Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Есть ли будущее у ТОРов?

Есть ли будущее у ТОРов?

Ольга Кузнецова

Доктор экономических наук, профессор, член Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации

Ольга Кузнецова, Доктор экономических наук, профессор, член Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации:
Вопросов по территориям опережающего развития пока гораздо больше чем ответов. Увы – это правда жизни.

Первый – почему к вопросу о предоставлении налоговых льгот инвесторам в восточных регионах страны приходится возвращаться буквально через считанные месяцы после уже принятого решения о налоговых льготах, которое должно было заработать только с 1 января этого года и оценивать которое еще рано. Речь ведь в рамках новых федеральных инициатив идет не только о распространении закона на Красноярский край и Хакасию, но и о расширении налоговых льгот, а опыт соседних стран по установлению налоговой нагрузки на инвесторов давно известен. Логичное объяснение напрашивается пока только одно – региональные и муниципальные власти не проявили большой активности в дополнении федеральных льгот льготами по региональному имущественному и местному земельному налогам, и теперь федеральные власти хотят гарантировать эти льготы в федеральном законодательстве.

Второй – как быстро будет принято конкретное решение по территориям опережающего развития и как быстро оно реально заработает. Скорее всего, не раньше 2015 года. Например, в поручении Президента РФ говорится о том, что критерии отнесения отдельных территорий субъектов РФ на востоке страны к территориям опережающего развития и перечень таких территорий должны быть определены к июлю 2014 года. Внесение в законодательство изменений, связанных с реализацией названных мер поддержки инвесторов, – к ноябрю. Нынешний уровень интереса федеральных властей к развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири не дает поводов сомневаться в том, что идея территорий опережающего развития не будет воплощена в жизнь. 

Третий вопрос – а надо ли вообще готовить отдельный закон о территориях опережающего развития на востоке страны, если уже есть закон об особых экономических зонах. К тому же в России существует закон 2011 года № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации...», который за два с лишним года, похоже, так и не заработал. Причем зона территориального развития – это ни много ни мало «часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки». На восточные регионы страны этот закон, естественно, распространяется.

А еще в России есть технопарки в сфере высоких технологий, федеральная программа создания которых (точнее, первая ее версия) появилась в марте 2006 года. До сих пор действует и не утратил своей актуальности федеральный закон 1999 года о российских наукоградах. Не вдаваясь в детали, всё это территории, где предусматриваются особые меры федеральной поддержки их развития. Принципиальное же отличие особых экономических зон в том, что в федеральном законодательстве о них достаточно четко оговариваются и налоговые льготы инвесторам, и бюджетные вложения в развитие инфраструктуры, и особенности управления, и некоторые меры по снижению административных барьеров. И все это так или иначе реализовано на практике. Все другие решения, особенно по зонам территориального развития, оказались либо не столь хорошо проработанными, либо не подразумевающими комплексного решения проблем инвесторов.

Полностью статью Ольги Кузнецовой "Особые опережающие зоны территорий – как не запутаться в принципах госполитики по развитию региональной экономики" читайте по ссылке.