Поделиться
Энергия на исходе
Поделиться

Почему самый первый резидент ТОР медлит с реализацией проекта на Дальнем Востоке

На днях ленты уральских информагентств облетела вдохновляющая новость: в индустриальном парке «Богословский» в Свердловской области разместится производство силовых каркасов самолетов Sukhoi Superjet. Согласно плану работ, первоначально будет сформировано производство авиационных деталей из сплавов алюминия, титана и стали посредством механообработки. На этом этапе, требующем  финансовой поддержки в размере 1,1 миллиарда рублей, проект поддержит Фонд развития промышленности России. Далее в проект предполагается инвестировать еще 6,9 млрд рублей, за эти деньги будут построены линии механическая обработка и литья для изготовлении продукции для авиапроизводителей.

Если для уральских регионов данная новость носит однозначно позитивный характер, то на Дальнем Востоке она вызвала по крайней мере недоумение. Ведь еще год назад очень похожий проект Группы компаний «Энергия» по производству деталей для авиастроения был назван якорным для ТОР «Комсомольск», а компания «Эпсилон-2» – самым первым резидентом территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. При этом ярких новостей проект «Эпсилон-2» в последнее время не производит, а смысл “кулуарных” обсуждений проекта как в Хабаровске, так и в Москве, сводится к тому, что заложенная инвестиционная модель якобы до конца не согласована и испытывает сложности.

В пресс-службе ГК «Энергия» корреспондента EastRussia заверили в том, что проект в ТОР «Комсомольск» будет продолжен. «Согласно текущему бизнес плану, сроки запуска очередей производства выглядят следующим образом: 1-ая очередь: 2016 г. – 4 кв. 2017 г., 2-я очередь: 2017-2018 гг., 3-я очередь: 3 кв. 2018 г. – 1 кв. 2020 г.», – сообщили в пресс-службе компании.

Как отметили в ГК «Энергия», софинансирование проекта осуществляется за счет установленного партнерства между ГК «Энергия», Фондом развития Дальнего Востока и Государственной транспортной лизинговой компанией (ПАО «ГТЛК»). «Успех реализации зависит от слаженных действий всех заинтересованных участников – управляющей команды, правительства Хабаровского края и администрации Комсомольска-на-Амуре, бизнес-партнеров, инвесторов», – говорится в комментарии пресс-службы.

На запрос EastRussia ПАО «ГТЛК» и Фонд развития Дальнего Востока отказались комментировать свое участие в проекте. Заметим, что ПАО «ГТЛК» ранее не упоминалось в связи с «Эпсилон-2». Фонд развития Дальнего Востока ранее упоминался в связи с проектом ГК «Энергия», однако данный инвестпроект не входит в число тех семи, в которых фонд сегодня участвует. Обозначая политику Фонда по участию в проектах, глава ФРДВ Алексей Чекунков на прошедшей в начале месяца итоговой коллегии Минвостокразвития России отметил, что всего в портфеле ФРДВ находится 119 проектов на сумму 1,775 млрд рублей, однако "далеко не все эти проекты смогут удовлетворить жестким требованиям Фонда по защите, возвратности инвестиций".

"Деньги Фонда – дешевые и длинные, но пока они доступны только заемщикам, которые могут предоставить первоклассные гарантии возврата средств Фонду”, – отметил Алексей Чекунков.

В Минвостокразвития России на запрос EastRussia ответили, что инвестору 30 сентября 2015 г. было выдано свидетельство, удостоверяющее регистрацию юридического лица в качестве резидента ТОР «Комсомольск». В ведомстве подчеркнули, что информации о прекращении реализации проекта от ГК «Энергия» в Минвостокразвития России на настоящий момент не поступало. Вместе с тем, в министерстве не пояснили, присутствуют ли в инвестсоглашении с резидентом какие-либо пункты, обязывающие инвестора реализовать свой проект.

По информации EastRussia, за проект «Эпсилон-2» в прошлом году активно боролись и региональные, и федеральные чиновники. В частности, Минвостокразвития России выступало арбитром между Объединенной авиастроительной корпорацией и ГК «Энергия» в поисках возможных форматов гарантий со стороны авиастроителей по загрузке завода «Эпсилон-2» необходимыми заказами. Именно аппаратным лобби можно объяснить появление в Комплексном плане развития Комсомольска-на-Амуре (подготовлен Минвостокразвития России во исполнение президентского поручения) такой преференции, как внедрение программы локализации в ТОР “Комсомольск” производств по выпуску комплектующих для самолётов «Сухой Суперджет-100».

Заинтересованность чиновников можно понять: проект «Эпсилон-2» выгоден государству со всех точек зрения: и достаточно серьезные инвестиции (около 7,7 млрд рублей), и современное высокотехнологичное производство (проект действительно ярко выделялся на фоне других заявок в ТОРы), и локализация на Дальнем Востоке. «Суперджет-100» уже стал одним из ярких брендов национальной промышленности и символом Хабаровского края, поэтому любые шаги по локализации производства на территории Дальнего Востока станут хорошей рекламой новых мер государственной поддержки бизнеса в макрорегионе. Агентство развития человеческого капитала, созданное при Минвостокразвития России, уже рапортовало о начале поиска будущих высококвалифицированных сотрудников для завода «Энергии», которые, по словам руководителя Агентства Валентина Тимакова, понадобятся уже в следующем году. На этом фоне возможный сход проекта с дистанции – очевидные имиджевые потери для всех участников процесса.

В то же время, по мнению источника, знакомого с ситуацией, «если “Энергия” и переносит проект – то уж точно не из-за каких-то административных проблем». По мнению эксперта, решение скорее связано с нехваткой собственных финансовых возможностей у инвестора – и с отсутствием необходимой поддержки со стороны финансовых институтов. «Инвестор со своим проектом был бы очень выгоден в качестве истории успеха – будь такой опыт успешным, он был бы очень заметен. Сложно судить, насколько инициаторы проекта изначально были добросовестны, раскрыли ли они свои реальные возможности. Но то, что тот же Фонд развития Дальнего Востока не стал участвовать в проекте, демонстрирует, что риски реализации действительно высоки».

В сухом остатке вероятное “выпадение” проекта «Эпсилон-2» из ТОР “Комсомольск” ставит под вопрос первоначальную специализацию ТОР на высокотехнологичной промышленности. Здесь остается деревообрабатывающий комбинат и небольшая мануфактура по переработке замороженной рыбы. Тем временем уральские СМИ со ссылкой на президента ГК «Энергия» Сергея Гуськова пишут: государственные авиазаводы станут потребителями теперь уже уральского проекта по производству деталей каркасов самолетов.
Влада Веревкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов