Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

For the development of aquaculture in the Far East have developed a new law

Aquaculture (mariculture) enterprises in the Far Eastern fishing basin will have more opportunities

The bill "On the Specific Features of Legal Regulation in the Field of Marine Aquaculture (Mariculture) in the Far Eastern Fisheries Basin and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" has reached the stage of public discussion and is being negotiated in federal agencies.

For the development of aquaculture in the Far East have developed a new law
The draft law was developed by the Ministry of Regional Development in accordance with the request of Deputy Prime Minister Yuri Trutnev and published on the federal portal for disclosure of legal information. The department suggests that it will be submitted to the government of the Russian Federation until 15 April. The draft law determines the features of legal regulation in the field of marine aquaculture (mariculture) in the Far Eastern fisheries basin. It is envisaged that the existing law on aquaculture will continue to be distributed in the territories of the remaining Russian basins - Federal Law No. 148 of 2 on 2013 July XNUMX on Aquaculture (Fisheries) and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation. The mechanisms proposed by the new draft Minvostokrazvitiya are largely innovative, and state support measures are broad.

In comparison with the already existing all-Russian law regulating the cultivation of aquaculture (mariculture) in the country, the draft law developed by the Ministry of Forestry introduces a new mechanism for the formation and distribution of fish-breeding sites to users. Its essence is as follows:

- a hatchery can be formed in the territory of any marine area that is not forbidden to use for aquaculture purposes

- as the forming area (up to 1 thousand hectares), the parties can be regional authorities, legal entities and individual entrepreneurs

- the provision of a fish-breeding site for use is possible after carrying out a fish breeding and biological justification, and in case it is formed by a regional authority - following the creation of a justification for an open auction.

Initially, newly formed hatchery plots are provided for 7 years. At the end of this period, if the user has not made any violations during the entire operation of the site, the territory is allocated to him for a long time - 49 years. At the same time, the bill defines a number of cases that serve as the basis for the compulsory termination of the contract for the use of the fish farm. And also cases in which a failure in its formation is possible. But at the same time, the draft law provides for the allocation of land plots for production and infrastructure facilities to Far Eastern fish farms without bidding. In addition, he removes from the user the obligation to coordinate the act of release of juveniles in the fish-breeding area with a number of state authorities and introduces an annual declaration of the use of the fish-breeding section.

Another important innovation in the framework of the aquaculture complex in the Far East, as envisaged by the draft law, is the removal of the restriction of the use of fishing areas intended for its breeding. In this case, according to the draft law, you can use the site, including for aquaculture purposes. If the fishing area is not provided for use, then within its borders, by decision of the regional authority, it is possible to form a fish-breeding section.

The draft law introduces norms for protecting the property of fish farms in the Far Eastern regions. So, according to him, the moment of appearance of a private property site for marine aquaculture objects grown in a natural environment changes with the user. Now, according to the bill, it will arise in the Far Eastern fish farm since the release of the young in such an environment. While at present private ownership of any fish farm in Russia occurs from the moment of seizure of aquaculture objects from the natural environment. As a result, now during 2-5 years, Necessary for the cultivation of aquaculture, the property rights of Russian fish farms are not protected, their capitalization and the possibility of attracting credit resources are limited. In addition, the draft law extends the mechanisms of agricultural insurance to aquaculture. Also, in accordance with the draft law, fish farms in the Far East will now be able to protect their mariculture areas, resorting to the services of private security companies.

The bill drafted by the Ministry of Justice touches on some fundamental aspects of the functioning of the aquaculture complex of the Far East. In particular, the document proposes to introduce principles of self-regulation into it and provides for the possibility for the Government of the Russian Federation to make a decision to create industrial marine aquaculture parks on the territory of the Far East to accommodate new hatcheries. In particular - within the Far Eastern territories of advanced development. It is the responsibility of the management company of such a park, according to the bill, to provide its residents with ready-made plantations for the implementation of marine aquaculture and other necessary services.

“The decision of the Ministry of Economic Development to develop this bill was due to the fact that the existing federal law on aquaculture is ineffective. A striking confirmation of this is the fact that since the adoption of this federal law to this day, not a single fish farm in the Far East has received a fish farm for use. Therefore, guided by the goal of accelerated development of the industry in the Far East, the Ministry of Finance has developed a draft law regulating the cultivation of aquaculture in the Far Eastern fisheries basin. So how exactly is the key potential for the development of marine aquaculture in Russia concentrated. This draft law should remove existing restrictions on business access to the water area for aquaculture and ensure for 10 years the involvement in the turnover of at least 1 million hectares of the sea water area for these purposes, ”said Alexander Krutikov, director of the Department for Investment Projects of the Ministry of Eastern Development.

As explained to the correspondent of the agency EastRussia in the Ministry of the East, a self-regulating organization (SRO), the creation of which is proposed by the draft law to manage the aquaculture complex in the Far East, will effectively regulate the activities of this industry in the Far Eastern region. As the industry self-regulation system assigns high responsibility to the business, but at the same time it is more flexible than the licensing system. Thanks to the SRO Institute, it is also possible as quickly as possible to implement advanced world experience in the field of marine aquaculture - rules, technical and environmental standards, the use of which will open up new markets for Russian aquaculture products.



"The concept, laid by Minvostokrazvitiya in the approaches to developing a draft law on Far Eastern aquaculture, the association supports. It really can lead to explosive development of aquaculture in the Far East, "- said the president of the All-Russian Association of Fisheries Enterprises Alexander Fomin.

In his opinion, the draft law makes the procedures for filing applications for the formation of plots, procedures for refusals in their formation, and also the work of officials responsible for the distribution of fish-breeding sites completely transparent. At the same time, it makes them focused on business.

"The proposal to create a self-regulatory organization in the aquaculture complex is a very bold, strong and unexpected move by the Minvostokrazvitie. On the one hand, it turns out, of course, that all aquaculture workers are driven into the SRO. But, on the other hand, the SRO will be fully responsible for their activities. This is very important for the development of aquaculture, which, on the one hand, is a promising business, and on the other hand it is a sphere of activity associated with many risks. In particular - the possibility of damage to the environment. In aquaculture as a business, specialists are not available to cope with such risks. And the presence of SRO, involving the involvement of professionals in its work, will allow these risks to be minimized. Therefore, the SRO is not something that should be created in an aquaculture complex, it should also be done in the fishing industry, and the Association will think about it in the near future, "commented Alexander Fomin.

According to him, the rules and requirements for members of SROs are also correct. As the result of their execution will be a unified system of standardization of aquaculture production rules.

At the same time, Aleksandr Fomin noted that the annual fee for using the fish-breeding area, introduced by the bill, will restrain the development of the aquaculture complex in the Far East and even lead to a rise in the cost of its products. Only the option will be acceptable when, in accordance with the bill, the amount of fees set for aquaculture enterprises will be symbolic.

“The draft law establishes the correct algorithm for granting title to objects of mariculture. As well as provides all the necessary protection of property rights. This section of the draft law, of course, still requires consideration of some points, but the very fact that for the first time an attempt was made to legislatively prescribe all aspects of the protection of property rights, including the protection of the aquacultural complex, is very commendable. Since aquacultural enterprises today often do not have clear rights to aquacultural objects and guarantees of their property, ”said Alexander Fomin.

According to his opinion, the draft law also establishes a reasonable time period for fixing fish farms. The first seven years - a kind of probation. It is impossible to establish a shorter period, since seven years is the minimum payback period of a project. In case of successful completion of the probationary period - 7 years of successful work of the enterprise (without causing various kinds of damage to the external environment) - already providing the site for a long time - 49 years.

According to Alexander Fomin, the draft law correctly provides for a case of possible damage to the environment. On the one hand, the enterprise is responsible for the damage caused by a self-regulating organization. On the other hand, in the event that the damage to the enterprise is more than one million rubles, it falls under all the penalties envisaged by Russian law, including the seizure of the site itself. It is completely correct that, according to the draft law, the site can be taken away from the enterprise only by a court decision.

"If we talk about industrial marine aquaculture parks, the possibility of creating them is supposed by the bill, it is important that according to it, 51% of the shares of such parks should belong to the subject of the Russian Federation. That is, parks will have increased state control and responsibility, as well as lack of many barriers - at 51% of the region's share in the park, the governor of any entity will be interested in creating the most favored nation regime for the park, "said Alexander Fomin.

According to him, if the draft law is polished properly as a result of public hearings and interdepartmental approvals, then it will show itself as an effective document, then all Russian subjects will be interested in disseminating it in their territory and raise the relevant issue.

“Today, the federal authorities are forming a completely clear mechanism — incentives are being created for aquaculture farming in the Far East. The draft law is one of such incentives, which provides for the removal of legal barriers and the creation of a favored regime. Since, in essence, thanks to the bill, a person interested in aquaculture in a particular Far Eastern region is required only to write a statement and start breeding it. If, after the entry into force of this law, all new aquaculture projects in the Far East will be successful - and they should, in principle, be successful - then an explosive growth in the cultivation of mariculture will occur in the Far Eastern fisheries basin. That is, with a favorable scenario in the future, the draft law developed by the Ministry of the East will manifest itself as an effective means of aquaculture development in the Far East. Of course, one should take into account the fact that today many of its waters are not inhabited - they are not used by small businesses. Therefore, in addition to the draft law of the Ministry of Eastern Development, the situation in the aquaculture complex of the Far East has improved, it is necessary to provide strong financial support for this goal from the state. Mainly - development of mechanisms for crediting and obtaining long-term credits by Far Eastern aquaculture enterprises, ”concluded Alexander Fomin.

ER Help:

According to the data of the Ministry of Regional Development, at the present time the share of the Far Eastern Federal District in the all-Russian indicator of the production of commercial aquaculture is 3,5% (5,7 of 160 thousand tons), while Russia's share in the world production of aquaculture products is 0,23% (0,16 of 70 million tons ). At the same time, the Far East today has a significant potential for the development of the industry: less than 1% of the marine aquatory of the Far East, suitable for cultivation, is now used for this purpose.
What happened in the Far East in a week and who benefits?
Exclusive analytics from EastRussia - every Tuesday in your inbox

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Для развития аквакультуры на Дальнем Востоке разработали новый закон

У предприятий аквакультуры (марикультуры) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне станет больше возможностей

Законопроект «Об особенностях правового регулирования в области морской аквакультуры (марикультуры) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышел на стадию публичного обсуждения и проходит согласование в федеральных ведомствах.

Для развития аквакультуры на Дальнем Востоке разработали новый закон
Проект закона разработан Минвостокразвития в соответствии с поручением вице-премьера Юрия Трутнева и опубликован на федеральном портале раскрытия правовой информации. В ведомстве предполагают, что в правительство РФ он будет внесён до 15 апреля. Законопроектом определяются особенности правового регулирования в области морской аквакультуры (марикультуры) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Предусматривается, что на территориях остальных российских бассейнов по-прежнему будет распространяться уже действующий закон об аквакультуре — ФЗ № 148 от 2 июля 2013 года «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Механизмы, предлагаемые новым законопроектом Минвостокразвития, во многом инновационны, а меры господдержки — широки.

В сравнении с уже существующим общероссийским законом, регулирующим разведение аквакультуры (марикультуры) в стране, разработанный Минвостокразвития законопроект вводит новый механизм формирования и выдачи пользователям рыбоводных участков. Его суть заключается в следующем:

— формироваться рыбоводный участок может на территории любой морской акватории, которую не запрещено использовать в целях разведения аквакультуры

— в качестве формирующей участок (площадью до 1 тыс. га) стороны могут выступать региональные власти, юридические лица и индивидуальные предприниматели

— предоставление рыбоводного участка в пользование возможно после проведения рыбоводно-биологического обоснования, а в случае, если он сформирован органом региональной власти — по результатам последующего после создания обоснования открытого аукциона.

Первоначально вновь сформированные рыбоводные участки предоставляются на 7 лет. По истечении данного срока, если за все время эксплуатации участка пользователь не производил никаких нарушений, территория выделяются ему уже на длительное время — 49 лет. При этом законопроектом определяется и ряд случаев, служащих основанием для принудительного прекращения договора пользования рыбоводным участком. А также случаи, при которых возможен отказ в его формировании. Но при этом законопроектом предусматривается выделение дальневосточным рыбоводным хозяйствам без проведения торгов земельных участков под производственные и инфраструктурные объекты. Помимо того, он снимает с пользователя обязательство согласовывать акт выпуска молоди в рыбоводный участок с рядом органов государственной власти и вводит ежегодное декларирование использования рыбоводного участка.

Другим важным нововведением в рамках аквакультурного комплекса на Дальнем Востоке, предусмотренным законопроектом, является снятие ограничения использования рыбопромысловых участков, предназначенных для её разведения. Пользоваться участком при этом, в соответствии с проектом закона, можно в том числе для аквакультурных целей. Если же рыбопромысловый участок не предоставлен в пользование, то в его границах, по решению органа региональной власти, возможно формирование рыбоводного участка.

Проектом закона вводятся нормы защиты имущества рыбоводных хозяйств дальневосточных регионов. Так, согласно ему, изменяется момент появления у пользователя участка частной собственности на объекты морской аквакультуры, выращивающиеся в естественной среде. Теперь она, в соответствии с законопроектом, будет возникать у дальневосточного рыбоводного хозяйства с момента выпуска молоди в такую среду. Тогда как в настоящее время частная собственность у любого рыбоводного хозяйства в России возникает с момента изъятия объектов аквакультуры из естественной среды. В результате чего сейчас в течение 2-5 лет, необходимых для выращивания аквакультуры, имущественные права российских рыбоводных хозяйств не защищены, их капитализация и возможность привлечения кредитных ресурсов ограничены. Помимо этого, проект закона распространяет механизмы сельскохозяйственного страхования на аквакультуру. Также, в соответствии с проектом закона, рыбоводные хозяйства Дальнего Востока теперь смогут защищать свои марикультурные участки, прибегая к услугам частных охранных предприятий.

Разработанный Минвостокразвития законопроект затрагивает и некоторые фундаментальные моменты функционирования аквакультурного комплекса Дальнего Востока. В частности, документом предлагается внедрить в него принципы саморегулирования и предусматривается возможность принятия Правительством РФ решения создать на территории Дальнего Востока индустриальные парки морской аквакультуры для размещения новых рыбоводных хозяйств. В частности — в пределах дальневосточных территорий опережающего развития. В обязанности управляющей компании подобного парка, согласно законопроекту, входит предоставление своим резидентам готовых плантаций для осуществления морской аквакультуры и других необходимых услуг.

«Решение Минвостокразвития разработать данный законопроект было связано с тем, что существующий федеральный закон об аквакультуре является неэффективным. Яркое тому подтверждение — тот факт, что с момента принятия этого федерального закона до сегодняшнего дня ни одно рыболовное хозяйство на Дальнем Востоке не получило в пользование рыбоводный участок. Поэтому, руководствуясь целью ускоренного развития отрасли на Дальнем Востоке, Миинистрство разработало законопроект, регулирующий разведение аквакультуры в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Так как именно здесь сосредоточен ключевой потенциал развития морской аквакультуры России. Данный проект закона должен снять существующие ограничения по доступу бизнеса к акватории для осуществления аквакультуры и обеспечить за 10 лет вовлечение в оборот не менее 1 млн га морской акватории для этих целей», — рассказал директор департамента обеспечения инвестиционных проектов Минвостокразвития РФ Александр Крутиков.

Как пояснили корреспонденту агентства EastRussia в Минвостокразвития, саморегулируемая организация (СРО), создание которой предлагается законопроектом для управления аквакультурным комплексом на Дальнем Востоке, позволит эффективно регулировать деятельность данной отрасли дальневосточного региона. Так как система саморегулирования отрасли закрепляет за бизнесом высокую ответственность, но при этом является более гибкой, чем система лицензирования. Благодаря Институту СРО также возможно максимально быстро имплементировать передовой мировой опыт в области морской аквакультуры — правила, технические и экологические стандарты, применение которых откроет для продукции российской аквакультуры новые рынки.



«Концепцию, заложенную Минвостокразвития в подходы к разработке законопроекта о дальневосточной аквакультуре, ассоциация поддерживает. Она действительно может привести к взрывному развитию аквакультуры на Дальнем Востоке», — заявил президент всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Александр Фомин.

По его мнению, законопроект делает полностью прозрачными процедуры подачи заявок по формированию участков, процедуры отказов в их формировании, а также и работу чиновников, ответственных за распределение рыбоводных участков. При этом он делает их ориентированными на бизнес.

«Предложение о создании саморегулируемой организации в аквакультурном комплексе — очень смелый, сильный и неожиданный ход со стороны Минвостокразвития. С одной стороны, получается, конечно, что всех аквакультурщиков загоняют в СРО. Но, с другой стороны, СРО будет нести полную ответственность за их деятельность. Что очень важно именно для развития аквакультуры, которая, с одной стороны является перспективным бизнесом, с другой — сферой деятельности, сопряжённой со многими рисками. В частности — возможностью нанесению ущерба окружающей среде. В аквакультуре как бизнесе, не заняты специалисты, способные справиться с подобного рода рисками. А наличие СРО, предполагающей задействованность в её работе профессионалов, как раз позволит эти риски минимизировать. Поэтому СРО не то, что целесообразно создавать в аквакультурном комплексе, её нужно делать также и сфере рыболовства, над чем Ассоциация и будет думать в ближайшей перспективе», — прокомментировал Александр Фомин.

По его словам, правильными являются и вводимые законопроектом правила и требования в отношении членов СРО. Так как результатом их исполнения явится единая система стандартизации правил выращивания аквакультуры.

В тоже время Алексанлр Фомин отметил, что ежегодная плата за пользование рыбоводным участком, вводимая законопроектом, будет сдерживать развитие аквакультурного комплекса на Дальнем Востоке и даже приведёт к удорожанию его продукции. Приемлемым будет только тот вариант, когда в соответствии с законопроектом, размер платы, устанавливаемый аквакультурным предприятиям, будет символическим.

«Законопроектом устанавливается верный алгоритм предоставления права собственности на объекты марикультуры. Так же, как и предусматривается вся необходимая защита имущественных прав. Этот раздел законопроекта, конечно, ещё требует учёта некоторых моментов, но сам тот факт, что впервые сделана попытка законодательно прописать все аспекты защиты имущественных прав, в том числе — осуществление охраны аквакультурного комплекса — очень похвально. Так как аквакультурные предприятия сегодня зачастую не имеют четких прав на аквакультурные объекты и гарантий своей собственности», — отметил Александр Фомин.

Согласно его мнению, законопроектом также устанавливаются разумный срок закрепления рыбоводных участков. Первые семь лет — своего рода испытательный срок. Меньший срок установить невозможно, так как семь лет — минимальный период окупаемости того или иного проекта. В случае успешного прохождения испытательного срока — 7 лет благополучной работы предприятия (без нанесения различного рода ущербов внешней среде) — уже предоставление участка на длительное время — 49 лет.

Как считает Александр Фомин, в проекте закона правильно предусмотрен и случай возможного нанесения ущерба окружающей среде. С одной стороны, за нанёсшее ущерб предприятие отвечает саморегулируемая организация. С другой стороны — в случае, если ущерб предприятия составляет более одного миллиона рублей, оно попадает под все, предусматриваемые российским законодательством, штрафные санкции, в что числе и изъятие самого участка. При этом полностью правильно, что, в соответствии с законопроектом, участок может быть забран у предприятия только по решению суда.

«Если говорить об индустриальных парках морской аквакультуры, возможность создания которых предполагается законопроектом, то важно, что в соответствии с ним, 51% акций таких парков должно принадлежать субъекту РФ. То есть в парках будет присутствовать повышенный государственный контроль и ответственность, а также отсутствовать многие барьеры — при 51% доле региона в парке губернатор любого субъекта будет заинтересован в том, чтобы создавать для парка режим наибольшего благоприятствования», — заявил Александр Фомин.

По его словам, если законопроект будет отшлифован должным образом в результате общественных слушаний и межведомственных согласований, принят, после чего покажет себя как эффективный документ, то все российские субъекты будут заинтересованы в распространении его у себя на территории и поднимут соответствующий вопрос.

«Сегодня федеральными властями формируется вполне ясный механизм — создаются стимулы для разведения аквакультуры на Дальнем Востоке. Разработанный законопроект — один из таких стимулов, предусматривающий снятие правовых барьеров и создание режима благоприятствования. Так как, по сути, благодаря законопроекту от любого заинтересованного в занятии аквакультурой в том или ином дальневосточном регионе человека требуется только написать заявление и начать её разводить. Если, после вступления в силу данного закона, все новые проекты разведения аквакультуры на Дальнем Востоке будут успешными — а они должны, в принципе, быть успешными — то в рамках Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна произойдёт взрывной рост выращивания марикультуры. То есть, при благоприятном раскладе в будущем, разработанный Минвостокразвития законопроект проявит себя как эффективное средство развития аквакультуры на Дальнем Востоке. Разумеется, следует учитывать тот факт, что сегодня многие его акватории не заселены — никак не используются малым бизнесом. Поэтому, помимо законопроекта Минвостокразвития для того, что ситуация в аквакультурном комплексе Дальнего Востока улучшилась, необходимо оказание мощной финансовой поддержки этой цели со стороны государства. Главным образом — разработки механизмов кредитования и получения долгосрочных кредитов дальневосточными предприятиями аквакультуры», — заключил Александр Фомин.

Справка ER:

Согласно данным Минвостокразвития, в настоящее время доля Дальневосточного федерального округа в общероссийском показателе производства товарной аквакультуры составляет 3,5% (5,7 из 160 тыс. тонн), в то время как доля РФ в мировом производстве продукции аквакультуры составляет 0,23% (0,16 из 70 млн. тонн). При этом сегодня Дальний Восток обладает значительным потенциалом для развития отрасли: менее 1% пригодной для разведения марикультуры морской акватории Дальнего Востока сейчас используется для этих целей.