Поделиться
Дмитрий Алексеев: «Дискаунтер означает: скидки для всех...»
Поделиться

Известный российский бизнесмен считает, что льготы СПВ можно было бы распространить не только на резидентов

На последнем в 2015 году, декабрьском заседании Наблюдательного совета Свободного порта Владивосток (СПВ) статус его резидентов получили еще восемь предприятий-проектов. Среди них и производственно-логистический комплекс (ПЛК) «Янковский», принадлежащий компании DNS (cеть розничных магазинов, торгующих цифровой и бытовой техникой), входящей по версии журнала Forbes в первую сотню крупнейших частных компаний России.

«Авиаполис Янковский» (названный так в честь известного дальневосточного предпринимателя начала ХХ века и за свою географическую близость к Владивостокскому аэропорту) сегодня специализируется на хранении и перевалке самых различных товаров — от стройматериалов до продуктов питания и одежды. Предприятие начало работать как универсальный складской комплекс незадолго до учреждения в Приморье Свободного порта. Поэтому члены Наблюдательного совета согласились признать его «новичком» на рынке этих услуг — при условии создания дополнительных логистических и производственных мощностей.

Формально, по свежеиспеченному Закону о СПВ, статус резидента может получить только вновь учрежденное предприятие. В рациональности и справедливости такого подхода сомневается генеральный директор DNS, известный российский бизнесмен Дмитрий Алексеев. Свою позицию он аргументированно изложил в интервью информационно-аналитическому агентству «East Russia».

Справочно

Федеральный закон № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (СПВ) подписан Президентом РФ 13 июля 2015 года, вступил в законную силу 12 октября 2015 года. Закон предполагает введение режима особой экономической зоны в 15 муниципальных образованиях Приморского края. Предприятия, получившие статус резидентов СПВ (процедура прописана в Законе) приобретают ряд преференций, включая: каникулы по налогу на прибыль организаций (ставка в течение первых 5 лет не превышает 5%); пятилетние каникулы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу; льготную ставку страховых взносов для инвестиционных проектов, в течение первых 10 лет в размере 7,6% и др.

— Дмитрий Юрьевич, говорят, Вы с осторожным оптимизмом оцениваете свой «заход» в СПВ. Почему?

— Потому что не известно еще, как проявит себя на практике содержащееся в в Законе положение давать статус резидента СПВ только вновь учрежденным предприятиям. Получается, экономическая свобода для резидентов есть. А для остальных?

Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, наш Президент, когда он подал идею объявить Владивосток свободным портом — мыслил создать комфортные экономические условия абсолютно для всех игроков, действующих на рынках Тихоокеанского побережья России. Сейчас же получается свободный порт, но только для резидентов. Не ставит ли это под вопрос основу основ любого успешного предпринимательства — конкуренцию?

— Но разве не может любая «старая» компания учредить свою новую «дочку» под выпуск каких-то новых, или формально новых изделий, и уже этой «дочкой» (как резидентом) войти в СПВ?

-Конечно, может. Но вы сами правильно заметили — формально. Допустим, есть старое предприятие на территории края, выпускающее хлебобулочные изделия. Чтобы войти в СПВ резидентом, оно формально учреждает дочернюю структуру и отдает ей часть своего производства, но под видом новых (поменяли название, скажем) изделий. «Дочка» регистрируется в качестве резидента и освобождается, таким образом, от значительной доли налогового бремени. А на деле — сама материнская компания от него освобождается. В итоге краевой бюджет не дополучает денег по сравнению с прежним положением вещей.

— Но ведь есть наблюдательный Совет СПВ. Он сможет отделить «липовых» резидентов от настоящих...

— Не сомневаюсь в этом. Но, во-первых, это дополнительная головная боль, а во-вторых — на практике четкую границу между новым производством и прежним будет провести весьма сложно.

Перевести регион в режим свободного порта — это как перевести супермаркет в режим дискаунтера. То есть, для того чтобы привлечь покупателей, оживить их спрос ты, как владелец магазина, занижаешь цену на многие виды товара. Но в итоге общая прибыль увеличивается за счет общего роста оборота: по причине удешевления товара покупатели начинают массово посещать твой магазин и активно совершать в нем покупки.

Но в нашем случае «владелец магазина» предлагает всех покупателей поделить на две категории — «старичков» и «новичков». Если вы уже раньше посещали наш магазин — товар покупайте по прежней цене. А если новенький — то вам, пожалуйста, существенная скидка. Разумеется, при таком раскладе у владельца возникает проблема отделения «новичков» от «старичков», ведь вторые всеми правдами и неправдами будут стремиться выдать себя за первых.

Разумеется, в реальности любой владелец магазина — если переводит свой супермаркет в режим дискаунтера, то предоставляет скидки абсолютно всем покупателям. Так и в случае со свободным портом — он сможет дать эффективную отдачу, скорее всего в том случае, если вся экономика края — а не десятки и даже сотни резидентов — начнут работать в льготном режиме.

— Но в случае со свободным портом, если он будет свободным «для всех», возникнет, как опасаются некоторые эксперты, проблема с наполняемостью регионального бюджета налогами...

— Ее можно было бы решить за счет перераспределения налоговых потоков из федерального центра в пользу региона. К примеру, поступления от налога на добавленную стоимость — оставлять в регионе, который работает в режиме свободного порта целиком и полностью для всех игроков регионального рынка. Таким образом, регион стремительно развивается в социально-экономическом плане и снимает с федерального центра огромную часть забот, по его дотированию и субсидированию.

Разумеется, подобные подвижки возможны только с внесением соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ. Не исключаю, что такой подход найдет понимание у Наблюдательного совета и администрации края.

– Нередко, говоря о СПВ и территориях опережающего развития, чиновники указывают на привлекательность этих режимов для иностранных инвесторов...

– Далеко не все чиновники так считают. Есть и те, кто полагает, что: во-первых, с позиций патриотизма надо думать о создании комфортных условий, прежде всего, для отечественного бизнеса, во-вторых — не стоит воспринимать иностранного бизнесмена как человека, только и мечтающего инвестировать в российскую экономику. Все постсоветские экспансии иностранных компаний были очень прагматичными (и даже циничными) и связаны, прежде всего, с захватами огромных секторов нашего потребительского рынка (продуктов, напитков, одежды, хозтоваров и т.д.) и рынка промышленного сырья.

Сколь-нибудь серьезных мотивов развивать нашу экономику и социальную сферу у иностранцев, объективно говоря, сегодня нет. Подтверждением тому статистика, согласно которой доля инвестиций нашего ближайшего соседа, Китая, в российскую экономику — менее 1%.

— А насколько востребован сегодня российскими и зарубежными арендаторами «Авиаполис Янковский» и следует ли ожидать теперь — с учетом возникших для него как резидента СПВ налоговых преференций — снижения арендной ставки?

– Все складские мощности комплекса заняты на 100%. Производственные помещения также постепенно находят своих арендаторов. Что касается преференций, то они будут распространяться только на вновь возведенные объекты. Вы поймите, резидентом СПВ стал не действующий складской комплекс, а проект по его развитию. Поэтому полученный статус дает нам стимул строить новые мощности, причем не только складские, но и производственные. В ближайшее время этим и займемся.

Что касается эксплуатации уже существующих складских объектов «Янковского», то арендная ставка здесь и так ниже, чем в среднем по региональному рынку.

— DNS думает переносить в «Янковский» из Китая сборку своих изделий под фирменным брендом?

— Наши компьютеры и ноутбуки мы давно уже собираем на территории России. А что касается смартфонов и прочих цифровых гаджетов, то их пока выгоднее все же собирать в Китае — по соображениям логистики.

— Если резюмировать, станет ли, по-вашему, СПВ катализатором социально-экономического развития края Приморья и Дальнего Востока в целом?

— Надеюсь, что Закон о Свободном порте будет дорабатываться в лучшую сторону по мере анализа его правоприменительной практики членами Наблюдательного совета СПВ. Среди них есть немало компетентных специалистов и способных управленцев с опытом предпринимательской и юридической деятельности.

Справка

Дмитрий Алексеев, 42 года, уроженец Владивостока. По специальности — инженер. С 1998 года основатель, совладелец и руководитель компании DNS. Патриот Приморья. Профессиональное кредо — путь к успеху основан на преодолении всяческих страхов. Разрушитель следующих стереотипов: «заграница нам поможет», «все беды от коррупции», «бизнесу стоит опасаться чиновников». Считает, что основные проблемы в России проистекают из неэффективного государственного управления. А чтобы его улучшить — необходимо развивать горизонтальные общественные связи во всех сферах человеческой жизни. Эдуард Попов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов