Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Ecological price of development

Prospects for "green" growth in the East of Russia and the New Silk Road

Since 1970, the Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences has been publishing the journal ECO, a well-known and recognized publication in the scientific world. Several issues of this journal in recent years have been entirely devoted to the development of the Far East. On the eve of the Eastern Economic Forum, IEIOPP SB RAS decided to collect the best publications on these topics in the book. Readers of the Eastrussia news agency have a unique opportunity to familiarize themselves with some of the texts of the publication in the framework of the joint project "ECO - Far East". The authors of the material - Irina Glazyrina, Doctor of Economics, Professor, Head. Laboratory of the Institute of Natural Resources, Ecology and Cryology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Chita); Irina Zabelina, Ph.D., Department of Applied Informatics and Mathematics, Transbaikal State University (Chita)

Ecological price of development
Photo: shutterstock
With each new production there is an additional anthropogenic impact on the natural environment. For additional incomes and growth of well-being it will be necessary to pay a certain "ecological price". Will not it be too high for Siberia and the Far East?


THE ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD AND THE GREEN ECONOMY
The Silk Road Economic Belt Strategy (SREB) was presented by President Xi Jinping of China in 2013. The goal of this new direction of China’s strategic efforts was to “promote cooperation, development and prosperity in the countries of Asia, Europe and Africa”. China's new global initiative has attracted unprecedented attention from politicians, business, academia, the media, and the public. In the east of Russia, this idea caused both increased expectations of new development drivers and fears. Years of experience in cross-border cooperation suggests that problems come along with the prospects. Including - environmental, as the economy of the regions of Siberia and the Far East has a sustainable raw material specialization.

In the sectors related to the use of natural resources, we often observe manifestations of an ecologically unequal exchange, when benefits come to one of the subjects of nature management, and the consequences of the negative impact on natural systems - to others. Disparate acts in various forms: between companies and the local population, between different territories (for example, in cases of pollution of water bodies), between constituent entities of the Russian Federation (replenishment of budgets from the use of natural resources often occurs not where it is mined but where the company is registered) , between countries (in the case of commodity orientation of exports), etc.

With the beginning of economic growth in Russia in regions rich in natural resources, there have been tendencies of an ecologically unequal exchange, which by now remain poorly understood, especially in Eastern Siberia and the Far East. Here, trans-border relations with the rapidly growing economy of the PRC also play a specific role. A preliminary analysis of work in this area suggests that these conditions need to set the task of improving and developing specific institutions aimed at realizing the ecological purpose of natural resource rent.

The situation of environmentally unequal exchange in Russia usually arises from the contradictions of the interests of resource companies and the local population. Often they are aggravated also by the fact that the growing incomes of extractive companies are not accompanied by an adequate increase in the well-being of the population of natural resources. Sometimes contradictions are manifested in the form of obvious environmental conflicts, sometimes these conflicts are not reflected in actions and protests, but after a long latent phase they find their way out in the outflow of the population to more prosperous places. Especially in the east of the country, where the population is wary of China's participation in the Russian economic life, and the question of what awaits us in the event of the celebration of the idea of ​​EPS, stands up in the most natural way.

The greatest concern is the environmental impact of Russian-Chinese cooperation due to the negative reputation of Chinese investment initiatives that have developed in recent years in many developing countries. After all, there are a lot of examples when society pays for immediate benefits the irreversible changes in ecosystems and even ecological catastrophe. At the same time, the main economic beneficiaries (in particular, investors) often do not affect these consequences - all environmental costs go to the population of natural resource regions. It is obvious that with each new production there will be an additional anthropogenic impact on the natural environment. For additional incomes and growth of well-being it will be necessary to pay a certain "ecological price". Will not it be too high? How to determine if this price is reasonable and acceptable in the long term?


COLOR OF ECONOMIC GROWTH
(...) The "green" economy, as defined by UNEP, is "an economic system that leads to improved human well-being and social justice, with a significant reduction in environmental risks and depletion of natural resources, as well as in improving the quality of the natural environment. UNEP emphasizes that in the green economy, "the growth in incomes and employment resulting from public and private investment is accompanied by a reduction in emissions and discharges of pollutants, increased energy and resource efficiency, and prevention of loss of biodiversity and ecosystem services." An important task is the effective use of natural capital. One of the key objectives of the green economy is poverty eradication: the UNEP report argues that the transition to a green economy can help to reduce it.

The term “green growth” in most works refers to the path of development leading to the achievement of the goals of a green economy and implying an increase in gross domestic product. However, this definition undoubtedly requires quantitative “diagnostic” tools, the use of which could answer the question: is the observed growth really “green?”. (...) One of the well-known indicators of eco-intensity: carbon emissions per unit of gross domestic product (GDP) (...) For the period from 1971 to 2010, economic growth in China was “black” or “brown”. Certain improvements have been observed since 2005.

But the goals of the green economy are much broader than reducing greenhouse gas emissions. Quantitative indicators of "green" growth are necessary to monitor the situation with respect to emissions of pollutants into the atmosphere, discharges of untreated sewage, destruction of ecosystems. (...)

Most of the regions in question do not experience water shortages, many water bodies with high water quality and almost intact ecosystems have been preserved on the vast territory of this part of Russia. However, in many localities, and not only in large settlements, the problem of water pollution is already very acute. In the east of Russia there are several large rivers, the basins of which are divided by the state borders between Russia, China and Mongolia - Selenga, Amur, Argun, etc. Degradation of aquatic ecosystems in some cases is associated with transboundary impacts (the Argun, Sungari, Onon, Selenga, Amur rivers) . Significant negative changes in ichthyofauna in the Upper Amur basin were noted. Therefore, the most important indicator is the eco-intensity with respect to discharges of untreated wastewater.

The system of payments for the negative impact on the environment, which was legislatively introduced in Russia since 1992, had a certain positive effect and led to a specific reduction of pollution in a number of indicators, that is, it contributed to improving the quality of economic growth. In relation to discharges of untreated sewage, Russia and most of the eastern border regions after 2000 were stably in the zone of "green" growth (although here it is necessary to point out the imperfection of production control, as a result of which the real indicators may be worse than nominal). However, the graphs for the Amur Region and the Trans-Baikal Territory also contain points of “brown” growth, while for the Jewish Autonomous Region almost the entire growth trajectory is in the “brown” zone.

Emissions to the atmosphere of the main pollutants were also considered: SO2, I have notx, solid particles, hydrocarbonates, carbon monoxide; they are denoted as ESO2, AndNOx, Andss, AndHC, AndWITH respectively. The symbol Etotal the total pollution is indicated. The results of calculations are presented in the table. They show a high differentiation of regions in these indicators. The most favorable situation is in the Khabarovsk and Primorye Territories. The least - in the Amur and Jewish regions, where we see a significant number of points of "black" growth. In general, in Russia, the point of "black" growth (relative to atmospheric emissions) is fixed only once - in 2004 for carbon emissions.

“Color” of economic growth in Russia in 2000-2013: eco-intensity of untreated sewage discharge, м3 / thousand rub.






Ecological and economic zones for the eastern regions of Russia

Green growth Brown growth "Black" growth
Russian Federation
Etotal + (2013) + (2001-2012)
ESO2 +

ENOx + (2004-2005) + (2006-2013)
EWITH
+ (2005-2013) + (2004)
Ess +

EHC

+
Trans-Baikal Territory
Etotal
+

ESO2


+

ENOx
+ (2012) + (2004-2011, 2013)
EWITH
+ (2004, 2009, 2011-2013) + (2005-2008, 2010)
Ess +

EHC


+
Amur Region
Etotal
+ (2001-2003) + (2004-2013)
ESO2
+ (2004-2006, 2008-2001, 2013) + (2007, 2012)
ENOx

+ (2004-2008) + (2009-2013)
EWITH


+
Ess + (2005-2010) + (2004,2011-2013)
EHC

+ (2005) + (2004, 2006-2013)
Irkutsk Region
Etotal
+ (2001-2006) + (2007-2013)
ESO2

+ (2004-2011, 2013) + (2012)
ENOx
+ (2005-2006) + (2004, 2007-2011, 2013) + (2012)
EWITH
+ (2004-2007, 2009-2010) + (2008, 2011-2013)
Ess +

EHC
+ (2004,2008-2011) + (2005-2007, 2012-2013)
The Republic of Buryatia
Etotal
+ (2003-2007, 2009-2011) + (2001-2002, 2008, 2012-2013)
ESO2
+ (2004-2008, 2010-2011) + (2009, 2012-2013)
ENOx
+ (2004-2007) + (2008-2013)
EWITH
+ (2009) + (2004-2008, 2010-2013)
Ess + (2004-2007, 2009-2013) + (2008)
EHC

+ (2005-2009) + (2004, 2010-2013)
Primorsky Krai
Etotal
+ (2004-2013)
+ (2001-2003)
ESO2
+ (2004, 2006-2013) + (2005)
ENOx

+
EWITH
+ (2006-2013) + (2004-2005)
Ess +

EHC


+
Khabarovsk Krai
Etotal
+ (2001-2002, 2005-2013) + (2003-2004)
ESO2
+

ENOx
+ (2005-2013) + (2004)
EWITH
+

Ess + (2006-2013) + (2004-2005)
EHC


+
Jewish Autonomous Region
Etotal

+ (2005-2013) + (2001-2005)
ESO2
+ (2006-2013) + (2004-2005)
ENOx

+ (2004, 2008-2013) + (2005-2007)
EWITH


+
Ess
+ (2006-2013) + (2004-2005)
EHC
+ (2008-2009) + (2004-2007, 2010-2012)

The analysis of the texts of the RF program documents on the development of the east of the country shows that the declared goals fully comply with the main provisions of the green economy concept. However, this applies mainly to the "text part" of programs, and, as a rule, does not find reflection in applications containing lists of projects. Nevertheless, they clearly expressed the public request for the ecologization of socio-economic relations. Therefore, the principle position of Russia in the formation of projects and programs of the Economic belt of the Silk Road should be to prevent the change of the existing environmental and economic dynamics for the worse.

At present, the reputation of joint Russian-Chinese initiatives (both ecologically and socially and economically) in almost all sectors - in subsoil use, in agriculture, in forest management - leaves much to be desired. Only if the emerging distrust is overcome, and the expansion of cooperation will bring real positive results, it will be possible to say that the prospects that have opened up within the framework of this project will be realized.

If the eco-intensity indicators of new projects are lower than those existing in the region, their implementation will lead to a decrease in the overall eco-intensity and, at least, will not cause the development trajectory to shift to the “black” growth zone. But, as can be seen from our model, this does not guarantee getting into the zone of “green” growth: with a decrease in the specific negative impact, the total load on the environment may increase, that is, the growth will be “brown”. A decrease in eco-intensity is a necessary, but not sufficient condition for green growth. While maintaining the previous levels of pollution with each new project, even with a relatively “gentle” anthropogenic impact, the region will be doomed to “brown” growth. For the transition to a “green” growth (or the preservation of a “green” development trend), parallel ecological modernization of existing productions is needed, which allows reducing the overall impact through the use of new technologies, increasing energy efficiency, etc. If we set the goal for the New Silk Road to become a road to “Green” economy, this should be a fundamental principle in the development of models of cooperation.

In the context of this work, it is important that the main documents of the PRC leadership of recent years, including those devoted to the Silk Road Economic Belt, clearly formulated environmental objectives: “the key ideology is to respect nature, follow nature, protect nature, and strive for sustainable development.” At the same time, the construction of “Ecological civilization” is being carried out, which was officially announced in the document of the Communist Party of China “Position on accelerating the progress in building Ecological civilization” In the same direction, there is a systematic development of procedures for ensuring the environmental responsibility of financial institutions for the projects for which they provide loans. This gives hope for an understanding of the Chinese side in matters of greening the regional economy.

... Technological cooperation can give positive results in terms of ecological modernization of the regional economy. However, this requires a purposeful stimulation of these processes. If modern environmentally sound technologies do not receive comparative advantages or state support for implementation in Russia, then there is a great danger that instead of them, new equipment will come to Russia on the New Silk Road from factories that are currently being actively closed to the PRC because of the high and unacceptable from the point of view of the objectives of the Ecological civilization, negative impact on the environment.




("ECO" magazine, №7 for 2016 year, abbreviated version)


July 7: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Экологическая цена развития

Перспективы «зеленого» роста на Востоке России и Новый Шелковый путь

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН с 1970 года издает журнал "ЭКО", известное и признанное в научном мире издание. Несколько выпусков этого журнала в последние годы были целиком посвящены развитию Дальнего Востока. В преддверии Восточного экономического форума ИЭиОПП СО РАН решил собрать лучшие публикации по этим темам в книге. Читатели ИА Eastrussia имеют уникальную возможность ознакомится с некоторыми текстами издания в рамках совместного проекта "ЭКО - Дальний Восток". Авторы материала – Ирина Глазырина, д.э.н., профессор, зав. лабораторией Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (Чита); Ирина Забелина, к.э.н., кафедра прикладной информатики и математики Забайкальского государственного университета (Чита)

Экологическая цена развития
Фото: shutterstock
С каждым новым производством связано дополнительное антропогенное воздействие на природную среду. За дополнительные доходы и рост благосостояния надо будет заплатить определенную «экологическую цену». Не будет ли она слишком высока для Сибири и Дальнего Востока?


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ И «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА
Стратегия Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) была представлена президентом КНР Си Цзиньпинем в 2013 году. Целью этого нового направления стратегических усилий Китая было объявлено «продвижение сотрудничества, развития и процветания стран Азии, Европы и Африки». Новая глобальная инициатива Китая привлекла беспрецедентное внимание политиков, бизнеса, научного сообщества, СМИ, общественности. На востоке России эта идея вызвала как повышенные ожидания новых драйверов развития, так и опасения. Многолетний опыт трансграничного сотрудничества говорит о том, что вместе с перспективами приходят и проблемы. В том числе – экологические, так как экономика регионов Сибири и Дальнего Востока имеет устойчивую сырьевую специализацию.

В секторах, связанных с природопользованием, мы довольно часто наблюдаем проявления экологически неравноценного обмена, когда выгоды достаются одним субъектам природопользования, а последствия негативного воздействия на природные системы – другим. Диспаритет выступает в различных формах: между компаниями и местным населением, между различными территориями (например, в случаях загрязнения водных объектов), между субъектами РФ (пополнение бюджетов от использования природных ресурсов нередко происходит не там, где добывают, а там, где зарегистрирована компания), между странами (в случае сырьевой ориентации экспорта) и др.

С началом экономического роста в России в регионах, богатых природными ресурсами, наметились тенденции экологически неравноценного обмена, которые к настоящему времени остаются малоизученными, особенно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь специфическую роль играют и трансграничные отношения с быстрорастущей экономикой КНР. Предварительный анализ работ в этой области говорит о том, что этих условиях необходимо ставить задачу совершенствования и развития конкретных институтов, направленных на реализацию экологического предназначения природно-ресурсной ренты.

Ситуации экологически неравноценного обмена в России обычно возникают вследствие противоречий интересов ресурсных компаний и местного населения. Часто они усугубляются еще и тем, что растущие доходы добывающих компаний не сопровождаются адекватным ростом благосостояния населения природно-ресурсных территорий. Иногда противоречия проявляются в виде явных экологических конфликтов, иногда эти конфликты не отражаются в акциях и протестах, но после долгой латентной фазы находят свой выход в оттоке населения в более благополучные места. Особенно на востоке страны, где население настороженно относится к участию КНР в российской экономической жизни, и вопрос о том, что нас ждет в случае торжества идеи ЭПШП, встает самым естественным образом.

Наибольшую озабоченность вызывают экологические последствия российско-китайского сотрудничества в силу сложившейся за последние годы негативной репутации китайских инвестиционных инициатив во многих развивающихся странах. Ведь немало примеров, когда за сиюминутные выгоды общество платит необратимыми изменениями экосистем и даже экологической катастрофой. При этом основных экономических бенефициаров (в частности, инвесторов) эти последствия часто не затрагивают – все экологические издержки достаются населению природно-ресурсных регионов. Очевидно, что с каждым новым производством будет связано дополнительное антропогенное воздействие на природную среду. За дополнительные доходы и рост благосостояния надо будет заплатить определенную «экологическую цену». Не будет ли она слишком высока? Как определить, является ли эта цена разумной и приемлемой в долгосрочном плане?


«ЦВЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
(…) «Зеленая» экономика, по определению ЮНЕП, является «экономической системой, которая приводит к улучшению благополучия человека и социальной справедливости, при значительном снижении экологических рисков и истощения природных ресурсов, а также при повышении качества природной среды. ЮНЕП подчеркивает, что в «зеленой» экономике «рост доходов и занятости вследствие государственных и частных инвестиций сопровождается сокращением выбросов и сбросов загрязняющих веществ, повышением эффективности использования энергии и ресурсов и предотвращением потери биоразнообразия и экосистемных услуг». Принципиально важной задачей является эффективное использование природного капитала. Одной из ключевых целей «зеленой» экономики является искоренение нищеты: в докладе ЮНЕП утверждается, что переход к «зеленой» экономике может способствовать сокращению ее масштабов.

Под термином «зеленый рост» в большинстве работ понимается путь развития, ведущий к достижению целей «зеленой» экономики и предполагающий увеличение валового внутреннего продукта. Однако это определение требует, несомненно, количественных инструментов «диагностики», использование которых могло бы дать ответ на вопрос: а действительно ли наблюдаемый рост является «зеленым?». (…) Один из хорошо известных индикаторов эко-интенсивности: объем выбросов углерода в расчете на единицу внутреннего валового продукта (ВВП) (…) Для периода с 1971 по 2010 годы экономический рост в Китае был «черным» или «коричневым». Определенные улучшения наблюдаются с 2005 года.

Но цели «зеленой» экономики значительно шире, чем снижение выбросов парниковых газов. Количественные показатели «зеленого» роста необходимы для отслеживания ситуации по отношению к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, сбросам неочищенных сточных вод, разрушению экосистем. (…)

Большинство рассматриваемых регионов не испытывают дефицита водных ресурсов, на обширной территории этой части России сохранилось много водных объектов с высоким качеством воды и почти нетронутыми экосистемами. Однако во многих населенных пунктах, и не только в крупных, проблема загрязнения воды уже стоит очень остро. На востоке России есть несколько крупных рек, бассейны которых разделены государственными границами между Россией, Китаем и Монголией – Селенга, Амур, Аргунь и др. Деградация водных экосистем в ряде случаев связана с трансграничными воздействиями (реки Аргунь, Сунгари, Онон, Селенга, Амур). Отмечены существенные негативные изменения ихтиофауны в бассейне Верхнего Амура. Поэтому важнейшим индикатором является эко-интенсивность по отношению к сбросам неочищенных сточных вод.

Система платежей за негативное воздействие на окружающую среду, законодательно введенная в России с 1992 года, оказала определенное положительное влияние и привела к удельному снижению загрязнений по целому ряду показателей, то есть способствовала улучшению качества экономического роста. По отношению к сбросам неочищенных сточных вод Россия и большинство восточных приграничных регионов после 2000 года устойчиво находились в зоне «зеленого» роста (хотя здесь необходимо отметить несовершенство производственного контроля, вследствие чего реальные показатели могут быть хуже номинальных). Однако на графиках для Амурской области и Забайкальского края присутствуют и точки «коричневого» роста, а для Еврейской АО практически вся траектория роста находится в «коричневой» зоне.

Были рассмотрены также выбросы в атмосферу основных загрязнителей: SO2, NOx, твердых частиц, гидрокарбонатов, окиси углерода; они обозначены как ESO2, ENOx, Ess, EHC, EСО соответственно. Символом Etotal обозначено суммарное загрязнение. Результаты расчетов представлены в таблице. Они показывают высокую дифференциацию регионов по этим индикаторам. Наиболее благополучная ситуация – в Хабаровском и Приморском краях. Наименее – в Амурской и Еврейской областях, где мы видим значительное число точек «черного» роста. В целом по России точка «черного» роста (по отношению к атмосферным выбросам) зафиксирована лишь однажды – в 2004 г. по выбросам углерода.

«Цвет» экономического роста в России в 2000- 2013 г.: эко-интенсивность сброса неочищенных сточных вод, м3/тыс. руб.






Эколого-экономические зоны для восточных регионов России

«Зеленый» рост «Коричневый» рост «Черный» рост
Российская Федерация
Etotal + (2013) + (2001-2012)
ESO2 +

ENOx + (2004-2005) + (2006-2013)
EСО
+ (2005-2013) + (2004)
Ess +

EHC

+
Забайкальский край
Etotal
+

ESO2
+

ENOx
+ (2012) + (2004-2011, 2013)
EСО
+ (2004, 2009, 2011-2013) + (2005-2008, 2010)
Ess +

EHC


+
Амурская область
Etotal
+ (2001-2003) + (2004-2013)
ESO2
+ (2004-2006, 2008-2001, 2013) + (2007, 2012)
ENOx

+ (2004-2008) + (2009-2013)
EСО


+
Ess + (2005-2010) + (2004,2011-2013)
EHC

+ (2005) + (2004, 2006-2013)
Иркутская область
Etotal
+ (2001-2006) + (2007-2013)
ESO2

+ (2004-2011, 2013) + (2012)
ENOx
+ (2005-2006) + (2004, 2007-2011, 2013) + (2012)
EСО
+ (2004-2007, 2009-2010) + (2008, 2011-2013)
Ess +

EHC
+ (2004,2008-2011) + (2005-2007, 2012-2013)
Республика Бурятия
Etotal
+ (2003-2007, 2009-2011) + (2001-2002, 2008, 2012-2013)
ESO2
+ (2004-2008, 2010-2011) + (2009, 2012-2013)
ENOx
+ (2004-2007) + (2008-2013)
EСО
+ (2009) + (2004-2008, 2010-2013)
Ess + (2004-2007, 2009-2013) + (2008)
EHC

+ (2005-2009) + (2004, 2010-2013)
Приморский край
Etotal
+ (2004-2013)
+ (2001-2003)
ESO2
+ (2004, 2006-2013) + (2005)
ENOx

+
EСО
+ (2006-2013) + (2004-2005)
Ess +

EHC


+
Хабаровский край
Etotal
+ (2001-2002, 2005-2013) + (2003-2004)
ESO2
+

ENOx
+ (2005-2013) + (2004)
EСО
+

Ess + (2006-2013) + (2004-2005)
EHC


+
Еврейская АО
Etotal

+ (2005-2013) + (2001-2005)
ESO2
+ (2006-2013) + (2004-2005)
ENOx

+ (2004, 2008-2013) + (2005-2007)
EСО


+
Ess
+ (2006-2013) + (2004-2005)
EHC
+ (2008-2009) + (2004-2007, 2010-2012)

Анализ текстов программных документов РФ, посвященных развитию востока страны, показывает, что декларированные в них цели в полной мере соответствуют основным положениям концепции «зеленой» экономики. Правда, это относится в основном к «текстовой части» программ, и, как правило, не находит отражения в приложениях, содержащих перечни проектов. Тем не менее в них отчетливо выражен общественный запрос на экологизацию социально-экономических отношений. Поэтому принципиальной позицией России при формировании проектов и программ Экономического пояса Шелкового пути должно стать недопущение изменения существующей эколого-экономической динамики в худшую сторону.

В настоящее время репутация совместных российско-китайских инициатив (как в экологическом, так и в социально-экономическом плане) почти во всех отраслях – в недропользовании, в сельском хозяйстве, в лесопользовании – оставляет желать лучшего. Только в случае, если возникшее недоверие будет преодолено, и расширение сотрудничества принесет действительно позитивные результаты, можно будет говорить о том, что перспективы, открывшиеся в рамках этого проекта, будут реализованы.

Если показатели эко-интенсивности новых проектов будут ниже, чем существующие в регионе, то их реализация приведет к снижению общей эко-интенсивности и, по крайней мере, не станет причиной перехода траектории развития в зону «черного» роста. Но, как видно из нашей модели, это не гарантирует попадание в зону «зеленого» роста: при снижении удельного негативного воздействия общая нагрузка на природную среду может возрастать, то есть рост будет «коричневым». Снижение эко-интенсивности является необходимым, но не достаточным условием для «зеленого» роста. При сохранении прежних уровней загрязнения с каждым новым проектом, даже с относительно «щадящим» антропогенным воздействием, регион будет обречен на «коричневый» рост. Для перехода к «зеленому» росту (или сохранения «зеленого» тренда развития) необходима параллельная экологическая модернизация существующих производств, позволяющая снизить общее воздействие за счет использования новых технологий, повышения энергоэффективности и др. Если мы ставим задачу, чтобы Новый Шелковый путь стал дорогой к «зеленой» экономике, это должно стать основополагающим принципом при разработке моделей сотрудничества.

В контексте данной работы важно, что в основных документах руководства КНР последних лет, в том числе посвященных Экономическому поясу Шелкового пути, были явно сформулированы экологические цели: «ключевая идеология – это уважать природу, следовать природе, защищать природу и стремиться к устойчивому развитию». Параллельно осуществляется строительство «Экологической цивилизации», о которой официально объявлено в документе Коммунистической партии Китая «Позиция об ускорении продвижения строительства Экологической цивилизации». В этом же направлении идет системное развитие процедур обеспечения экологической ответственности финансовых институтов за те проекты, на реализацию которых они выделяют кредиты. Это дает надежду на понимание китайской стороны в вопросах экологизации региональной экономики.

…Технологическое сотрудничество может дать положительные результаты в плане экологической модернизации региональной экономики. Однако для этого необходимо целенаправленное стимулирование этих процессов. Если современные экологически безопасные технологии не получат в России сравнительных преимуществ или государственной поддержки для внедрения, то велика опасность, что вместо них в Россию по Новому Шелковому пути «придет» устаревшее оборудование с заводов, которые в настоящее время активно закрываются в КНР из-за высокого и неприемлемого с точки зрения целей Экологической цивилизации негативного воздействия на окружающую среду.




(журнал «ЭКО», №7 за 2016 год; сокращенная версия)