Поделиться
"Фактор движения Камчатки вперед - общая работа"
Поделиться

Глава региональной корпорации развития Николай Пегин об инвестиционной привлекательности полуострова

-
 Николай Анатольевич, весной вы рассказывали в интервью EastRussia, что "Корпорация развития Камчатского края" (КРКК) накопила в своем портфеле инвестпроектов на 36 млрд руб. Как поменялась ситуация за лето?

– Еще два-три года назад я бы ответил: несколько месяцев – не такой уж значительный срок. Но экономика и социальная сфера на Камчатке развиваются стремительно. За последние два-три месяца мы взяли на сопровождение целый ряд проектов. Среди них - предприятие по переработке твердых бытовых отходов, завод по глубокой переработке морепродуктов. Последний проект ООО «Камчаттралфлот» привлекает инвестиции в размере 1,4 млрд рублей. Второй подобный завод, рассчитанный на безотходную переработку 100 тонн сырья ежесуточно, также успешно миновал стадию предынвестиционной реализации. В его создание ООО «КЗБ-Донка» вложит более 800 млн рублей. На днях, 23 августа, ООО «Теклеор-Камчатка», которое с нашей помощью планирует создать на территории агропромышленного парка «Зеленовские озерки» инновационный Центр антимикробной обработки ускоренными электронами продуктов питания, получило статус резидента ТОР. Пока в России существует и успешно действует одно подобное предприятие. На Камчатке появится второе. В целом число заявленных к реализации и реализуемых инвестпроектов в регионе растет: Камчатка лидирует в ДФО по количеству резидентов ТОР, их уже более 70.

– В камчатскую экономику за последнее время зашли несколько очень крупных проектов: холдингов НОВАТЭК, Tata Power, "Ренова", Norebo. Чем их так привлекает регион?

– Появление экономических гигантов на хозяйственной карте Камчатки легко объяснимо. Это результат упорной работы по продвижению ресурсов и возможностей Камчатки. Крупные инвесторы знают, что в крае созданы благоприятные правовые, административные и экономические условия для успешного и прибыльного ведения предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствуют и результаты последнего нацрейтинга инвестиционной привлекательности субъектов федерации. В нем Камчатский край, преодолев 36 позиций, поднялся на 32-е место. В текущем году регион ставит перед собой еще более амбициозные цели. Губернатор края Владимир Илюхин считает необходимым, как минимум, войти в тридцатку лучших по инвестиционной привлекательности российских регионов. А это, значит, что Камчатке нужно ждать появления на хозяйственной карте края новых мощных игроков с прорывными проектами, подобными морскому перегрузочному комплексу НОВАТЭКа, угольному разрезу Tata Power. Например, крупная китайская энергетическая компания заявляет о намерении строить каскад Жупановских ГЭС на территории Камчатского крае.

– Традиционно лидирующей отраслью для Камчатки является рыбная промышленность. Есть ли в ней место для новых игроков?

– В текущем году регион готов превысить свой же собственный прошлогодний рекорд по добыче морепродуктов в 1,2 млн тонн. А рекорд по тихоокеанским лососям уже достигнут: к началу сентября камчатскими рыбаками добыто более 460 тыс. тонн красной рыбы. Обновлен абсолютный рекорд за всю историю российского промысла тихоокеанских лососей. Нынешние объемы добычи не окончательные. Благодаря камчатским рекордам эксперты по маркетингу прогнозируют общероссийское снижение цен на красную икру и некоторые виды тихоокеанских лососей. За рекордной добычей кроется комплекс мер экономического, правового и природоохранного характера, проведенных в регионе. Как считают специалисты, на серьезном увеличении лососевых стад, идущих в реки Камчатки, сказался запрет промысла дрифтерными сетями, которого сумел добиться Камчатский край. Сегодня рыбохозяйственный комплекс региона развивается не только, увеличивая объемы добычи, но, в первую очередь, создавая береговые производства, углубляя переработку сырца с целью получения высокой прибавочной стоимости. В целом по региону реализуются 16 проектов перерабатывающих производств с общей суммой инвестиций около 17 млрд рублей. Ответ на вопрос, есть ли место в отрасли для новых игроков, очевиден. Но новым игрокам приходится искать нишу за счет использования инновационных технологий, например в воспроизводстве биологических ресурсов.

– В копилке КРКК несколько проектов, тесно связанных с туристическим направлением: от строительства нового аэровокзального комплекса ГК «Ренова» до ТРК «Петропавловская гавань». Расскажите о динамике по этим проектам?

– Реализация проекта международного терминала ведется в плановом режиме, в настоящее время завершается подготовка проектно-сметной документации инженерной и транспортной инфраструктуры. Успешно развивается и инициированный корпорацией проект «Петропавловская гавань». Проведенные в прошлом году экспертные исследования показали, что производственные помещения могут быть санированы в объекты туристического, торгового и культурно-развлекательного назначений. Московским подразделением британской фирмы Aukett Swanke завершена работа над предпроектным эскизом реконструкции и перепрофилирования инвестиционных площадок коллективного пользования «Петропавловской гавани».Такой подход позволяет сократить стоимость реализации инвестиционного проекта, как минимум, в три раза. Несмотря на интерес к участию в реализации проекта, который проявляют инвесторы из России, Южной Кореи, а с недавнего времени – и немецкие предприниматели, корпорация начала самостоятельно реализацию этого проекта.

– На ваш взгляд, возможно ли найти не спонсоров, как сейчас, а действительно инвестора в мероприятия событийного туризма: «День вулкана» - летом, «Берингию» - зимой, превратив эти праздники из приносящих прибыль опосредованно в приносящих прибыль напрямую, организаторам?

– Собственно говоря, для этих целей, для расширения рамок туристического сезона в регионе, для увеличения числа прибывающих в регион российских и зарубежных гостей проводятся и «День вулкана», и «Берингия», и соревнования по серфингу и другим экстремальным видам спорта. Все они собирают большое число зрителей. В этом же ряду стоят и этнографические праздники, и многие другие мероприятия, которых все больше в туристическом календаре Камчатки. Совершенствуются их сценарий, формируется комплексность, активнее для их проведения задействуются современные цифровые технологии, развивается транспортная и гостиничная инфраструктуры. Все позволяет жителям и гостям полуострова следить с максимальным комфортом, несмотря на сезоны и капризы погоды, за гонками, соревнованиями, этнографическими праздниками. Все эти мероприятия, по мере увеличения числа туристов, начнут приносить их организаторам не только имиджевые, но и финансовые дивиденды. Понятно, что для достижений этих целей необходимы инвестиции в развитие туризма, что сейчас и происходит в регионе. В прошлом году в сравнении с 2016-м вложения в эту отрасль камчатской экономики выросли на 70% и достигли 2,14 млрд рублей. В текущем году они станут еще более значительными. Только резиденты ТОР намерены вложить в развитие туризма на Камчатке свыше 4 млрд рублей.

– На ВЭФ Камчатка традиционно представляет свой туристический потенциал. Проводились ли исследования, насколько эффективна эта мера, сколько туристов приезжает на полуостров после посещения презентаций подобного рода?

– Разумеется, что такие исследования проводятся. Привлекаются авторитетные эксперты к опросу фокус-групп. Такие исследования велись и в рамках бизнес-сессий, посвященных туризму, которые регулярно проходят на Камчатке. Результаты исследований однозначны: презентации туристического потенциала Камчатского края не только в рамках ВЭФ, но и на других конгрессно-выставочных мероприятиях в России и за рубежом приносят результаты. Опрос, проводимый среди гостей, также говорит о том, что их туристические операторы стали рекомендовать им поездки на Камчатку, после того, как получили информацию о нашем регионе в рамках презентаций в рамках тех или иных конгрессно-выставочных мероприятий. На мой взгляд, такая работа крайне необходима. На Камчатке сегодня отчетливо прослеживаются тенденции к превращению туризма в комплексную мощную индустрию, которая предполагает активное информирование заинтересованных аудиторий, используя различные формы и методы, о предлагаемых туристических продуктах. 

– На форуме будет представлено издание «Камчатка. Бизнес-навигатор». Чем оно наполнено?

– В некотором роде это издание - одновременно отражение многолетней работы правительства и "Корпорации развития Камчатского края" и сборник материалов, реализующий те же задачи, что и корпорация: сориентировать, ознакомить, подсказать. В первый выпуск вошли обзоры по отраслям, которые мы считаем приоритетными для развития в регионе, – туризм и рекреация, сельское хозяйство, транспорт и логистика и минерально-сырьевой сектор. Кроме того, в навигаторе есть раздел знакомства с Камчаткой и блок полезной информации - со сравнительным анализом Камчатки и других субъектов России, справочником по организациям, помогающим инвесторам, и гид преференций для бизнеса. Смысл издания в том, что оно дает исчерпывающую картину всего, что происходит с камчатским бизнесом в ключевых отраслях, приводит примеры "живых" бизнес-историй, дает аналитику. Значительную часть контента сформировал партнер КРКК - информационно-аналитическое агентство EastRussia. Мы надеемся, что наш «Навигатор» поможет нынешним и будущим инвесторам составить свое представление о природном и деловом климате Камчатки, а на основе этой информации - предпринимать шаги по реализации проектов. 
Беседовал Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов