Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Five stories about how exporters of the Far East did not succeed - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Export disorientation

Five stories about how exporters of the Far East did not succeed

It is no secret that the export of the Far Eastern territories is mainly of raw materials orientation. Over half is energy. Further, on decreasing - diamonds, precious metals, wood, products of plant origin. More than half of the total volume is frozen and raw fish and seafood. Slightly less than a quarter - timber and wood products. Even less - mining, agriculture and food. There are some engineering products, metalworking, shipbuilding, mainly due to the Khabarovsk Territory, which supplies aircraft to the foreign market, turbines and rolled metal products.

Export disorientation
Photo: pixabay.com

Meanwhile, there is a task set by the President of Russia - to increase the share of non-primary, non-energy exports by 2024 year by half. The stories collected by the EastRussia agency show that Far Eastern enterprises could cope with the task, and would even like to. But due to bureaucratic obstacles, undeveloped infrastructure, elementary ignorance of the market, so far, as they say, they are marking time.

The first story. Jewelry exports are in Chinese pockets

Magadan and Yakut enterprises, for example, would like to export jewelry. There is a demand for them in the European Union, China and Mongolia. There are potential partners in Bulgaria, however, the entry of the “jeweler” into the foreign market is very difficult due to the overregulation of this activity.

- The main problem of exporting jewelry is customs procedures. The problem is even to go to the exhibition, - says Alexander Pavlov, General Director of the YERI KIERGE company. - Because it takes a lot of time to issue a temporary export at the customs authorities, three to four months, and it is very expensive for money. We made out in Moscow (clearance is only on excise customs posts) consignment of goods for participation in the exhibition. We paid for registration of a customs broker half a million rubles. In the opposite direction you bring the goods - again you lose three months on registration. At the same time, it is impossible to sell products directly at the exhibition. And people in the same Las Vegas were ready to buy the Russian “jeweler” right at the exhibition. They do not want to wait several months until we deliver the goods to partners. We need a volitional decision that will significantly simplify and cheapen the customs clearance of jewelry exports.

The problem concerns everyone who produces jewelry. As a result, the Chinese are buying up “jewelry” in Russia and taking it out in their pockets - manufacturers complain.

“We are trying to create a roadmap for entering the foreign market of jewelry companies, but so far nothing is working out,” said Vladimir Kret, head of a separate division of the Russian Export Center in Khabarovsk.

History Two: Whose Ivan Tea?

Another commodity that could be massively exported from the territory of the Far East is ivan-tea (aka Cyprus). There was a time when willow-tea was exported from Russia even in large volumes than gold and furs. Many companies procure it in Yakutia, in the Khabarovsk Territory, in Kamchatka on a production scale. There are potential consumers, agreements are being made, demand is measured in hundreds of thousands of tons. However, there are also completely inexplicable administrative problems.

“There is neither OKVED, nor GOST, or the fuel pump for iwan tea in Russia,” says Nyurguyan Zamorschikova, an individual entrepreneur from Yakutia. - We presented our products in Japan, we found a large distributor there. He is going to fly to us, see the production. In particular, he is concerned about whether our production meets the Russian standard. And there is no standard.

Meanwhile, the export of fireweed is subject to licensing. To obtain a license, you need approval in Rosprirodnadzor. And for this it is necessary to have a lease agreement for the right to procure firewood. Gather it mostly spontaneously, by the hands of the local population. Tea grows, for example, in areas after forest fires, and only a few years. To conclude a contract for a plot in such conditions is not always advisable.

In this regard, an interesting solution was found by the producers of willow tea in the Kamchatka Territory - the collection site was designed as a Far Eastern hectare. This is the position of the products under the brand “Fairy Kamchatka” marked “products from the Far Eastern hectare”. The company feels confident in the domestic market, but exports are not yet systematically adjusted.

By the way, a similar story - with pine nuts. There is also a huge demand in Asia, but for export you need a license, coordination in Rosprirodnadzor. And there has not yet been developed a provision on the rules for issuing these documents. With 2008, the agency keeps the position in agreement. For now, each company has its own requirements.

The third story: to the mammoth bones

The “war” for the export of products from mammoth tusks has been going on for several years already. They are also licensed. It is necessary to obtain the opinion of the Ministry of Culture or Rosprirodnadzor. The former head of the Ministry of Culture believed that any mammoth tusk was a cultural value, and rejected expert conclusions.



Meanwhile, today in every decent museum of the world there is a mammoth tusk. For the African Zulus this is a trade, a means of survival, a whole industry. At one time, the deputy presidential plenipotentiary in the Far Eastern Federal District, Vladimir Solodov, proposed converting the mammoth's tusks into the category of mineral resources, defining the rules for their production, and the level of reserves. However, the matter did not go further. As a result, products are smuggled. Their consumption in China has increased, and the share of registration has fallen.

Fourth story: how the leg was longer than the hypotenuse

For several years now, Khabarovsk producer of ice cream “Hare” Ilya Amirkhanov has been trying to enter the Chinese and Korean market. The entrepreneur achieved some success - they liked ice cream in the neighboring countries, but elementary logistics are hindering exports.

“Delivery of a batch of ice cream to the depth of the same China is too expensive,” explains the entrepreneur. - It is necessary to load the products onto the steamer, wait until it reaches the foreign port, reload onto the vehicles. All this is long and expensive. We tried to send the car by agreement directly from Khabarovsk to Dalian - it did not work, because the customs in Primorye does not allow transit. It is allowed to work only in the Heilongjiang province, others cannot. The same story with the customs in Pokrovka (Bikinsky District). Meanwhile, cars from Novosibirsk go straight to Dalian as part of the “One Belt - One Way” program. It is illogical somehow.

Fifth Story: Exporters have launched a drawbar

Alas, today even the traditional Far Eastern export goods are falling.

“The production of roundwood in the Far East in 2019 decreased by 50%,” said Alexander Sidorenko, chairman of the Association of Forest Exporters of the Far East, “respectively, the export of round timber fell by half. This is due to the introduction of protective 40-percentage export duties.

The growth of exports of wood products, these losses are not compensated. The cost of sawnwood in the overseas market fell this year by 12% and continues to fall. Due to the economic war of China and the United States, exports of Chinese products are reduced, respectively, domestic consumption of the same treated wood is reduced.

Well, the problem is similar to the situation with ice cream: sending a container with lumber and other products from Siberia to China in the framework of the program “One Belt - One Way” is cheaper than sending a container from Khabarovsk to Suifenhe. The cost of production of wood products in the Far East is much higher than in Siberia, simply because we have more expensive electricity. All together - significant problems for the Far Eastern timber merchants, for whom, by the way, stable exports are a condition for survival.

instead of an epilogue

The narrow industry issues described above are far from the only brake on the export of non-primary goods. The lack of cargo and passenger checkpoints at the Russian-Chinese border seriously hampers foreign economic activity.

A striking example is the passage on the Big Ussuri Island, on which bridges from the Russian and Chinese sides have already been built. The Russian side diligently ignores the proposal of the People's Republic of China to make the transition cargo-passenger. We are ready only for the passenger border crossing: allegedly, if we open the gate for cargo, we will be overwhelmed with cheap products, and our own production will die.

In fact, Russian entrepreneurs are shouting - we need a passenger-and-freight crossing. Deputy Chairman of the Far Eastern Association of Industrialists and Entrepreneurs Yevgenia Ohota, on behalf of the entire small business, said: switching to Bolshoy Ussuriisk will make it possible to trade for export and reduce logistics costs. Especially it concerns finished fish, confectionery products, heat-insulating and building materials.

Of course, one can say that all these particulars, but without solving specific issues of exporters and manufacturers, the structure of Far Eastern exports will not change in the direction of the growth of non-commodity, non-energy goods. And most importantly, numerous enterprises and entire industries that are seen as the main market for the Asia-Pacific countries and other foreign countries will not receive development. And this already contradicts the main national idea - the accelerated development of the Far East.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Экспортная дезориентированность

Пять историй о том, как экспортеры Дальнего Востока не добились успеха

Не секрет, что экспорт дальневосточных территорий имеет главным образом сырьевую направленность. Свыше половины – это энергоресурсы. Далее, по убывающей – алмазы, драгметаллы, лес, продукты растительного происхождения. Больше половины всего объема – замороженная и сырая рыба и морепродукты. Чуть меньше четверти – лес и продукция деревопереработки. Еще меньше – добывающая промышленность, АПК и пищевая. Есть и немного продукции машиностроения, металлообработки, судостроения, в основном за счет Хабаровского края, который поставляет на внешний рынок самолеты, турбины и металлопрокат.

Экспортная дезориентированность
Фото: pixabay.com

Между тем, есть задача, поставленная президентом России — нарастить долю несырьевого, неэнергетического экспорта к 2024 году в два раза. Истории, которые собрало агентство EastRussia, показывают, что дальневосточные предприятия могли бы справиться с поставленной задачей, и даже хотели бы. Но в силу бюрократических препон, неразвитой инфраструктуры, элементарного незнания рынка, пока, как говорится, топчутся на месте.

История первая. Экспорт «ювелирки» — в карманах китайцев

Магаданские и якутские предприятия, например, хотели бы поставлять на экспорт ювелирные изделия. Спрос на них есть в Евросоюзе, Китае и Монголии. Есть потенциальные партнеры и в Болгарии, однако выход «ювелирки» на внешний рынок очень сложен из-за зарегулированности этой деятельности.

– Главная проблема экспорта ювелирных изделий — это таможенные процедуры. Проблема даже на выставку поехать, – говорит генеральный директор якутской компании КИЭРГЭ Александр Павлов. – Потому что оформить временный вывоз в таможенных органах занимает массу времени, три-четыре месяца, и неподъемно по деньгам. Мы оформляли в Москве (оформление идет только на акцизных таможенных постах) партию товара для участия в выставке. Заплатили за оформление таможенному брокеру полмиллиона рублей. В обратную сторону везешь товар — снова теряешь три месяца на оформлении. При этом непосредственно на выставке продать изделия нельзя. А люди в том же Лас-Вегасе готовы были купить российскую «ювелирку» прямо на выставке. Они не хотят ждать несколько месяцев, пока мы поставим товар партнерам. Нужно волевое решение, которое существенно упростит и удешевит таможенное оформление экспорта ювелирных изделий.

Проблема касается всех, кто производит ювелирные изделия. В результате китайцы скупают «ювелирку» в России и вывозят ее в карманах — жалуются производители.

– Мы пытаемся создать дорожную карту по выходу на внешний рынок ювелирных компаний, но пока ничего не получается, — отмечает руководитель обособленного подразделения Российского экспортного центра в Хабаровске Владимир Крет.

История вторая: чей иван-чай?

Другой товар, который можно было бы массово экспортировать с территории Дальнего Востока — это иван-чай (он же кипрей). Было время, когда иван-чай экспортировали из России даже в больших объемах, чем золото и пушнину. Немало компаний заготавливают его в Якутии, в Хабаровском крае, на Камчатке в производственных масштабах. Есть потенциальные потребители, заключаются соглашения, спрос измеряется сотнями тысяч тонн. Однако и тут возникают совершенно необъяснимые административные проблемы.

– На иван-чай в России нет ни ОКВЭД, ни ГОСТа, ни ТНВДа, — рассказывает индивидуальный предприниматель из Якутии Нюргуяна Заморщикова. — Мы представляли свою продукцию в Японии, нашли там крупного дистрибьютора. Он собирается прилететь к нам, посмотреть производство. В частности, его волнует, соответствует ли наше производство российскому стандарту. А стандарта-то нет.

Между тем, экспорт кипрея подлежит лицензированию. Чтобы получить лицензию, нужно согласование в Росприроднадзоре. А для этого необходимо иметь договор аренды участка на право заготовки кипрея. Собирают его главным образом стихийно, руками местного населения. Чай растет, например, на участках после лесных пожаров, и всего несколько лет. Заключать договор на участок в таких условиях не всегда целесообразно.

В этом плане интересное решение нашли производители иван-чая в Камчатском крае — участок сбора оформили как дальневосточный гектар. Так и позиционируют продукцию — под брендом «Сказочная Камчатка» с пометкой «продукция с дальневосточного гектара». Компания уверенно чувствует себя на внутреннем рынке, но экспорт пока системно не налажен.

Кстати, похожая история — с кедровым орехом. Тоже гигантский спрос в Азии, однако для экспорта нужна лицензия, согласование в Росприроднадзоре. А там до сих пор не разработано положение о правилах выдачи этих документов. С 2008 года ведомство держит положение на согласовании. Пока же для каждой компании — свои требования.

История третья: до мамонтовых костей

Уже не первый год идет «война» за экспорт изделий из бивней мамонта. Они тоже лицензируются. Необходимо получить заключение Минкульта или Росприроднадзора. Бывший руководитель Минкульта считал, что любой бивень мамонта является культурной ценностью, и заключения экспертов отклонял.



Между тем, сегодня в каждом приличном музее мира есть бивень мамонта. Для африканских зулусов это — предмет промысла, средство выживания, целая отрасль. В свое время заместитель полпреда президента в ДФО Владимир Солодов предлагал перевести бивни мамонта в разряд полезных ископаемых, определить правила их добычи, уровень запасов. Однако дальше разговора дело не пошло. В результате изделия везут контрабандой. Потребление их в Китае выросло, а доля оформления упала.

История четвертая: как катет оказался длиннее гипотенузы

Вот уже несколько лет пытается выйти на китайский и корейский рынок хабаровский производитель мороженого «Зайца» Илья Амирханов. Некоторого успеха предприниматель добился — мороженое в странах-соседях понравилось, однако нарастить экспорт мешает элементарная логистика.

– Доставка партии мороженого вглубь того же Китая получается слишком дорогой, — объясняет предприниматель. – Надо загрузить продукцию на пароход, дождаться, когда она доплывет до иностранного порта, перегрузить на автотранспорт. Все это долго и дорого. Мы пытались отправить машину по соглашению прямо из Хабаровска до Даляня — не получилось, потому что таможня в Приморье не дает транзит. Разрешено работать только по Хейлунцзянской провинции, в другие нельзя. Та же история и с таможней в Покровке (Бикинский район). А между тем, из Новосибирска машины идут прямиком до Даляня в рамках программы «Один пояс — один путь». Нелогично как-то.

История пятая: экспортерам развернули дышло

Увы, сегодня падают объемы производства даже традиционных дальневосточных экспортных товаров.

– Производство круглого леса на Дальнем Востоке в 2019 году снизилось на 50%, – говорит председатель ассоциации лесоэкспортеров Дальнего Востока Александр Сидоренко, – соответственно вдвое упал и экспорт кругляка. Связано это с введением заградительных 40-процентных экспортных пошлин.

Ростом экспорта изделий из древесины эти потери не компенсируются. Стоимость пиломатериалов на внешнем рынке упала в этом году на 12% и продолжает падать. Из-за экономической войны Китая и США экспорт китайской продукции сокращается, соответственно, уменьшается внутреннее потребление той же обработанной древесины.

Ну и проблема, аналогичная ситуации с мороженым: отправка контейнера с пиломатериалом и иной продукцией из Сибири в Китай в рамках программы «Один пояс — один путь» выходит дешевле, чем отправка контейнера из Хабаровска в Суйфэньхэ. Себестоимость производства изделий из древесины на Дальнем Востоке намного выше, чем в Сибири, просто потому что у нас дороже электроэнергия. Все вместе — существенные проблемы для дальневосточных лесопромышленников, для которых, к слову, стабильный экспорт — условие выживания.

Вместо послесловия

Узкие отраслевые вопросы, которые описанные выше — далеко не единственный тормоз для экспорта несырьевых товаров. Серьезно тормозит внешнеэкономическую деятельность отсутствие грузо-пассажирских пунктов пропуска на российско-китайской границе.

Яркий пример – переход на Большом Уссурийском острове, на который уже построены мосты с российской и китайской стороны. Российская сторона старательно игнорирует предложение КНР сделать переход грузопассажирским. Мы готовы только на пассажирский погранпереход: якобы, если откроем калитку для грузов — завалят нас дешевой продукцией, и собственное производство умрет.

На самом деле российские предприниматели кричат — нужен грузопассажирский переход. Заместитель председателя Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Евгения Охота от лица всего малого бизнеса заявила: переход на Большом Уссурийском позволит выгодно торговать на экспорт и снизит затраты на логистику. Особенно это касается готовой рыбной, кондитерской продукции, теплоизоляционных и строительных материалов.

Конечно, можно сказать, что все это частности, но без решения конкретных вопросов экспортеров и производителей структура дальневосточного экспорта так и не изменится в сторону роста не сырьевых, не энергетических товаров. И главное, не получат развитие многочисленные предприятия и целые отрасли, которые основным рынком сбыта видят страны АТР и другие зарубежные страны. А это уже противоречит основной национальной идее — ускоренного развития Дальнего Востока.