Как перенос столицы ДФО во Владивосток отразился на жизни города
Ровно год исполнится 13 декабря с момента подписания Владимиром Путиным указа о переносе столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток. Власти Приморья заявляли, что это положительно скажется для города. Произошли ли изменения и как они повлияли на жизнь краевого центра, выяснило EastRussia.
Худой мир лучше доброй ссоры
После присвоения статуса столицы ДФО в 2019 году доходная часть бюджета Владивостока увеличилась почти в 1,5 раза — с 14 до 20 млрд рублей. Федеральные и краевые деньги направили на ремонт дорог и фасадов, обновление общественного транспорта, благоустройство придомовых территорий. По мнению экспертов, эти преобразования стали возможны, в том числе благодаря отсутствию конфронтации между губернатором Приморья и мэром Владивостока.
«Еще в "нулевых" годах, когда вопрос о создании федеральных округов только обсуждался, планировалось что столицей образованного округа будет Владивосток. И только из-за личностных сложных отношений полпреда и губернатора в том промежутке времени, центром ДФО стал Хабаровск», — рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов.
По его словам, у Владивостока всегда были преимущества перед Хабаровском. Не зря его называют Восточными воротами России.
«Если вспомнить дореволюционную историю города, практически все консульские представительства и посольства располагались во Владивостоке. Его геополитическое расположение, удобные незамерзающие порты, транспортная инфраструктура являются предпосылками для определения Владивостока в качестве главного центра Дальневосточного федерального округа», — добавляет эксперт
Он напомнил, что с 2009 по 2012 годы при подготовке Владивостока к саммиту АТЭС, в инфраструктуру из федерального бюджета вложили беспрецедентную для России сумму — 23 млрд долларов.
«Так что определение Владивостока как главного города ДФО — это историческая закономерность, а не некая прихоть президента и правительства», — отмечает Мартынов.
Эксперты считают, что аналитическую оценку развития Владивостока в связи с изменением статуса давать еще рано — прошло еще слишком мало времени. Но прогноз очевидно позитивный, так как статус «столицы» имеет только плюсы в развитии города, как в маркетинговой составляющей, так и в финансовой.
На вопрос, что изменилось во Владивостоке за год, эксперты отвечают, что в город готовится к перенесу центрального аппарата ДФО. Однако его не мешало бы сократить. Обычное население уезжает, а бюрократический аппарат если не раздувается, то явно не испытывает тенденций к сокращению. Уменьшение управленческого аппарата стало бы действенным вкладом в экономику региона, считают эксперты.
Жилищный вопрос
Основная проблема Дальнего Востока и особенно Приморского края — зарегулированность и административные барьеры, провоцирующие дефицит объема строительства. Отчасти наращивание темпов миграции связано с оттоком населения, который спровоцирован многими факторами, в том числе недоступностью качественного недорогого жилья. И статус столицы тут не спасет.
Управляющий партнер юридической компании «ВладПраво» Денис Власов приводит цифры: из поступивших с 1 мая 2019 года обращений в части получения земельного участка под строительство, 1 288 составляют заявления резидентов свободного порта. Из рассмотренных 829 заявлений отказ с обоснованием причин вынесли по 780 заявлениям, заключили только 26 договоров аренды земельных участков и договор купли-продажи участка; принято 22 распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
«Если брать процентное соотношение, то от обратившихся к чиновникам резидентов «добро» получило только 0,24%. И в этом аспекте перенос столицы из Хабаровска особой погоды не сделал», — отмечает Денис Власов.
Основной причиной отказа резидентам СПВ в предоставлении земельных участков стало нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса, по которой исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домам, а не через схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Сложившаяся ситуация и для иностранных инвесторов сопряжена с определенными рисками, уверены эксперты. Ведь грамотные бизнесмены в первую очередь смотрят на статистику прироста благосостояния, притока и оттока населения региона.
«Несмотря на статус столицы ДФО, проблемы, связанные с инвестированием в строительство, до сих пор не решаются. Работа администрации края в части поданных и удовлетворенных заявок, таких как разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию новых объектов, финансирование, идет очень слабо», — считает инвестор-предприниматель Александр Кучеренко.
Дефицит земли во Владивостокском городском округе давно стал камнем преткновения в отношении освоение застройкой земельных участков. В данный момент, со стороны ДОМ. РФ выставлено порядка 60 гектаров земли разной площади и назначения, но даже он помогать с их освоением не желает.
«Я, как, застройщик торгового центра на Патрокле, имея договор аренды с ДОМ.РФ на своем примере, могу заявить, что данная организация никак не способствует скорейшей реализации проекта на их территории. Несколько раз обращался с просьбами о содействии в получении разрешительных документов, но получения сервитутов для коммуникаций проходящим по их земельным участкам, отнимает массу времени и бесполезных согласований, по итогу которых необходимо по полгода ждать шаблонных ответов, которые для сетевых организаций не играют никакой роли. Организацию интересуют только деньги, а при малейшим нарушении договора выставляются космические неустойки и штрафы», — поделился с EastRussia Александр Кучеренко.
Крупный бизнес тоже радужных преображений от столичного статуса пока не видит. Генеральный директор и сооснователь группы компаний DNS Дмитрий Алексеев заявил, что присвоение Владивостоку статуса столицы ДФО экономическую парадигму города особо не меняет.
«Безусловно, подтянутся административные ресурсы из Хабаровска, дав толчок к еще большему удорожанию квартир. Возможно, во Владивостоке разместится управление РЖД и другие административные ресурсы, но некой "революции" не наступит. С экономической точки зрения у нас особых проблем не наблюдается. В этом смысле, изменение статуса города на бизнес-процессы и жизнь населения ключевого влияния не окажет», — отметил бизнесмен.
Имидж и инфраструктура
То, что мы сегодня проживаем в столице Дальнего Востока, в денежном эквиваленте положительно на нас не отразилось, считают некоторые респонденты. Другие уверены — положительные изменения трудно не заметить.
«Об объемах инвестиций говорить пока рано. А то, что уже, например, заключен договор с Газпромом в разрезе нефтегазовой отрасли — населению как мертвому припарка: бензин дорожал, дорожает и продолжает дорожать», — комментирует политолог, руководитель Центра социальных инноваций «Черный куб» Юрий Коломейцев.
Особых сдвигов эксперт не наблюдает и по инфраструктуре. Плюс к этому усиливается миграция из региона, с трудоустройством остаются проблемы.
«Что касается образования — молодежь предпочитает учиться в центральных регионах страны. Новый статус — экономике не помощник, ситуация только ухудшается. Кто-то где-то "наверху" придумал сам себе, что дальневосточники трепангом с красной икрой объедаются. В корне ошибочное мнение, основанное, как я думаю, на неких мифических цифрах. И ведь эти цифры утверждают, что, мол, живем мы отлично, грех жаловаться. Верь — не верь статистике, а хлеб приходится без масла жевать. И этот печальный факт чиновничий аппарат продолжает упорно не замечать», — отмечает политолог.
С ним согласен кандидат экономических наук, финансовый консультант Максим Кривелевич. Он предлагает рассматривать ситуацию в плоскости сочетания имиджевых процессов и процессов экономического роста.
«Во-первых, Владивосток стал испытательным полигоном для режимов "Свободный порт Владивосток" и "Территории опережающего развития", и это единственно успешная реформа последних десятилетий. Плюс девальвация рубля в 2014 году, которая стала мощным толчком к развитию экспорта, туризма, среднего и крупного бизнеса. Во-вторых, что касается имиджа, здесь мы наблюдаем знаковые процессы: перенос крупнейших форумов, конференций, саммитов и других значимых событий, заход к нам крупных корпораций и компаний, представителей госаппарата. Все это не может неблагоприятно отражаться на имиджевой и экономической составляющих Владивостока. Однако, причина всему вышеперечисленному — в той экономической реальности, которая сегодня существует, а не в переносе столицы из Хабаровска во Владивосток», — считает Максим Кривелевич.
Пока же даже полпредство, которое ратовало за перенос столицы ДФО, откладывает свой переезд из Хабаровска во Владивосток. Ведомство обещало перебраться на остров Русский до 2020 года, но пока так этого и не сделало. Анна Мацовская