Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The economy is not very interested in what kind of investment report will come from the governor to the presidential administration

The economy is not very interested in what kind of investment report will come from the governor to the presidential administration
Director of the Institute for Economic Research of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, academician Pavel Minakir believes that economic realities do not obey either political will or political delusions. In an interview with EastRussia, he said that "bureaucratic miracles" should be treated condescendingly, like the fee that the economy has to periodically pay for state patronage.

- Pavel Aleksandrovich, in the past year, for well-known reasons, Russia has been showing an increased interest in its eastern neighbors. Next year, we will chair the Shanghai Cooperation Organization. Do you see any real benefits from Russia's participation in the SCO? What did the SCO give Russia and what did Russia give the SCO?

- The SCO is a political organization, some addition or even a certain alternative to an organization such as ASEAN, oriented toward the United States. For Russia and China, the SCO is a form of demonstrating its own approach to regional security. The economic component of the SCO is available, but it is of secondary importance. The benefit of Russia is the leading role in the real bloc organization, which is a very weak alternative to NATO, but still demonstrates the preservation of Russia's block potential. The remaining members of the SCO have their own benefits. It is not possible to assess them economically, and hardly at all.

- Vladimir Putin in mid-December noted that the transition of the SCO countries to payments in national currencies could shake the dominance of the dollar and strengthen the financial systems of member countries. But will not this be a joint game in favor of the renminbi?

- Among themselves, the SCO member states can switch to settlements even in sables, the dollar will simply not notice it. Will this strengthen national financial systems? It is very doubtful, or rather - in the case of China, they will not react in any way due to the insignificant share of general calculations; in the case of Russia, very little will react - for the same reason; for the rest, the situation will depend on the real state of bilateral balances of payments. The yuan will not get much benefit from this precisely because of the small share of these settlements in the total volume of China's payment transactions.

- And how will these calculations look in practice in the national currency? After all, you can not oblige all companies-residents instead of dollars to use in the calculations of yuan, rubles or tenge?

- It is possible to oblige, but they will not do it. Allow national banks to make such payments with the establishment of appropriate rates or the use of market rates, which are again tied to the dollar. Those agents for whom mutual trade is the main part of operations will be happy to take advantage of this permission, since they can save a little on conversion transactions.

In general, this means using not one, but several currencies in the calculations, which complicates the overall payment operations a little, but does not bring other general benefits. On the contrary, some losses are unavoidable, since part of the foreign exchange earnings turns out to be derived from the total trade turnover. If you received yuan or tenge, then you can use them only in transactions in Russia itself or in trade with Kazakhstan and China, and only.

- Not so long ago, Dmitry Medvedev said that during the existence of the SCO has not implemented a single major project, but Russia has something to offer. So what can we offer the SCO? And why the financing of projects was stalled earlier?

"I do not know what Medvedev means, it's better to ask him." The fantasies of our prime minister are immense. To finance joint projects, mutual economic interest is needed in them. There are interests of Russia and China, there are interests of China and Kazakhstan, there are interests of Russia and Kazakhstan, and are there any interests of all? I dont know. If there is, then the realization of such interests is possible. Let them call.

- In recent years, a huge amount of Chinese money flows into Kazakhstan, Uzbekistan, and Tajikistan. Do the authorities of these countries fear Chinese domination? And does it exist?

- It is better to ask the governments of these countries. With the same success it was possible to ask any country, including the USA, why they invite foreign capital into their economy, and not prohibit its import. The international movement of capital is one of the most important factors of economic development and growth. There are always restrictions on the investment of foreign capital in industries and objects that are considered strategic. It is up to each country to identify these strategic zones that are inaccessible to foreign capital. China also has such zones, although the entire modern Chinese economy is created by foreign capital. And Russia has such zones inaccessible to foreigners.

- Will the Chinese money go with the same readiness to Russia, the Far East and the Baikal region?

- It is better to ask whether foreign money is going to Russia at all, and where exactly? Capital goes where it is profitable and safe. Chinese money goes to Russia there and as much, where and how many they are allowed, and where they are interested. They also go to the east - to gas, oil, construction, forest; For some time have gone into the automotive industry in the food industry. The bulk of foreign investment for a long time generally only went to the Russian financial market. This is one of the reasons for the modern disgrace in the financial and foreign exchange market, as in 1998.

- One of the proposals sounded in the SCO format is the formation of a single energy market. Will this give a chance to realize the long-planned, but still on paper, export network projects in the Far East?

- The single energy market is a technologically meaningful and feasible project, but very expensive and hardly crucial to solve all the energy problems of the same China, which is a very large global economy. Any projects, including the export of electricity from the Far East, are implemented in the case of their economic feasibility for partners, and not only if there is a great desire of one of the parties. For the sake of engaging the political potential of the SCO, giving this organization economic meaning, no projects will be funded, in any case, by Russia's partners. Our country itself is used to blur the line between economic sense and political expediency, but this is the problem of Russia itself.

- Can we count on investments in the Trans-Siberian and BAM - if Russia does offer these infrastructure projects to partners?

"I do not know what we can count on." If there is a specific commercial project, there is not enough money for its implementation, then external financing is attracted under certain conditions. What this has to do with political organizations, I do not understand. The CMEA Times (Council for Mutual Economic Assistance, the international organization of the socialist bloc, which operated from 1949 to 1991 years - author's note) have passed.

- For the post-Soviet history of the Far East, many attempts have been made to speed up its development. What kind of terms were not invented, from the points of growth and free economic zones to the current neologism - TOR. Why did the previous attempts fail? And what should we expect from TOR?

- And why is it considered that the "development of the Far East" needs to be accelerated? Accelerate compared to what or by whom? And what is the "development of the Far East"? I have not seen the answers to these questions. It is always about GDP, growth rates. So they are quite acceptable! The average rate for the national economy, if compared with it, is composed of very different rates by region. This is statistics. Why should the highest growth rate be in the Far East? No answer, either.

The growth rate is not a toy for bureaucrats. This is the resultant of very complex processes of structural, technological, price, motivational, institutional nature. All these "searches for wonderful recipes" are a consequence of the false notions of ambitious officials about the presence of some threats that need to be fended off.

Threats do exist, but this is not the rate of GDP growth (GRP). And not the absence of any specific processing industries, by the way.

The real threat is the gap in the degree of comfort of entrepreneurial activity in the Far East and in neighboring countries, where we dream of getting investments. The real threat is the low level of communal infrastructure, not BAM and Transsib, but intra-regional communication routes for people and goods, which tears the economic space even in the south of the region. The real threat is the lack of prospects for career growth and income growth for young people in the region itself. The real threat is the copying of all-Russian standards when making economic and social decisions without taking any account of the specifics of the region. The latter, however, is not purely a Far Eastern problem.

The structure of the economy in a particular place and at a particular time does not obey political will or political errors. Does not even obey economic errors. The economy can be raped for some time, you can even enjoy it for a while, but no more. The economy itself will not get pleasure from this pleasure. There is a good illustration of this from Soviet times.

As for the TOR and other terminological delights, all these are bureaucratic wonders, which should be treated condescendingly as the price that the economy has to pay periodically for state patronage. It is naturally accompanied by the emergence of the personal interests of specific departments and the need to produce all sorts of significant state-scale decisions. Otherwise, the meaning of the existence of entire departments and their bosses becomes doubtful.

No patience. And the constant itch of “fateful decisions” strongly resembles the desire of absolutist rulers to perpetuate their power in temples and palaces.

- Does the world have a similar experience in TOPs, similar mechanisms and institutions of development?

- The world is full of all kinds of zones, parks ... There are good examples, there are unfortunate examples. However, I can not remember that somewhere some zones were created for the sake of "accelerated development" of vast territories. For the sake of attracting capital - yes, for the sake of increasing exports - yes, for the sake of attracting technology - yes, to promote the development of new structural elements of the economy - yes. But that's all.

Each business has certain parameters of efficiency, margins of profitability, rational radii of supply and supply, indicators of comparative competitiveness. Privileges are good, but if there is an economic result that can be improved through these benefits. If it is not initially available, then no benefits will help to turn white into black and vice versa. Each project is unique, each investor makes decisions individually.

- We often talk about the need to attract investments to the region. But do we understand - where will investors go exactly, and where do not they entice them for any gingerbread?

"It's considered indecent to ask such questions." What do you mean they will not? The country needs, privileges gave - it means that they quickly built up and went. And if they do not go - then this is someone's evil machinations. There is much talk about market incentives, market economy, but there is no understanding of the complexity and objectivity of real economic processes.

- How much investment can we “digest”? Are there too many of them?

- It happens. If we are talking about direct investments, then their value in a certain period of time is determined by the cost of implementing certain projects of new construction, reconstruction, expansion of capacities. The desire to simply “increase investment” is useful for the rating of governors, but the economy is not very interested in what report on investment will come from this territory to the presidential administration.

- The law on the TORs prescribes mechanisms for attracting foreign labor - bypassing quotas. The Far Eastern regions were indignant - we must give jobs to the local population. In your opinion, will the local labor market cope with the demands of the TORs?

- Cancellation of quotas is a measure of incentives for investors. Encourage investors or solve the problem of employment in the territory - you need to decide on priorities. It's funny that this contradiction reveals one of the main flaws of the “TOP model” - attracting investments with complete uncertainty of economic advantages for them. In this case, it turns out that there are no advantages, as it was in the Chinese free economic zones, in terms of the quantity and price of labor, but, on the contrary, there is a shortage of skilled and cheap labor. This problem is tried to be solved by abolishing quotas. And for the regions, there is the problem of reducing unemployment, that is, by and large they simply do not need investments, although this is useful for a report - but there is also a report on unemployment. It would be possible to focus on the “local labor market”, if it was itself an economic advantage. However, the Far Eastern labor market, like the Russian one as a whole, is not such an advantage.

Interviewed by Vadim Pasmurtsev

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Экономике не очень интересно, какой отчет по инвестициям поступит от губернатора в администрацию президента

Экономике не очень интересно, какой отчет по инвестициям поступит от губернатора в администрацию президента
Директор Института экономических исследований ДВО РАН, академик Павел Минакир считает, что экономические реалии не подчиняются ни политической воле, ни политическим заблуждениям. В интервью EastRussia он рассказал, что к «бюрократическим чудесам» надо относиться снисходительно, как к той плате, которую экономике приходится периодически уплачивать за государственный патронат.

— Павел Александрович, в последний год по небезызвестным причинам Россия испытывает повышенный интерес к своим восточным соседям. В следующем году мы будем председательствовать в Шанхайской организации сотрудничества. А Вы видите реальные выгоды от участия России в ШОС? Что ШОС дала России и что Россия дала ШОС?

— ШОС является политической организацией, некоторым дополнением или даже определенной альтернативой такой организации как АСЕАН, ориентированной на США. Для России и Китая ШОС — форма демонстрации собственного подхода к региональной безопасности. Экономическая составляющая в ШОС имеется, но является второстепенной. Выгода России — лидирующая роль в реальной блоковой организации, которая является весьма слабой альтернативой НАТО, но все-таки демонстрирует сохранение блокового потенциала России. Остальные участники ШОС имеют свои выгоды. Оценить их экономически не представляется возможным, да и вряд ли вообще нужно.

— Владимир Путин в середине декабря заметил, что переход стран ШОС на расчеты в нацвалютах может поколебать господство доллара и укрепить финансовые системы стран участниц. Но не будет ли это совместной игрой в пользу юаня?

— Между собой страны-участницы ШОС могут переходить на расчеты хоть в соболях, доллар этого просто не заметит. Укрепятся ли от этого национальные финансовые системы? Очень сомнительно, а точнее – в случае с Китаем никак не отреагируют из-за ничтожной доли общих расчетов; в случае с Россией очень мало отреагируют — по той же причине; а для остальных ситуация будет зависеть от реального состояния двухсторонних платежных балансов. Большой пользы юань из этого не извлечет именно в силу малой доли этих расчетов в общем объеме платежных операций Китая.

— А как на практике будут выглядеть эти расчеты в нацвалютах? Ведь нельзя же обязать все компании-резиденты вместо долларов использовать в расчетах юани, рубли или тенге?

— Обязать можно, но этого не будут делать. Разрешат нацбанкам проводить такие платежи с установлением соответствующих курсов или использованием рыночных курсов, которые опять-таки привязаны к доллару. Те агенты, для которых взаимная торговля является основной частью операций, с удовольствием воспользуются этим разрешением, так как смогут несколько экономить на конвертационных операциях.

В общем-то это означает использование в расчетах не одной, а нескольких валют, что немного осложняет общие платежные операции, но других выгод общего характера не приносит. Напротив, некоторые потери неизбежны, так как часть валютных доходов оказывается выведена из общего торгового оборота. Если вы получили юани или тенге, то использовать их можно только в операциях в самой России или в торговле с Казахстаном и Китаем, и только.

— Не так давно Дмитрий Медведев заявил, что за время существования ШОС не реализовала ни одного крупного проекта, но России есть что предложить. Так что же мы можем предложить ШОС? И почему стопорилось финансирование проектов ранее?

— Я не знаю, что имеет в виду Медведев, лучше спросить у него. Фантазии нашего премьер-министра необъятны. Для финансирования совместных проектов нужна взаимная экономическая заинтересованность в них. Есть интересы России и Китая, есть интересы Китая и Казахстана, есть интересы России и Казахстана, а есть ли интересы всех? Я не знаю. Если есть, то возможна реализация таких интересов. Пусть назовут.

— В последние годы огромный объем китайских денег вливается в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Опасаются ли власти этих стран доминирования китайского капитала? И существует ли она?

— Лучше спросить у правительств этих стран. С таким же успехом можно было спросить у любой страны, включая США, почему они приглашают иностранный капитал в свою экономику, а не запрещают его импорт. Международное движение капитала — один из важнейших факторов экономического развития и роста. Всегда существуют ограничения для вложения иностранного капитала в отрасли и объекты, которые считаются стратегическими. Дело каждой страны определить эти стратегические зоны, недоступные для зарубежного капитала. Китай тоже имеет такие зоны, хотя вся современная китайская экономика создана именно иностранным капиталом. И Россия имеет такие зоны, недоступные для иностранцев.

— Пойдут ли китайские деньги с такой же готовностью в Россию, на Дальний Восток и в Байкальский регион?

— Лучше спросить идут ли вообще с готовностью иностранные деньги в Россию, и куда конкретно? Капитал идет туда, где выгодно и безопасно. Китайские деньги идут в Россию туда и столько, куда и сколько их пускают, и где им интересно. Идут и на восток — в газ, нефть, строительство, лес; с некоторых пор пошли в автомобилестроение в пищевую промышленность. Основная часть иностранных инвестиций долгое время вообще шла только на финансовый рынок России. Это одна из причин современного безобразия на финансовом и валютном рынке, как и в 1998 году.

— Одним из предложений, прозвучавших в формате ШОС, является формирование единого энергорынка. Даст ли это шанс реализовать давно запланированные, но так и оставшиеся на бумаге сетевые экспортные проекты на Дальнем Востоке?

— Единый энергорынок — технологически осмысленный и возможный проект, но очень дорогой и вряд ли решающий кардинально все энергетические проблемы того же Китая, который является очень большой экономикой глобального уровня. Любые проекты, в том числе и по экспорту электроэнергии с Дальнего Востока, реализуются в случае их экономической целесообразности для партнеров, а не только при наличии большого желания одной из сторон. Ради задействования политического потенциала ШОС, придания этой организации экономического смысла, никакие проекты финансироваться не будут, во всяком случае партнерами России. Наша страна сама привыкла стирать грань между экономическим смыслом и политической целесообразностью, но это — проблема самой России.

— Можем ли мы рассчитывать на инвестиции в Транссиб и БАМ — если Россия все-таки предложит партнерам эти инфраструктурные проекты?

— Я не знаю на что мы можем рассчитывать. Если есть конкретный коммерческий проект, на его осуществление не хватает денег, тогда привлекается внешнее финансирование на определенных условиях. Какое это имеет отношение к политическим организациям, я не понимаю. Времена СЭВ (Совет экономической взаимопомощи, международная организация социалистического блока, действовавшая с 1949 по 1991 годы — прим. автора) прошли.

— За постсоветскую историю Дальнего Востока предпринималось немало попыток ускорить его развитие. Какие только термины не придумывались, от точек роста и свободных экономических зон до нынешнего неологизма — ТОРов. Почему так и не увенчались успехом предыдущие попытки? И чего нам ждать от ТОРов?

— А почему считается, что «развитие Дальнего Востока» нужно ускорить? Ускорить по сравнению с чем или кем? И что такое «развитие Дальнего Востока»? Я не видел ответов на эти вопросы. Речь идет всегда о ВВП, темпах роста. Так они вполне приемлемы! Средний темп по национальной экономике, если с ним сравнивать, слагается из очень разных темпов по регионам. Это — статистика. Почему именно на Дальнем Востоке должен быть самый высокий темп роста? Ответа тоже нет.

Темп роста — это не игрушка для бюрократов. Это результирующая очень сложных процессов структурного, технологического, ценового, мотивационного, институционального характера. Все эти «поиски чудесных рецептов» — следствие ложных представлений амбициозных чиновников о наличии каких-то угроз, которые нужно парировать.

Угрозы действительно есть, но это совсем не темп роста ВВП (ВРП). И не отсутствие каких-то конкретных перерабатывающих производств, кстати.

Реальной угрозой является разрыв в степени комфортности предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке и в сопредельных странах, откуда мы мечтаем получать инвестиции. Реальной угрозой является низкий уровень коммунальной инфраструктуры, не БАМ и Транссиб, а внутрирегиональные пути сообщения для людей и товаров, что разрывает экономическое пространство даже на юге региона. Реальной угрозой является отсутствие перспектив карьерного роста и роста доходов для молодежи в самом регионе. Реальной угрозой является копирование общероссийских стандартов при принятии экономических и социальных решений безо всякого учета специфики региона. Последнее, впрочем, не есть чисто дальневосточная проблема.

Структура экономики в конкретном месте и в конкретное время не подчиняется политической воле или политическим заблуждениям. Не подчиняется даже экономическим заблуждениям. Экономику можно некоторое время насиловать, можно даже некоторое время получать от этого удовольствие, но не более того. Сама экономика от этого удовольствия не получит. Есть тому хорошая иллюстрация из советских времен.

Что касается ТОРов и прочих терминологических изысков — все это бюрократические чудеса, к которым следует относиться снисходительно как к той плате, которую экономике приходится периодически уплачивать за государственный патронат. Он естественно сопровождается появлением личных интересов конкретных ведомств и необходимостью продуцирования всевозможных значительных по масштабам и по форме государственных решений. В противном случае смысл существования целых ведомств и их начальников становится сомнительным.

Терпения нет. А постоянный зуд «судьбоносных решений» сильно напоминает стремление абсолютистских властителей увековечить свою власть храмами и дворцами.

— Есть ли в мире аналогичный ТОРам опыт, похожие механизмы и институты развития?

— В мире полно всевозможных зон, парков... Есть удачные примеры, есть неудачные примеры. Правда, не могу припомнить, чтобы где-то создавались какие-то зоны ради «ускоренного развития» обширных территорий. Ради привлечения капитала — да, ради увеличения экспорта — да, ради привлечения технологий — да, ради содействия развитию новых структурных элементов экономики — да. Но и все.

Каждый бизнес имеет определенные параметры эффективности, пределы рентабельности, рациональные радиусы поставок и снабжения, показатели сравнительной конкурентоспособности. Льготы — хорошо, но если есть экономический результат, который может быть улучшен за счет этих льгот. Если его изначально нет, то никакие льготы не помогут превратить белое в черное и наоборот. Каждый проект уникален, каждый инвестор принимает решения индивидуально.

— Мы часто говорим о необходимости привлечения в регион инвестиций. Но понимаем ли мы — куда инвесторы точно пойдут, а куда их ни за какие коврижки не заманишь?

— У нас задавать такие вопросы считается неприличным. Что значит не пойдут? Стране надо, льготы дали — значит, быстро построились и пошли. А если не идут — то это чьи-то злобные происки. Много разговоров про рыночные стимулы, рыночную экономику, но понимания всей сложности и объективности реальных экономических процессов нет.

— Какой объем инвестиций мы можем «переварить»? Бывает ли их слишком много?

— Бывает. Если речь идет о прямых инвестициях, то их величина в определенный период времени определяется стоимостью реализации определенных проектов нового строительства, реконструкции, расширения мощностей. Стремление просто «нарастить инвестиции» — это полезно для рейтинга губернаторов, но экономике не очень интересно, какой отчет по привлечению инвестиций поступит с данной территории в администрацию президента.

— В законе о ТОРах прописаны механизмы привлечения иностранной рабочей силы — в обход квот. Дальневосточные регионы возмутились — надо давать работу местному населению. Как вы считаете, справится ли местный рынок труда с запросами ТОРов?

— Отмена квот — мера стимулирования для инвесторов. Поощрять инвесторов или решать проблему занятости на территории — нужно определиться с приоритетами. Забавно, что это противоречие вскрывает один из главных пороков «модели ТОР» — привлечение инвестиций при полной неопределенности экономических преимуществ для них. В данном случае оказывается, что нет преимуществ, как это было в китайских СЭЗ, по количеству и цене труда, а существует, наоборот, дефицит квалифицированного и дешевого труда. Эту проблему пытаются решить с помощью отмены квот. А для регионов существует проблема снижения безработицы, то есть им не нужны по большому счету просто инвестиции, хотя это полезно для отчета — но ведь есть ещё и отчёт по безработице. Можно было бы ориентироваться на «местный рынок труда», если бы он являлся сам по себе экономическим преимуществом. Однако дальневосточный рынок труда, как и российский в целом, таким преимуществом не является.

Беседовал Вадим Пасмурцев