Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Yevgeny Titov: "It is important to prepare financial ground and build trust for the business of the two countries to bear fruit"

Chairman of the Far Eastern Savings Bank Evgeny Titov told the East Russia news agency about the prospects for cooperation between Russian and Chinese banks

Yevgeny Titov: "It is important to prepare financial ground and build trust for the business of the two countries to bear fruit"
- Yevgeny Viktorovich, in September, within the framework of the Eastern Economic Forum, a meeting of the Russian-Chinese Financial Council (RKFS) will be held. This will not be the first meeting in this format. What issues do you plan to discuss with foreign colleagues?

- Exchange of information between partners should be continuous. Distances and differences in time zones does not prevent us from being in the same information field. It should be noted that members of the RKFS exchange information not only during meetings, but also in working mode. At the new site in Vladivostok, we plan to discuss topical issues of cooperation. The RCFS includes representatives of the 49 banks of Russia and China. Despite the fact that the Council was formed only a year ago, its activities turned out to be eventful. During the meeting, we will summarize the work for the reporting period, discuss plans for the second half of 2016 of the year and 2017 of the year. My colleagues and I share information and analytics both in the banking industry and in general as the economies of our countries. During the investment road show, it is planned to present the largest investment projects and investors from China.

- Is China willing to invest in the Russian economy?

- The main trends in the Russian economy are now connected with the change in oil prices and the unstable position of the ruble. It's no secret that the cost of labor in Russia today is cheaper than in China, based on exchange rate differences. This situation opens certain opportunities for the development of local production, in particular, in the Far East. For the first quarter of 2016, the volume of payments for trading operations in the Far Eastern Savings Bank grew by 30% compared to the fourth quarter of last year. This testifies to a real revival of the economy and our external relations with foreign counterparts. Today the order of 70% of these operations is carried out by the Amur Region. We see that there is a change in the structure of the balance of transactions. If before we imported many goods, now a significant amount of goods are exported from the country and, in particular, from Blagoveshchensk - from territories that have a simplified visa regime.

A number of investment processes appear, such as cooperation in the Amur Region to finance construction projects for one of the oil refineries. This is a fairly large project, which is funded entirely by the Chinese side, and most of the loading of oil products will be carried out by China. At the same time, a part of the production will be localized, and the order in the territory of the Amur region will be about 50% of the goods. At the same time, the region will receive new jobs and high-tech production.

- Is there a reciprocal interest of Russian business? Domestic companies of which industries tend to cooperate with the PRC?

- By and large, everyone works. The level of wealth in China has increased. If earlier China was such a global producer, now it is becoming a global consumer of top quality goods. We all know the trends that have been in recent times when, due to the devaluation of the ruble exchange rate, our goods became much cheaper than in China. Export has improved. So, our entrepreneurs observe a heightened interest of Chinese consumers in their state of health. For example, in the Primorsky Territory there is a company that produces honey. She six months from local sales moved to 90% of exports to China.

- You have been working with the regional business for a long time. Share your observations of how far the Far East has become more experienced in working with complex financial instruments? Is the infrastructure in use that the banks invest in money and time?

-Three years ago we actually began to create our units for work in global markets, which are just engaged in deals, the so-called global markets - complicated structured derivative transactions in the conversion business. At the start of the first three months we started working with 30 customers who used derivative transactions. Now in the Far East these products are used by 150 of our customers. At the same time, they relate absolutely to different segments of the market: these are small businesses, and large companies with large turnover. Complex products become more understandable for business. Now we are focused on optimizing our product line so that many moments are done by one click. We already have many transactions structured on the principle of one signature. Now, derivatives are actually ubiquitous. It is important to understand that the correct and competent use of such tools not only minimizes the risks, but eliminates them. We had a case, which I consider very revealing. The bank concluded a forward deal against the background of a sharp change in the exchange rate. The dollar then cost 80 rubles, and the client continued to buy the currency for a half-year from the bank in the amount of 33-34 ruble. As part of the forward contract, the business efficiency of this client was simply inaccessible. These six months were very difficult and decisive for many local companies. Unfortunately, not all enterprises survived the shock. But timely decision and financial literacy helped the client win and gain a competitive advantage.

- Is it profitable for the Chinese side to attract credit resources in Russia?

- It all depends on what the company's sales structure. If the company plans to produce and market products entirely in Russia, revenue, respectively, will be in rubles. Against the background of significant volatility in the currency market, it is rather short-sighted to unbalance the currency market in terms of revenue and credit. If we change the currency of revenue and the currency of debt, then there is a risk of being in a difficult situation during the next rally in the financial markets. Of course, if the business structure implies a narrow sale of goods to China, then it is logical to acquire yuan.

- The previous meeting of the participants of the RCFS took place in Hainan. What task did the Forum on Innovative Cooperation, organized by the Chinese party, help to solve?

- The key topic that we discussed with foreign colleagues is the activities that can become a catalyst for the development of relations between Russia and China in general and trade relations in particular. Therefore, the issues of more active integration of Chinese business into our development tools in the Far East were discussed. Also, the opportunities of the Free Port of Vladivostok, and what problems the Chinese side now sees to activate relations in this direction, what advantages are needed, what they see as important steps that need to be taken to develop the economy. To the business of the two countries to bear joint fruit, it is important to prepare financial ground and build trust. And for this, a vital dialogue on a comfortable platform is important. Our delegation noted the high level of organization of the Forum. Chinese colleagues always have a very warm welcome.

At the meeting, together with the Fund for the Development of the Far East and Chinese partners, agreements were signed that imply not only theoretical prospects, but also practical steps. For example, synchronization of actions of clients of two large banks. On the territory of the Far East is Sberbank, in the territory of the nearest Heilongjiang province is Harbin Bank, which is the leader of the northern province of China. Within the framework of this direction, we are carrying out a number of activities that will be aimed at justifying the customers of the two banks.

- Do you need it for customers?

- Yes, without a doubt. Over the years of working with business representatives, we noted that often a stumbling block in relations between partners from different countries is the lack of trust and mutual understanding. Banks are the guarantor of reliability. Create a trust factor. It can be called the main element for business, but not the only one. It is important to create a comfortable settlement and payment infrastructure. I mean mutual accounts. At present, for Harbin Bank, we open correspondent accounts. In the near future, they will appear to serve customers of seven more banks in China. An effective chain of correspondent accounts will make payments between channels and double their price.

- By the way about efficiency. Most recently, within the framework of the Russian-Chinese Expo in the city of Yekaterinburg, the use of the remote banking service Sberbank FinLine was launched. Tell us, what is its peculiarity?

- It is safe to say that instant payments between Russia and China for the business of the Far East have become a reality. We signed an agreement with the Bank of Harbin. It opens up broad opportunities for the development of settlements in national currencies for the business of Russia and China. Our clients, as well as the clients of the Bank of Harbin, pay great attention primarily to speed, transparency and the cost of payments. High technology, our partnership with the financial world of Asia helps to ensure this. Already, the geography of the services is practically unlimited. For mutual settlements, the Sberbank FinLine system was chosen - this is one of the most modern solutions. It will help to make a two-way exchange of payment documents and information between Russian and Chinese banks, as well as to receive the necessary set of online services in real time.

- China's share in the foreign trade balance of the Far East rose to 30% in a short period of time. How has the structure of payments changed in settlements between countries?

- If at the beginning of 2015 year 98% were settlements in dollars, and about 2% - in national currency, then at the end of last year the structure changed. Transactions in dollars were 90% and 10% - in national currency. The growth rate of settlements in national currencies in 2016 accelerated twice in the first quarter of this year, and the ratio of payments in rubles and yuan is 50% on 50%. These figures underscore the need to develop a financial infrastructure for more rapid operations in the national currency at a lower cost.

- If we talk about the corporate business of Sberbank in the macro-region, what are the main tricks you can call?

- The key strategy is focused on the creation of infrastructure, relevant products and service tools to stimulate the attraction of capital to the Far East. The format of the territories of advanced development has a different information background. But in general, this is a fairly balanced and understandable toolkit that provides competitive conditions for doing business. If we talk about the logistics of funds, then everything depends on the payment infrastructure. Inflow of capital implies cross-border payments. It is necessary to solve the problem of the value of money, because it inhibits the development of derivatives markets. It is important to concentrate on servicing the financial flows that are already being received and will flow into the macroregion in the near future. Just do not need to think that banks are only interested in short-term relationships. The future is only with long-term relationships with partners and customers. My colleagues and I want to be understandable for each other.

- This is precisely one of the missions of the RKFS. Are there any special initiatives that help rapprochement?

- Yes, we are already actively implementing them. During the meeting in Moscow, the President, Chairman of the Board of Sberbank German Gref and Chairman of the Board of Directors of the Bank Harbin Guo Zhiwen signed an agreement on the exchange of trainees. With Harbin Bank, we are long-standing partners, it was with him that we opened one of the first correspondent accounts. Exchange of trainees will help each of the parties to learn the cultural characteristics, customs and business model of their partner.

Representatives of the Harbin Bank held a one-week internship this summer in the Far Eastern Savings Bank. During gemba, colleagues from the Middle Kingdom got acquainted with the peculiarities of doing business in Russia. During the exchange of experience, they discussed how the approaches to lending and project financing of enterprises in the two countries differ. Guests from the Bank of Harbin learned what opportunities for working in global markets have Russian business, and what needs of the Far Eastern corporations are realized through the services of the Savings Bank. Particularly relevant was the exchange of experience in the implementation of trade finance instruments and correspondent relations: such a banking service allows the regional business to obtain financing from the funds raised by the bank in the international market, which makes it possible to reduce the total cost of financing for the client. By the way, today we note the growing demand for trade financing in China's commercial markets. In the first half of the year 2016, the volume of letters of credit with post-import financing in RMB increased by 80% compared to the same period last year, with a three-fold increase in the number of transactions.

- During the training of the representatives of the partner bank from the PRC, the emphasis was only on studying the business model? It is this experience that helps to better understand and understand each other?

"The effect of" full immersion "is important. Guests had the opportunity to plunge into the inner life of our bank, learned about its corporate culture, philosophy and values, client-centered business model. By the way, colleagues from the Harbin Bank during an internship in the Far Eastern Savings Bank noted the similarity of corporate cultures of the two banks. The mentality of people from different countries may differ, but common values ​​bring us together. Such an international exchange of experience between financial institutions is a good, necessary practice. We have learned a lot of new information, like our colleagues from the Bank of Harbin. Especially they were impressed by the technical modernization of banking processes - the way to the heart of the client now lies through high technologies. We agreed, of course, to meet again - only on the other side of the Amur.

- Do language barriers interfere with communications? If banks move to settlements in the national currency, maybe soon the communication between the partners will also be in the national languages?

- Dentists joke that language barriers are only teeth. Many of our employees speak Russian, English, and Chinese. It's time for me and my colleagues - the heads of the banks that are members of the RCFS - to learn the language of the partners. It's never too late to learn. Especially each other. Art can help in this. At us with representatives of Bank Harbin under the sensitive management of the master passed a joint lesson on calligraphy: foreign colleagues wished us good luck in Russian, and we to them - in Chinese. I am confident that the practice of exchanging experience will continue, becoming a pledge of reliable partnership relations of member banks of the RCFS. Our cooperation will not leave any barriers to business.

I am convinced that a profound understanding of one of the most ancient and great cultures on earth will play a huge role in the interaction with Chinese colleagues. I understand that in order to understand all the subtleties, you need to be Chinese and know the whole millennia-old history, but being interested in China as a whole, representing China in the person of one person, in which all the diversity of civilization is collected, you clearly understand the fundamental values ​​of these people - respect for each other , Respect for elders, mutual assistance and kindness. We know that these people will reciprocate in honesty and open partnership. I am also convinced that they, too, looking at us, find much in common in history. Despite the differences in cultures and traditions, our peoples adhere to the same basic foundations of relationships between people. Our civilizations are very similar and in that we had to overcome repeated, sometimes catastrophically pernicious external influences. We have repeatedly, standing at the edge of the abyss, found the strength and wisdom to overcome all these hardships and go their only true way, not for individuals, but for the whole people. History makes us stronger, no matter how we try to belittle our potential. The tandem of two strong people, based on the correct foundation, always gives the corresponding result. The tandem of the two largest corporations that want and can fruitfully cooperate, based not only on figures, but also on understanding, respect - besides material fruits, will bring even more important benefits. In this cooperation, strong and friendly ties are born. With each task overcoming, people will open themselves up more and want to experience this feeling again. We are faced with a great opportunity - in fact, not in words, to get closer. The prospects for partnerships are unlimited without exaggeration. Realizing with what approach we begin, captures the spirit from anticipation of the strength of their development. There are all conditions to become a historical example of synergy for contemporaries and future generations.
September 19: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Евгений Титов: «Чтобы бизнес двух стран давал совместные плоды, важно подготовить финансовую почву и взрастить доверие»

Председатель Дальневосточного Сбербанка Евгений Титов рассказал информационно-аналитическому агентству East Russia о перспективах сотрудничества российских и китайских банков

Евгений Титов: «Чтобы бизнес двух стран давал совместные плоды, важно подготовить финансовую почву и взрастить доверие»
 — Евгений Викторович, в сентябре в рамках Восточного экономического форума состоится заседание Российско-Китайского финансового совета (РКФС). Это будет уже не первая встреча в таком формате. Какие вопросы планируете обсудить с иностранными коллегами?

— Обмен информацией между партнерами должен быть непрерывным. Расстояния и разница в часовых поясах не мешает нам находиться в одном информационном поле. Хочется отметить, что члены РКФС обмениваются информацией не только во время встреч, но и в рабочем режиме. На новой площадке во Владивостоке мы планируем обсудить актуальные вопросы сотрудничества. В РКФС входят представители уже 49 банков России и Китая. Несмотря на то, что Совет образовался только год назад, его деятельность оказалась богатой на события. В рамках встречи мы подведем итоги работы за отчетный период, обсудим планы на вторую половину 2016 года и 2017 год. Мы с коллегами делимся информацией и аналитикой как по банковской отрасли, так и в целом по состоянию экономик наших стран. В ходе инвестиционного road show планируется презентация крупнейших инвестиционных проектов и инвесторов из Китая.

— Охотно ли бизнес КНР вкладывает средства в российскую экономику?

— Основные тенденции в российской экономике сейчас связаны с изменением цен на нефть и нестабильным положением рубля. Ни для кого не секрет, что стоимость рабочей силы в России сегодня дешевле, чем в Китае, исходя из курсовых разниц валют. Данная ситуация открывает определенные возможности для развития локального производства, в частности на Дальнем Востоке. За первый квартал 2016 года объем платежей по торговым операциям в Дальневосточном Сбербанке вырос на 30% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. Это свидетельствует о реальном оживлении экономики и наших внешних связей с иностранными контрагентами. Сегодня порядка 70% этих операции осуществляет Амурская область. Мы видим, что происходит изменение структуры баланса сделок. Если раньше мы ввозили многие товары, то сейчас значительные объемы товаров вывозятся из страны и, в частности, из Благовещенска – с территорий, имеющих упрощенный визовый режим.

Появляется ряд инвестиционных процессов, таких как взаимодействие в Амурской области по финансированию проектов строительства одного из нефтеперерабатывающих заводов. Это довольно крупный проект, который финансируется полностью за счет китайской стороны, и при этом большая часть погрузки нефтепродуктов будет осуществляться Китаем. При этом, часть продукции будет локализована, и к реализации на территории Амурской области планируется порядка 50% товара. Вместе с тем, регион получит новые рабочие места и высокотехнологичное производство.

— Есть ли ответный интерес российского бизнеса? Отечественные компании каких отраслей тяготеют к сотрудничеству с КНР?

— По большому счету, работают все. Уровень благосостояния в Китае повысился. Если раньше Китай был таким глобальным производителем, то сейчас становится мировым потребителем товаров высшего качества. Все мы знаем тенденции, которые были в последнее время, когда ввиду девальвации курса рубля товары у нас становились гораздо дешевле, чем в Китае. Наладился экспорт. Так, наши предприниматели наблюдают повышенный интерес потребителей КНР к состоянию своего здоровья. Например, в Приморском крае есть компания, которая производит мед. Она за полгода с локального сбыта перешла на 90% экспорта в КНР.

— Вы работаете с региональным бизнесом уже продолжительное время. Поделитесь наблюдениями, насколько дальневосточники стали опытнее в работе со сложными финансовыми инструментами? Пользуется ли спросом та инфраструктура, в совершенствование которой банки инвестируют средства и время?

—Три года назад мы фактически начали создавать наши подразделения по работе на глобальных рынках, которые как раз занимаются сделками, так называемыми global markets – сложно структурированными деривативными сделками по конверсионному бизнесу. На старте за первые три месяца мы начали работать с 30 клиентами, которые пользовались деривативными сделками. Сейчас на территории Дальнего Востока этими продуктами пользуются 150 наших клиентов. При этом они относятся абсолютно к разным сегментам рынка: это и малые предприятия, и крупные компании с большими оборотами. Сложные продукты становятся более понятными для бизнеса. Теперь мы сконцентрированы на том, чтобы оптимизировать свою продуктовую линейку так, чтобы многие моменты делались по одному клику. У нас уже многие сделки структурированы по принципу одной подписи. Сейчас деривативы фактически повсеместны. Важно понимать, что правильное и грамотное использование такого инструментария не просто минимизирует риски, а устраняет их. У нас был кейс, который я считаю очень показательным. В банке была заключена форвардная сделка на фоне резкого изменения валютного курса. Доллар тогда стоил 80 рублей, а клиент в течение полугода продолжал покупать у банка валюту стоимостью 33-34 рубля. В рамках форвардного контракта эффективность бизнеса этого клиента была просто недосягаема. Как раз эти полгода были очень сложные и решающие для многих местных компаний. К сожалению, не все предприятия пережили потрясение. Но своевременное решение и финансовая грамотность помогла клиенту победить и получить конкурентное преимущество.

— Выгодно ли китайской стороне привлекать кредитные ресурсы в России?

— Все зависит от того, какая у предприятия структура сбыта. Если компания планирует производить и сбывать продукцию полностью на территории России, выручка, соответственно, будет в рублях. На фоне существенной волатильности на рынке валют, довольно недальновидно разбалансировать рынок валют по выручке и по кредитам. Если мы изменяем валюту выручки и валюту долга, то есть риск оказаться в сложной ситуации при очередных ралли на финансовых рынках. Конечно, если бизнес-структура подразумевает узкую реализацию товаров в Китай, то логично приобретать юани.

— Предыдущая встреча участников РКФС состоялся в Хайнане. Какую задачу помог решить Форум по инновационному сотрудничеству, организованный китайской стороной?

— Ключевая тема, которую мы обсуждали с иностранными коллегами – это мероприятия, которые могут стать катализатором развития отношений между Россией и Китаем в целом и торговых отношений в частности. Поэтому, обсуждались вопросы более активной интеграции китайского бизнеса в наши инструменты развития на Дальнем Востоке. Также возможности Свободного порта Владивостока, и то, какие проблемы китайская сторона сейчас видит для активизации отношений в этом направлении, какие необходимы преимущества, какие они видят важные шаги, которые необходимо предпринять для развития экономики. Чтобы бизнес двух стран давал совместные плоды, важно подготовить финансовую почву и взрастить доверие. А для этого важен живой диалог на комфортной площадке. Наша делегация отметила высокий уровень организации Форума. Китайские коллеги всегда оказывают очень теплый прием.

На встрече совместно с Фондом развития Дальнего Востока и китайскими партнерами были подписаны соглашения, которые предполагают не только теоретические перспективы, но и практические шаги. Например, синхронизацию действий клиентов двух крупных банков. На территории Дальнего Востока – это Сбербанк, на территории ближайшей к нам провинции Хейлунцзян – это Банк Харбина, который является лидером северной провинции Китая. В рамках этого направления мы проводим ряд мероприятий, которые будут направлены как раз на то, чтобы перезнакомить клиентов двух банков.

— Нужно ли это клиентам?

— Да, без сомнений. За годы работы с представителями бизнеса мы отметили, что зачастую камнем преткновения в отношениях между партнерами из разных стран становится отсутствие доверия и взаимопонимания. Банки выступают гарантом надежности. Создают фактор доверия. Его можно назвать основным элементом для бизнеса, но не единственным. Важно сформировать комфортную расчетную и платежную инфраструктуру. Я имею ввиду взаимные счета. В настоящее время для Банка Харбина мы открываем корреспондентские счета. В ближайшем будущем они появятся для обслуживания клиентов еще семи банков Китая. Эффективная цепочка из корреспондентских счетов позволит совершать платежи между каналами и в два раза удешевит их.

— К слову об эффективности. Совсем недавно в рамках Российско-Китайского ЭКСПО в городе Екатеринбурге был дан старт использованию дистанционной системы банковского обслуживания Sberbank FinLine. Расскажите, в чем ее особенность?

— Можно с уверенностью сказать – мгновенные платежи между Россией и Китаем для бизнеса Дальнего Востока стали реальностью. Мы подписали соглашение с Банком Харбина. Оно открывает широкие возможности для развития расчетов в национальных валютах для бизнеса России и Китая. Наши клиенты так же, как и клиенты Банка Харбина, большое внимание уделяют прежде всего скорости, прозрачности и стоимости платежей. Высокие технологии, наши партнерские отношения с финансовым миром Азии помогают это обеспечить. Уже сейчас география предоставления услуг практически не ограничена. Для взаимных расчетов была выбрана система Sberbank FinLine – это одно из самых современных решений. Оно поможет производить двусторонний обмен платежными документами и информацией между российским и китайским банками, а также в режиме реального времени получать необходимый набор онлайн-сервисов.

— Доля Китая во внешнеэкономическом торговом балансе Дальнего Востока за короткий срок выросла до 30%. Как изменилась структура платежей в расчетах между странами?

— Если в начале 2015 года 98% составляли расчеты в долларах, а порядка 2% – в национальной валюте, то уже в конце прошлого года структура изменилась. Сделки в долларах составили 90% и 10% – в национальной валюте. Темп роста расчетов в национальных валютах в 2016 году ускорился в первом квартале текущего года в два раза, а соотношение платежей в рублях и юанях составляет 50% на 50%. Эти цифры подчеркивают необходимость развивать финансовую инфраструктуру для более оперативных операций в национальной валюте с меньшими затратами.

— Если говорить о корпоративном бизнесе Сбербанка в макрорегионе, то какие основные фокусы Вы можете назвать?

— Ключевая стратегия ориентирована на создание инфраструктуры, актуальных продуктов и инструментов обслуживания для стимулирования привлечения капитала на Дальний Восток. Формат территорий опережающего развития имеет разный информационный фон. Но в целом это достаточно сбалансированный и понятный инструментарий, который обеспечивает конкурентоспособные условия для ведения бизнеса. Если говорить о вопросах логистики средств, то все упирается в платежную инфраструктуру. Приток капитала подразумевает и трансграничные платежи. Здесь необходимо решать проблему стоимости денег, ведь она тормозит развитие деривативных рынков. Важно сконцентрироваться на обслуживании финансовых потоков, которые уже поступают и будут поступать в ближайшем будущем в макрорегион. Только не нужно думать, что банки заинтересованы исключительно в краткосрочных связях. Будущее есть только у долгосрочных отношений с партнерами и клиентами. Мы с коллегами хотим быть понятными друг для друга.

— В этом как раз и заключается одна из миссий РКФС. Есть ли особенные инициативы, которые помогают сближению?

— Да, их мы уже активно реализовываем. Во время встречи в Москве Президента, Председателя Правления Сбербанка Германа Грефа и Председателя Совета директоров Банка Харбина Го Чживэня был подписан договор об обмене стажерами. С Банком Харбина мы – давние партнеры, именно с ним мы открыли одни из первых корреспондентских счетов. Обмен стажерами поможет каждой из сторон узнать культурные особенности, обычаи и модель бизнеса своего партнера.

Представители Банка Харбина этим летом прошли недельную стажировку в Дальневосточном Сбербанке. Во время гембы коллеги из Поднебесной познакомились с особенностями ведения бизнеса в России. В ходе обмена опытом обсудили, чем отличаются подходы к кредитованию и проектному финансированию предприятий в двух странах. Гости из Банка Харбина узнали, какие возможности по работе на глобальных рынках имеет российский бизнес, и какие потребности дальневосточных корпораций реализуются через сервисы Сбербанка. Особенно актуальным оказался обмен опытом по реализации инструментов торгового финансирования и корреспондентских отношений: такой банковский сервис позволяет региональному бизнесу получить финансирование за счет средств, привлеченных банком на международном рынке, что дает возможность снижения итоговой стоимости финансирования для клиента. Кстати, сегодня мы отмечаем рост спроса на торговое финансирование на коммерческих рынках Китая. В первом полугодии 2016 года объем аккредитивов с пост-импортным финансированием в юанях увеличился на 80% по сравнению с объемом аналогичного периода прошлого года, причем наблюдается трехкратный рост количества сделок.

— Во время стажировки представителей банка-партнера из КНР акцент был сделан только на изучении бизнес-модели? Именно этот опыт помогает лучше узнать и понять друг друга?

— Важен эффект «полного погружения». Гости имели возможность окунуться и во внутреннюю жизнь нашего банка, узнали о его корпоративной культуре, философии и ценностях, клиентоцентричной модели бизнеса. Кстати, коллеги из Банка Харбина во время стажировки в Дальневосточном Сбербанке отметили сходство корпоративных культур двух банков. Менталитет у людей из разных стран может отличаться, но единые ценности нас сближают. Подобный международный обмен опытом между финансовыми организациями – это хорошая, нужная практика. Мы почерпнули много новой информации, как и наши коллеги из Банка Харбина. Особенно их впечатлила техническая модернизация банковских процессов – путь к сердцу клиента сейчас лежит через высокие технологии. Договорились, конечно, встретиться вновь – только уже по другую сторону Амура.

— Не мешают ли коммуникациям языковые барьеры? Если банки движутся к расчетам в национальной валюте, может в скором времени и общение между партнерами тоже будет на национальных языках?

— Стоматологи шутят, что языковые барьеры – это только зубы. Многие наши сотрудники говорят и на русском, и на английском, и на китайском. Самое время мне и моим коллегам – руководителям банков, входящих в РКФС, освоить язык партнеров. Учиться ведь никогда не поздно. Тем более друг у друга. В этом может помочь и искусство. У нас с представителями Банка Харбина под чутким руководством мастера прошел совместный урок по каллиграфии: иностранные коллеги пожелали нам удачи на русском языке, а мы им – на китайском. Уверен, практика обмена опытом продолжится, став залогом надежных партнерских отношений банков-членов РКФС. Наше сотрудничество не оставит никаких барьеров для бизнеса.

Убежден, что огромную роль при взаимодействии с китайскими коллегами сыграет глубокое понимание одной из самых древних и великих культур на земле. Понимаю, чтобы разбираться во всех тонкостях, нужно быть китайцем и знать всю многотысячелетнюю историю, но интересуясь Китаем, как единым целым, представляя Китай в лице одного человека, в котором собрана вся многоликость цивилизации, ясно понимаешь фундаментальные ценности этих людей – уважение друг к другу, уважение к старшим, взаимовыручка и доброта. Знаем, что на честность и открытые партнёрские отношения эти люди ответят взаимностью. Также я убежден, что и они, глядя на нас, находят много общего в истории. Несмотря на различия культур и традиций, наши народы придерживаются идентичных коренных основ взаимоотношений между людьми. Наши цивилизации очень схожи и в том, что нам пришлось преодолеть неоднократные, порой катастрофически губительные воздействия извне. Мы не раз, стоя у края пропасти, находили в себе силы и мудрость преодолеть все эти тяготы и пойти своим единственно верным путём, не для отдельных людей, а для целого народа. История делает нас сильнее, как бы ни пытались принизить наш потенциал. Тандем двух сильных людей, основанный на правильном фундаменте, всегда даёт соответствующий результат. Тандем двух крупнейших корпораций, которые хотят и могут плодотворно сотрудничать, основанный не только на цифрах, но и на понимании, уважении, – помимо материальных плодов, принесёт ещё более важную пользу. В таком сотрудничестве рождаются прочные дружеские связи. С каждой преодолённой задачей люди будут больше открываться друг другу и хотеть испытать это чувство вновь. Перед нами раскрывается огромная возможность – на деле, а не на словах стать ближе. Перспективы партнёрских отношений без преувеличения безграничны. Осознавая, с каким подходом мы начинаем, захватывает дух от предвкушения силы их развития. Есть все условия, чтобы стать историческим примером синергии для современников и будущих поколений.