Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Will status bring good?

How the transfer of the capital of the Far Eastern Federal District to Vladivostok affected the life of the city

Exactly a year will mark 13 December from the moment Vladimir Putin signed the decree on the transfer of the capital of the Far Eastern Federal District from Khabarovsk to Vladivostok. The authorities of Primorye said that this will positively affect the city. Whether there have been changes and how they affected the life of the regional center, EastRussia found out.

Will status bring good?
Photo: pixabay.com

A thin world is better than a good quarrel

After assigning the status of the capital of the Far Eastern Federal District in 2019, the revenue of the budget of Vladivostok increased almost 1,5 times - from 14 to 20 billion rubles. The federal and regional money was allocated for the repair of roads and facades, the renewal of public transport, and the improvement of local territories. According to experts, these transformations became possible, including due to the lack of confrontation between the governor of Primorye and the mayor of Vladivostok.

“Back in the“ zero ”years, when the question of creating federal districts was only discussed, it was planned that Vladivostok would be the capital of the formed district. And only because of the personal complicated relations between the envoy and the governor in that period of time, the center of the Far Eastern Federal District became Khabarovsk, ”says Georgy Martynov, president of the Association of Fishery Enterprises of Primorsky Krai.

According to him, Vladivostok always had advantages over Khabarovsk. No wonder it is called the Eastern Gate of Russia.

“If we recall the pre-revolutionary history of the city, almost all consular missions and embassies were located in Vladivostok. Its geopolitical location, convenient non-freezing ports, transport infrastructure are prerequisites for determining Vladivostok as the main center of the Far Eastern Federal District, ”the expert adds

He recalled that from 2009 to 2012 during the preparation of Vladivostok for the APEC summit, an unprecedented amount for Russia was invested in infrastructure from the federal budget - 23 billion dollars.

“So the definition of Vladivostok as the main city of the Far Eastern Federal District is a historical regularity, and not a whim of the president and government,” Martynov notes.

Experts believe that it is too early to give an analytical assessment of the development of Vladivostok in connection with a change in status - too little time has passed. But the forecast is obviously positive, since the status of the “capital” has only advantages in the development of the city, both in the marketing component and in the financial one.

When asked what has changed in Vladivostok over the year, experts respond that the city is preparing to move the central office of the Far Eastern Federal District. However, it would not hurt to reduce it. The ordinary population is leaving, and if the bureaucratic apparatus does not swell, it clearly does not experience a tendency to decrease. Reducing the managerial apparatus would be an effective contribution to the economy of the region, experts say.

Housing issue

The main problem of the Far East and especially Primorsky Krai is overregulation and administrative barriers that provoke a deficit in the volume of construction. In part, the increase in migration rates is associated with the outflow of the population, which is provoked by many factors, including the inaccessibility of high-quality affordable housing. And the status of the capital here will not save.

Denis Vlasov, Managing Partner of VladPravo Law Firm, cites figures: of the requests received from the 1 on May 2019 of the year regarding the acquisition of a land plot for construction, 1 288 are statements by residents of the free port. Of the applications reviewed by 829, a refusal with justification of the reasons was made on 780 statements, only 26 land lease agreements and a land sale and purchase agreement were concluded; 22 orders were adopted to approve the layout of the land on the cadastral plan of the territory.

“If we take the percentage ratio, then only 0,24% received“ good ”from residents who applied to officials. And in this aspect, the transfer of the capital from Khabarovsk did not make much weather, ”said Denis Vlasov.

The main reason for the refusal to provide land to residents by SPV was the violation of the requirements of paragraph 4 of part 3 of article 11.3 of the Land Code, according to which only in accordance with the approved project of land surveying, land is formed within the boundaries of an element of the planning structure built up in apartment buildings, and not through an arrangement land or land on the cadastral plan of the territory.

The current situation for foreign investors is associated with certain risks, experts are sure. After all, competent businessmen primarily look at statistics on the growth of wealth, inflow and outflow of the population of the region.

“Despite the status of the capital of the Far Eastern Federal District, the problems associated with investing in construction are still not being resolved. The work of the Krai administration regarding submitted and satisfied applications, such as a building permit, commissioning of new facilities, financing, is very weak, ”said investor-entrepreneur Alexander Kucherenko.



The shortage of land in the Vladivostok city district has long been a stumbling block regarding the development of land plots. At the moment, from the side of the HOUSE. Russia exhibited about 60 hectares of land of different sizes and purposes, but even he does not want to help with their development.

“I, as a developer of a shopping center on Patroclus, having a lease with DOM.RF on my example, I can say that this organization does not contribute to the speedy implementation of the project in their territory. Several times I asked for assistance in obtaining permits, but obtaining easements for communications passing through their land plots takes a lot of time and useless approvals, according to the results of which it is necessary to wait for half a year for template answers that do not play any role for network organizations. The organization is only interested in money, and with the slightest violation of the contract, space forfeits and fines are set, ”Alexander Kucherenko shared with EastRussia.

Big business, too, does not see any rainbow transformations from the status of the capital. Dmitry Alekseev, CEO and co-founder of the DNS group of companies, said that the Vladivostok status of the capital of the Far Eastern Federal District does not change the economic paradigm of the city.

“Certainly, administrative resources from Khabarovsk will be tightened, giving an impetus to an even greater increase in the cost of apartments. It is possible that Vladivostok will host the administration of Russian Railways and other administrative resources, but there will be no “revolution”. From an economic point of view, we have no particular problems. In this sense, changing the status of the city on business processes and the life of the population will not have a key impact, ”said the businessman.

Image and infrastructure

The fact that we live in the capital of the Far East today did not positively affect us in monetary terms, some respondents say. Others are sure that positive changes are hard to miss.

“It is too early to talk about the volume of investments. And the fact that, for example, an agreement has already been concluded with Gazprom in the context of the oil and gas industry - the population is like a dead poultice: gas has become more expensive, more expensive and continues to go up, ”commented Yury Kolomeytsev, political scientist and head of the Black Cube Social Innovation Center.

The expert does not observe any significant changes in infrastructure. In addition, migration from the region is intensifying, and problems remain with employment.

“As for education, young people prefer to study in the central regions of the country. The new status - the economy is not an assistant, the situation is only getting worse. Someone somewhere “upstairs” came up with the idea that the Far East are eating oversized trepang with red caviar. A fundamentally erroneous opinion, based, as I think, on certain mythical figures. And after all, these figures claim that, they say, we live perfectly, it’s a sin to complain. Believe - do not believe the statistics, and you have to chew bread without butter. And the bureaucratic apparatus continues to stubbornly overlook this sad fact, ”the political scientist notes.

The candidate of economic sciences, financial consultant Maxim Krivelevich agrees with him. He proposes to consider the situation in terms of a combination of image processes and processes of economic growth.

“Firstly, Vladivostok has become a testing ground for the Free Port of Vladivostok and Advanced Development Territory modes, and this is the only successful reform of recent decades. Plus, the devaluation of the ruble in the 2014 year, which became a powerful impetus to the development of exports, tourism, medium and large businesses. Secondly, with regard to the image, here we are witnessing significant processes: the transfer of the largest forums, conferences, summits and other significant events, the arrival of large corporations and companies, representatives of the state apparatus. All this cannot adversely affect the image and economic components of Vladivostok. However, the reason for all of the above is the economic reality that exists today, and not the transfer of the capital from Khabarovsk to Vladivostok, ”said Maxim Krivelevich.

In the meantime, even the embassy, ​​which advocated the transfer of the capital of the Far Eastern Federal District, postpones its move from Khabarovsk to Vladivostok. The agency promised to move to Russky Island before the 2020 year, but so far it has not done so.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Доведет ли статус до добра?

Как перенос столицы ДФО во Владивосток отразился на жизни города

Ровно год исполнится 13 декабря с момента подписания Владимиром Путиным указа о переносе столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток. Власти Приморья заявляли, что это положительно скажется для города. Произошли ли изменения и как они повлияли на жизнь краевого центра, выяснило EastRussia.

Доведет ли статус до добра?
Фото: pixabay.com

Худой мир лучше доброй ссоры

После присвоения статуса столицы ДФО в 2019 году доходная часть бюджета Владивостока увеличилась почти в 1,5 раза — с 14 до 20 млрд рублей. Федеральные и краевые деньги направили на ремонт дорог и фасадов, обновление общественного транспорта, благоустройство придомовых территорий. По мнению экспертов, эти преобразования стали возможны, в том числе благодаря отсутствию конфронтации между губернатором Приморья и мэром Владивостока.

«Еще в "нулевых" годах, когда вопрос о создании федеральных округов только обсуждался, планировалось что столицей образованного округа будет Владивосток. И только из-за личностных сложных отношений полпреда и губернатора в том промежутке времени, центром ДФО стал Хабаровск», — рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов.

По его словам,  у Владивостока всегда были преимущества перед Хабаровском. Не зря его называют Восточными воротами России.

«Если вспомнить дореволюционную историю города, практически все консульские представительства и посольства располагались во Владивостоке. Его геополитическое расположение, удобные незамерзающие порты, транспортная инфраструктура являются предпосылками для определения Владивостока в качестве главного центра Дальневосточного федерального округа», — добавляет эксперт

Он напомнил, что с 2009 по 2012 годы при подготовке Владивостока к саммиту АТЭС, в инфраструктуру из федерального бюджета вложили беспрецедентную для России сумму — 23 млрд долларов.

«Так что определение Владивостока как главного города ДФО — это историческая закономерность, а не некая прихоть президента и правительства», — отмечает Мартынов.

Эксперты считают, что аналитическую оценку развития Владивостока в связи с изменением статуса давать еще рано — прошло еще слишком мало времени. Но прогноз очевидно позитивный, так как статус «столицы» имеет только плюсы в развитии города, как в маркетинговой составляющей, так и в финансовой.

На вопрос, что изменилось во Владивостоке за год, эксперты отвечают, что в город готовится к перенесу центрального аппарата ДФО. Однако его не мешало бы сократить. Обычное население уезжает, а бюрократический аппарат если не раздувается, то явно не испытывает тенденций к сокращению. Уменьшение управленческого аппарата стало бы действенным вкладом в экономику региона, считают эксперты.

   

Жилищный вопрос

Основная проблема Дальнего Востока и особенно Приморского края — зарегулированность и административные барьеры, провоцирующие дефицит объема строительства. Отчасти наращивание темпов миграции связано с оттоком населения, который спровоцирован многими факторами, в том числе недоступностью качественного недорогого жилья. И статус столицы тут не спасет.

Управляющий партнер юридической компании «ВладПраво» Денис Власов приводит цифры: из поступивших с 1 мая 2019 года обращений в части получения земельного участка под строительство, 1 288 составляют заявления резидентов свободного порта. Из рассмотренных  829 заявлений отказ с обоснованием причин вынесли по 780 заявлениям,  заключили только 26 договоров аренды земельных участков и договор купли-продажи участка; принято 22 распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

«Если брать процентное соотношение, то от обратившихся к чиновникам резидентов «добро» получило только 0,24%. И в этом аспекте перенос столицы из Хабаровска особой погоды не сделал», — отмечает Денис Власов.

Основной причиной отказа резидентам СПВ в предоставлении земельных участков стало нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса, по которой исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домам, а не через схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Сложившаяся ситуация и для иностранных инвесторов сопряжена с определенными рисками, уверены эксперты. Ведь грамотные бизнесмены в первую очередь смотрят на статистику прироста благосостояния, притока и оттока населения региона.

«Несмотря на статус столицы ДФО, проблемы, связанные с инвестированием в строительство, до сих пор не решаются. Работа администрации края в части поданных и удовлетворенных заявок, таких как разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию новых объектов, финансирование, идет очень слабо», — считает инвестор-предприниматель Александр Кучеренко.



Дефицит земли во Владивостокском городском округе давно стал камнем преткновения в отношении освоение застройкой земельных участков. В данный момент, со стороны ДОМ. РФ выставлено порядка 60 гектаров земли разной площади и назначения, но даже он помогать с их освоением не желает.

«Я, как, застройщик торгового центра на Патрокле, имея договор аренды с ДОМ.РФ на своем примере, могу заявить, что данная организация никак не способствует скорейшей реализации проекта на их территории. Несколько раз обращался с просьбами о содействии в получении разрешительных документов, но получения сервитутов для коммуникаций проходящим по их земельным участкам, отнимает массу времени и бесполезных согласований, по итогу которых необходимо по полгода ждать шаблонных ответов, которые для сетевых организаций не играют никакой роли. Организацию интересуют только деньги, а при малейшим нарушении договора выставляются космические неустойки и штрафы», — поделился с EastRussia Александр Кучеренко.

Крупный бизнес тоже радужных преображений от столичного статуса пока не видит. Генеральный директор и сооснователь группы компаний DNS Дмитрий Алексеев заявил, что присвоение Владивостоку статуса столицы ДФО экономическую парадигму города особо не меняет.

«Безусловно, подтянутся административные ресурсы из Хабаровска, дав толчок к еще большему удорожанию квартир. Возможно, во Владивостоке разместится управление РЖД и другие административные ресурсы, но некой "революции" не наступит. С экономической точки зрения у нас особых проблем не наблюдается. В этом смысле, изменение статуса города на бизнес-процессы и жизнь населения ключевого влияния не окажет», — отметил бизнесмен.

 

Имидж и инфраструктура

То, что мы сегодня проживаем в столице Дальнего Востока, в денежном эквиваленте положительно на нас не отразилось, считают некоторые респонденты. Другие уверены — положительные изменения трудно не заметить.

«Об объемах инвестиций говорить пока рано. А то, что уже, например, заключен договор с Газпромом в разрезе нефтегазовой отрасли — населению как мертвому припарка: бензин дорожал, дорожает и продолжает дорожать», — комментирует политолог, руководитель Центра социальных инноваций «Черный куб» Юрий Коломейцев.

Особых сдвигов эксперт не наблюдает и по инфраструктуре. Плюс к этому усиливается миграция из региона, с трудоустройством остаются проблемы.

«Что касается образования — молодежь предпочитает учиться в центральных регионах страны. Новый статус — экономике не помощник, ситуация только ухудшается. Кто-то где-то "наверху" придумал сам себе, что дальневосточники трепангом с красной икрой объедаются. В корне ошибочное мнение, основанное, как я думаю, на неких мифических цифрах. И ведь эти цифры утверждают, что, мол, живем мы отлично, грех жаловаться. Верь — не верь статистике, а хлеб приходится без масла жевать. И этот печальный факт чиновничий аппарат продолжает упорно не замечать», — отмечает политолог.

С ним согласен кандидат экономических наук, финансовый консультант Максим Кривелевич. Он предлагает рассматривать ситуацию в плоскости сочетания имиджевых процессов и процессов экономического роста.

«Во-первых, Владивосток стал испытательным полигоном для режимов "Свободный порт Владивосток" и "Территории опережающего развития", и это единственно успешная реформа последних десятилетий. Плюс девальвация рубля в 2014 году, которая стала мощным толчком к развитию экспорта, туризма, среднего и крупного бизнеса. Во-вторых, что касается имиджа, здесь мы наблюдаем знаковые процессы: перенос крупнейших форумов, конференций, саммитов и других значимых событий, заход к нам крупных корпораций и компаний, представителей госаппарата. Все это не может неблагоприятно отражаться на имиджевой и экономической составляющих Владивостока. Однако, причина всему вышеперечисленному — в той экономической реальности, которая сегодня существует, а не в переносе столицы из Хабаровска во Владивосток», — считает Максим Кривелевич.

Пока же даже полпредство, которое ратовало за перенос столицы ДФО, откладывает свой переезд из Хабаровска во Владивосток. Ведомство обещало перебраться на остров Русский до 2020 года, но пока так этого и не сделало.  
7 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика