Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дорожное межсезонье

Около 70% всех якутских дорог — автозимники

Дорожное межсезонье

С закрытием судоходства транспортную связь между отдельными районами Якутии обеспечивает только авиация. Лишь когда зима окончательно вступит в свои права, республика снова обретет полноценное наземное сообщение.

Стоп машины

В Якутии общая протяженность дорожной сети составляет около 36 тыс. км, из которых порядка 11,2 тыс. км - дороги с твердым покрытием. Все остальное - автозимники. Впрочем, числящиеся «твердыми» дороги зачастую представляют собой грунтовки, которые в весеннюю и летнюю распутицу становятся трудно проходимы. К этому надо прибавить большое количество водных преград, через которые далеко не везде имеется мостовой переход. Пока не встал лед, регулярно ходят паромы. Весной и осенью случается дорожное межсезонье.

Якутск, расположенный на левом берегу реки Лена, является конечной точкой федеральной трассы «Лена» и начальной - федеральной трассы «Колыма». Город оторван от остальной протяженности трасс рекой. По сути, пока не сдана в эксплуатацию железная дорога, федеральные дороги являются основной транспортной артерией республики, по которой идут грузы. Паромные переправы в Якутске начинают работать сразу, как пройдет ледоход, обычно в конце мая-начале июня. В начале ноября грузовой поток прерывается.

В этом году паромы встали уже 23 октября. «Из-за критического снижения уровня воды в районе поселка Нижний Бестях (противоположный от Якутска берег) с активным ледообразованием рейсы пришлось приостановить», – сказал пресс-секретарь Министерства транспорта республики. На берегах реки скопилось около полутысячи грузовых машин. Обычно осенью транспортный поток не прерывается столь резко, а потихоньку сокращается, так как еще некоторое время проводку последнего парома осуществляет ледокол. В этом году немножко не рассчитали, и ледокол «Капитан Бородкин» начал проводку только 26 октября, на три дня позже прекращения навигации для обычных судов. При благоприятной ледовой ситуации он будет ходить примерно до середины ноября, но это уже только по 50 грузовых фур в день.

Почему так мало? Все очень просто — паромом в Якутии называют не специализированное судно, а обычную небольшую баржу, как правило, самоходную, оборудованную аппарелями. Вместительность такого судна невелика, а ледокол на линии только один. Кроме того, в начале ноября в Якутске начинает темнеть около 16 часов, так что судоходство идет по сокращенному графику.

В это время для якутских дорожников остро стоит проблема именно доставки грузов: Якутия очень зависима от внешних поставок и речь идет о жизнеобеспечении всего региона. Пассажирские перевозки в период межсезонья с давних пор осуществляют вертолеты: билет на перелет с одного берега на другой стоит 3600 рублей. С недавних пор в районе Якутска ходят суда на воздушной подушке, здесь место стоит дешевле - 1000 рублей.

Один маленький штрих — строительство и введение автомобильного моста через Лену в районе Якутска, по расчетам республиканского Минтранса, даст общую экономию транспортных издержек до 10 млрд рублей в год. Но моста пока нет, вернемся к реальному положению дел.

Сезонная доступность

Еще 10 лет назад была разработана и принята транспортная стратегия Якутии до 2025 года. В ней сказано, что «более 85% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов в республику перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 43,7%. Около 88% объема производства товаров и услуг находится в районах республики, обслуживаемых сезонно. Только 16% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия, 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой».

Лишь в зимний период дорожная схема республики становится единым целым, вплоть до весны «оживают» те 70% из 36 тыс. километров, которые приходятся на автозимники. Налаживается связь со всеми районами и населенными пунктами Якутии. Но и тут надо делать различие между пассажирским и грузовым сообщением.

Так, первые ледовые переправы начнут открываться уже к концу ноября, но с тоннажем до 2 тонн, то есть только для легковых машин. В декабре наступит очередь четырехтонников. Далее, по мере нарастания льда, переправы будут открываться для весовых габаритов 10, 20, 50 тонн. Надо учесть и такую особенность — многие участки автозимников проходят по льду рек и озер, хотя в этом случае и не значатся переправами — есть разница в нормативах и ведомственной подотчетности. Так что на полную мощность, с пропуском грузового транспорта любого тоннажа, автозимники начнут функционировать только в начале января. Всего в республике на учете состоит 44 ледовых переправы из 250, зарегистрированных в Дальневосточном федеральном округе.

Бывают по срокам открытия автозимников и исключения. Так, еще в 1990-х гг. бамовец-мостостроитель Василий Мазур внедрил и продемонстрировал технологию наращивания льда на переправах, которая позволила открыть движение грузового транспорта через Лену в районе Якутска уже к середине ноября. В начале 2000-х гг. бывший министр ЧС республики Валерий Сухоборов, опираясь на свой опыт танкиста, также старался внедрить технологии ускоренной подготовки переправ. Однако ни то, ни другое особо не прижилось, ледовые переправы открываются исключительно в традиционные сроки. Исключение — прошлая зима, когда из-за срыва завоза грузов навигацией в некоторые арктические районы Якутии было дополнительно проложено порядка 2 тыс. километров автозимников. Их открыли уже к концу декабря.

Автозимник тоже стоит денег

Остается добавить, что автозимник — не просто накатанная в снегу тропинка, это тоже дорога. Для пробивки автозимника задействуют дорожную технику, трасса оборудуется определенными дорожными знаками. Традиционные автозимники обычно проложены так, что в большинстве случаев не требуется организация дополнительных пунктов отдыха или заправок для водителей. Однако на содержание одних только автозимников республиканского значения протяженностью свыше 8 тыс. километров в прошлом году в республиканском бюджете было предусмотрено порядка 770 млн рублей.

Отдельный разговор - незапланированные зимники. Когда прошлой зимой прокладывали дополнительные 2 тыс. километров для снабжения арктических районов, по трассе были установлены мобильные автозаправки. Прокладка этих путей была вызвана чрезвычайными обстоятельствами — недозавозом грузов в навигацию. Это исключительная ситуация, которая, однако, периодически повторяется: все зависит от сложившейся судоходной обстановки, а ее порой сложно предсказать. В 2011 году подобные проблемы потребовали дополнительных расходов в сумме около 500 млн рублей, зима 2013-2014, по разным оценкам, обошлась почти в миллиард рублей.

На севере Якутии вообще непростые дорожные условия. Здесь появились так называемые «колым-баки» (дополнительные ненормативные топливные баки), так как на огромных расстояниях нет заправок, и сложились особые отношения дальнобойщиков. В последнее время этим арктическим территориям уделено особое внимание. Распоряжением главы Якутии Егора Борисова создано учреждение «Дороги Арктики», которое будет обслуживать шесть районов: Эвено-Бытантайский, Момский, Аллаиховский, Верхоянский, Абыйский, Верхнеколымский.

Помимо подготовки и содержания автозимников, предприятие займется организацией всей дорожной инфраструктуры. «Сегодня на Севере есть проблемы с наличием материально-технической базы, гаражей, спецтехники, производственных мощностей. Поэтому ставится задача по созданию дорожных ремонтных пунктов. Ведь там, на протяженных участках, нет ни одного пункта обогрева и ремонта транспорта», -- сказал министр транспорта республики Семен Винокуров.

Такой будет дорожная сеть Якутии только до весны. Уже в апреле закроются ледовые переправы, и множество населенных пунктов снова окажутся лишены наземных путей сообщения.