Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Экосистема» Сбербанка — большой шаг навстречу будущему

Управляющий камчатского отделения «Сбербанка» Сергей Латышев о развитии бизнеса

Купить одежду или продукты питания, заплатить за детский сад, приобрести авиабилеты или страховку, выбрать интересующую квартиру и подать заявку на ипотеку, оплатить различные услуги— и все это в один клик и в одном месте через телефон или компьютер, не выходя из дома или не поднимаясь с кровати. Это уже реальность, а не далекое будущее. И все благодаря формирующейся «Экосистеме» Сбербанка, платформа которой находится в стадии реализации и функционального наполнения и в ближайшие годы будет только развиваться, нарастая все новыми услугами, причем теми, которые необходимы конкретно вам, а не вашему соседу, так как банку уже хорошо известны ваши интересы и потребности. Подробнее о том, как будет работать новая система, призванная помочь и в развитии бизнеса, мы поговорили с управляющим камчатского отделения «Сбербанка» Сергеем Латышевым.

«Экосистема» Сбербанка — большой шаг навстречу будущему
– Сергей Юрьевич, банки сегодня вошли полностью в нашу жизнь - все оплаты идут через банковские системы, зарплаты, пособия переводятся на карты, оборот наличных денег уменьшается с каждым днем. Что такое для нас банки сегодня и что они знают о нас?

– Банк это единственное учреждение, которое обладает информацией о клиенте полностью – от даты рождения, до предпочтений и перемещений. То есть, по тому, где клиент пользуется картой, банк знает, где он находится. По тому, какие платежи он осуществляет, банк определяет предпочтения клиента. Человек платит за садик, значит банк понимает, что у человека есть дети. Платит за съемную квартиру – банк знает, что нет своего жилья. Расплачивается карточкой в общественном транспорте — можно предположить, что нет собственного автомобиля... То есть банк обладает максимально полной информацией о клиенте.

Но ключевой момент в том, что эту информацию нужно переложить в данные. Банк владеет информацией, но не всегда данными. То есть данные – это тот массив транзакций, обращений и сделок, которые можно переложить в будущее в конкретное продуктовое предложение конкретному клиенту. Предложить ему продукт конкретно для него и в конкретный момент времени и тогда, когда ему эта услуга необходима, в том числе и не банковская. Потому что сейчас мы понимаем, что развитие традиционного банковского бизнеса – это утопия. Банк должен быть технологической компанией с банковской лицензией, которая предполагает не только проведение классической банковской операции (кредиты, вклады, переводы и тд), но и те продукты и услуги, которые на сегодня банк не предоставляет — коммуникация, медицина, платежи онлайн, страхование, хранение данных и др.

– Поэтому банк и разрабатывает свою «Экосистему»? Что это и как она будет работать?

– Стратегия развития «Сбербанка» до 2020 года предполагает создание «Экосистемы». Это такая сеть организаций - поставщиков услуг, которые концентрируются вокруг одной площадки для предоставления максимального объема услуг для конкретного нашего клиента. Для примера, чтобы было понятно, компания Apple в свое время пошла по пути «Экосистемы» и создала App Store. Как раньше производитель компьютерной игры мог достучаться до каждого корректного клиента? Это в принципе было очень сложно, нужно было иметь отдельные каналы продаж, коммуникаций с потребителями в части обновлений и новых версий, рекламы, устранения недоработок и тд. Apple создал эту систему всего 10 лет назад, но сейчас там уже более 1,5 млн приложений. Apple своей этой «Экосистемой» максимально укоротил дорогу между клиентом и разработчиком.

Сбербанк идет по этому же пути. Если у нас больше 85 млн потребителей — наших клиентов, о которых мы знаем все, соответственно, на базе платформы Сбербанка можно основать эту систему и предлагать другим участникам — любой наш партнер может на ней достичь максимально быстрого доступа к клиенту.

– Какой именно доступ? Что получат клиенты от этой системы?

– Если мы видим, что на карточке клиента мало денег — предлагать ему автомобиль премиум-класса нет смысла, если наоборот есть — то можно предлагать дорогие услуги. Если человек платит за садик — ему предложение по автоплатажам, накопительное страхование детей. Если часто ходит в аптеку — можно доступ к организациям, которые осуществляют медицинские услуги, например, запись к врачам. Сейчас через Сбербанк можно зарегистрироваться и на сайте Госуслуг.

– То есть индивидуальный подбор самого необходимого. Как этого удастся достичь?

– Сбербанк непосредственно работает и соприкасается с клиентом. Да, у всех компаний есть клиенты, но, например, производитель колбасы не знает их в лицо, так как слишком много посредников между ним и конечным потребителем. А мы знаем. Наша система идентификации даже более полная, чем у Apple, который видит клиентов только по ID-ключам, а мы каждого человека видим в лицо. Вы, например, когда заходите в Сбербанк-онлайн — система приветствует вас по имени. Она вас уже знает.

Наша цель, чтобы эту информацию о клиенте перенести в данные и дать возможность создать такую платформу, к которой в дальнейшем смогут подключаться наши партнеры, продавцы, поставщики услуг.

– Как это физически будет выглядеть?

– Заходите в сбербанк-онлайн и увидите там поставщиков различных услуг — медицинских, государственных, телекоммуникационных  и т. д. То есть, если мы знаем, что вы часто путешествуете, то система будет предлагать вам бронирование отелей, скидки на авиабилеты — система будет исходить именно из ваших предпочтений.

– Какие услуги в «Экосистеме» Сбербанка можно получить уже сейчас?

– Есть телеком, медицина. Сбербанк получил недавно разрешение ФАС о создании совместной компании с «Яндекс.Деньги». Есть онлайн касса для малого бизнеса. Есть «ДомКлик» - сервис по подбору и покупке недвижимости. Это конкурент для агентств недвижимости, у которого уже миллионы пользователей. И вся «Экосистема» будет постоянно пополнятся по ходу совершенствования платформы…

– То есть конечного срока реализации проекта в принципе не существует?

– Его не существует. Это  постоянно развивающаяся система, и постоянно она будет наполняться и совершенствоваться.

– Как на ваш взгляд эта «Экосистема» поможет предпринимателям в развитии их бизнеса?

– Сейчас многие предприниматели не знают, как быстро, дешево и качественно выйти на своего потребителя. А эта система будет позволять это делать. Мы понимаем, что люди сейчас все глубже уходят в цифровое поле. Поэтому сейчас уже нужно находить инструменты доступа к клиенту не физические, а именно электронные. Кто быстрее поймет, что такой путь — более эффективен, тот в будущем будет развиваться, а кто не поймет, что предпочтения людей изменились, то вынужден будет покинуть рынок.

Здесь тоже можно привести довольно известные примеры. Компания Nokia. Она не поняла, что рынок и предпочтения людей меняются, хотя и занимала огромную долю рынка связи. Время изменилось, а компания нет… Так же и Kodak - вовремя не понял, что нужно переходить на цифру, и вся идеология с пленочными фотоаппаратами ушла в небытие.

Поэтому сейчас мы предлагаем компаниям проследовать за изменениями, а, возможно, даже и быть на шаг впереди, чтобы не только удержать свой бизнес, но и получить стимул к развитию.

– Сколько времени есть у компаний — как быстро изменится рынок, как быстро надо компаниям успеть переориентироваться, чтобы не повторить судьбу упомянутых вами брендов?

– Сложно судить, все зависит от отрасли. Если говорить о недвижимости — то это может произойти очень быстро. Все уже есть в электронном виде и вскоре агентства недвижимости могут не понадобиться. Если торговля эксклюзивными товарами - то может жить дольше…

– Насколько экосистема будет доступна малому бизнесу?

– Все будет зависеть от того, как будет развиваться сама платформа и какое количество участников она сможет потянуть. Нужно тестировать. Но сама по себе технология должна позволить многие подключения за счет технологий облачного хранения. Я думаю, что Сбербанк пойдет по пути широкого доступа и для клиентов и для партнеров. Мы сейчас делаем первые шаги.

– С таким большим наполнением и возможностями, я думаю, у каждого возникнет вопрос кибербезопасности нового проекта...

– Развитие такой системы без осуществления кибербезопасности не возможно. Здесь у нас тоже достаточно большая работа запланирована. В стратегии Банка указано и технологическое лидерство — там первым пунктом идет надежность и эффективность системы. И делается все для того, чтобы максимально обезопасить клиента. Несмотря на то, что кибератаки на различные электронные системы происходят ежедневно, 99,9% из них отбиваются. При этом отмечу, что физическое хранение денег (наличных) не является более безопасным путем для сохранения средств. Карточки могут быть надежнее.

– С вводом новой системы как изменится структура работы банка с клиентами в ваших офисах, ведь не секрет, что многие до сих пор на «Вы» с гаджетами и интернетом?

– У нас сейчас удивительная вещь происходит — с одной стороны мы видим постоянный рост количества пользователей мобильного приложения (удаленных каналов обслуживания), а с другой стороны физический поток в нашу сеть не падает. Пока мы развиваемся в двух направлениях, но все равно со временем будет все склоняться к цифровым технологиям. Но останутся люди, которые будут продолжать пользоваться наличными деньгами, поэтому мы будем обе ветви развивать. Это выбор клиента — если кто-то понимает и чувствует, что нужно уходить в цифровую область — мы предоставим ему такую возможность, если кто-то к этому еще не готов — мы сохраним для него прежние услуги.

– Не боится ли Сбербанк конкуренции «Экосистем»?
– Сложно создавать «Экосистему» если нет большого количества пользователей. Если у производителя куплена 1 тыс. товара, или у него маленькая клиентская база, то нет смысла создавать «Экосистемы». Но главное, кто начнет действовать первым. Сбербанк уже начал. Но у других тоже есть попытки. Однако мы поставили себе задачу до 2020 года основные объемы платформы создать и подключить. Тот, кто уже пойдет за нами, тот уже будет отставать.

– Определите главную задачу «Экосистемы».
– Чтобы быть успешным завтра, нужно начать делать что-то сегодня.. и делать быстрее — создавать для клиента то, что ему нужно.

Опубликовано в журнале “Все для бизнеса”, Камчатский край  
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow