Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Federal share

How the regions of the Far East reduce the debit with a loan

Federal share

The situation in the budgetary sphere of the regions of the Far East reflects both the general economic situation in the macroregion and the differentiation of individual subjects of the Federation in terms of their level of socioeconomic development.

One of the most important parameters of the state of regional budgets is their dependence on federal transfers, that is, on transfers from the federal budget to regional budgets. By the latter we mean the consolidated regional budgets - the sum of the actual regional and local budgets. They often talk about the subsidization of the regions, meaning by it precisely the dependence on federal support, but it must be borne in mind that in reality subsidies are one of the types of transfers, and there are also subsidies, subventions, and so-called other transfers. Subventions are usually excluded from consideration (deducting them both from the revenues of regional budgets and from the total amount of transfers) - these are funds credited to regional budgets for the implementation of federal powers transferred to regions. The volume of subventions is determined based on the need for funds for the implementation of such powers and without any regard for the degree of well-being of the regions, and, thus, have nothing to do with subsidies. After deducting subventions, the volumes of non-earmarked transfers (grants) and earmarked (subsidies and others) are generally comparable. Data on the share of interbudgetary transfers from the federal budget in regional budget revenues are presented in Table 1.

A special place in the federal financial support of the regions is occupied by subsidies for equalizing the budgetary provision of the regions: this is the main type of transfers (about a third of all gratuitous transfers from the federal budget without subventions). Subsidies for equalization are distributed among regions according to a special method with the calculation of the tax potential and expenditure needs of the regions, the amount of subsidies for each region is fixed in the law on the federal budget. It is precisely those subjects of the Federation that do not receive subsidies for equalization that are often called “donors” of the federal budget, although this definition is, strictly speaking, incorrect. The dependence of the Far Eastern regions on equalization subsidies is shown in Table 2.

The obtained results make it necessary once again to state that the constituent entities of the Far Eastern Federal District are very different in their current economic situation and, as a result, in the state of the public sector. The Sakhalin Oblast, which since 2011 has ceased to receive subsidies for leveling fiscal security, is sharply distinguished. The region’s dependence on transfers continues to decline, while revenues collected in the region grow. Thus, in the 1 semester of the year 2014, the regional budget received almost 2 times more tax and non-tax revenues compared to the 1 year of the 2013 semester.

Khabarovsk Territory falls into regions with low subsidies - up to 20%. The exception for the region was the 2013 year, which resulted in the Khabarovsk Territory, like a number of other Far Eastern regions, increased its subsidies due to large-scale flooding, for the elimination of the consequences of which considerable federal funds were allocated. The subsidy threshold in 20% is not accidental, since the Budget Code of the Russian Federation sets certain limits for regional authorities depending on the degree of their subsidies (up to 5%, from 5 to 20%, from 20 to 60% and above 60%). From the Far Eastern regions, the Kamchatka Territory is among the most highly subsidized, and the Russian Ministry of Finance has counted only 7 (including Kamchatka) in such Federation subjects.

The high level of regional subsidies can be explained by various reasons. One of them is the improper organization of intergovernmental relations, in other words, excessive centralization of revenues collected in the territory to the federal budget. Statistics of the Federal Tax Service allows you to test this hypothesis: statistics show how much tax and non-tax revenues were collected in each of the regions and how much of this money went to the federal budget. So, for the overwhelming majority of the Far Eastern subjects of the Federation, no reform of intergovernmental relations will help to do without federal transfers. Only from the territory of the Sakhalin Oblast, more money was spent in the federal budget than later returned in the form of federal transfers (we still do not take into account subventions). At the same time, the volume of transfers amounted to about 10% of the volume of income received by the federal budget from the territory of the Sakhalin region in 2011 and about 20% - in 2012 – 2013. Moreover, in the Khabarovsk Territory, the same indicator was 92 – 95% in 2011 – 2012 (that is, transfers were less than federal revenues in the territory), but in 2013, the situation changed. For all other regions of the Federation, the volume of transfers they receive from the federal budget is substantial and even several times higher than the federal budget revenues collected on their territory. This means that even if all tax and non-tax revenues collected in such regions remain in regional budgets, you still have to add funds, and considerable ones, from the federal budget. For comparison: the national average in the regional budgets in the form of transfers (without subventions) was sent 29% of tax and non-tax revenues of the federal budget in 2011, 26% - in 2012 and 23% - in 2013.

We can still assume that high subsidization is associated with poor collection of income in the Far East, but this is also not the main reason. The Federal Ministry of Finance, distributing subsidies for equalization by regions, proceeds not from actual incomes and expenditures of regional budgets, but from the tax potential and expenditure requirements of the regions from which their level of budgetary provision is composed. For the Far Eastern regions, with the exception of the Sakhalin region, this level is estimated as low, especially in the Kamchatka Territory. Although, of course, it can not be denied that there are reserves for increasing the collection of incomes in all regions of the country.

Therefore, the main reason for the high subsidization of most of the Far Eastern regions, as well as the differences between them, is the prevailing economic situation, which is determined by a combination of a number of objective factors that are by no means always favorable. This is a small capacity of the domestic market; the deep (non-coastal) position of some regions, which reduces their attractiveness for the development of foreign economic relations; severity in much of the climatic conditions; Far from universal availability of minerals, which are often developed in unfavorable natural and climatic conditions; A low level of development of transport infrastructure, including the lack of railways in the Magadan Region, Kamchatka and Chukotka; specialization in problem industries.

The budget well-being of the Sakhalin Oblast is undoubtedly associated primarily with the development of the oil and gas complex - in 2012, the extraction of minerals gave 62% GRP to the region. In a relatively favorable situation, the southern and the Khabarovsk and Primorsky Krais, with access to the transport routes, the Amur Region. At the same time, the Khabarovsk Territory stands out among the Far Eastern regions with a high level of development of the manufacturing industry, besides, Khabarovsk has historically played the role of an administrative, cultural center of the Far East. In the economy of the Kamchatka Territory, the key role is played by the fishing industry, where up to now there are many problems, and transport isolation and severity restrain the development of other industries. At the same time, the impressive natural riches of the region, coupled with the prospects for the development of the Northern Sea Route, allow us now to view quite favorable horizons for the development of the peninsula. After all, Sakhalin until recently remained a subsidized region, and the problems of the regional economy of "pre-oil and gas" Sakhalin are similar to the problems of modern Kamchatka.

The severity of the climate, the transport disconnectedness of the vast territory lead to a high subsidy of Yakutia, even despite its raw material specialization. Although Yakutia is the first of the Far Eastern regions to partly repeat the fate of the Sakhalin region due to the development of oil and gas projects in the west of the republic (prospects of which are related, among other things, to the realization of the sensational gas contract with China) and other deposits of various minerals.

Prospects for the development of the Far Eastern regions will largely be determined by the same factors as their current situation, as well as by whether the federal and regional authorities will be able to find possible growth points for territories where the negative deterrent factors play a large role. It is clear that when creating conditions for the development of a country-oriented APR manufacturing industry, the first candidates for locating factories are Khabarovsk and Primorsky Krai. Most of the regions will have to solve a much more complex task of finding and developing those activities for which specialization is possible in their conditions. In the same Kamchatka region, it is necessary to create conditions for the successful development of the fishing industry, because fish resources are a competitive advantage of the Far East. In our non-primary sector, the construction of the Vostochny cosmodrome in the Amur Region can be considered an example of success.

Returning to the budgets of the Far Eastern regions. It is worth saying that in most of them the situation with deficit and debt is no worse than the national average (the growth of regional and municipal debt has recently been one of the most discussed topics). If in the whole country, the regional budgets for the 2013 year were reduced to a deficit of 7,3%, on average in the Far Eastern Federal District - 6,1%. But even by this indicator, there is a colossal variation in individual regions of the Federation (3 table). If the budget of the Kamchatka Territory turned out to be slightly in surplus, then the Chukotka Autonomous Region became the all-Russian “leader” in terms of the deficit, ending the year with an indicator of –34,3%. It is not surprising that the subsidy of this region has increased dramatically this year. As for the ratio of regional and municipal debt accumulated at the end of 2013, and the annual tax and non-tax revenues, the dependence on the economic situation in the regions is more obvious. The smallest debt load in the Sakhalin region, the largest - in the Kamchatka region and Yakutia. 
 

September 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Федеральная доля

Как регионы Дальнего Востока сводят дебет с кредитом

Федеральная доля

Ситуация в бюджетной сфере регионов Дальнего Востока отражает и общеэкономическую ситуацию в макрорегионе, и дифференциацию отдельных субъектов Федерации по уровню их социально-экономического развития.

Один из важнейших параметров состояния региональных бюджетов – их зависимость от федеральных трансфертов, то есть от перечислений из федерального бюджета в бюджеты региональные. Под последними будем иметь в виду консолидированные региональные бюджеты – сумму собственно региональных и местных бюджетов. Часто говорят о дотационности регионов, понимая под ней именно зависимость от федеральной поддержки, но надо иметь в виду, что на самом деле дотации – одна из разновидностей трансфертов, а еще есть субсидии, субвенции и так называемые иные трансферты. Субвенции из рассмотрения обычно исключают (вычитая их как из доходов региональных бюджетов, так и из общей суммы трансфертов) – это средства, зачисляемые в региональные бюджеты на реализацию переданных регионам федеральных полномочий. Объемы субвенций определяются исходя из потребности в средствах на реализацию таких полномочий и без какого-либо учета степени благополучия регионов, и, таким образом, к дотационности не имеют отношения. После вычета субвенций объемы нецелевых трансфертов (дотаций) и целевых (субсидий и прочих) оказываются в целом сопоставимыми. Данные по доле межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в доходах региональных бюджетов представлены в таблице 1.

Особое место в федеральной финансовой поддержке регионов занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов: это основной вид трансфертов (около трети всех безвозмездных перечислений из федерального бюджета без субвенций). Распределяются дотации на выравнивание по регионам по специальной методике с расчетом налогового потенциала и расходных потребностей регионов, объемы дотаций для каждого региона закрепляются в законе о федеральном бюджете. Именно те субъекты Федерации, которые не получают дотаций на выравнивание, нередко называют «донорами» федерального бюджета, хотя такое определение, строго говоря, некорректно. Зависимость дальневосточных регионов от выравнивающих дотаций показана в таблице 2.

Полученные результаты заставляют в очередной раз констатировать, что входящие в состав Дальневосточного федерального округа субъекты Федерации очень сильно отличаются по сложившейся в них экономической ситуации и, как результат, по состоянию бюджетной сферы. Резко выделяется Сахалинская область, которая с 2011 года перестала получать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Зависимость области от трансфертов продолжает сокращаться, а собираемые в регионе доходы – расти. Так, по итогам 1-го полугодия 2014 года в областной бюджет поступило почти в 2 раза больше налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 1-го полугодием 2013 года.

В регионы с невысокой дотационностью – до 20 % – попадает Хабаровский край. Исключением для региона стал 2013 год, по итогам которого Хабаровский край, как и ряд других дальневосточных регионов, увеличил свою дотационность из-за масштабного наводнения, на ликвидацию последствий которого выделялись значительные федеральные средства. Порог дотационности в 20 % неслучаен, поскольку Бюджетный кодекс РФ устанавливает определенные ограничения для региональных властей в зависимости от степени их дотационности (до 5 %, от 5 до 20 %, от 20 до 60 % и свыше 60 %). Из дальневосточных регионов в число самых высокодотационных попадает Камчатский край, причем Минфин России таких субъектов Федерации по итогам последних трех лет насчитал всего 7 (включая Камчатку).

Высокий уровень дотационности регионов может объясняться разными причинами. Одна из них – неправильная организация межбюджетных отношений, проще говоря, чрезмерная централизация собираемых на территории доходов в федеральный бюджет. Статистика Федеральной налоговой службы позволяет проверить эту гипотезу: статистика показывает, сколько всего было собрано налоговых и неналоговых доходов на территории каждого из регионов и какая часть этих денег пошла в федеральный бюджет. Так вот подавляющему большинству дальневосточных субъектов Федерации никакая реформа межбюджетных отношений не поможет обойтись без федеральных трансфертов. Только с территории Сахалинской области в федеральный бюджет уходило больше денег, чем потом возвращалось в виде федеральных трансфертов (субвенции по-прежнему не учитываем). При этом объем трансфертов составил около 10 % объема поступивших в федеральный бюджет с территории Сахалинской области доходов в 2011 году и около 20 % – в 2012–2013 годах. Да еще по Хабаровскому краю такой же показатель составлял 92–95 % в 2011–2012 годах (то есть трансферты были меньше федеральных доходов на территории), но в 2013 году ситуация изменилась. По всем остальным субъектам Федерации объемы получаемых ими из федерального бюджета трансфертов существенно и даже в несколько раз превышают собранные на их территории доходы федерального бюджета. Это означает, что даже если в региональных бюджетах будут оставаться все собираемые на территории таких регионов налоговые и неналоговые доходы, все равно придется добавлять средства, и немалые, из федерального бюджета. Для сравнения: в среднем по стране в региональные бюджеты в виде трансфертов (без субвенций) было отправлено 29 % налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета в 2011 году, 26 % – в 2012 году и 23 % – в 2013 году.

Можно еще предположить, что высокая дотационность связана с плохой собираемостью доходов на Дальнем Востоке, но и это тоже отнюдь не основная причина. Федеральный Минфин, распределяя по регионам дотации на выравнивание, исходит не из фактических доходов и расходов региональных бюджетов, а из налогового потенциала и расходных потребностей регионов, из которых складывается уровень их бюджетной обеспеченности. Для дальневосточных регионов, за исключением Сахалинской области, этот уровень оценивается как низкий, особенно по Камчатскому краю. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что резервы повышения собираемости доходов есть во всех регионах страны.

Поэтому основная причина высокой дотационности большей части дальневосточных регионов, как и различий между ними, – сложившаяся экономическая ситуация, которая определяется сочетанием целого ряда объективных факторов, далеко не всегда благоприятных. Это небольшая емкость внутреннего рынка; глубинное (не приморское) положение части регионов, что снижает их привлекательность для развития внешнеэкономических связей; суровость на значительной части территории климатических условий; отнюдь не повсеместное наличие полезных ископаемых, которые часто разрабатываются и в неблагоприятных природно-климатических условиях; низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, в том числе отсутствие железных дорог в Магаданской области, на Камчатке и Чукотке; специализация на проблемных отраслях промышленности.

Бюджетное благополучие Сахалинской области, безусловно, связано в первую очередь с развитием нефтегазового комплекса – в 2012 году добыча полезных ископаемых давала 62 % ВРП области. В относительно благоприятном положении более южные и имеющие выход к транспортным магистралям Хабаровский и Приморский края, Амурская область. При этом Хабаровский край выделяется среди дальневосточных регионов высоким уровнем развития обрабатывающей промышленности, к тому же Хабаровск исторически выполняет роль административного, культурного центра Дальнего Востока. В экономике Камчатского края ключевую роль играет рыбная отрасль, где до сих пор остается немало проблем, а транспортная изолированность и северность сдерживают развитие других отраслей. В то же время внушительные природные богатства края вкупе с перспективами развития Северного морского пути позволяют уже сейчас просматривать достаточно благоприятные горизонты для развития полуострова. Ведь и Сахалин до недавнего времени оставался дотируемым регионом, а проблемы региональной экономики «донефтегазового» Сахалина сродни проблемам современной Камчатки.

Суровость климата, транспортная несвязанность обширной территории приводят и к высокой дотационности Якутии, даже несмотря на ее сырьевую специализацию. Хотя Якутия первой из дальневосточных регионов планирует отчасти повторить судьбу Сахалинской области благодаря развитию нефтегазовых проектов на западе республики (перспективы которых связаны в том числе с реализацией нашумевшего газового контракта с Китаем) и других месторождений разнообразных полезных ископаемых.

Перспективы развития дальневосточных регионов во многом будут определяться теми же самыми факторами, что и их нынешнее положение, а также тем, сумеют ли федеральные и региональные власти найти возможные точки роста для территорий, где велика сдерживающая роль негативных объективных факторов. Понятно, что при создании условий для развития ориентированной на страны АТР обрабатывающей промышленности первые кандидаты для размещения заводов – Хабаровский и Приморский края. Большинству же регионов придется решать гораздо более сложную задачу поиска и развития тех видов деятельности, специализация на которых возможна и в их условиях. В том же Камчатском крае надо создавать условия для успешного развития рыбной отрасли, ведь рыбные ресурсы – это конкурентное преимущество Дальнего Востока. В несырьевом секторе удачным, на наш взгляд, примером можно считать строительство космодрома Восточный в Амурской области.

Возвращаясь собственно к бюджетам дальневосточных регионов. Стоит сказать, что в большинстве из них ситуация с дефицитом и долгом не хуже, чем в среднем по стране (рост региональных и муниципальных долгов в последнее время является одной из наиболее обсуждаемых тем). Если в целом по стране региональные бюджеты по итогам 2013 года были сведены с дефицитом в 7,3 %, в среднем по Дальневосточному федеральному округу – 6,1 %. Но и по этому показателю разброс по отдельным субъектам Федерации колоссальный (таблица 3). Если бюджет Камчатского края оказался немного профицитным, то Чукотский АО стал общероссийским «лидером» по величине дефицита, завершив год с показателем в –34,3 %. Неудивительно, что дотационность этого региона в текущем году резко выросла. Что касается соотношения накопленного на конец 2013 года регионального и муниципального долга и годового поступления налоговых и неналоговых доходов, то здесь зависимость от экономической ситуации в регионах более очевидная. Наименьшая долговая нагрузка в Сахалинской области, наибольшая – в Камчатском крае и Якутии.