Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Agree with reindeer herder

On the peculiarities of interaction between the state, business and indigenous peoples

Head of the department of ethnology of the historical faculty of the Moscow State University, Doctor of Historical Sciences Dmitry Funk tells EastRussia about the actual problems of the indigenous peoples of the Far East and ways to solve them.

Agree with reindeer herder
Photo: livejournal.com
- The term "indigenous small peoples" is now well known. And how did it come about in Russia? 
 In 1925, it was necessary to organize the administrative management of the indigenous peoples of the North, to collect accurate information about their numbers and economic activities. At the same time, the idea of ​​"small peoples of the North" began to form. In 1926, a list of peoples that the USSR was going to help in socio-economic development appeared. It was about reindeer breeders, about those who were engaged in marine hunting, and about hunters and gatherers. The number of peoples in the list changed over time: the list either expanded to several dozen items, then narrowed to 23 - different statistics were obtained in different censuses. The largest list I found in the document of the Ministry of Education, created at the end of the Soviet regime - 37 ethnic groups were indicated there.

- This maximum has been preserved at the present time?
- At the moment, in the Russian Federation, the list of small indigenous peoples exceeds 40 names. In the early 90s, four ethnic groups from among the Turkic peoples of southern Siberia were able to "jump on the last car of the train" - into the list of 26 small peoples. This is how Teleuts, Kumandins, Shors and Tuvans-Todjins were included in the list. Then the list expanded even further - it included part of the ethnic groups from Altai, the Chulym Turks, some groups in Eastern Siberia and the Far East, as well as part of the peoples of Dagestan.

- The state collected information about the indigenous people to manage them. Happened?
- Various forms of governance of small indigenous peoples have been tested. In the 1920s, a committee of the Peoples of the North appeared, which carried out the registration and census of the population. Then the situation worsened, because with each new census, some of the information was washed out. The data remained at the level of local authorities, in household books, until, finally, statistics were no longer kept regularly. Powers were transferred to special committees, then in the early 90s special departments for social and economic development were created under local administrations. There was a special person who did statistics. But now in many regions this is not the case.

- What did it all come to?
- Gradually, the decision has matured to give some powers to the indigenous peoples themselves. The Association of Indigenous Small-Numbered Peoples of the North, Siberia and the Far East appeared. The term "small indigenous peoples" itself was born in 1986-1989 at the initiative of Evdokia Alexandrovna Gaer. She was a State Duma deputy from the Far East, a scientist-ethnographer, and she herself was from among these peoples, by ethnic origin - Nanayka. "Small nations" seemed offensive to people, and the word "small" was more acceptable, since it is just a statement of the number. Thanks to the activities of the RAIPON, a lot has been accomplished. Since 1999, several federal laws have been adopted that directly apply to small indigenous peoples. 

But at the same time, it seems to me, the RAIPON at some time began to mark time. In 2013, at the next congress of the Association, a change of leading persons within the organization was carried out. The number of projects and various kinds of other initiatives, the representation of the RAIPON leadership at various congresses and forums, including international ones, has not become less than before, work continues, but whether the small peoples living on earth have become better is still difficult to say.

- If to speak about the Far East, the composition of the indigenous people here has somehow changed?
- Firstly, these are not the peoples who lived in the Far East in the 1920s. In all aspects of their lives - social, economic, cultural, linguistic, and so on - there have been great changes. There are ethnic groups in which from 50% to 75% of those who consider themselves to these peoples are city dwellers, and not those who, as someone, perhaps, thinks, runs with a bow and arrow after a deer. Moreover, these are people who, for the most part, are not employed in those industries that are considered traditional. About 60% are economically inactive population, according to the data of the latest all-Russian population censuses. They are not "alcoholics and parasites". But those who are listed in the unformed, "gray" artels for catching fish, caviar, hunting brigades. There are many seasonal workers who are also not legally registered.

- It turns out that only a few people lead a way of life, at least similar to the traditional way of life?
- About 20% of the indigenous minorities are employed in the financial sector, construction, transport, and in the social sphere. And only 13% of the total are people employed in traditional sectors of the economy. However, it cannot be said that the indigenous peoples have completely forgotten about their traditional economic activities. They are expressed seasonally. As the American and Canadian experience shows, companies need to take this feature of their employees into account. If there is Putin in September, the management of the enterprise should take into account in advance that at this time the employee should be given a vacation, because he will not go to work anyway, even if he risks losing it. And it doesn't depend on who he is - a "white collar" or a worker in a warehouse. My experience of conducting statistical research shows that a significant part of those who work in social institutions or office buildings, when the season of bumping starts or there is fish, go to the taiga or to the bay. It is impossible to keep a person in the workplace by any means.

- Do you manage to preserve the national culture in such conditions?
- In the sphere of culture, the situation has also changed. Some of its elements have become a symbol of demonstrating identity, belonging, when sometimes - in a situation of almost complete loss of the ethnic language - it is enough to know a few words in your native language in order to demonstrate loyalty to your people, some kind of community with it. The problem of revitalizing languages ​​and attempts to teach them at school has become urgent. All the techniques used in the textbooks were developed in the 20s and are designed for children who already know the language. Now the situation is completely different - it is necessary to teach the languages ​​of the indigenous population as foreign ones, Oxford and Cambridge methods of intensive teaching of foreign languages ​​are required.

- The area of ​​traditional business is narrowing due to the fact that now is another time, or are there any other reasons?
- The problem is the reduction of territories of traditional nature management. The terrain is dotted with pipelines that carry oil and gas, giant waste heaps appear in areas of open coal mining, and so on. But all this was once pastures or other territories that were mastered by the local indigenous population. In a number of subjects of the Russian Federation, one can still observe the practice of forcible resettlement of people. Often this approach leads to conflicts between business and society, largely due to the wrong approach to communicating with the local population. Incidents often lead to multi-million dollar costs for companies.

"But business can somehow avoid such conflicts?"
- To resolve this issue, it is worth asking for help from scientists. It is more profitable to negotiate with the local population than to fight. Social anthropologists - ethnologists know how to do this. They imagine the social stratification of the society with which the business will deal, the cultural and behavioral characteristics of people. In 2005, people from British Petroleum came to me with a request to develop for them an internal policy of behavior towards indigenous peoples in the Russian Federation. My colleague and I have written a great guide for workers at different levels - leaders, directors, managers, workers. Even the smallest details are important here. For example, you need to know: is it possible, if you are going to the reindeer herders, to bring your favorite dog with you from home. Moreover, to achieve a stable result, targeted assistance to the local population is needed, which minimizes social conflicts. The indigenous population can be used as helpers - no one knows the taiga better than them. They can be linemen, looking for where a drop of oil has spilled, while protecting their land and receiving a salary from the firm. The company gets motivated and skillful employees.

- Otherwise - big losses?
- In the same 2005, in January, there was one of the most significant incidents on Sakhalin. The local population for three days openly opposed the obviously negative impact of oil workers on the traditional environment. People blocked the road, lay down under the tracks of tractors and wheels of cars - and as a result, the business began to stand idle. Companies started to suffer colossal losses. As a result, the oilmen agreed to negotiate with the local population, although not all of them - only Sakhalin Energy. Specialists from the USA, local scientists, ethnographers from Moscow were involved, who conducted a study to assess social impact.

As a result, a kind of consortium with local indigenous peoples was created. A plan for the socio-economic development of the indigenous minorities of the Sakhalin North was proposed, which has existed for the third period and costs only $ 300 per year. In addition to sponsoring schools, hospitals and other social infrastructure, people are provided with grants for the development of their own production, so that local residents can provide a comfortable existence for themselves, their families and develop (if we use this term of the dominant culture). If the research had been done in advance, then financial losses could have been avoided.

— Is the procedure for conducting such studies legally described? 
- In the 1999 law "On guarantees of the rights of the indigenous small-numbered peoples of the Russian Federation" there are only two words - "ethnological expertise" with a certain set of words as a "definition" of this phenomenon. To be precise, it says that this is "a scientific study of the influence of changes in the original habitat of small peoples and the socio-cultural situation on the development of an ethnic group." What it is and what should be the procedure for its implementation, what are the expected results - it is still unclear, although work on their development has been going on for the second decade.

- At the local level, can this be somehow specified and supplemented?
- On Sakhalin several years ago, they tried to adopt a law and local regulation on ethnological examinations. Why was such a measure necessary? There is no uniform methodology, procedure, by-laws and procedural norms. For the third year now, I have been implementing a large project under the sonorous title "Resource Curse", which was supported by the Russian Science Foundation. We are trying to figure out how ethnological expertise is carried out in our country and abroad, where it is called the assessment of the impact on society, or the assessment of the social impact of management decisions. My group and I are trying to show that it is already possible to use international experience on domestic soil, albeit with some adaptation. 

It is clear that many companies will not like this approach at first, as they will incur some costs. On the other hand, if we are talking not just about indigenous peoples, but about the population of the whole country, if we care about the health and well-being of people, then business is likely to change its attitude. However, purely mercantile considerations also work here - carrying out a competent examination significantly reduces the risk of conflicts with the local population and the potential costs of people's dissatisfaction. When the indigenous population becomes ill, they block the highways and come out with posters "We demand ethnological expertise!", Which can be understood as a cry "Help!" 

- Does business understand that these risks need to be minimized?
- There are examples of this. In 2013, we were first contacted by sociologists, and then by representatives of Exxon Neftegaz Ltd. They wanted to understand what the current situation looks like for the ethnic groups of Sakhalin, whom they already tried to help, but did not have a clear idea of ​​them and their needs. I assembled a team of graduate students and young colleagues, and for five months we worked directly with people on the island, mainly with the Nivkhs who are engaged in marine hunting and gathering and settled quite widely throughout the island, and with current and former Uilta reindeer breeders, which were formerly called Oroks. They live in two groups - in the south of Sakhalin, in Poronaysk, and in the north, mainly in the village of Val - in communities of about 100 people each. We used qualitative methods: polls, observations, we got involved in local projects and production activities. The result was a collective monograph "Culture and resources. The experience of the ethnological survey of the current situation of the peoples of the North of Sakhalin ", which we released in 2015 at the expense of the customer and with the support of the Russian Association of Medical Anthropologists... The book is known and read from the village of Nekrasovka, Okha district, to the city of Yuzhno-Sakhalinsk.

- Does she answer all questions about how to build relationships with small nations?
- No. But this is one of the possible steps to improve people's lives, regardless of who pays for the research. Despite the fact that we were sponsored by oil workers, the book contains a lot of hard-hitting facts about their activities. Scientists need to get used to the fact that the sources of funding for scientific work can be different, but if you can make at least something to change the current social reality, then you should not give up work.

- Are there any other examples of how science can help indigenous peoples?
- In fact, there are a great many projects for the development and assistance of small indigenous peoples. There are projects for the preservation of cultural heritage and the protection of territories of traditional nature management related to the mapping of territories, the so-called mapping of sacred sites. Over the past two or three years, a group from the University of Helsinki with the support of Shell has been actively working on Sakhalin to restore the Nivkh language. They use a technique that has been tested, in particular, in the Scandinavian Sámi. The essence of the technology is simple - you need to find grandmothers, teach them to speak at a certain pace in their native language and wean them from using Russian words in everyday speech. Then they are issued a permit to work in a kindergarten and a group of children is issued. It works 100% - after a while, children become native speakers.
September 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Договориться с оленеводом

Об особенностях взаимодействия государства, бизнеса и коренных народов

Завкафедрой этнологии исторического факультета МГУ, доктор исторических наук Дмитрий Функ рассказывает EastRussia об актуальных проблемах коренных малочисленных народов Дальнего Востока и способах их решения.

Договориться с оленеводом
Фото: livejournal.com
— Термин "коренные малочисленные народы" сейчас общеизвестен. А как он появился в России? 
 В 1925 году потребовалось организовать административное управление коренными народами Севера, собрать точную информацию об их численности и хозяйственной деятельности. Тогда же стало складываться представление о "малых народах Севера". В 1926 году появился список из народов, которым СССР собирался помогать в социально-экономическом развитии. Речь шла об оленеводах, о тех, кто занимался морским зверобойным промыслом, и об охотниках и собирателях. Количество народов в списке менялось с течением времени: перечень то расширялся до нескольких десятков пунктов, то сужался до 23 — в разных переписях получалась различная статистика. Самый большой список я нашел в документе Министерства образования, созданном на излете советской власти — там было указано 37 этнических групп.

— Этот максимум сохранился и на настоящее время?
— На данный момент в Российской Федерации список малочисленных коренных народов превышает 40 наименований. В начале 90-х "запрыгнуть в последний вагон поезда" — в список 26 малых народов — смогли четыре этнические группы из числа тюркских народов Южной Сибири. Так в списке оказались телеуты, кумандинцы, шорцы и тувинцы-тоджинцы. Потом список еще расширился — в него была включена часть этнических групп с Алтая, чулымские тюрки, некоторые группы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также часть народов Дагестана.

— Государство собирало информацию о КМНС, чтобы ими управлять. Получилось?
— Были опробованы разные формы управления малыми коренными народами. В 1920-х годах появился комитет Народов Севера, который проводил учет и перепись населения. Дальше ситуация ухудшилась, потому что с каждой новой переписью вымывалась часть информации. Данные оставались на уровне местных органов власти, в похозяйственных книгах, пока, наконец, статистика и вовсе перестала вестись регулярно. Полномочия передали особым комитетам, затем в начале 90-х годов создали специальные отделы по социально-экономическому развитию при местных администрациях. Там был особый человек, который занимался статистикой. Но сейчас во многих регионах и этого нет.

— К чему в итоге всё пришло?
— Постепенно вызрело решение наделить некими полномочиями сами коренные народы. Появилась Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сам термин "малочисленные коренные народы" родился в 1986-1989 годах по инициативе Евдокии Александровны Гаер. Она была депутатом Госдумы с Дальнего Востока, ученым-этнографом, и сама была из числа этих народов, по этническому происхождению — нанайка. "Малые народы" казалось обидным для людей, а слово «малочисленные» более приемлемым, поскольку это просто констатация численности. Благодаря деятельности АКМНС удалось сделать очень многое. С 1999 года было принято несколько федеральных законов, которые напрямую относились к малочисленным коренным народам. 

Но вместе с тем, как мне кажется, АКМНС в какое-то время начала топтаться на месте. В 2013 году на очередном съезде Ассоциации была проведена смена лидирующих персон внутри организации. Количество проектов и различного рода иных инициатив, представительства руководства АКМНС на различных съездах и форумах, в том числе международных, не стало меньшим, чем было раньше, работа продолжается, но стало ли лучше самим малочисленным народам, живущим на земле, — пока сказать сложно.

— Если говорить о Дальнем Востоке, состав КМНС здесь как-то изменился?
— Во-первых, это не те народы, которые жили на Дальнем Востоке в 1920-х годах. Во всех аспектах их жизни — социальном, хозяйственном, культурном, языковом и так далее — произошли большие изменения. Есть этнические группы, у которых от 50% до 75% тех, кто относит себя к этим народам — это горожане, а не те, кто, как кто-то, может быть, полагает, бегает с луком и стрелами за оленем. Более того, это люди, которые в большинстве своем не заняты в тех отраслях, которые принято считать традиционными. Порядка 60% — это экономически неактивное население, согласно данным последних всероссийских переписей населения. Они не "алкоголики и тунеядцы". Но те, кто числится в неоформленных, "серых" артелях по добыче рыбы, икры, в охотничьих бригадах. Много сезонных рабочих, которые также не оформлены по закону.

— Выходит, образ жизни, хотя бы похожий на традиционный, ведут лишь немногие?
— Около 20% из числа КМНС заняты в финансовой сфере, строительстве, на транспорте, в социальной сфере. И лишь 13% от общего числа — это люди, занятые в традиционных отраслях хозяйства. Впрочем, нельзя сказать, что коренные народы совсем забыли о своих традиционных хозяйственных занятиях. Они выражаются сезонно. Как показывает американский и канадский опыт, компаниям требуется учитывать эту особенность сотрудников. Если в сентябре будет путина, руководство предприятия заранее должно учесть, что в это время сотруднику надо дать отпуск, потому что он все равно не будет ходить на работу, даже если рискует ее потерять. И это не зависит от того, кто он — "белый воротничок" или рабочий на складе. Мой опыт проведения статистических исследований показывает, что значительная часть тех, кто работает в социальных учреждениях или офисных конторах, когда начинается сезон шишкования либо идет рыба, отправляется в тайгу или на залив. Удержать на рабочем месте человека нельзя никакими средствами.

— А удается в таких условиях сохранить национальную культуру?
— В сфере культуры ситуация тоже изменилась. Отдельные ее элементы стали символом демонстрации идентичности, сопричастности, когда порой — в ситуации почти полной утраты этнического языка — достаточно знать пару слов на своем родном языке, чтобы демонстрировать лояльность своему народу, некую общность с ним. Актуальной стала проблема ревитализации языков и попыток преподавания их в школе. Все методики, которые задействованы в учебниках, были разработаны в 20-е годы и рассчитаны на детей, которые уже знают язык. Сейчас же ситуация совершенно иная — надо преподавать языки коренного населения как иностранные, требуются оксфордские, кембриджские методики интенсивного обучения иностранным языкам.

— Область традиционного хозяйствования сужается из-за того, что сейчас время другое, или есть какие-то иные причины?
— Проблемой становится сокращение территорий традиционного природопользования. Местность испещряется трубопроводами, которые несут нефть и газ, возникают гигантские терриконы в местах открытой добычи угля, и так далее. А ведь это все когда-то были пастбища или другие территории, которые осваивались местным коренным населением. В целом ряде субъектов РФ до сих пор можно наблюдать практики насильственного переселения людей. Часто такой подход приводит к конфликтам бизнеса и социума, во многом из-за неправильного подхода к общению с местным населением. Нередко инциденты приводят к многомиллионным издержкам для компаний.

— Но бизнес ведь как-то может избежать таких конфликтов?
— Для решения этого вопроса стоит обратиться за помощью к ученым. С местным населением выгоднее договориться,чем бороться. Как это сделать, знают социальные антропологи — этнологи. Они представляют себе социальную стратификацию общества, с которым бизнес будет иметь дело, культурные и поведенческие особенности людей. В 2005 году ко мне пришли люди из British Petroleum с просьбой разработать для них внутреннюю политику поведения в отношении коренных народов в РФ. Мы с коллегой написали большое руководство для работников разного звена — лидеров, директоров, менеджеров, рабочих. Здесь важны даже мельчайшие детали. К примеру, надо знать: можно ли, если ты едешь к оленеводам, привозить с собой любимую собаку из дома. Более того, для достижения стабильного результата нужна адресная помощь местному населению, которая минимизирует социальные конфликты. Коренное население можно использовать как помощников — тайгу лучше них никто не знает. Они могут быть обходчиками, искать, где пролилась капля нефти, при этом защищая свою землю и получая зарплату от фирмы. Компания же получает мотивированных и умелых сотрудников.

— Иначе — большие потери?
— В том же 2005 году, в январе, на Сахалине было одно из самых показательных происшествий. Местное население в течение трех суток открыто выступало против очевидно негативного воздействия нефтяников на традиционную среду. Люди перекрыли трассу, ложились под гусеницы тракторов и колеса автомобилей — и в результате бизнес стал простаивать. Компании начали нести колоссальные убытки. И в итоге нефтяники пошли на переговоры с местным населением, правда, не все — лишь Sakhalin Energy. Были привлечены специалисты из США, местные ученые, этнографы из Москвы, которые провели исследование по оценке социального воздействия.

В итоге был создан своеобразный консорциум с местными коренными народами. Был предложен план социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Сахалина, который существует уже третий период и стоит всего лишь 300 000 долларов в год. Помимо спонсирования школ, больниц и прочей социальной инфраструктуры, людям предоставляют гранты на развитие собственного производства, чтобы местные жители могли обеспечивать безбедное существование себе, своей семье и развиваться (если мы пользуемся этим термином доминирующей культуры). Если бы исследование провели заранее, то финансовых потерь можно было бы избежать.

— Описана ли законодательно процедура проведения таких исследований? 
— В законе 1999 года "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" есть всего два слова — "этнологическая экспертиза" с неким набором слов в качестве "определения" этого феномена. Если быть точным, то там сказано, что это "научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса". Что это и какова должна быть процедура ее проведения, какие ожидаются результаты — до сих пор неясно, хотя работа по их разработке ведется уже второе десятилетие.

— На местном уровне это можно как-то конкретизировать и дополнить?
— На Сахалине несколько лет назад пытались принять закон и местное положение о проведении этнологических экспертиз. Почему понадобилась такая мера? Нет единой методики, процедуры, подзаконных актов и процессуальных норм. У меня сейчас вот уже третий год идет реализация большого проекта под звучным названием "Ресурсное проклятие", который поддержал Российский научный фонд. Мы пытаемся разобраться с тем, как проводится этнологическая экспертиза у нас в стране и за рубежом, где она называется оценкой воздействия на общество, или оценкой социального воздействия управленческих решений. Я со своей группой пытаюсь показать, что уже сейчас можно использовать международный опыт на отечественной почве, правда, с некоторой адаптацией. 

Ясно, что многим компаниям поначалу такой подход не понравится, поскольку от них потребуются некоторые расходы. С другой стороны, если мы ведем речь не просто о коренных малочисленных народах, но о населении всей страны, если мы заботимся о здоровье и благополучии людей, то бизнес,скорее всего, сменит свое отношение. Впрочем, тут работают и сугубо меркантильные соображения — проведение грамотной экспертизы существенно сокращает риск возникновения конфликтов с местным населением и потенциальные издержки от недовольства людей. Когда коренному населению становится плохо, они перекрывают трассы и выходят с плакатами "Требуем проведения этнологической экспертизы!", что можно понимать как крик "Помогите!". 

— А бизнес понимает, что эти риски нужно минимизировать?
— Примеры этому есть. В 2013 году на нас вышли сначала социологи, а потом и представители компании Exxon Neftegaz Ltd. Они захотели понять, как выглядит современная ситуация у этнических групп Сахалина, которым они и так пытались помогать, но четкого представления о них и их потребностях не имели. Я собрал команду из аспирантов и молодых коллег, и мы в течении пяти месяцев проводили работу непосредственно с людьми на острове, в основном с нивхами, которые занимаются морским зверобойным промыслом и собирательством и расселены достаточно широко по всему острову, и нынешними и бывшими оленеводами уйльта, которых раньше называли ороки. Они живут двумя группами — на юге Сахалина, в Поронайске, и на севере, в основном в поселке Вал — общинами примерно по 100 человек каждая. Использовались качественные методы: опросы, наблюдения, мы включались в местные проекты и производственную деятельность. Итогом стала коллективная монография «Культура и ресурсы. Опыт этнологического обследования современного положения народов Севера Сахалина», которую мы выпустили в 2015 году на средства заказчика и при поддержке российской Ассоциации медицинских антропологов. Книгу знают и читают от деревни Некрасовка Охинского района до города Южно-Сахалинска.

— Она отвечает на все вопросы о том, как нужно выстраивать взаимоотношения с малыми народами?
— Нет. Но это один из возможных шагов к улучшению жизни людей, вне зависимости от того, кто платит за исследование. Несмотря на то, что нас спонсировали нефтяники, в книге очень много нелицеприятных фактов об их деятельности. Ученым надо привыкать к тому, что источники финансирования научной работы могут быть разными, но если ты можешь внести хоть что-то в изменение нынешней социальной реальности, то не следует отказываться от работы.

— Есть еще какие-то примеры того, как наука может помочь коренным народам?
— На самом деле, проектов по развитию и помощи малочисленным коренным народам существует великое множество. Есть проекты по сохранению культурного наследия и защите территорий традиционного природопользования, связанные с картографированием территорий, так называемое картографирование священных мест. В последние два-три года на Сахалине активно работает группа из университета Хельсинки при поддержке Shell, восстанавливающая нивхский язык. Они используют методику, апробированную, в частности, на скандинавских саамах. Суть технологии проста — требуется найти бабушек, научить их говорить в определенном темпе на родном языке и отучить использовать в бытовой речи русские слова. Затем им оформляется разрешение на работу в детском саду и выдается группа детей. Срабатывает на 100% — через некоторое время дети становятся носителями языка.