кредитных продуктов гражданам, которые хотят активно осваивать свой «дальневосточный гектар». Большого спроса не увидели, поэтому заем ФРДВ вернули. Но при этом договорились, что мы за счет собственного портфеля продолжим предоставление кредитов на привлекательных условиях, в том числе и тем, кто хочет осваивать «дальневосточный гектар». Мы сохранили технологию маркета, где потребитель может выбрать товары, которые пригодны для освоения «дальневосточного гектара». То есть программа продолжается, но уже на балансе банка.

- Каким вы видите Почта Банк к 2020 году?

- Знаете, сложно мечтать после того, как Почта Банк по результатам 2018 года выбрали «Банком года». Конечно, я буду рад, если Почта Банк станет «Банком Вселенной». Но будем работать над тем, чтобы удержать уже завоеванное звание.

Беседовала Ольга Меркулова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов