Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Scale Factor for Far Eastern Tourism

EastRussia expert on the problems of attracting tourists to the regions of the Far Eastern Federal District

Scale Factor for Far Eastern Tourism
Photo: pixabay.com

Moses Furshchik

Managing Partner, FOK Company

It is believed that the key problem for the development of tourism in the Far East is the lack of infrastructure, however, many tourist facilities are located in large cities that already have acceptable airports and modern hotels. But even they do not feel the huge influx of tourists.

Theoretically, for budget money, you can build roads and bring networks to other potentially attractive destinations. But will this be enough to multiply the tourist flow? Most likely no.

The main problem is that due to the great remoteness of the Far East, a tourist is unlikely to go there for the sake of a single object, no matter how good the infrastructure is. And the local population is too small to form a significant tourist flow. Therefore, Far Eastern destinations should be interesting, at least for a week's stay. But what about this aspect now?

The most obvious objects for a multi-day stay are ski resorts and balneological resorts. But almost all Far Eastern ski centers have relatively few slopes, and rest in sanatoriums is too boring. At the same time, a modern mass tourist requires much more variety. Therefore, from far away for the sake of skiing tourism, the Far East mainly flies a narrow layer of freeride lovers, and for recreational purposes - rather specific and small categories of patients. Moreover, this rarely happens in the family format, which is currently the most interesting for the tourism industry.

Natural objects are also not very ready to receive a mass tourist. And here the offer for the tourist is most often limited to a one-day inspection.

But even if some territory (for example, the regional capital and its environs) has a significant number of different destinations and leisure options, then this is not a complex product. It often happens that it is difficult for a tourist to deal with the movement between objects that are not connected by clear, convenient and inexpensive logistics schemes. In addition, a similar set of objects and services is rarely promoted on a federal and international scale as a comprehensive product that provides a varied vacation for several days of stay. Most often, the knowledge of distant potential tourists about such a territory is limited to one or two of the most popular destinations.

In this sense, the behavior of people coming to the Far East for business purposes is very characteristic. In principle, such tourists there are not so few. But only a very small part of them, after a business trip, again comes to the appropriate region with their family for a vacation, etc. But such a short stay should create a positive impression on visitors of the region, arouse a desire to independently see the sights, relax in the resorts . But now the vast majority of business tourists in the Far East believe that they have already managed to inspect all the most interesting things on the run, so it makes no sense to go this far again for their own money. And in this way one of the most important potential channels for promoting local tourism products fails.

Therefore, the key task for the development of the tourism industry in the Far East is the formation of large clusters. Moreover, this should not be a formal process, when a random set of existing objects, travel agencies, educational organizations and government agencies is simply called the buzzword “cluster” and a rather abstract program for its development is adopted.

A serious approach implies, in addition to a sharp activation of marketing, large-scale capital construction. And not only infrastructure, but also directly tourist facilities: locations, new ski slopes, entertainment and ethnographic complexes, modern interactive museums. In many cases, it is important to purchase small aircraft, small cruise liners, comfortable buses or special vehicles.



Unfortunately, it is very rare to find one large investor in a project to form a large-scale cluster that will close all issues. And in many cases, after realizing this fact, regional authorities give up. They freeze in anticipation of a miracle. And they complain to questions about their passivity that there is a promising topic in the region, but there is no investor yet. This is allowed to regularly print colorful booklets and attend exhibitions, but rarely leads to real results.

And in this situation, the regional authorities need to show not passivity, but optimism, a willingness to invest in the future and negotiating talents. It is advisable to bring such an integrated project from an idea to at least a detailed concept (master plan), solve land issues and achieve a clear understanding of the infrastructure. In this form, the project can already be seriously discussed with potential investors.

Moreover, it is important that the conversation should be conducted not only with big business, but also with local SMEs. Of course, each of them individually will not be able to solve the problem of attracting tourists to the region. But within the framework of a complex project, they may well make out its key components and, by joint efforts, form the necessary variety of objects. At the same time, each of the entrepreneurs will remain independent in relation to property and business management. But their interaction within the framework of a comprehensive project will give a powerful synergistic effect. And no less important factor will be the fact that the region guarantees the solution of infrastructure issues. That is, the infrastructure is very significant, but secondary to the content of the cluster project.

By the way, it is in this format that almost all large resorts, for example, in Japan, are created and operate in the format of “Designer from SMEs”. Moreover, they are presented to vacationers as a single complex.

And when a sufficiently large-scale project is thus formed, it becomes quite realistic to receive serious federal funds under the industry program (at least hundreds of millions of rubles). In the meantime, the successes of the Far Eastern regions are not very great in this direction. Apart from the recently joined Buryatia, in the framework of the federal target program “Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation” (2011-2018) that ended last year, the FEFD received less than 7% of total funding. And this with huge local distances and infrastructure needs! Moreover, only three out of nine Far Eastern regions took part in the program.


Drawing. The Far East in the total federal budget expenditures for the Federal Target Program "Development of Domestic and Inbound Tourism" (2011-2018)

Nevertheless, certain positive processes in the described direction still go. For example, within the framework of the Mountain Air Top in Sakhalin, a fairly large-scale ski cluster is being formed. And the development of the Kamchatka ASEZ and the free port regime suggest the transformation of Petropavlovsk-Kamchatsky into a serious tourist hub, around which both existing and new facilities should line up.

But a successful tourist cluster is not only a variety of specialized objects and high-quality logistics. No less important is the overall urban environment of the base settlement. And this applies not only to regional capitals, but also to small resort centers. A tourist who has arrived for a few days wants to walk along the beautiful streets or promenades, sit in modern cafes, look into shops with attractive display cases. And here, too, there are specialized federal programs, but the regions of the Far Eastern Federal District are not leaders in participating in them.

Thus, if in the Far East complex, modern and all-season tourist products are formed with an orientation at least for a weekly mass rest, then people will be drawn here. And the price factor then will not be so critical.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Фактор масштаба для дальневосточного турпродукта

Эксперт EastRussia о проблемах привлечения туристов в регионы ДФО

Фактор масштаба для дальневосточного турпродукта
Фото: pixabay.com

Моисей Фурщик

управляющий партнер, Компания ФОК

Принято считать, что ключевой проблемой для развития туризма на Дальнем Востоке является нехватка инфраструктуры, однако многие туристические объекты находятся в крупных городах, уже имеющих вполне приемлемые аэропорты и современные гостиницы. Но даже они не ощущают огромного наплыва туристов.

Теоретически, за бюджетные деньги можно построить дороги и подвести сети и к другим потенциально привлекательным дестинациям. Но будет ли этого достаточно для кратного увеличения туристического потока? Скорее всего, нет.

Основная проблема в том, что из-за большой удаленности Дальнего Востока турист вряд ли отправится туда ради какого-то одиночного объекта, какая бы хорошая инфраструктура не была создана. А местного населения слишком мало для формирования значительного турпотока. Поэтому дальневосточные дестинации должны быть интересны, как минимум, для недельного пребывания. Но как с этим аспектом дело обстоит сейчас?

Наиболее очевидные объекты для многодневного пребывания – это горнолыжные комплексы и бальнеологические курорты. Но почти все дальневосточные горнолыжные центры имеют относительно мало трасс, а отдых в санаториях — слишком скучен. При этом современный массовый турист требует гораздо большего разнообразия. Поэтому издалека ради горнолыжного туризма на Дальний Восток прилетает, в основном, узкая прослойка любителей фрирайда, а для оздоровительных целей — довольно специфические и малочисленные категории больных. Причем это редко происходит в семейном формате, который в настоящее время наиболее интересен для туристической отрасли.

Также не очень готовы для приема массового туриста природные объекты. И здесь предложение для туриста чаще всего ограничивается однодневным осмотром.

Но даже если какая-то территория (например, региональная столица и ее окрестности) имеет значительное число различных дестинаций и вариантов отдыха, то это не является комплексным продуктом. Часто бывает, что туристу сложно разобраться с перемещением между объектами, которые не связаны понятными, удобными и недорогими логистическими схемами. Кроме того, подобный набор объектов и услуг редко пиарится в федеральном и международном масштабе в качества комплексного продукта, обеспечивающего разнообразный отдых в течение нескольких дней пребывания. Чаще всего знания удаленных потенциальных туристов о такой территории ограничиваются одной-двумя наиболее раскрученными дестинациями.

В этом смысле очень характерным является поведение людей, приезжающих на Дальний Восток с деловыми целями. В принципе, таких туристов там бывает не так уж и мало. Но лишь очень небольшая часть их них после командировки снова приезжает в соответствующий регион с семьей для проведения отпуска и т. д. А ведь такое краткосрочное пребывание должно создавать у приезжих позитивное впечатление о регионе, вызывать желание самостоятельно в спокойной обстановке посмотреть достопримечательности, отдохнуть на курортах. Но сейчас подавляющее большинство деловых туристов на Дальнем Востоке считает, что все самое интересное они уже успели осмотреть «на бегу», поэтому нет смысла так далеко ехать еще раз за собственные деньги. И таким образом проваливается один из важнейших потенциальных каналов продвижения местного турпродукта.

Поэтому ключевой задачей для развития туристической отрасли Дальнего Востока является формирование крупных кластеров. Причем это не должен быть формальный процесс, когда беспорядочный набор существующих объектов, турфирм, образовательных организаций и государственных структур просто называется модным словом «кластер» и принимается довольно абстрактная программа по его развитию.

Серьезный подход подразумевает, помимо резкой активизации маркетинга, и масштабное капитальное строительство. Причем не только инфраструктуры, но и непосредственно туристических объектов: мест размещения, новых горнолыжных трасс, развлекательных и этнографических комплексов, современных интерактивных музеев. Во многих случаях важны бывают закупки малых воздушных судов, небольших круизных лайнеров, комфортабельных автобусов или специальных средств передвижения.



К сожалению, очень редко на проект формирования масштабного кластера можно найти одного крупного инвестора, который закроет все вопросы. И во многих случаях после осознания этого факта у региональных властей опускаются руки. Они замирают в ожидании чуда. А на вопросы о своей пассивности они сетуют, что перспективная тема в регионе есть, но инвестор пока отсутствует. Это позволяется регулярно печатать красочные буклеты и посещать выставки, но редко приводит к реальному результату.

И в такой ситуации региональным властям надо проявить не пассивность, а оптимизм, готовность инвестировать в будущее и переговорные таланты. Желательно довести собственными силами такой комплексный проект от идеи хотя бы до детальной концепции (мастер-плана), решить земельные вопросы и достигнуть четкого понимания по инфраструктуре. В таком виде проект уже можно серьезно обсуждать с потенциальными инвесторами.

Причем важно, что разговор должен вестись не только с крупным бизнесом, но и с местными МСП. Конечно, каждый из них по отдельности не сможет решить проблему привлечения туристов в регион. Но в рамках комплексного проекта они вполне могут разобрать ключевые его составляющие и общими усилиями сформировать необходимое разнообразие объектов. При этом каждый из предпринимателей останется независимым в отношении собственности и управления бизнесом. Но их взаимодействие в рамках комплексного проекта даст мощный синергетический эффект. А не менее важным фактором при этом будет то, что регион гарантирует решение инфраструктурных вопросов. То есть инфраструктура очень значима, но вторична по отношению к содержательной части кластерного проекта.

Кстати, именно в таком в формате «конструктора из МСП» созданы и функционируют почти все крупные курорты, например, в Японии. Причем отдыхающим они представляются как единый комплекс.

И когда достаточно масштабный проект будет таким образом сформирован, то становится вполне реальным и получение серьезных федеральных средств по отраслевой программе (как минимум, сотни млн рублей). Ну а пока в этом направлении успехи дальневосточных регионов не очень велики. Если не считать недавно присоединенную Бурятию, то в рамках завершившейся в прошлом году ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 гг.) ДФО получил менее 7% от общего финансирования. И это при огромных местных расстояниях и потребности в инфраструктуре! Причем участие в программе приняли лишь три из девяти дальневосточных регионов.


Рисунок. Дальний Восток в общих расходах федерального бюджета по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» (2011-2018 гг.)

Тем не менее, определенные позитивные процессы в описанном направлении все-таки идут. Например, в рамках ТОР «Горный воздух» на Сахалине формируется достаточно масштабный горнолыжный кластер. А развитие ТОР «Камчатка» и режим свободного порта предполагают превращение Петропавловска-Камчатского в серьезный туристический хаб, вокруг которого должны выстроиться как существующие, так и новые объекты.

Но успешный туристский кластер — это не только разнообразие профильных объектов и качественная логистика. Не менее важна и в целом городская среда базового населенного пункта. Причем это касается не только региональных столиц, но и небольших курортных центров. Туристу, приехавшему на несколько дней, хочется пройтись по красивым улицам или набережным, посидеть в современных кафе, заглянуть в магазины с привлекательными витринами. И здесь тоже имеются профильные федеральные программы, но регионы ДФО не являются лидерами по участию в них.

Таким образом, если на Дальнем Востоке будут сформированы комплексные, современные и всесезонные турпродукты с ориентацией хотя бы на недельный массовый отдых, то люди сюда потянутся. И ценовой фактор тогда уже не будет столь критичным.

5 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика