Возврат в девяностые или прогрессивная новелла? Что такое параллельный импорт для российской экономики.
25 апреля Минпормторг России утвердил перечень товаров и брендов, разрешённых для параллельного импорта. Так ли очевидна выгода от него для сегодняшней экономики России?Какие угрозы для бизнеса несет параллельный импорт? Ответ на эти вопросы попытался дать эксперт «East Russia».
Частичное снятие запрета на параллельный импорт вызывает больше вопросов, нежели ответов. Оценить влияние этого правового изменения на российскую экономику сложно ввиду неоднородности складывающейся обстановки в различных её отраслях.
На тактическом уровне снятие запрета на параллельный импорт представляется эффективной мерой реагирования на антироссийские санкции: так власти пытаются не допустить возникновения товарного и технологического дефицита. Легализация поставок иностранной продукции без одобрения правообладателя повысит внутреннюю конкуренцию в России и снизит цены на востребованные у потребителей товары, а это крайне важно в условиях сокращения реальных доходов населения. Один из российских онлайн ритейлеров уже продаёт смартфоны популярных мировых брендов по непривычно низким ценам с пометкой «из Объединённых Арабских Эмиратов».
Важно, что легализация параллельного импорта не нарушает норм международного права. Согласно правилам ВТО, каждое государство самостоятельно выбирает режим исчерпания прав (такое название параллельный импорт имеет в теории права – прим. ред.) интеллектуальной собственности в стране: международный или национальный. В первом случае исчерпание прав наступает после первой продажи товара в любой стране мира. Во втором - после введения товара в оборот на национальном рынке, что делает параллельный импорт незаконным. Таким образом, 29 марта 2022 года российское Правительство фактически перешло к гибридному принципу регулирования параллельного импорта – на товары из дружественных стран действует национальный режим исчерпания прав, на товары из недружественных – международный. Последний на руку конечному потребителю, поскольку в придерживающихся данного режима странах потребительские цены, как правило, ниже, чем в руководствующихся национальным принципом государствах.
Для эффективной работы механизмов параллельного импорта требуется стабильное и понятное правовое поле, которое установит понятные «правила игры» и защитит российских поставщиков от претензий правообладателей и политической турбулентности. Согласно заявлению Д. Мантурова, Минпромторг намерен неоднократно пересматривать Перечень товаров для параллельного импорта, учитывая потребности российского бизнеса, который уже сегодня заявляет о необходимости добавления или исключения отдельных позиций. Подобная правовая нестабильность создаёт потенциальные риски для действующих по правилам параллельного импорта поставщиков, поскольку в нынешних условиях непредсказуемой логистики уже оплаченный, но ещё не доехавший до России товар может попасть под исключение из Перечня, а закупивший его предприниматель станет нарушителем прав интеллектуальной собственности.
На стратегическом уровне легализация параллельного импорта, хоть и снизит потребительские цены, может привести к негативному макроэкономическому эффекту для российской экономики. Зарубежные дешёвые и качественные товары создадут конкуренцию отечественному производителю, прежним преимуществом которого зачастую являлась низкая цена на продукцию. В долгосрочной перспективе здесь встаёт вопрос выживаемости промышленных предприятий и вытекающие из этого социальные проблемы, такие как снижение реальных доходов населения, растущая безработица и пр.
Таким образом, частичная легализация параллельного импорта в России является своевременной мерой реагирования на изменения глобального рынка, призванной в кратко- и среднесрочной перспективе обеспечить доступ страны к наиболее востребованным иностранным товарам, материалам и технологиям. Вместе с тем этот внешнеэкономический механизм может оказать и негативное влияние на внутриэкономическое развитие страны. Нежелательный эффект придется нивелировать тщательным формированием категорий допустимых к импорту товаров с учётом потребностей и состояния внутреннего рынка.