Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Dmitry Nozhenko: "Unpacking" of the Khabarovsk Territory will make it the center of the East

"Business Russia" is going to "unpack" the Khabarovsk Territory

Khabarovsk Territory - Klondike of untapped opportunities. But it is one thing to understand this, and another thing to start realizing these opportunities. What's the first thing to do? EastRussia was told about this by the chairman of the regional public movement "I believe in the Khabarovsk Territory", co-chairman of the interregional branch of the all-Russian public organization "Business Russia" for the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Region Dmitry Nozhenko

Dmitry Nozhenko: "Unpacking" of the Khabarovsk Territory will make it the center of the East
Photo: from the personal archive of Dmitry Nozhenko

- In the minds of ordinary people, "Business Russia" is a kind of crowd of wealthy people, entrepreneurs who do not understand what they are doing, make speeches, urge them to earn money and live better ... such an education from the category of "chatted - dispersed." Is that so, or is there a benefit to someone from these meetings? For whom?

- Yes, from the outside it may seem quite so - there is a structure without specific functions, responsibilities, without authority. But this is what makes the activity of such societies interesting, if they are healthy, living structures! There are also created “for show” formations similar to bureaucrats, whose only task is to be present in the field of power and to portray activity. This is not the case with Delovaya Rossiya. Especially after the reboot, which was organized by Denis Gros (co-founder of the DA! Development group of companies - editor's note), Sergei Stepanov (Lunny Svet group of companies - Ed. Note), Roman Bezmaternykh (founder of the Roof Center group of companies - Approx.ed.) And me. What is commonly called "young blood poured in" happened, new things began with energy aimed at expertly formulating, confirming and conveying to the authorities a position on sensitive issues. First of all, when the covid restrictions were just beginning, we explained to officials that certain industries needed more freedom, suggested which regulations make sense during a crisis period, which ones would only harm. When the lockdown passed, we prepared a pool of projects needed by the region, which we call the “unpacking” of the Khabarovsk Territory. We offer four directions here.

I think the key is the transformation of the territory into a cross-border region, so that the Khabarovsk Territory becomes a global "dry port", so that the Khabarovsk Territory receives a checkpoint with a cargo and passenger status on the Bolshoy Ussuriisk Island. This will give a breakthrough in the development of the economy, it will earn money on logistics, transportation, and, of course, tourism. During peak periods, four million people come to the Chinese side next to us, if we take two million and each leave here 100 thousand rubles - this is plus two of the current budgets of the Khabarovsk Territory. Plus 200 billion rubles. And these are working hotels, restaurants, shops - jewelry especially loved by tourists from China, as well as large shopping centers. This will raise the middle business, which does not send money to Moscow, but leaves it here.

The second direction is the Khekhtsir ski complex. Start from the former Spartak base, then move to the main Khekhtsir. Yes, these are not the Alps, but we worked with experts and the elevation differences, as we were told, are the same as in Sochi. And as advantages - the border is right there, next to it, plus the winter period is long.

The third project - Lukashov's nursery (an abandoned territory in the center of Khabarovsk, where the nursery of fruit trees of Michurin's colleague - Far Eastern breeder A.M. Lukashov was previously located - Ed.). It is supposed to make a natural recreational zone here, which would pay for itself. This is a very noble project that aims to turn an abandoned, unkempt part of the city into something worthwhile, beautiful, and environmentally friendly. This is 163 hectares, which are now officially closed, but someone constantly gathers there, litters ...

And the fourth project is the Amur Technopark. Its main goal is to create such a business environment, the residents of which will generate modern innovative solutions in several areas - audiovisual and animation content, information technology and software development. In a global sense, the technopark will be export-oriented - it is difficult for small and medium-sized businesses to enter foreign trade, this requires special knowledge and additional costs. And in this situation, the technopark can really help the Khabarovsk entrepreneurs.

As a result, the “unpacking” of the Khabarovsk Territory will make it so that everyone who lives here or just came to feel in the center of the East, and not on the outskirts of the country.

- And what, without Delovaya Rossiya, these projects would not have moved in any way?

- I'll put it this way - let's take a standard local businessman-entrepreneur. He can sit down at a computer, compose a letter, print it on a printer, sign it, submit it to the authorities and wait. Wait. Wait. Wait! And in our situation, given the fact that the feedback mechanism was launched as mandatory at the federal level - investment attractiveness ratings were created, the regional authorities were obliged to monitor them - such an instrument as our society, such as Delovaya Rossiya, allows direct communication without sent paper. After all, the opinion of an individual representative of the community is consolidated - the opinions of others are added to it - and it becomes expert. Then the top officials of the region, the ministers, who are executors in one direction or another, are already listening to it, officials of other ranks are embedded in the proposed logic, and the situation begins to change.

- Isn't this called lobbyism? After all, each member of "Business Russia" is a businessman in the first place. Dmitry Nozhenko has his own interest, Denis Grosy has his own, each of you has some kind of contacts, points of entry and contact with power structures, and at some point you understand that you, in order to realize your interests, benefit from these “ leverage ”to share and / or combine them. So?

- In my understanding, lobbyism is conventionally said when a war is not needed, but some global structures launch it. Here's something like that. But here everything is different. Delovaya Rossiya does not lobby; it fights to stabilize the conditions for doing business and entrepreneurship. Although, of course, the initiatives that we - the subdivision for the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Region - propose, they can be regarded as lobbyism of the Khabarovsk Territory. Especially against the backdrop of the history of Vladivostok - the federation drew attention to it, and this uploaded attention resulted in financial flows, construction projects, infrastructure development, projects.

- And you felt offended for the "small homeland"?

- You could say that. I believe that we need to align our positions - ours and Primorye - and we have all the resources for this, and the launch of the Bolshoi Ussuriysk is one of those resources. Delovaya Rossiya supported this concept, formulated an opinion, and this story entered the logic of the government of the Khabarovsk Territory. All this was formulated, of course, earlier - back in 2017, within the framework of the movement “I believe in Khabarovsk”, I conveyed all this to my colleagues, colleagues supported, they saw that this has a reasonable grain and strategic meaning, and the whole story went.

Now we have to admit that business activity is higher there - in Primorye, of course, this is largely facilitated by preferential regimes - the "Free Port of Vladivostok" (SVP), for example. It better shapes the climate of entrepreneurial activity than PSEDA "Khabarovsk" and PSEDA "Komsomolsk" - these are still local stories. But shifts in the global regional economy should equalize the chances and opportunities of the Khabarovsk Territory and Primorsky. The point is that the next step after the border is "unpacked" should be the launch of the SVP regime in Khabarovsk - in relation to the entire city, or to part of its districts. This will not incur any loss or damage to the current economy - although there were questions that if we enter the St. Petersburg and, accordingly, taxes are frozen. No. Those who worked continue to work, and those who are new begin to work and pay taxes in five years.

- To be honest, it is difficult to imagine what successful entrepreneurs have, because such are the backbone of Delovaya Rossiya? In which their business, in theory, "eats up" all the time, well, or almost everything, and so they just like that, experiencing a kind of creative itch, begin to generate projects to "unpack" the Khabarovsk Territory. Or, by default, these projects include their own interests to make money on this "unpacking"?

- I think there is no itching. Of course, everyone lives and works in their own rhythm - for me, for example, it is very bad over time, because there is a lot of work. Someone has this time, and he finds his point of application in participation in "Business Russia", in its specific projects, someone has some interests - what's wrong with that? An entrepreneur is an entrepreneur because he knows how to make money, knows how to come up with "HOW" to make money, but here the interests of both the business community and the Khabarovsk Territory coincide, as a territory, as a subject of our country, and, I think, "unpacking" is in the interests of all residents of our region. This is such a very big story, although I will not hide it - if everything works out and if they start investing in the transition to Bolshoy Ussuriysk, investors come, the global construction of infrastructure begins, then my lawyer's office is likely to find work, orders - we specialize in this - in legal accompanying such large projects.

- Was it a primary thought - about orders for your lawyer's office, or a secondary one?

- This is even a tertiary thought, because it is unclear when, what will happen. Maybe by the time everything starts, I’m already so tired of everything that I’ll just sit on the sidelines, sitting at the dacha, rejoicing that things have gone well, that Bolshoi Ussuriysky is developing.

- We are changing the topic, this question is what needs to be done so that businessmen, middle-level entrepreneurs go to the Far East. Much of what is being done in terms of benefits in the Far Eastern Federal District is designed for large structures, corporations, etc. But if we have so many resources, a lot of everything, why don't businesses come here to open middle peasants?

- Yes, now the situation looks like there are large infrastructure projects, there are large organizations that absorb orders, but they need contractors, subcontractors, they need inert materials, they need metal, they need transport, they need service personnel, they need to expand settlements, he needs housing - and here you are, unpacking a medium-sized business, and then a small business. A fresh example is a gas chemical plant in the Amur Region. Money is flowing, infrastructure is being built, workers are going there, experts are going ...

- But these are all staff ...

- Yes, but in the center of Blagoveshchensk a four-star hotel of the French chain has appeared, which studies the market and does not put objects anywhere. They bet where they can make money.

- Good, but big projects are powerful, but point stories. And when the construction of infrastructure for them is completed, when they - factories, shipyards, gas pipelines - are put into operation, then inflows collapse, and there are fewer people there, which means that everyone who was in the "orbit" of this project also has nothing to do.

- Yes, there is a certain rollback, in terms of investment volumes, builders leave, but production remains, the erected facility remains, it works. With regard to Khabarovsk, this will be a constant increase. The "unpacked" border, the projects that have appeared, the status of a "dry port" - and after all, traffic through us is a thousand kilometers shorter than through Primorye - plus the incoming tourist flow - this is constancy. And entrepreneurs will come here when the border is unpacked. The hotel business will start earning, the restaurant business will start earning, the business of selling jewelry, consumer goods, taxi drivers will start earning ... People will have more money. And it appears who to buy and for what to buy.

Help
Dmitry Nozhenko - attorney, head of the law office
- Chairman of the Board of Directors of Aurora Far Eastern Consulting Group
-Chairman of the regional public movement "I believe in the Khabarovsk Territory"
- Co-chairman of the interregional department of the all-Russian public organization "Business Russia" in the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Region
Specialization - legal support and investment project consulting

 

September 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дмитрий Ноженко: «Распаковка» Хабаровского края сделает его центром Востока

«Деловая Россия» собирается «распаковать» Хабаровский край

Хабаровский край – Клондайк неиспользованных возможностей. Но одно дело это понимать, другое – приступить к реализации этих возможностей. Что нужно сделать в первую очередь? Об этом EastRussia рассказал председатель регионального общественного движения «Верю в Хабаровский край», сопредседатель межрегионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Дмитрий Ноженко

Дмитрий Ноженко: «Распаковка» Хабаровского края сделает его центром Востока
Фото: из личного архива Дмитрия Ноженко

- В представлении обывателей «Деловая Россия» - это некая тусовка обеспеченных людей, предпринимателей, которые непонятно чем занимаются, выступают с речами, призывают зарабатывать и жить лучше… такое образование из разряда «поболтали – разошлись». Это так, или есть польза для кого-то от этих встреч? Для кого?

- Да, со стороны вполне так и может показаться – вот есть структура без определенных функций, обязанностей, без полномочий. Но этим-то и интересна деятельность таких обществ, если это здоровые, живые структуры! Есть и созданные «для галочки» образования на подобие чиновничьих, единственная задача которых – присутствие в поле власти и изображение деятельности. Применительно к «Деловой России» это не так. Особенно после перезагрузки, которую организовали Денис Грось (соучредитель группы компаний «ДА! Девелопмент» - Прим. ред.), Сергей Степанов (группа компаний «Лунный свет» - Прим. ред.), Роман Безматерных (основатель группы компаний «Центр кровли» - Прим. ред.) и я. Произошло то, что принято называть «влилась молодая кровь», начались новые вещи с энергией, направленной на то, чтобы экспертно сформулировать, подтвердить и донести властям позицию по острым вопросам. Первым делом, когда только начинались ковидные ограничения, мы объясняли чиновникам, что отдельным отраслям надо больше свободы, подсказывали, какие именно регулирования в кризисный период имеют смысл, какие только навредят. Когда миновал локдаун, мы подготовили пул проектов, нужных региону, который мы называем «распаковка» Хабаровского края. Здесь мы предлагаем четыре направления.

Ключевым я считаю, превращение территории в трансграничный регион, чтобы Хабаровский край стал глобальным «сухим портом», чтобы Хабаровский край получил пункт пропуска с грузо-пассажирским статусом на Большом Уссурийском острове. Это даст рывок в развитии экономики, это заработок на логистике, на транспортировке, и, конечно, туризме. В пиковые периоды четыре миллиона человек приезжает на китайскую сторону рядом с нами, если мы два миллиона заберем и каждый оставит здесь по 100 тыс. рублей – это плюс два нынешних бюджета Хабаровского края. Плюс 200 млрд рублей. И это – работающие гостиницы, рестораны, магазины – особенно полюбившиеся туристам из Китая ювелирные, а также большие торговые центры. Это поднимет средний бизнес, который деньги не отправляет в Москву, а оставляет здесь.

Второе направление – это горнолыжный комплекс Хехцир. Начать с бывшей базы «Спартак», потом перейти на основной Хехцир. Да, это не Альпы, но мы работали с экспертами и перепады высот, как нам сказали, такие же как и в Сочи. А в качестве плюсов – граница вот она, рядом, плюс зимний период долгий.

Третий проект – питомник Лукашова (заброшенная территория в центре Хабаровска, на которой ранее располагался питомник плодовых деревьев соратника Мичурина – дальневосточного селекционера А.М Лукашова – Прим.ред.). Здесь предполагается сделать природную рекреационную зону, которая бы сама себя окупала. Это очень благородный проект, который ставит целью превратить заброшенную, неухоженную часть города во что-то стоящее, красивое, экологичное. Это ведь 163 гектара, которые сейчас официально закрыты, но там постоянно кто-то собирается, мусорит…

И четвертый проект – технопарк «Амур». Его главная цель – создать такую бизнес-среду, резиденты которой будут генерировать современные инновационные решения по нескольким направлениям – аудиовизуальный и анимационный контент, информационные технологии и разработка программного обеспечения. В глобальном смысле технопарке будет ориентироваться на экспорт - выход на внешнюю торговлю для малого и среднего бизнеса затруднен, тут требуются специальные знания и дополнительные затраты. И в этой ситуации технопарк может реально помочь хабаровским предпринимателям.

В итоге «распаковка» Хабаровского края сделает так, чтобы все, кто здесь живет или просто приехал, ощущали себя в центре Востока, а не на окраине страны.

- А что, без «Деловой России» эти проекты никак бы не двигались?

- Я так скажу – вот возьмем стандартного локального бизнесмена-предпринимателя. Он может сесть за компьютер, составить письмо, распечатать его на принтере, поставить подпись, занести в органы власти и ждать. Ждать. Ждать. Ждать! А в нашей ситуации, с учетом того, что механизм обратной связи был на федеральном уровне запущен как обязательный – были созданы рейтинги инвестпривлекательности, региональные власти обязали следить за ними – такой инструмент как наше общество, как «Деловая Россия», позволяет выходить на непосредственную коммуникацию без отосланной бумаги. Ведь мнение отдельного представителя сообщества консолидируется - к нему приращиваются мнения других – и оно становится экспертным. К нему тогда уже прислушиваются первые лица региона, министры, которые являются исполнителями по тем или иным направлениям, чиновники других рангов встраиваются в предложенную логику, и ситуация начинает меняться.

- А это не называется ли лоббизмом? Ведь каждый член «Деловой России» - это бизнесмен в первую очередь. У Дмитрия Ноженко свой интерес, у Дениса Грося – свой, у каждого из вас есть какие-то контакты, точки входа и соприкосновения с властными структурами, и вы в какой-то момент понимаете, что вам – для реализации своих интересов – выгодно этими «рычагами» поделиться и/или объединить их. Так?

- В моем понимании лоббизм, это, условно говорят, вот когда война не нужна, но глобальные некие структуры ее запускают. Вот что-то такое. А здесь все по-другому. «Деловая Россия» не лоббирует, она борется за стабилизацию условий ведения бизнеса и предпринимательства. Хотя, конечно, те инициативы, которые мы – подразделение по Хабаровскому краю и ЕАО – предлагаем, их можно расценить как лоббизм именно Хабаровского края. Особенно на фоне истории с Владивостоком – на него обратила внимание федерация, и закачанное это внимание вылилось в финансовые потоки, стройки, развитие инфраструктуры, проекты.

- И вам стало обидно за «малую родину»?

- Можно и так сказать. Я считаю, что нам надо выровнять наши позиции – нашу и Приморья – и все ресурсы для этого есть, и запуск Большого Уссурийского – это один из таких ресурсов. «Деловая Россия» поддержала эту концепцию, сформулировала мнение, и эта история зашла в логику правительства Хабаровского края. Сформулировано все это было, конечно, раньше – еще в 2017 году, в рамках движения «Я верю в Хабаровск», я все это донес до коллег, коллеги поддержали, увидели, что в этом есть разумное зерно и стратегический смысл и вся история пошла.

Сейчас приходится признать, что деловая активность выше там – в Приморье, конечно этому во многом способствуют преференциальные режимы – «Свободный порт Владивосток» (СВП), например. Он лучше формирует климат предпринимательской активности, чем ТОСЭР «Хабаровск» и ТОСЭР «Комсомольск» - это все же локальные истории. Но сдвиги в глобальной региональной экономике должны уровнять шансы и возможности Хабаровского края и Приморского. Речь о том, что следующим шагом после того, как «распакуется» граница, должен стать запуск режима СВП в Хабаровске – применительно ко всему городу, или к части его районов. Убытка и ущерба для текущей экономики это нести не будет – хотя звучали вопросы, что мол если мы входим в СПБ и, соответственно, замораживаются налоги. Нет. Те, кто, работал, продолжают работать, а те, кто новые – начинают работать и платить налоги через пять лет.

- Если честно, то сложно представить, что у успешных предпринимателей, ведь такие составляют костяк «Деловой России? У которых их бизнес по идее «съедает» все время, ну или почти все, и вот они просто так, испытывая некий творческий зуд, начинают генерировать проекты по «распаковке» Хабаровского края. Или в эти проекты по умолчанию включены собственные интересы на этой «распаковке» заработать?

- Зуда, думаю, никакого нет. Конечно, каждый живет и работает в своем ритме – у меня, например, очень плохо со временем, потому что много рботы. У кого-то это время есть, и он находит точку приложения свою в участии в «Деловой России», в ее конкретных проектах, у кого-то есть какие-то интересы – что тут такого? Предприниматель потому и предприниматель, что умеет заработать, умеет придумать «КАК» заработать, а тут совпадают интересы и предпринимательского сообщества, и Хабаровского края, как территории, как субъекта нашей страны, и, думаю, «распаковка» в интересах всех жителей нашего региона. Это такая очень большая история, хотя не скрою – если все сработает и в переход на Большом Уссурийском начнут вкладывать деньги, придут инвесторы, начнется глобальное строительство инфраструктуры, то и моему адвокатскому кабинету весьма вероятно найдется работа, заказы – мы на этом специализируемся – на юридическом сопровождении таких крупных проектов.

- А это была первичная мысль – про заказы для своего адвокатского кабинета, или вторичная?

- Это даже третичная мысль, потому что неясно когда, что будет. Может к тому моменту, когда все начнется, я уже настолько устану от всего, что буду просто со стороны, сидя на даче, радоваться тому, что дело пошло, что Большой Уссурийский развивается.

- Меняем тему, такой вопрос – что надо сделать, чтобы на Дальний Восток поехали бизнесмены, предприниматели среднего уровня. Многое из того, что делается по части льгот в ДФО, рассчитано на большие структуры, корпорации итд. Но если у нас так много ресурсов, много всего, почему ж не едут здесь бизнесы открывать «середняки»?

- Да, сейчас ситуация выглядит так, что есть большие инфраструктурные проекты, есть крупные организации, которые поглощают заказы, но им нужны подрядчики, субподрядчики, ему нужные инертные материалы, ему нужен металл, нужен транспорт, нужен обслуживающий персонал, ему нужно разворачивать поселки, ему нужно жилье – и вот, пожалуйста, распаковка среднего бизнеса, а дальше – малого бизнеса. Пример свежий – газохимическй завод в Амурской области. Идут деньги, строится инфраструктура, туда едут работники, едут эксперты…

- Но это все персонал…

- Да, но в центре Благовещенска появилась четырехзвездочная гостиница французской сети, которая изучает рынок и не ставит объекты, где попало. Они ставят там, где они могут заработать.

- Хорошо, но большие проекты – это пусть и мощные, но точечные истории. И когда завершается строительство инфраструктуры для них, когда они - заводы, верфи, газопроводы – вводятся в эксплуатацию, то происходит схлопывание вливаний, и людей там становится меньше, значит и всем, кто был на «орбите» этого проекта тоже становится нечего делать.

- Да, некий откат назад, с точки зрения объемов инвестиций происходит, уходят строители, но производство остается, возведенный объект остается, он работает. Применительно же к Хабаровску это будет постоянный прирост. «Распакованная» граница, появившиеся проекты, статус «сухого порта» - а ведь через нас траффик получается на тысячу километров короче, чем через Приморье – плюс входящий туристический поток - вот оно постоянство. И предприниматели поедут сюда, когда будет распакована граница. Начнет зарабатывать гостиничный бизнес, зарабатывает ресторанный бизнес, зарабатывает бизнес по продаже ювелирки, товаров народного потребления, таксисты… У людей становится больше денег. И появляется, кому покупать и за что покупать.

Справка
Дмитрий Ноженко – адвокат, глава адвокатского кабинета
- председатель Совета директоров АО «Дальневосточная консалтинговая группа «Аврора»
-председатель регионального общественного движения «Верю в Хабаровский край»
-сопредседатель межрегионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
Специализация – юридическое сопровождение и консалтинг инвестпроектов

 

21 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика