Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Два претендента на строительство якутского моста

В течение одной недели столицу Якутии посетили представители сразу двух китайских корпораций, предполагающих заняться строительством моста через реку Лену

В Якутске они ознакомились с ситуацией и, заручившись поддержкой местных властей, объявили о намерении подать документы в Минтранс России для участия в конкурсе. Правительство Якутии не скрывает удовлетворение от переговоров с представителями китайских госкомпаний.

Два претендента на строительство якутского моста
По словам вице-премьера Павла Маринычева, выбор между ними зависит от того, насколько быстро и качественно они подготовят свои предложения: «Но сама процедура отбора четко определена законом».

Он отметил также технологическую сложность проекта и готовность компаний строить мостовой переход в условиях северного климата.

Представители китайской госкомпании Sinohydro Corporation Ltd заявили во время визита в Якутск о наличии опыта проектирования и строительства транспортных сооружений. Замдиректора департамента Евразии «Синогидро» г-н Чэн Шицзюнь при осмотре места возведения моста также рассказал о переговорах с коллегами из российских компаний, которые строят инфраструктурные объекты на Севере. Он отметил, что сотрудничество должно вестись и с местными проектными институтами, чтобы ускорить подготовительный процесс, а также с якутскими поставщиками строительных материалов.

Глава китайской делегации побывал на территории предполагаемого строительства, а также в профильных ведомствах, включая компании и учреждения, заинтересованные в реализации проекта. Он заявил о вступлении на первый этап фактической работы. На встрече в Минэкономики Якутии, состоявшейся в финале визита, участники запланировали создание специализированного проектного офиса на базе Агентства инвестиционного развития Якутии. По замыслу сторон, АИР станет «единым окном» для всех коммуникаций, связанных с реализацией проекта. Свой план мероприятий китайская «Синогидро» обещает предоставить уже через месяц, а готовый инвестиционный проект будет презентован на Восточном экономическом форуме в сентябре во Владивостоке.

Следом за первой китайской делегацией Якутск посетили представители Международной инженерной компании «Бюро 18» китайской железнодорожной корпорации. Они побывали на противоположном городу берегу реки, где построена железнодорожная станция Нижний Бестях (там заканчивается АЯМ), оценили перспективы грузоперевозок. Секретарь организации г-н Чжан Шиан обрисовал сложность задачи: «Главные проблемы для строительства моста — вечная мерзлота, морозы и сильное течение реки. На проектирование потребуется год. Надо просчитать конструкцию при разных условиях эксплуатации с учетом вечномерзлых грунтов и сейсмоустойчивости. На само строительство потребуется 3-4 года».

Глава делегации отметил, что это первый проект компании на территории России: «Мы не рассчитываем на большую прибыль, для нас важно открыть российский рынок на будущее». Он рассказал об опыте строительства подобных объектов у «Бюро 18» в похожих условиях — в Тибете, когда на высоте более 4 000 метров компания возвела железнодорожную магистраль, ее длина составила 10 км без учета эстакады. Эта работа стала первой в своем роде в Китае и заслужила научные награды.

«Нам нужно подсчитать, сколько это будет стоить. По существующему пути перевозить грузы очень удобно, но станция находится на другом берегу реки. Строить мост необходимо, его появление будет полезно для развития местной экономики, — сообщил г-н Чжан Шиан.

Правительство Якутии заверило, что проводит обсуждение проекта обустройства мостового перехода с разными инициаторами. При этом республика намерена придерживаться первоначального плана строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста. Подразумевается, что на первоначальном этапе он будет автомобильным, но с платформой, которая позволит в дальнейшем построить железнодорожную ветку. Базовым условием для инвесторов и для поддержания частной инициативы является то, что объект учтен в государственной целевой программе развития транспорта.

Трехсторонний протокол о намерениях совместной работы над важнейшим якутским инфраструктурным проектом был подписан в Харбине во время Российско-Китайского ЭКСПО в октябре 2015 года. Деловые отношения закрепили представители правительства России, Якутии и провинции Хэйлунцзян. Презентацию проекта для 350 китайских компаний провел директор Агентства инвестиционного развития РС(Я) Алексей Загоренко. Он подчеркнул, что федеральные власти готовы рассмотреть возможность заключения концессионного соглашения с иностранным инвестором, а средства, необходимые для выплат обязательств, предусмотрены в госбюджете в рамках программы «Развитие транспортной системы России».

Ранее стоимость строительства магистрали через реку Лену оценивалась в 64 млрд рублей; этот мост должен был стать самым дорогим в России. Его протяженность по проекту составила 3,1 км, длина подъездных путей — 21 км. Мост позволит связать две части Якутии друг с другом: по федеральной автодороге М-56 «Лена» — от Невера до Якутска с одной стороны, региональной трассе «Умнас» (Якутск — Олекминск) с другой, и присоединить столицу республики к транспортной инфраструктуре страны. А пока моста нет, сообщение осуществляется паромами в летний период и по речной ледовой дороге с декабря по апрель. В другие месяцы из центральной в южную часть республики можно попасть только по воздуху.