Поделиться
Для развития аквакультуры на Дальнем Востоке разработали новый закон
Поделиться

У предприятий аквакультуры (марикультуры) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне станет больше возможностей

Законопроект «Об особенностях правового регулирования в области морской аквакультуры (марикультуры) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышел на стадию публичного обсуждения и проходит согласование в федеральных ведомствах.

Проект закона разработан Минвостокразвития в соответствии с поручением вице-премьера Юрия Трутнева и опубликован на федеральном портале раскрытия правовой информации. В ведомстве предполагают, что в правительство РФ он будет внесён до 15 апреля. Законопроектом определяются особенности правового регулирования в области морской аквакультуры (марикультуры) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Предусматривается, что на территориях остальных российских бассейнов по-прежнему будет распространяться уже действующий закон об аквакультуре — ФЗ № 148 от 2 июля 2013 года «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Механизмы, предлагаемые новым законопроектом Минвостокразвития, во многом инновационны, а меры господдержки — широки.

В сравнении с уже существующим общероссийским законом, регулирующим разведение аквакультуры (марикультуры) в стране, разработанный Минвостокразвития законопроект вводит новый механизм формирования и выдачи пользователям рыбоводных участков. Его суть заключается в следующем:

— формироваться рыбоводный участок может на территории любой морской акватории, которую не запрещено использовать в целях разведения аквакультуры

— в качестве формирующей участок (площадью до 1 тыс. га) стороны могут выступать региональные власти, юридические лица и индивидуальные предприниматели

— предоставление рыбоводного участка в пользование возможно после проведения рыбоводно-биологического обоснования, а в случае, если он сформирован органом региональной власти — по результатам последующего после создания обоснования открытого аукциона.

Первоначально вновь сформированные рыбоводные участки предоставляются на 7 лет. По истечении данного срока, если за все время эксплуатации участка пользователь не производил никаких нарушений, территория выделяются ему уже на длительное время — 49 лет. При этом законопроектом определяется и ряд случаев, служащих основанием для принудительного прекращения договора пользования рыбоводным участком. А также случаи, при которых возможен отказ в его формировании. Но при этом законопроектом предусматривается выделение дальневосточным рыбоводным хозяйствам без проведения торгов земельных участков под производственные и инфраструктурные объекты. Помимо того, он снимает с пользователя обязательство согласовывать акт выпуска молоди в рыбоводный участок с рядом органов государственной власти и вводит ежегодное декларирование использования рыбоводного участка.

Другим важным нововведением в рамках аквакультурного комплекса на Дальнем Востоке, предусмотренным законопроектом, является снятие ограничения использования рыбопромысловых участков, предназначенных для её разведения. Пользоваться участком при этом, в соответствии с проектом закона, можно в том числе для аквакультурных целей. Если же рыбопромысловый участок не предоставлен в пользование, то в его границах, по решению органа региональной власти, возможно формирование рыбоводного участка.

Проектом закона вводятся нормы защиты имущества рыбоводных хозяйств дальневосточных регионов. Так, согласно ему, изменяется момент появления у пользователя участка частной собственности на объекты морской аквакультуры, выращивающиеся в естественной среде. Теперь она, в соответствии с законопроектом, будет возникать у дальневосточного рыбоводного хозяйства с момента выпуска молоди в такую среду. Тогда как в настоящее время частная собственность у любого рыбоводного хозяйства в России возникает с момента изъятия объектов аквакультуры из естественной среды. В результате чего сейчас в течение 2-5 лет, необходимых для выращивания аквакультуры, имущественные права российских рыбоводных хозяйств не защищены, их капитализация и возможность привлечения кредитных ресурсов ограничены. Помимо этого, проект закона распространяет механизмы сельскохозяйственного страхования на аквакультуру. Также, в соответствии с проектом закона, рыбоводные хозяйства Дальнего Востока теперь смогут защищать свои марикультурные участки, прибегая к услугам частных охранных предприятий.

Разработанный Минвостокразвития законопроект затрагивает и некоторые фундаментальные моменты функционирования аквакультурного комплекса Дальнего Востока. В частности, документом предлагается внедрить в него принципы саморегулирования и предусматривается возможность принятия Правительством РФ решения создать на территории Дальнего Востока индустриальные парки морской аквакультуры для размещения новых рыбоводных хозяйств. В частности — в пределах дальневосточных территорий опережающего развития. В обязанности управляющей компании подобного парка, согласно законопроекту, входит предоставление своим резидентам готовых плантаций для осуществления морской аквакультуры и других необходимых услуг.

«Решение Минвостокразвития разработать данный законопроект было связано с тем, что существующий федеральный закон об аквакультуре является неэффективным. Яркое тому подтверждение — тот факт, что с момента принятия этого федерального закона до сегодняшнего дня ни одно рыболовное хозяйство на Дальнем Востоке не получило в пользование рыбоводный участок. Поэтому, руководствуясь целью ускоренного развития отрасли на Дальнем Востоке, Миинистрство разработало законопроект, регулирующий разведение аквакультуры в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Так как именно здесь сосредоточен ключевой потенциал развития морской аквакультуры России. Данный проект закона должен снять существующие ограничения по доступу бизнеса к акватории для осуществления аквакультуры и обеспечить за 10 лет вовлечение в оборот не менее 1 млн га морской акватории для этих целей», — рассказал директор департамента обеспечения инвестиционных проектов Минвостокразвития РФ Александр Крутиков.

Как пояснили корреспонденту агентства EastRussia в Минвостокразвития, саморегулируемая организация (СРО), создание которой предлагается законопроектом для управления аквакультурным комплексом на Дальнем Востоке, позволит эффективно регулировать деятельность данной отрасли дальневосточного региона. Так как система саморегулирования отрасли закрепляет за бизнесом высокую ответственность, но при этом является более гибкой, чем система лицензирования. Благодаря Институту СРО также возможно максимально быстро имплементировать передовой мировой опыт в области морской аквакультуры — правила, технические и экологические стандарты, применение которых откроет для продукции российской аквакультуры новые рынки.



«Концепцию, заложенную Минвостокразвития в подходы к разработке законопроекта о дальневосточной аквакультуре, ассоциация поддерживает. Она действительно может привести к взрывному развитию аквакультуры на Дальнем Востоке», — заявил президент всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Александр Фомин.

По его мнению, законопроект делает полностью прозрачными процедуры подачи заявок по формированию участков, процедуры отказов в их формировании, а также и работу чиновников, ответственных за распределение рыбоводных участков. При этом он делает их ориентированными на бизнес.

«Предложение о создании саморегулируемой организации в аквакультурном комплексе — очень смелый, сильный и неожиданный ход со стороны Минвостокразвития. С одной стороны, получается, конечно, что всех аквакультурщиков загоняют в СРО. Но, с другой стороны, СРО будет нести полную ответственность за их деятельность. Что очень важно именно для развития аквакультуры, которая, с одной стороны является перспективным бизнесом, с другой — сферой деятельности, сопряжённой со многими рисками. В частности — возможностью нанесению ущерба окружающей среде. В аквакультуре как бизнесе, не заняты специалисты, способные справиться с подобного рода рисками. А наличие СРО, предполагающей задействованность в её работе профессионалов, как раз позволит эти риски минимизировать. Поэтому СРО не то, что целесообразно создавать в аквакультурном комплексе, её нужно делать также и сфере рыболовства, над чем Ассоциация и будет думать в ближайшей перспективе», — прокомментировал Александр Фомин.

По его словам, правильными являются и вводимые законопроектом правила и требования в отношении членов СРО. Так как результатом их исполнения явится единая система стандартизации правил выращивания аквакультуры.

В тоже время Алексанлр Фомин отметил, что ежегодная плата за пользование рыбоводным участком, вводимая законопроектом, будет сдерживать развитие аквакультурного комплекса на Дальнем Востоке и даже приведёт к удорожанию его продукции. Приемлемым будет только тот вариант, когда в соответствии с законопроектом, размер платы, устанавливаемый аквакультурным предприятиям, будет символическим.

«Законопроектом устанавливается верный алгоритм предоставления права собственности на объекты марикультуры. Так же, как и предусматривается вся необходимая защита имущественных прав. Этот раздел законопроекта, конечно, ещё требует учёта некоторых моментов, но сам тот факт, что впервые сделана попытка законодательно прописать все аспекты защиты имущественных прав, в том числе — осуществление охраны аквакультурного комплекса — очень похвально. Так как аквакультурные предприятия сегодня зачастую не имеют четких прав на аквакультурные объекты и гарантий своей собственности», — отметил Александр Фомин.

Согласно его мнению, законопроектом также устанавливаются разумный срок закрепления рыбоводных участков. Первые семь лет — своего рода испытательный срок. Меньший срок установить невозможно, так как семь лет — минимальный период окупаемости того или иного проекта. В случае успешного прохождения испытательного срока — 7 лет благополучной работы предприятия (без нанесения различного рода ущербов внешней среде) — уже предоставление участка на длительное время — 49 лет.

Как считает Александр Фомин, в проекте закона правильно предусмотрен и случай возможного нанесения ущерба окружающей среде. С одной стороны, за нанёсшее ущерб предприятие отвечает саморегулируемая организация. С другой стороны — в случае, если ущерб предприятия составляет более одного миллиона рублей, оно попадает под все, предусматриваемые российским законодательством, штрафные санкции, в что числе и изъятие самого участка. При этом полностью правильно, что, в соответствии с законопроектом, участок может быть забран у предприятия только по решению суда.

«Если говорить об индустриальных парках морской аквакультуры, возможность создания которых предполагается законопроектом, то важно, что в соответствии с ним, 51% акций таких парков должно принадлежать субъекту РФ. То есть в парках будет присутствовать повышенный государственный контроль и ответственность, а также отсутствовать многие барьеры — при 51% доле региона в парке губернатор любого субъекта будет заинтересован в том, чтобы создавать для парка режим наибольшего благоприятствования», — заявил Александр Фомин.

По его словам, если законопроект будет отшлифован должным образом в результате общественных слушаний и межведомственных согласований, принят, после чего покажет себя как эффективный документ, то все российские субъекты будут заинтересованы в распространении его у себя на территории и поднимут соответствующий вопрос.

«Сегодня федеральными властями формируется вполне ясный механизм — создаются стимулы для разведения аквакультуры на Дальнем Востоке. Разработанный законопроект — один из таких стимулов, предусматривающий снятие правовых барьеров и создание режима благоприятствования. Так как, по сути, благодаря законопроекту от любого заинтересованного в занятии аквакультурой в том или ином дальневосточном регионе человека требуется только написать заявление и начать её разводить. Если, после вступления в силу данного закона, все новые проекты разведения аквакультуры на Дальнем Востоке будут успешными — а они должны, в принципе, быть успешными — то в рамках Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна произойдёт взрывной рост выращивания марикультуры. То есть, при благоприятном раскладе в будущем, разработанный Минвостокразвития законопроект проявит себя как эффективное средство развития аквакультуры на Дальнем Востоке. Разумеется, следует учитывать тот факт, что сегодня многие его акватории не заселены — никак не используются малым бизнесом. Поэтому, помимо законопроекта Минвостокразвития для того, что ситуация в аквакультурном комплексе Дальнего Востока улучшилась, необходимо оказание мощной финансовой поддержки этой цели со стороны государства. Главным образом — разработки механизмов кредитования и получения долгосрочных кредитов дальневосточными предприятиями аквакультуры», — заключил Александр Фомин.

Справка ER:

Согласно данным Минвостокразвития, в настоящее время доля Дальневосточного федерального округа в общероссийском показателе производства товарной аквакультуры составляет 3,5% (5,7 из 160 тыс. тонн), в то время как доля РФ в мировом производстве продукции аквакультуры составляет 0,23% (0,16 из 70 млн. тонн). При этом сегодня Дальний Восток обладает значительным потенциалом для развития отрасли: менее 1% пригодной для разведения марикультуры морской акватории Дальнего Востока сейчас используется для этих целей. Влада Верёвкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов