Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Хабаровск и Владивосток: два города, два края – одна судьба

Леонид Бляхер о соперничестве Хабаровска и Владивостока – дальневосточных столиц, соединенных Транссибом

Хабаровск и Владивосток: два города, два края – одна судьба

Леонид Бляхер

профессор, зав.кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, доктор философских наук
Про извечную конкуренцию двух центров дальневосточного региона уже писаны сотни текстов. И в самом деле – Хабаровск спорит с Владивостоком за первенство в самых разных областях от транспорта до образования, от музыки до кино. Различия очевидны.  Владивосток – город портовый, военный и, одновременно, невероятно живой, авантюрный, готовый на самые неожиданные и рискованные приключения. Город, расположенный в пространстве не только вдаль и вширь, но и… по вертикали. Здесь, кажется, даже машины скоро обучатся скалолазанию. Хабаровск, напротив, город, хоть и тоже военный, но чинный и благонамеренный, купеческий и чиновный. Во Владивостоке, как и во всей стране, чиновников тоже не мало. Но здесь они кажутся, скорее, предпринимателями, менеджерами своих «предприятий», нежели государевыми людьми. В Хабаровске не только предприниматели, но и журналисты, музыканты и педагоги невероятно похожи на больших и маленьких чиновников.  Разные города. Очень разные и, одновременно, невероятно похожие.

Возникли они примерно в одно и то же время – в середине XIX века, когда по Айгуньскому договору Россия присоединила Приамурье и Приморье.  Строились города, прежде всего, как крепости, военные центры, откуда могла контролироваться территория. Правда, Хабаровск уже в 90-е годы становится центром генерал-губернаторства, а Владивосток продолжает оставаться главной морской крепостью на Тихом океане. Но сходство не исчезает.

Оба города стоят на Транссибе, который по сегодняшний день остается главной нитью, соединяющей Дальний Восток с европейской Россией. Правда, Хабаровск – хоть и важная, но только одна из узловых станций, а во Владивостоке Транссиб заканчивается. И там, и здесь есть порт. Правда, если во Владивостоке им дышит весь город, то в Хабаровске это – только одно из городских предприятий. И в Хабаровске, и во Владивостоке есть гигантские мосты, считающиеся для своего времени одним из вершин технической мысли. Но мосты под стать городу, каждый своему. Огромные и в то же время воздушные мосты в городе у Океана и массивный и солидный, на века, мост через Амур у Хабаровска. Сходна и оставшаяся часть исторической застройки. Хотя отличия тоже имеются. Есть общее и в рельефе: сопки центра Хабаровска и Владивосток, уступами сбегающий по отрогам гор к своим набережным. Так, похожие или разные?

Наверное, все-таки похожие. Чем? Думаю, самым главным – Дальним Востоком. Прекрасным и загадочным регионом. Местом, где самые богатые земли и далеко не самые богатые люди. Местом, где захватывает дух, от красоты бескрайних равнин, подернутых дымкой тумана сопок, величия Амура и беспредельности океанских просторов. Местом, где почему-то власти предержащие думали и думают о чем угодно, только не о том, чтобы жителям региона было удобно жить. Местом, где поездка в Китай – рядовое событие, а путешествие в Белоруссию – приключение. Странное, очень странное место – наш Дальний Восток. Об этом странном месте, о судьбе его столиц, о его будущем и хотелось бы порассуждать.

Главная, как мне кажется, странность нашей прекрасной земли состоит в том, что за очень короткие постсоветские десятилетия здесь произошли и происходят невероятные по скорости изменения. Рухнул ВПК, на котором еще с далеких 30-х годов ХХ века строилась региональная экономика. Взошла звезда сырьевых отраслей. Лес, рыба, металлы, бобы и зерно постепенно вытеснили танки и подводные лодки, корабли и самолеты. На много, на порядки возросло дорожное строительство. Мосты и тоннели, развязки и трассы, городские, региональные, федеральные. Да дороги еще далеки от совершенства. Но еще недавно их просто не было. Полностью обновлен в 90-е аэропорт в Хабаровске и совсем недавно красавец-хаб во Владивостоке.  Транссиб и Северный морской путь получили «второе дыхание».

Появилось то, о существовании чего уже стали забывать за долгий советский период – частное предпринимательство, породившее десятки новых магазинов и ресторанчиков, кафе и развлекательных центров, частных больниц и детских садов. И, как венец обновления – гигантский, на зависть всему миру кампус ДВФУ на острове Русский, более напоминающий пятизвездочный отель, нежели университет.

За неполные три десятка лет регион пережил смену такого числа властителей и политических конструкций, которое в более спокойном месте или в более спокойное время хватило бы не на одно столетие. Не жизнь, а калейдоскоп сменяющих друг друга хозяйственных, политических до и просто бытовых форм.

Но, странное дело, в разговорах на улице и в транспорте, в сетованиях бабушек у подъезда и журналистов в коридорах изданий постоянно возникает одна и та же тема: Ну, ничего же не меняется!!! Все, как было, так и остается!!! Что же это «все», которое не меняется, несмотря на постоянные и, часто, радикальные изменения? Давайте разберемся.

Начнем с очевидного, того, что, и  правда, не меняется. Первое и, наверное, самое неприятное – тарифы. Эта беда уже долгие десятилетия осложняет жизнь всем в регионе. Огромные энергетические тарифы делает и производство, да и саму жизнь в регионе «золотой». Казалось бы, две огромные ГЭС на Зее и Бурее.  Значительные мощности в Приморье. Новые и новые вложения в энергетику региона. Но… воз и ныне там. Тарифы продолжают бороться с конкурентоспособностью дальневосточной продукции. Дорогая она выходит. То есть сырье-то, конечно, покупают. А вот продукты его переработки, извините. Дороговато. Да разве только продукты? Стандартная ситуация беседы дальневосточника и приезжего имеет два «обязательных» сюжета. Первое – констатация, что зарплаты у нас очень даже ничего. Вторая – оторопь, когда дальневосточник называет цену за коммунальные услуги. Она оказывается намного больше, чем, скажем, в российских столицах.

Вторая, уже привычная беда – удаленность, оторванность. Дело не только в том, что «путь не прост» или «десять тысяч верст» крюк не малый. Вон, южный сосед решил построить скоростную магистраль в 12000. И ничего. Строит. Дело в том, что начальство, которое определяет, как в регионе жить, чему здесь быть, живет, как правило, от региона далеко. Еще про первого такого владыку Ивана Борисовича Пестеля, губернатора Сибири ходил анекдот, что у него лучшее в мире зрение: из Петербурга всю Сибирь видит. Да и сегодня первые лица предпочитают управлять регионом из прекрасного  далеко.

Их представления о регионе основаны на официальных отчетах, статистических данных. И то, и другое – вещи хорошие. Только вот отчитываются люди не за «жизнь», а за совершенно конкретные «статьи». Да и статистика отвечает не на те вопросы, о которых ты хочешь узнать, а на то, о чем ты спросил. Вот и возникает в головах у большого начальства путаница. ВВП (статистический показатель) путают с уровнем жизни (виден в холодильнике и кошельке). Капиталовложения путают с эффективностью управления экономикой. Много что и с чем путают. Не потому, что глупые или не компетентные. Просто реальность, особенно российская чтобы ей управлять, должна не цифрами, а ногами, руками и глазами изучаться. Издали это плохо выходит. Возникают две не связанные реальности.

Это плохо? Да. Но так ли фатально? Можно ли согласовать эти реальности? Думаю, что можно. Об этом следующий очерк.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике