Электромобили – сделано во Владивостоке!
07.08.2017 00:17
Гендиректор ГК СУМОТОРИ Виталий Веркеенко о событийном туризме, автомобильном бизнесе и проектах в Свободном порте Владивосток
Туристско-рекреационный кластер «Приморское кольцо» — один из приоритетных проектов развития Приморского края. И не только в области туризма. Кластер получил свою известность благодаря усилиям целого коллектива единомышленников, желанию сделать не столько для себя, сколько для края и его гостей нечто значимое, притягательное и способное составить конкуренцию аналогичным иностранным проектам.
Генеральный директор ТРК «Приморское кольцо» и технохолдинга «SUMOTORI» Виталий Веркеенко рассказал EastRussia о продвижении этого в большей степени социального проекта, а также о перспективах развития автомобильного рынка в Приморье и новых бизнес-инициативах.
ТАСС / Фотобанк ВЭФ
— Виталий Васильевич, как представитель автомобильного бизнеса – как вы оцениваете перспективы развития авторынка на Дальнем Востоке. Не секрет, что средний возраст машин здесь самый большой по России – чуть ли не 20 лет. Автопарк будет стареть дальше? Или предстоит масштабное обновление?
— Конечно есть проблема «наследственности». В Приморье долгое время существовала возможность приобретать недорогие автомобили, это было выгодно, и во-многом безальтернативно. Сегодня ситуация изменилась в корне, но от стереотипов, выработанных десятилетиями, избавляться сложно. К сожалению, многие по-прежнему, проходя все «круги ада», предпочитают привезти из Японии подержанное авто с непрозрачной историей, восстановленное после аварии или «утопленника», с установленной непонятными «умельцами» кнопкой ГЛОНАСС. Хотя за те же деньги в автосалоне можно купить новый автомобиль аналогичного класса с трехлетней гарантией.
Увы, люди в ограниченном коммуникационном поле, не владея информацией, принимают решения, как им кажется, обдуманно и взвешенно. А ведь они не то что тест-драйв не проходили на новом европейском автомобиле, но даже цены не сравнивали. И все же тенденция, что автомобильный парк в Приморье начнет молодеть, есть. Предпосылками к этому станут в том числе запущенные государственные механизмы поддержки и постепенный отказ от сложившихся стереотипов наших граждан. Может, очень быстрого обновления автопарка и не произойдет, но и стареть он больше не будет.
– АвтоВАЗ (Рено-Ниссан) недавно рассказал о том, что у них растут экспортные поставки, в том числе автомобилей под иностранными брендами, но собранных в России. Мы 25 лет завозили автомобили с Востока. А как считаете, начнем ли (и когда) экспортировать их обратно в АТР? Возможно ли крупное сборочное производство в регионе, ориентированное на экспорт?
– Современные тенденции таковы, что в России заниматься производством становится дешевле, чем в Азии. К такому выводу мы приходим, общаясь с различными азиатскими производителями. Так сложилось, что стоимость производства российской сборки сейчас начинает снижаться как за счет повышения эффективности производства и технологий, так и за счет низких издержек. У нас сегодня уже есть предложение от южнокорейского концерна о производстве в Приморье новых электромобилей для Азии. Сначала наши партнеры предполагали разместить это производство на территории Южной Кореи. Но теперь уже южнокорейские бизнесмены предлагают разместить это производство у нас в Приморье, в ТОР, потому что есть конкретные преференции – и налоговые и таможенные, по электричеству, инженерным сетям, по стоимости сборки и т.д. Сегодня это уже объективная реальность – становится выгоднее производить в Приморье и отправлять в страны АТР. Поэтому я уверен, что в скором времени заработает такое предприятие на Дальнем Востоке, ориентированное на экспорт. Потенциал заложен огромный.
— Вы имеете ввиду анонсированный совместный проект с японской компанией Arai по переоборудованию в Приморье старых японских автомобилей в электромобили? С последующей поставкой их на экспорт в Индию?
— Да. Наш проект «Прометей» (ТОР «Надеждинский») действительно получил дополнительное развитие: мы хотим не только переоборудовать подержанные японские малолитражки в электромобили, но и собирать новые машины. Рынок, как я уже сказал, и внутренний, и экспортный – и Азия, и Европа.
— Вы также работаете с Китаем – анонсировалась сборка грузовиков FAW на площадке «SUMOTORI» в Артёме. Как продвигается проект?
— Совместное предприятие зарегистрировано, получены лицензии завода изготовителя. Завезли первые образцы. Предприятие по сборке является резидентом Свободного порта Владивосток, но не все преференции получается применить в силу административных или объективных причин. Тем не менее радует, что есть такая возможность — прорабатывать на практике и «дотачивать», применительно к нашим реалиям, теоретически гладкие механизмы Свободного порта. Мы планируем завершить все сертификационные процессы к 1 сентября, а в середине месяца завести первую партию комплектов на сборку. В первую очередь, это самосвалы модели G6, адаптированные для российского рынка с формулой 6х4 и 8х4.
— Еще один Ваш проект – ТРК «Приморское кольцо» – также является резидентом Свободного порта Владивосток. Как развивается инициатива?
— Группа компаний «SUMOTORI» в течение последних 15 лет поддерживала автомотоспорт, но качественное развитие невозможно без фундамента. Так появилась площадка «Приморское кольцо». Мы изучили разные бизнес-модели в поисках золотой середины, чтобы проект не тянул деньги из бюджета и спортсменов, и при этом стал бы окупаем, в том числе за счет коммерческих объектов, интегрированных в спортивный комплекс.
Позитивные изменения есть: из спортивно-технического комплекса проект перерос в полноценный туристско-рекреационный кластер. Для жителей края «Приморское кольцо» уже давно стало излюбленным местом для семейного отдыха. Многие специально приезжают и из близлежащих городов. Во многом благодаря удачному соседству с международным аэропортом, стараниям нашей команды его узнают и посещают гости Приморcкого края. Гонщики и туристы из Японии, Кореи, Китая здесь частые гости. А с августа начинает действовать упрощенный визовый режим Свободного порта Владивосток. Ожидаем в этой связи еще больший наплыв иностранных туристов.
— В сентябре пройдет четвертая международная дрифт-битва AsiaPacific D1 PrimRing GP 2017. Вы являетесь главным организатором. Что вы ожидаете от этого мероприятия? Оправданы ли затраты?
— С 15 по 17 сентября во Владивостоке состоится первый Международный Автосалон Владивосток 2017 (VIAS 2017) . Выставка как раз проходит в рамках дрифт-битвы AsiaPacific D1 PrimRing GP 2017. По планам первую очередь строительства ТРК мы планируем ввести в эксплуатацию и открыть этим большим мероприятием.
Хочу отметить, что в прошлом году Кольцо было отмечено премией Russian Events Awords как лучший рекреационно-спортивный объект. Так что в этом году у нас все шансы провести запланированные мероприятия на самом достойном уровне. Мы привлекаем зрителей, прессу, и это становится значимым мероприятием для региона. Таким образом мы обозначаем Владивосток на международной туристической карте. В этом году мы ожидаем более 20 000 человек, в том числе иностранных туристов. В мероприятии задействованы как местные известные пилоты, так и всемирно признанные гонщики из России и других стран.
Конечно – прибыли высокие не стоит ожидать – ведь в первую очередь Приморское кольцо – это социальный проект. Социальный проект не имеет высокой рентабельности, для стабильного развития ему необходимы преференции, которые предоставляет сегодня режим закона Свободного порта. Конечно, статус резидента Свободного порта Владивосток в значительной степени помогает оптимизировать затраты, а коммерческие проекты, дополняющие объект – компенсировать их.
— Вы пользуетесь экономическим режимом Свободного порта Владивосток почти год. Что конкретно вам дало это участие?
— Принципиально режим Свободного порта позволяет инвестору повысить эффективность проекта за счет применения двух типов преференций – это специальное таможенное регулирование и налоговые льготы. Налоговые льготы работают хорошо и достаточно понятно. Мы уже сейчас получаем эффект от сокращенной ставки социальных выплат на фонд оплаты труда — это значительно помогает оптимизировать расходную часть на старте проектов и при их дальнейшей реализации. В дальнейшем рассчитываем на положительный эффект и от других налоговых льгот – на прибыль, имущество, землю.
В то же время таможенные льготы нами востребованы гораздо больше — для нашего бизнеса крайне выгодно ввозить без пошлины оборудование, технику, материалы. Возможность пользоваться этими преференциями есть, но согласно приказу таможни №57Н, требуется оборудование зоны таможенного контроля. А это требует дополнительных инвестиций. По нашим оценкам, например, для малого по территории производственного проекта «ЮБО-СУМОТОРИ» стоимость оборудования зоны таможенного досмотра составляет примерно 14 млн рублей. Если же мы говорим о реализации нашего сельхозпроекта «Тайюань» в Шкотовском районе, то 7 тыс. га огородить забором высотой 2,5 м для выполнения условий приказа таможни – это сотни миллионов рублей.
Конечно, такие затраты неравноценны той потенциальной выгоде, которую мы можем получить от таможенных преференций. Поэтому мы ждем к сентябрю этого года обещанные изменения в законодательстве, которые позволят более гибко применять процедуру свободной таможенной зоны.
Беседовал Константин Андреев
Теги: