Около 70% всех якутских дорог — автозимники
Стоп машины
В Якутии общая протяженность дорожной сети составляет около 36 тыс. км, из которых порядка 11,2 тыс. км - дороги с твердым покрытием. Все остальное - автозимники. Впрочем, числящиеся «твердыми» дороги зачастую представляют собой грунтовки, которые в весеннюю и летнюю распутицу становятся трудно проходимы. К этому надо прибавить большое количество водных преград, через которые далеко не везде имеется мостовой переход. Пока не встал лед, регулярно ходят паромы. Весной и осенью случается дорожное межсезонье.
Якутск, расположенный на левом берегу реки Лена, является конечной точкой федеральной трассы «Лена» и начальной - федеральной трассы «Колыма». Город оторван от остальной протяженности трасс рекой. По сути, пока не сдана в эксплуатацию железная дорога, федеральные дороги являются основной транспортной артерией республики, по которой идут грузы. Паромные переправы в Якутске начинают работать сразу, как пройдет ледоход, обычно в конце мая-начале июня. В начале ноября грузовой поток прерывается.
Почему так мало? Все очень просто — паромом в Якутии называют не специализированное судно, а обычную небольшую баржу, как правило, самоходную, оборудованную аппарелями. Вместительность такого судна невелика, а ледокол на линии только один. Кроме того, в начале ноября в Якутске начинает темнеть около 16 часов, так что судоходство идет по сокращенному графику.
Один маленький штрих — строительство и введение автомобильного моста через Лену в районе Якутска, по расчетам республиканского Минтранса, даст общую экономию транспортных издержек до 10 млрд рублей в год. Но моста пока нет, вернемся к реальному положению дел.
Сезонная доступность
Еще 10 лет назад была разработана и принята транспортная стратегия Якутии до 2025 года. В ней сказано, что «более 85% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов в республику перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 43,7%. Около 88% объема производства товаров и услуг находится в районах республики, обслуживаемых сезонно. Только 16% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия, 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой».
Лишь в зимний период дорожная схема республики становится единым целым, вплоть до весны «оживают» те 70% из 36 тыс. километров, которые приходятся на автозимники. Налаживается связь со всеми районами и населенными пунктами Якутии. Но и тут надо делать различие между пассажирским и грузовым сообщением.
Бывают по срокам открытия автозимников и исключения. Так, еще в 1990-х гг. бамовец-мостостроитель Василий Мазур внедрил и продемонстрировал технологию наращивания льда на переправах, которая позволила открыть движение грузового транспорта через Лену в районе Якутска уже к середине ноября. В начале 2000-х гг. бывший министр ЧС республики Валерий Сухоборов, опираясь на свой опыт танкиста, также старался внедрить технологии ускоренной подготовки переправ. Однако ни то, ни другое особо не прижилось, ледовые переправы открываются исключительно в традиционные сроки. Исключение — прошлая зима, когда из-за срыва завоза грузов навигацией в некоторые арктические районы Якутии было дополнительно проложено порядка 2 тыс. километров автозимников. Их открыли уже к концу декабря.
Автозимник тоже стоит денег
Остается добавить, что автозимник — не просто накатанная в снегу тропинка, это тоже дорога. Для пробивки автозимника задействуют дорожную технику, трасса оборудуется определенными дорожными знаками. Традиционные автозимники обычно проложены так, что в большинстве случаев не требуется организация дополнительных пунктов отдыха или заправок для водителей. Однако на содержание одних только автозимников республиканского значения протяженностью свыше 8 тыс. километров в прошлом году в республиканском бюджете было предусмотрено порядка 770 млн рублей.
На севере Якутии вообще непростые дорожные условия. Здесь появились так называемые «колым-баки» (дополнительные ненормативные топливные баки), так как на огромных расстояниях нет заправок, и сложились особые отношения дальнобойщиков. В последнее время этим арктическим территориям уделено особое внимание. Распоряжением главы Якутии Егора Борисова создано учреждение «Дороги Арктики», которое будет обслуживать шесть районов: Эвено-Бытантайский, Момский, Аллаиховский, Верхоянский, Абыйский, Верхнеколымский.
Такой будет дорожная сеть Якутии только до весны. Уже в апреле закроются ледовые переправы, и множество населенных пунктов снова окажутся лишены наземных путей сообщения.
Текст: Виталий Андрианов