В Пекине заключены исторические соглашения об инвестициях в Дальний Восток
Визит российской делегации во главе с Владимиром Путиным в Пекин был рассчитан всего на два дня. Однако этого времени хватило, чтобы обеспечить инвестициями весь Дальний Восток на годы вперед. В целом в Шанхае было подписано почти 40 соглашений между российскими и китайскими регионами, отечественными частными и государственными компаниями с китайскими банками и предприятиями. «В денежном эквиваленте – это десятки и десятки миллиардов долларов», - сказал Президент РФ Владимир Путин, подчеркнув, что речь идет о разных отраслях производства.
Цену на газ, который пойдет в Китай из России, глава «Газпрома» Алексей Миллер озвучивать не стал, сославшись на соображения коммерческой тайны. Подобная скрытность вполне объяснима, и с учетом того, что окончательная стоимость газа неизбежно будет привязана к цене на нефть и нефтепродукты, на нее повлияет ежегодная индексация, инвестиционные риски и масса других факторов. Эксперты, сделав предварительные расчеты, утверждают, что речь идет не менее чем о $385 за тыс. куб. метров. Помимо явной коммерческой выгоды для России, этот контракт имеет и достаточно серьезное дипломатически-пропагандистское значение. Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов назвал этот документ «полезным психологическим фактором, демонстрирующим, что энергоресурсами нашей страны интересуются не только на Востоке, но и на Западе». Эксперты предполагают, что соглашение между РФ и Китаем станет одним из достаточно серьезных аргументов во время предстоящих 26 мая переговоров с Украиной в поисках компромиссной цены на поставки российского газа.
Заключение газового договора с Китаем - это «прорыв» на азиатском направлении, который дает импульс развитию отношений в энергетической сфере со всем Азиатско-Тихоокеанским регионом. У России появляется возможность увеличивать поставки и минимизировать затраты при экспорте на китайский рынок, спрос на котором растет на 25% в год. Немаловажное значение этот контракт имеет и для нынешнего государственного приоритета – развития регионов Дальнего Востока и Сибири. Россия получает возможность развивать сопутствующие добыче «голубого топлива» отрасли, строить в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газохимические предприятия, заводы по сжижению газа, перевалочные комплексы.
«Создаваемая магистральная инфраструктура уже на начальном этапе позволит совершить регионам качественный рывок в развитии, - уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Во-первых, это новые рабочие места, как в период строительства, так и во время последующей эксплуатации газопровода. Во-вторых, это дальнейшая газификация регионов. В-третьих, это увеличение поступлений в бюджеты всех уровней».
Другой важный документ связан с инвестициями с китайской стороны также в сферу энергетики. Так, согласно соглашению о сотрудничестве между энергохолдингом ОАО «РАО Энергетические системы Востока» и китайской компанией «Донгфанг Электрик Интернэйшнл Корпорэйшн» в энергетику Дальнего Востока будет инвестировано 78 млрд руб. Одна из крупнейших китайских энергетических корпораций готова принять участие в финансировании и реализации проекта «Строительство ГТУ на Владивостокской ТЭЦ-2» (установленная электрическая мощностью 93 МВт, тепловая мощность 80 Гкал/ч).
Помимо этого, стороны договорились о сотрудничестве в сфере ремонта, технического перевооружения и реконструкции существующих объектов генерации и сетевого комплекса Дальнего Востока. Как сообщила EastRussia.ru руководитель департамента общественных коммуникаций РАО ЭС Надежда Рукина, «Донгфанг Электрик Интернэйшнл Корпорэйшн» готова предложить для этого новые энергоэффективные технологии. Стороны также будут совместно развивать солнечную энергетику в Якутии.
Помимо зерна, через порт будут перегружать контейнеры (планируемая мощность терминала до 1,29 млн TEU в год), навалочные грузы (до 35 млн т в год), накатные Ro-Ro и другие грузы (до 500 тыс. единиц в год). До 60% грузооборота придется на транзитные перевозки грузов из северных в южные провинции Китая. Под строительство терминалов порта был куплен участок площадью более 100 га. По данным пресс-службы группы «Сумма», общий объем вложений в проект составит более 40 млрд руб. Проект будет реализован в 2017 году.
Таким образом, «Сумма» значительно расширит свое присутствие на Дальнем Востоке. Отметим, у группы уже есть Владивостокский морской торговый порт (входит в транспортную Группу FESCO). Возможности его развития ограничены, а среднегодовой грузооборот – около 6,5 млн т в год.
Напомним, в соответствии с подписанным 16 августа 2013 года документом предусматривается финансирование китайским банком инвестиционных проектов на территории ДФО в размере до $5 млрд.
Эксперты уверены, что подписание соглашений по вопросам финансирования проектов на российском Дальнем Востоке можно расценивать как очередной шаг к развитию долговременного и продуктивного сотрудничества.
«И хотя нам пока ничего не известно об условиях кредита, равно как и то, кому достанутся деньги: российским или китайским инвесторам, это знаковый экономический ход и хороший сигнал для дальневосточного бизнеса», - заявил EastRussia.ru директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. По его словам, уже сейчас Китай — самый крупный российский торговый партнер с оборотом более $80 млрд.
«Наше партнерство с ним и достигнутые в самых разных сферах договоренности лишь усиливает наши международные позиции», - уверен аналитик.
«Это говорит о сильной и последовательной позиции властей страны», - прокомментировал эксперт.
Как рассказала кандидат экономических наук Лариса Сахарова, в Китае очевидно растет потребление всех видов сырья и зависимость страны от внешнего мира, поэтому Поднебесная все больше нуждается в энергетических и иных ресурсах.
«Ориентация на сотрудничество с Россией в таких отраслях как энергетика, перевалка грузов и портовое хозяйство, банковский сектор открывает и для Дальнего Востока России и для Китая безграничные перспективы», - отметила она.
Текст: Людмила Дементьева, Екатерина Конькова