Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Экспортируй все

Как небольшой фирме, к примеру, из Комсомольска-на-Амуре выйти на иностранные рынки

В начале марта завершился прием заявок на региональный этап конкурса «Лучший экспортер года». Субъекты малого, среднего и крупного бизнеса будут – каждый в своей категории – бороться за победу. О том, как войти в число успешных экспортеров, расскажут директор Центра поддержки экспорта Хабаровского края Анастасия Молокова и заместитель директора ЦПЭ края Илья Сычев.

Экспортируй все
Фото: pixabay.com

- Анастасия, Илья, у нас есть крупные предприятия, вроде «Газпрома» или концерна «Сухой», которые традиционно уверенно чувствуют себя на внешних рынках, их объемы поставок исчисляются миллиардами рублей. Что делать малому и мелкому бизнесу среди таких гигантов?

- В вас говорит предубеждение. В эпоху развития электронной коммерции, практически стеревшей границы, нужно всерьез задуматься о диверсификации рынков сбыта, - считает Анастасия Молокова. - Неважно, что вы производите – рыбные деликатесы, штучный товар ручной работы или свадебные платья. Потребитель найдется, нужно только дойти до него.


- Чтобы предпринимателю было проще сделать первые шаги на своем экспортном пути, в России действует сеть Центров поддержки экспорта с головной организацией Российский экспортный центр. В Хабаровском крае тоже есть свой Центр, - объясняет Илья Сычев. - Получить поддержку могут как действующие, так и начинающие экспортеры. А те, кто только задумывается об экспортной деятельности, могут обратиться за экспертной оценкой готовности бизнеса к выходу на внешние рынки.

- Наверняка это достаточно дорого или есть какие-то другие подводные камни.

- Нет никаких подводных камней, обратиться к нам за помощью может любой легально действующий предприниматель. Услуги ЦПЭ бесплатны, за исключением пяти услуг. Например, маркетинговое исследование интересующего рынка сбыта проводится на условиях софинансирования. Дело в том, что Центры финансируются из государственной казны, сами понимаете, бюджетные деньги должны расходоваться эффективно, - продолжает Илья Сычев. – Эти пять услуг мы оказываем на условиях софинансирования из чисто психологических соображений. Предприниматели очень чутки к тратам и, если уж вложили во что-то деньги, то не захотят, чтобы это было впустую.



- Давайте подробнее остановимся на бесплатных услугах.

- Правильнее будет начать с первых шагов компании-экспортера. Итак, вы уверенно чувствуете себя на внутреннем рынке или у вас есть товар, к которому интерес на внешнем рынке выше, чем у отечественного потребителя. Вы хотите расширять ареал сбыта – вы приходите к нам, - рассказывает Анастасия Молокова. - Эксперты Центра помогают создать экспортный профиль компании, определить целевую аудиторию продукта, выстроить логистику, разработать коммерческие предложения. Помогают с поиском партнеров в других странах. Кстати, важный аспект работы – выставочная деятельность. Да, в период коронавируса она практически не велась, но ничто, и эпидемии в том числе, не вечно. Если не в этом году, то через год-другой вновь будут проводиться международные бизнес-мероприятия.

- Коронавирус, несомненно, повлиял на все сферы нашей жизни. Среди положительных последствий я бы отметил расцвет электронных площадок, - отмечает Илья Сычев. – Например, обучение перешло в онлайн-формат. То есть находясь в Аяне или Бикине, вы можете не только вживую услышать лекцию известного тренера, но и задать ему вопросы. Обучение экспортеров – это еще один большой пласт работы Центра. Клиенты ЦПЭ посещают вебинары с экспертами федерального и мирового уровня по различным направлениям – от таможенного дела до маркетинга. Есть целые онлайн-семинары – многочасовые марафоны, прокачивающие навыки экспортера от уровня «новичок» до «опытный пользователь». Есть акселерационные программы, предназначенные для тех, кто как рыба в воде на внутреннем рынке и хочет покорить остальной мир. За такой компанией закрепляется личный тренер, который на протяжении трех месяцев каждый день ставит перед «атлетом» различные реальные задачи, ведя его к достижению поставленной цели.

- Центр поддержки экспорта – это друг и наставник, который подскажет и поможет. Но ответственность за успех бизнеса лежит все же на его собственнике. Мы не выполняем всю работу за компанию – мы учим, как эту работу делать, - замечает Анастасия Молокова. – Высшая похвала для нас – это видеть, как вчерашний ученик становится уверенным в себе экспортером.

- Приведите, пожалуйста, конкретные «истории успеха», раз уж мы начали с малого бизнеса, давайте продолжим разговор о нем.

- Компания «Уайт Софт» оказывает крупной японской корпорации услуги по разработке и сопровождению программного обеспечения. Компания «Хотлид» оказывает услуги IP-телефонии партнерам, находящимся в ЮВА. В ближайшее время планируется заключение экспортного контракта с канадскими партнерами, - перечисляет Илья. - Компания «Лира», партнер Google, оказывает компаниям из Чехии, Великобритании и США услуги по созданию и ведению интернет-рекламы в сети Facebook и Google.

- И все они точно из Хабаровского края?

- Точно. Есть предприятие «Дальневосточная торфяная компания», которое систематически отгружает в Республику Корея топливные брикеты и торфобактериальный субстрат. Пищевую пленку ПВХ поставляет в страны СНГ фирма «Новопак», - продолжает Анастасия. – Растет товарооборот с КНР в сфере пищевой промышленности.

- Наверняка это фирмы с достаточно серьезным оборотом. А мелкий производитель, скажем, хэнд-мейд мастер может стать экспортером?

- Вполне. Илья упомянул, что пандемия коронавируса ускорила развитие интернет-торговли. И компании Хабаровского края не преминули этим воспользоваться, - отвечает Анастасия. – Кстати, Центр поддержки экспорта помогает продвинуть товар на электронных площадках. В рамках продвижения мы разрабатываем рекламную стратегию, помогаем выделить товар среди сотен других. Наши земляки уже представлены на площадке Alibaba.com. Компания «Голиаф», используя перспективные каналы международной B2C-площадки Etsy.com, ведет активную продажу наклеек для ногтей в США, Канаду, Великобританию, Испанию, Германию и другие страны ЕС.

- Вы помогаете предприятиям с разрешением таможенных вопросов? Отправить товар из одной страны в другую вряд ли простое дело, даже если это наклейки на ногтей.

- Конечно, помогаем, у нас есть эксперты в сфере таможенного дела, которые могут проконсультировать по различным вопросам. В то же время и законодательство идет навстречу производителю. Хорошие перспективы для экспорта товаров по схеме B2C открылись благодаря процедуре упрощенного порядка по оформлению экспортных отправлений, - объясняет Илья. - Суть заключается в том, что предприятия, которые работают по упрощенной системе налогообложения, при оформлении экспортируемых товаров могут использовать в качестве декларации документы, применяемые Всемирным почтовым союзом. Таможенные процедуры будут производиться на основании одного документа (почтовой декларации CN23), что исключает необходимость заполнения отдельно таможенной декларации на товары.

 

- В самом начале разговора мы упомянули конкурс «Лучший экспортер года-2020». Зачем предприятию участвовать в нем?

- Конкурс - приятный и полезный бонус для компаний, успешно ведущих внешнеторговую деятельность. Победители получают сертификаты и призы, но не те, что пылятся на полочке, - отмечает Илья Сычев. - Это может быть бесплатное участие в обучающих программах, например, курсы иностранного языка для сотрудников, сертификат на проведение рекламной кампании или что-то другое, но тоже полезное.

- Есть еще один неочевидный плюс для победителя конкурса «Лучший экспортер года» - повышение его репутации в глазах потенциальных партнеров. Деловой имидж компании особенно важен, когда речь заходит о внешнеторговой деятельности, - поддерживает Анастасия Молокова. – Бывает, что, даже находясь в одном городе, компаниям непросто навести справки друг о друге. Что говорить о другой стране. Сертификат победителя конкурса – своего рода верительная грамота, документ, подтверждающий добропорядочность бизнеса, его конкурентное преимущество.

- Чтобы вы сказали предпринимателю, который задумывается о работе на внешние рынки, но пока сомневается?

- Выход на экспорт – логичный, закономерный этап развития стабильного бизнеса. Помимо дополнительной прибыли, внешнеторговая деятельность дает компании больше уверенности в завтрашнем дне: поставляя товар отечественному и иностранному потребителю, предприниматель страхует себя от перепадов рынка, - уверена Анастасия Молокова. - Волны мировых кризисов расходятся постепенно, спад потребительского спроса в одном государстве можно компенсировать устойчивым положением на рынке другого. Плюс в нашей стране экспортер пользуется поддержкой государства. Теперь, зная все это, спросите себя: почему вы еще не работаете на экспорт?

 

Конкурс «Лучший экспортер года» проходит в нескольких номинациях.

Номинации для МСП:

- «Экспортер года в сфере промышленности»;

- «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса»;

- «Экспортер года в сфере услуг»;

- «Экспортер года в сфере высоких технологий»;

- «Трейдер года»;

- «Прорыв года»

Номинации для крупного бизнеса:

- «Экспортер года в сфере промышленности»;

- «Новая география».

Конкурсную документацию, а также все об услугах для начинающих и действующих экспортеров можно найти на сайте Центра поддержки экспорта Хабаровского края. Справки по телефону 8 (4212) 35-84-45, info@khabexport.com.



21 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика