Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Neighborly cooperation

RF - PRC: are new formats of economic cooperation between the countries possible?

Against the backdrop of long-term and not very productive talks about Russian-Chinese production cooperation, information about the possible transfer of Chinese enterprises to the territories of advanced development in the Far East sounded very optimistic. This news gave rise to the hope that finally there will be a breakthrough in bilateral economic cooperation. And the bilateral trade, to which China has so far made the main bet, will cease to be a factor that determines the nature of economic cooperation between Russia and China.

Neighborly cooperation

Alexander Isayev

Leading researcher, Deputy Head of the Center for the Study and Forecasting of Russian-Chinese Relations, IFES RAS

The negotiations of the delegation of the Ministry for the Development of the Russian Far East with Chinese partners, which took place in early April, inspired hope that the time had come to move from words to deeds. Immediately after the meeting with the director of the department of industrial development of the northeastern provinces of the PRC of the State Committee for Development and Reform of the PRC (SCRD), Zhou Jiangping, information was disseminated that China intends to transfer manufacturing enterprises of 12 leading industries to the Far East. Moreover, it was about serious objects: shipbuilding enterprises, chemical and metallurgical plants and other facilities.

The turn, in its own way, is unexpected and even innovative in our economic relations. It is no coincidence that the media's reaction was stormy - some write that it is the Chinese who want to transfer part of their enterprises, others say that decisions have already been made, and still others quite rightly point to the hypothetical probability of the appearance of Chinese factories on Russian territory, and even then if strict environmental standards.

However, there are no specific agreements on the movement of industrial facilities from Chinese territory to Russia. In China itself there are also discussions on this topic.

Zhou Chongling, a member of the People's Political Consultative Council of China, recently reminded Chinese reporters that Beijing has approved the creation of new industrial development zones in the provinces of Heilongjiang and Jilin bordering Russia. He noted that this decision, taking into account the resource base of Northeast China and the Far East, could be built into a production and cooperation chain. In this regard, the State Chinese Information Portal reported that "based on China's strategy to move industries to foreign markets and Russia's strategy to develop its eastern territories, the parties can create an economic development zone or an industrial park in the eastern part of Russia."

Of course, today we are talking about new formats for economic cooperation between the two countries. First, about the real production cooperation, which has been talked about for about two decades, but little progress has only begun today. And, secondly, the possible expansion of Chinese investment in the region.

Due to the economic policy pursued in the Russian Far East, the region is becoming more attractive to foreign partners, both in terms of capital investment, and taking into account the location of production capacities and the development of the agricultural sector. Siberian and Far Eastern agro industry has already become an object of joint management of Chinese (and not only) and Russian entrepreneurs. But with the rest so far, everything is very problematic.

To begin with, in the investment strategy of China, Russia, unfortunately, is not a priority country. If China invests decent money in our country, it does this mainly in the commodity sector, which is extremely important for strengthening the Chinese resource base.

However, in recent years, China has significantly increased its investment abroad. In 2015, China's direct non-financial investments abroad increased by 15 percent over the previous year and amounted to $ 118 billion dollars. In the same year, their total volume overcame a trillionth line. In January of 2016 year, compared to the same period of the previous year, they again increased, this time by 18,2% and amounted to just over $ 12 billion.

The main attention of the Chinese investors is paid to completely different directions and countries. In 2015, the volume of Chinese investments in ASEAN countries increased by 60,7%, and in the USA - by 60,1%. The PRC willingly invests in Europe, primarily in Italy, France, Great Britain and Germany. The preferred industries for investing Chinese money are mechanical engineering, the auto industry, the oil and gas industry (in the United States), high technology and other topical areas.

According to the Ministry of Commerce of the PRC, in 2015, capital investments from the PRC to countries involved in the implementation of the Silk Road Economic Belt program increased by 18,2%. Among them are Indonesia, Kazakhstan, Laos, Singapore, Thailand. Russia is sometimes mentioned in the same context.

Russia on this background so far retains an honorable place on the outskirts of Chinese investment projects. And although an ambitious goal has been set, as they say, to increase Chinese direct investment in Russia to $ 12 billion by 2020, this figure can hardly be considered sufficient.

According to the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the main areas of the PRC's investment activities in Russia were still the development of minerals, forestry, energy, trade, household electrical appliances, communications, construction and the service sector. The nature of the activities of Chinese investors in the Russian market is also evidenced by such facts as the purchase by the Chinese National Oil and Gas Corporation of 20% of shares in the Yamal LNG project from the Novatek company (estimated at $ 810 million) or the purchase by the Chinese Investment Corporation of 12,5% shares of Uralkali (estimated at $ 2 billion).

The Chinese International Non-Ferrous Metals Engineering and Construction Company (NFC) has invested in a joint project with the Metals of Eastern Siberia corporation in the Republic of Buryatia (estimated at $ 750 million). Experts pay attention to the investments of the State Electric Grid Corporation of China in joint projects with the Russian GK Sintez (estimated at $ 1,1 billion), the acquisition by the Chinese Investment Corporation of 5,4% of the shares of the Moscow Exchange (estimated at $ 100 million), the purchase by Construction Bank China 2% stake in VTB Bank (valued at $ 100 million). A number of agreements have been signed between Chinese corporations and the Russian holding Rusnano. 

In addition to the agrarian sector, commodity programs and several infrastructure projects such as the bridge over the Lena River in Yakutia, China's investment asset in the Far East is almost nothing. In the production sector - in general, almost complete zero. And here Chinese business is noticeably inferior to the assertiveness of South Korean, Japanese and Vietnamese entrepreneurs, risking to give them business in the Far East.  

Quite recently, the Ministry of Industry and Trade approved a new project with the Japanese Mazda. Under the terms of the contract, Mazda Sollers undertakes to build new capacities for the production of 50 thousand engines per year at its plant in Vladivostok, investing 2 billion rubles. The plant will be oriented towards foreign markets, that is, the produced engines will be supplied to Japan to the enterprises of the same Mazda. Japanese manufacturers have calculated that the conditions in Russia today are beneficial for the organization of production. Likewise, it is beneficial for Russia to create export-oriented enterprises in the Asian part of the country.

According to the Ministry of Economic Development, the leaders of the largest Japanese companies Sumitomo Corporation, Kawasaki Corporation, Sojitz Corporation, JBIC, Marubeni, Hitachi, Mitsubishi Corporation, Mitsui expressed interest in projects in the Far East. Schemes are being developed to provide related loans to residents of future TRA with the Japanese Bank for International Cooperation “JBIC” and the Korean “Korea Eximbank”.

South Korea is ready to invest in the development of business infrastructure, is interested in using the Northern Sea Route, the shortest sea route between the European part of Russia and the Far East. However, in Beijing the project is cool considering the one-way-one-way program implemented in the southern And the western directions from China.

Nevertheless, the Chinese cannot fail to see the real benefit in the creation of production facilities in the Far East and in the formation of infrastructure components in this promising region. However, the traditional conservatism of the Chinese and the strict rules for creating production facilities abroad with the participation of Chinese capital restrain Chinese big business from entering the Russian market.

Nevertheless, China's participation in the economy of the Far East is stimulated for a number of reasons. First, the growing competition in this region forces the Chinese to be wary of being late to an economic pie in this world-saturated region of the world. Secondly, the economic recovery north of China will stimulate trade. And, thirdly, a new serious employment market is being formed here. The demographic infrastructure in the Far East is such that a long-term outflow of population from this region to central Russia will objectively create a shortage of labor in the near future. 

The northeast of China bordering Russia is a region with a fairly high level of urbanization, and its labor market is one of the most intense in the PRC due to high unemployment.

Its participation in the creation of new production capacities, both in industry and in the agricultural sector, China strictly stipulates the export of Chinese labor. It seems that this will also be the case if a decision is made to export Chinese production facilities to our country.

However, the Far East is not against Chinese factories on its territory. The Ministry for the Development of the Russian Far East and the administration of the Primorsky Territory confirmed their readiness to accept Chinese factories and create joint export-oriented production facilities, but "without burdening the region's ecology."

The Chinese, in turn, promise to actively involve private and state companies in the implementation of such projects.  

Of course, the results will not quickly appear. It so happened in Russian-Chinese economic relations, that from the beginning of the discussion of a serious project to its practical implementation, it extends from 5 to 10 years.

The main thing is that such loud promises do not hang in the air. Indeed, back in the second half of the 1990s, the Chinese side proposed transferring textile production to the border areas east of Lake Baikal. It was then about the transfer of the textile capacities that are being released in the PRC and the supply of surplus equipment that had already been in operation to the regions or regions concerned. Let's hope that today we are talking about really modern production in the promised 12 industries. 

September 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Добрососедская кооперация

РФ – КНР: возможны ли новые форматы экономического сотрудничества между странами?

На фоне многолетних и не очень результативных разговоров о российско-китайской производственной кооперации информация о возможном переводе китайских предприятий в территории опережающего развития на Дальнем Востоке прозвучала весьма оптимистично. Эта новость породила надежду на то, что наконец-то произойдет прорыв в двустороннем экономическом сотрудничестве. А двусторонняя торговля, на которую Китай до сих пор делал основную ставку, перестанет быть фактором, который определяет характер экономического сотрудничества России и Китая.

Добрососедская кооперация

Александр Исаев

Ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН

Переговоры делегации Минвостокразвития с китайскими партнерами, состоявшиеся в начале апреля, вселили надежду на то, что настало время перейти от слов к делу. Сразу после встречи с директором департамента развития промышленности северо-восточных провинций КНР Госкомитета по развитию и реформе КНР (ГКРР) Чжоу Цзянпином была распространена информация о том, что Китай намерен перевести производственные предприятия 12 ведущих отраслей  на Дальний Восток. Причем речь шла о серьезных объектах: судостроительных предприятия, химических и металлургических заводах и других объектах.

Поворот, по своему, неожиданный и даже инновационный в наших  экономических отношениях. Не случайно реакция СМИ была бурной – одни пишут, что это китайцы хотят перевести часть своих предприятий, другие говорят, что решения уже приняты, а третьи – совершенно справедливо указывают на пока что гипотетическую вероятность появления китайских заводов на российской территории, да и то при соблюдении жестких экологических нормативов.

Однако каких-либо конкретных договоренностей о передвижении промышленных объектов с китайской территории на российскую пока не существует. В самом Китае также идут дискуссии на эту тему.

Депутат Народно-политического консультативного совета Китая Чжоу Чунлин на днях напомнил китайским репортерам о том, что Пекин  утвердил создание новых зон промышленного развития в граничащих с Россией провинциях Хэйлунцзян и Цзилинь. Он заметил, что это решение с учетом ресурсной базы Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока могло бы выстроиться в производственно-кооперационную цепочку. Государственный Китайский информационный портал в этой связи сообщил, что, «исходя из стратегии Китая по перемещению индустрий на зарубежные рынки и стратегии России по освоению своих восточных территорий, стороны могут создать зону экономического освоения или индустриальный парк в восточной части России».

Безусловно, сегодня речь, таким образом, идет о новых форматах экономического сотрудничества двух стран. Во-первых, о реальной производственной кооперации, разговоры о которой идут уже около двух десятилетий, однако слабые подвижки начались только сегодня. И, во-вторых, о возможном расширении китайских инвестиций в регионе.

В силу проводимой на российском Дальнем Востоке экономической политики, регион становится все более привлекательным для зарубежных партнеров, как с точки зрения вложения капиталов, так и с учетом размещения производственных мощностей и развития аграрного сектора. Сибирский и дальневосточный агропром уже стал объектом совместного хозяйствования китайских (и не только) и российских предпринимателей. А вот с остальным пока все очень проблематично.

Начнем с того, что в инвестиционной стратегии Китая Россия, к сожалению, не является приоритетной страной. Если Китай вкладывает приличные деньги в нашей стране, то делает это, главным образом, в сырьевом секторе, крайне важном для укрепления китайской ресурсной базы.

Но при этом в последние годы Китай заметно увеличил свои инвестиции за границей. В 2015 году прямые нефинансовые инвестиции КНР за рубежом выросли по сравнению с предыдущим годом почти на 15 процентов и составили $118 млрд долл. В том же году их общий объем преодолел триллионный рубеж. В январе 2016 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года они снова увеличились, на этот раз на 18,2 % и составили чуть более $12 млрд.

Главное внимание китайские инвесторы уделяют совсем другим направлениям и странам. В 2015 году увеличились объемы китайских инвестиций в страны АСЕАН  – на 60,7%, и в США – на 60,1%. КНР охотно вкладывает деньги в Европе, прежде всего в Италии, Франции, Великобритании и Германии. Предпочтительными отраслями вложения китайских денег остаются машиностроение, автопром, нефтегазовая отрасль (в США), высокие технологии и другие актуальные сферы.

По данным Минкоммерции КНР, в 2015 году на 18,2%  возросли вложения капитала из КНР в страны, вовлеченные в реализацию программы «экономического пояса шелкового пути». Среди них – Индонезия, Казахстан, Лаос, Сингапур, Таиланд. В этом же контексте иногда упоминают и Россию.

Россия на этом фоне пока сохраняет почетное место на задворках китайских инвестиционных проектов. И хотя поставлена, как принято говорить, амбициозная задача увеличить китайские прямые инвестиции в России до $ 12 млрд к 2020 году, эту цифру вряд ли можно считать достаточной.

По данным Минэкономразвития РФ, главными направлениями инвестиционной деятельности КНР в России по-прежнему являлись разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг. О характере деятельности китайских инвесторов на российском рынке свидетельствуют и такие факты, как покупка Китайской национальной нефтегазовой корпорацией 20% акций в проекте «Ямал-СПГ» у компании «Новатэк» (оценивается в $810 млн.) или  покупка Китайской инвестиционной корпорацией 12,5% акций «Уралкалия» (оценивается в $ 2 млрд.).

Китайская международная инженерно-строительная компания цветной металлургии (NFC) вложилась в совместный проект с корпорацией «Металлы Восточной Сибири» в Республике Бурятия (оценивается в 750 млн. долл.). Специалисты обращают внимание на инвестиции Государственной электросетевой корпорации Китая в совместные проекты с российской ГК «Синтез» (оценивается в  $1,1 млрд.), приобретение Китайской инвестиционной корпорацией 5,4% акций Московской биржи (оценивается в $100 млн.), покупку Строительным банком Китая 2% акций банка ВТБ (оценивается в $ 100 млн.).  Заключен ряд соглашений между китайскими корпорациями и российским холдингом Роснано. 

Кроме аграрного сектора, сырьевых программ и нескольких инфраструктурных проектов типа моста через реку Лена в Якутии, в инвестиционном активе Китая на Дальнем Востоке почти ничего нет. В производственной сфере – вообще почти полный ноль. И здесь китайский бизнес заметно уступает напористости южнокорейских, японских и вьетнамских предпринимателей, рискуя уступить им бизнес на Дальнем Востоке.  

Совсем недавно Минпромторг одобрил новый проект с японской «Маздой». По условиям контракта, «Мазда Соллерс» обязуется построить на своем предприятии во Владивостоке новые мощности по производству 50 тысяч двигателей в год, вложив 2 млрд рублей. Завод будет ориентирован на внешние рынки, то есть произведенные двигатели будут поставлять в Японию на предприятия той же «Мазды». Японские производители просчитали, что условия в России сегодня выгодны для организации производств.  Точно также России выгодно создание экспортоориентированных предприятий на  азиатской части страны.

По данным Минвостокразвития, руководители крупнейших японских компаний Sumitomo Corporation, Kawasaki Corporation, Sojitz Corporation, JBIC, Marubeni, Hitachi, Mitsubishi Corporation, Mitsui проявили интерес к проектам на Дальнем Востоке. Прорабатываются схемы предоставления связанных кредитов резидентам будущих ТОР с японским банком международного сотрудничества «JBIC», корейским «Korea Eximbank».

Южная Корея готова вложить в развитие инфраструктуры для бизнеса, проявляет интерес к использованию Северного морского пути - кратчайшего морского пути между европейской частью России и Дальним Востоком, Однако в Пекине к проекту относятся прохладно, учитывая программу «один пояс – один путь», реализуемую на южном и западном направлениях от Китая.

Тем не менее, китайцы не могут не видеть реальную выгоду в создании производственных объектов на Дальнем Востоке и в формировании инфраструктурных компонентов в этом перспективном регионе. Однако традиционный консерватизма китайцев и жесткие правила создания производственных мощностей за границей с участием китайского капитала сдерживают китайский крупный бизнес от вхождения на российский рынок.

Тем не менее, участие Китая в экономике Дальнего Востока стимулируется целым рядом причин. Во-первых, возрастающая конкурентная борьба в этом регионе заставляет китайцев опасаться опоздать к экономическому пирогу в этом насыщенном сырьем регионе мира, Во-вторых, экономический подъем к северу от Китая будет стимулировать и торговлю. А, в-третьих, здесь формируется новый серьезный рынок занятости. Демографическая инфраструктура на Дальнем Востоке такова, что многолетний отток населения из этого региона в центральную Россию объективно создаст проблему нехватки рабочих рук в ближайшем будущем. 

Граничащий с Россией Северо-Восток Китая – это регион с достаточно высоким уровнем урбанизации, а его рынок трудовых ресурсов – один из самых напряженных в КНР из-за высокого уровня безработицы.

Свое участие в создании новых производственных мощностей, как в промышленности, так и в аграрном секторе Китай жестко обуславливает экспортом китайской рабочей силы. Думается, что так будет и в случае, если будет принято решение об экспорте китайских производственных мощностей в нашу страну.

Тем не менее, Дальний Восток не против китайских заводов на своей территории. Минвостокразвития и администрация Приморского края подтвердили готовность принять китайские заводы и создавать совместные экспортоориентированные производства, но «без нагрузки на экологию региона».

Китайцы в свою очередь обещают активно привлекать частные и государственные компании к реализации подобных проектов.  

Разумеется, результаты быстро не появятся. Так уж сложилось в российско-китайских экономических отношениях, что от начала обсуждения серьезного проекта до его практической реализации уходит от 5 до 10 лет.

Главное, чтобы столь громкие обещания не повисли в воздухе. Ведь еще во второй половине 1990-х годов китайская сторона предлагала перевести в приграничные районы к востоку от Байкала текстильные производства.  Речь тогда шла о переводе высвобождающихся в КНР текстильных мощностей и поставках в заинтересованные области или края лишнего оборудования, уже побывавшего в эксплуатации. Будем надеяться, что сегодня речь идет о действительно современных производствах в обещанных 12 отраслях.