Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

PPP in the format of TOP

What prevents investors from developing in the Far East

PPP in the format of TOP
Special project TORA and Free Port

The role of public-private partnership mechanisms in the development of infrastructure in the Far East was discussed at the "Russian PPP Week" in Moscow.

Nothing unexpected

At the congress "Russian PPP Week" Yakutia was praised with all its might - it was this region of the Far Eastern Federal District that made a real breakthrough, rising to rating regions of the Russian Federation by the level of PPP development by 49 positions and taking 25th place. Yakutia has become a leader among the subjects of the Far Eastern Federal District and has taken a confident position in regions with an average level of PPP development. The secret of success lies in the adoption of fundamental regulatory legal acts in the field of public-private partnerships.

At the panel discussion "The role of PPP mechanisms in the development of infrastructure in the Far East: the current situation, best practices, prospects for application within the ASEZ", initiated by the Ministry of the Russian Federation for the Development of the Far East, Yakutia ruled the ball. It was used as an example for the regions that fell into the group with low attractiveness - Kamchatka Krai and the Jewish Autonomous Region (58 and 62 places, respectively), as well as outsiders in the rating - Magadan Region and Chukotka Autonomous Okrug (79 and 82 places in the rating).

Oleg Skufinsky, Deputy Head of the Ministry for the Development of the Russian Far East, commenting on the rating, noted "a very significant breakthrough in the Far Eastern regions." “This, of course, is primarily the merit of the governors, the merit of the regional teams, the merit of entrepreneurs,” he said. - It is no coincidence that Yakutia is a region with which we signed an agreement at the First International Forum of Entrepreneurs in September last year, this year has been declared the Year of Entrepreneurs and Yakutia takes 1st place. This is a natural development of events. " Skufinsky promised that "next year we will be in the top ten, no doubt, in the dynamics that we are showing today."

New projects and expansion of the regulatory framework allowed the Khabarovsk Territory to take a stable position in the ranking - 31st place with an increase of 41 positions. The Amur Region took 33rd place, showing an increase by 15 positions, the Sakhalin Region - 34th place (plus 3 positions), Primorsky Krai - 37th place and an improvement in indicators by 39 positions. “If the federal government, regional government and entrepreneurs are involved in the process, realizing not only some narrow task, but developments around the entire perimeter, it (public-private partnership - Prim.red.) is obtained in a fairly short period. Therefore, PPP is our priority, ”Skufinsky summed up.

The third annual "Rating of Russian regions by the level of public-private partnership development 2014-2015" was prepared by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Center for Public-Private Partnership Development with the support of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation. When compiling the rating, several parameters were taken into account: the development of the institutional environment, the experience of implementing PPP projects, the investment attractiveness of the region. A total of 586 projects were analyzed (for comparison, in 2014 - 131 projects), which were at various stages - from initiation to operation of the facility. Experience in working with public-private partnership projects is available in 68 regions of the country, in 17 regions - there are no PPP projects even at the initiation stage.

Based on the results of calculating the rating of the regions, the objects were divided into five groups according to the level of PPP development: regions are leaders in the level of PPP development (60-75%), with a high level of development (45-60%), with an average level of development (35-45% ), with a low level of development (25-35%), with a very low level of development (0-25%).

Serious ambitions

Skufinsky said that 61 projects are being implemented in the Far East using public-private partnership mechanisms. The issue of efficiency remains important for the Ministry for the Development of the Russian Far East in this work: for each budget ruble, there should be at least seven rubles of private investment. He stressed that “we also have examples with an indicator of 1 to 17”.

PPP models in the implementation of investment projects in the district will be used in full. “We have very serious ambitions, we want to become the best practice in Russia,” he said.

During the panel discussion, representatives of the PPP Development Center, the Fund for the Development of the Far East and the Baikal Region, regional government bodies discussed the use of PPP mechanisms in the format of priority development territories (TOR). This innovative tool is based on the principle of partnership between the state and private partnership. In accordance with the Law on ASEZ, the state ensures the creation of the infrastructure necessary for residents.

“Investors are closely watching how comprehensively the team of the Ministry for the Development of the Russian Far East works. The adopted law on the territories of advanced development presupposes the TOP regime not only for the territory itself, but also for the necessary infrastructure. That is, it is a tool that makes it possible, in conditions of limited budgetary funds, to make the financial model of the project attractive for the investor. In addition, since last year, we have focused on the implementation of concession projects in the business practice of the Far East, which is why there is a big breakthrough in the regions. Plus, in a number of regions, the necessary regulations have been adopted, "- Skufinsky EastRussia revealed the secret of the success of the Far Eastern regions in the ranking.

According to him, "out of 61 projects implemented on the basis of PPP, 12 regional projects, 49 projects at the municipal level." He did not highlight priority projects, but noted that attention was focused on "international transport corridors (" Primorye - 1 "," Primorye - 2 "," Eastern bypass of Khabarovsk "- Prim.red.): they have a very serious effect on the economy ”.

“We analyze the cargo base, logistics flows, carefully work with investors, while working with investors we have instruments for fixing obligations. We listen to them attentively in regard to what they need from the state so that an investor, including a foreign one, is comfortable coming to our territory and making money, ”said the Deputy Minister. Skufinsky specified that the Ministry for the Development of the Russian Far East has signed about 20 memorandums with foreign companies. “This is the beginning of the journey. The memorandum is followed by a deeper study of the issue. These are a number of Japanese, Korean and Chinese companies that are interested in the development of the Far East. And we will choose those that offer the most optimal conditions for Russia's interests, ”he said.

Investors - on a contract

The panellists spoke about the obstacles that hinder the implementation of PPP mechanisms. It turned out that even the advanced Yakutia has a lot of unresolved problems. Despite the fact that the main value of the republic is the subsoil, Yakutia is a small region that does not have a serious business focused on the domestic market. And, of course, there are many restrictions, primarily infrastructural, complains the Deputy Minister of Economy of the Republic Yevgeny Chekin.

“Investors are not standing in line. But the government of the republic is doing quite a lot of work, including informational, with investors, both Russian and foreign. It is clear that at the current moment the focus is on the Asian market, "he shared with EastRussia.

Chekin explained that under the PPP model defined by Russian legislation, the initiator of the project is building its own plant, and the state is building all necessary infrastructure for the budget account of the investment fund.

“Let's take the project stage of the integrated development of South Yakutia. We have successfully implemented it within the framework of the investment fund, but the stage involved only the development of design estimates for the infrastructure. And private investors - the initiators of the projects - invested in their own part, commercial, developed their design and estimate documentation. Is the circuit working? Yes, she's working, ”Chekin said.

He cited the example of the Inaglinsky coal complex under construction - “the first shipment of coal has already started,” the railway to it is being built within the framework of budget financing. The support issue concerned only the power grid infrastructure, but it has already been resolved. “Here is the situation when a clear investor who has already invested and has not tried to leave anywhere. Therefore, the risks are minimal, ”the official continued.

According to Chekin, there are many examples when the infrastructure has been built, but the commercial part has not even started. “I will not name specific cases. Such an approach, when the state, believing the initiators of the project, undertakes an obligation, for example, to build a road, may result in the fact that the infrastructure, except for the initiator (investor), is not needed by anyone. Who needs a railway to the taiga? The power grid infrastructure is also not needed there. Instead of building kindergartens and new hospitals for children, spending this money on raising wages, building normal roads for public use, the state, having spent money on such infrastructure, simply erased them from the economy. We paid all taxes, but they went to an incomprehensible object in the taiga in the event that the initiator does not fulfill his obligations, ”he said. According to Chekin, the problem is the insufficient contractual provision of projects. Therefore, a project-contract approach is required, which is exactly what the Ministry for the Development of the Russian Far East offers.

“The state should, as an entrepreneur, look at any project - whether it is profitable or not to implement this or that infrastructure project. If there is no sense, then it is not worth taking on it, ”the deputy minister summed up.

TORA is a good thing

The panelists agreed that business may sometimes be interested in the development of PDA not only as a resident, but as an investment partner in creating the infrastructure of the site. However, finding initiators of infrastructure construction in some regions is not easy.

Primorye can boast of the proximity of the APR countries, but not in terms of investment. “TOPs are a good thing. I think it will work. But they are not always a necessary stimulant, since there are a lot of businesses that are so marginal that they can make the infrastructure themselves, ”said Yuri Tuktarov, a representative of the Primorsky Krai Investment Agency. He acknowledged that “a common problem in the region is geology, which increases capital costs. Building on the hills is 30-40% more expensive than in the European part. But on Sakhalin and Kamchatka, it is generally 2 times more expensive, because, in addition to hills and geology, they also need to transport building materials from the mainland. Therefore, it is very difficult to conclude such transactions for the participants to come and build everything in the infrastructure, since the capital costs of Primorye are slightly higher. "

Irina Bogdanova, Deputy Minister of the Ministry of Property and Land Relations of the Kamchatka Territory, agreed with Tuktarov. In Kamchatka, she said, "the PPP mechanism is in its infancy."

“At the same time, we have prepared all the necessary legal and regulatory framework and are considering a number of projects that can be implemented using the PPP mechanism,” she said.

“What prevents attracting investors? In my opinion, there is no real understanding of return on investment today. An investor must understand how he will return his investments, ”Bogdanova said. According to her, the example of Yakutia in implementing PPP mechanisms should be taken into account.

Nevertheless, experts are sure that it is necessary to work with the investor, and the investment climate is created by people.

“Each region is unique. There should be an open field for the exchange of experience in the implementation of public-private partnership mechanisms, because we must develop a unified approach to PPP, including the one regulated by law. And then the projects will be implemented at lower costs, ”Chekin said, stressing that the brightest public-private partnership projects in the Far East are still ahead.

March 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

ГЧП в формате ТОРа

Что мешает инвесторам развернуться на дальневосточных просторах

ГЧП в формате ТОРа

Роль механизмов государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры на Дальнем Востоке обсудили на «Российской неделе ГЧП» в Москве.

Ничего неожиданного

На конгрессе «Российская неделя ГЧП» изо всех сил хвалили Якутию – именно этот регион ДФО совершил самый настоящий прорыв, поднявшись в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП на 49 позиций и заняв 25 место. Якутия стала лидером среди субъектов ДФО и заняла уверенные позиции в регионах со средним уровнем развития ГЧП. Секрет успеха – в принятии основополагающих нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства.

На панельной дискуссии «Роль механизмов ГЧП в развитии инфраструктуры на Дальнем Востоке: текущая ситуация, лучшие практики, перспективы применения в рамках ТОР», инициатором которой выступило Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Якутия правила балом. Ее ставили в пример регионам, попавшим в группу с низкой привлекательностью - Камчатскому краю и Еврейской автономной области (58 и 62 места соответственно), а также аутсайдерам рейтинга – Магаданской области и Чукотскому автономному округу (79 и 82 места рейтинга).

Заместитель главы Минвостокразвития Олег Скуфинский, комментируя рейтинг, отметил «очень существенный прорыв по Дальневосточным регионам». «Это, конечно, прежде всего заслуга губернаторов, заслуга региональных команд, заслуга предпринимателей, - сказал он. - Неслучайно Якутия – регион, с которым мы подписали соглашение на Первом международном форуме предпринимателей в сентябре прошлого года, текущий год объявлен годом предпринимателей и Якутия занимает 1 место. Это закономерное развитие событий». Скуфинский пообещал, что «в следующем году мы будем в десятке, вне всяких сомнений, по той динамике, которую мы сегодня показываем».

Новые проекты и расширение нормативно-правовой базы позволили Хабаровскому краю занять стабильное положение в рейтинге - 31 место с ростом на 41 позицию. Амурская область заняла 33 место, продемонстрировав рост на 15 позиций, Сахалинская область – 34 место (плюс 3 позиции), Приморский край - 37 место и улучшение показателей на 39 позиций. «Если федеральная власть, региональная власть и предприниматели включаются в процесс, реализуя не только какую-то узкую задачу, а наработки по всему периметру, оно (государственно-частное партнерство – прим.ред.) получается за достаточно короткий период. Поэтому ГЧП наш приоритет», - подытожил Скуфинский.

Третий ежегодный «Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015» был подготовлен Министерством экономического развития РФ и Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ. При составлении рейтинга учитывались несколько параметров: развитость институциональной среды, опыт реализации проектов ГЧП, инвестиционная привлекательность региона. Всего было проанализировано 586 проектов (для сравнения в 2014 году – 131 проект), находившихся на различных стадиях – от инициирования до эксплуатации объекта. Опыт работы с проектами государственно-частного партнерства имеется в 68 субъектах страны, в 17 субъектах – проектов ГЧП нет даже на стадии инициирования.

По итогам расчета рейтинга регионов объекты были разделены на пять групп по уровню развития ГЧП: регионы – лидеры по уровню развития ГЧП (60-75%), с высоким уровнем развития (45-60%), со средним уровнем развития (35-45%), с низким уровнем развития (25-35%), с очень низким уровнем развития (0-25%).

Серьезные амбиции

Как сообщил Скуфинский, сейчас на Дальнем Востоке реализуется 61 проект с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Важным для Минвостокразвития при этой работе остается вопрос эффективности: на каждый бюджетный рубль здесь должно приходиться минимум семь рублей частных инвестиций. Он подчеркнул, что «у нас есть и примеры с показателем 1 к 17».

Модели ГЧП при реализации инвестиционных проектов в округе будут использованы в полном объеме. «У нас очень серьезные амбиции, мы хотим стать лучшей практикой в России», - заявил он.

В ходе панельной дискуссии представители Центра развития ГЧП, «Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона», региональных органов государственной власти обсуждали применение механизмов ГЧП в формате территорий опережающего развития (ТОР). В основу этого новационного инструмента заложен принцип партнерства государства и частного партнерства. В соответствии с Законом о ТОР, государство обеспечивает создание инфраструктуры, необходимой для резидентов.

«Инвесторы внимательно смотрят за тем, насколько комплексно работает команда Минвостокразвития. Принятый закон по территориям опережающего развития предполагает режим ТОР не только на саму территорию, но и на необходимую инфраструктуру. То есть это инструмент, который дает возможность в условиях ограниченных бюджетных средств финансовую модель проекта делать привлекательной для инвестора. Кроме того, мы с прошлого года сконцентрировались на внедрении в деловую практику Дальнего Востока концессионных проектов, именно поэтому по регионам наблюдается большой прорыв. Плюс в ряде регионов приняты необходимые нормативные акты», - приоткрыл Скуфинский EastRussia секрет успеха дальневосточных регионов в рейтинге.

По его словам, «из 61 проекта, реализуемых по принципу ГЧП, 12 региональных проектов, 49 проектов муниципального уровня». Он не стал выделять приоритетных проектов, однако отметил, что внимание приковано к «международным транспортным коридорам («Приморье – 1», «Приморье – 2», «Восточный обход Хабаровска» - прим.ред.): они дают очень серьезный эффект для экономики».

«Мы анализируем грузовую базу, логистические потоки, внимательно работаем с инвесторами, при работе с инвесторами у нас есть инструменты фиксации обязательств. Мы внимательно их слушаем в отношении того, что им нужно от государства, чтобы инвестору, в том числе иностранному, было комфортно прийти на нашу территорию и зарабатывать деньги», - сказал замминистра. Скуфинский уточнил, что у Минвостокразвития заключено порядка 20 меморандумов с иностранными компаниями. «Это начало пути. За меморандумом следует уже более глубокая проработка вопроса. Это ряд японских, корейских, китайских компаний, которые заинтересованы в развитии Дальнего Востока. И них мы будем выбирать те, которые предлагают наиболее оптимальные условия для интересов России», - сказал он.

Инвесторы – на контракте

Участники дискуссии говорили о препонах, которые мешают реализации механизмов ГЧП. Выяснилось, что даже у передовой Якутии есть масса нерешенных проблем. Несмотря на то, что основная ценность республики – недра, Якутия – небольшой регион, у которого нет серьезного бизнеса, ориентированного на внутренний рынок. И, безусловно, много ограничений, в первую очередь инфраструктурных, сетует заместитель министра экономики республики Евгений Чекин.

«Инвесторы в очередь не стоят. Но правительство республики проводит достаточно большую работу, в том числе и информационную, с инвесторами, как с российскими, так и с зарубежными. Понятно, что в текущем моменте акцент сделан на азиатский рынок», - поделился он с EastRussia.

Чекин пояснил, что при модели ГЧП, определенной законодательством РФ, инициатор проекта строит свой завод, а государство за бюджетный счет инвестфонда возводит всю необходимую инфраструктуру.

«Возьмем проектный этап комплексного развития Южной Якутии. Мы в рамках инвестиционного фонда его успешно реализовали, но этап предполагал только разработку проектно-сметной документации (ПСД) для инфраструктуры. А частные инвесторы – инициаторы проектов - инвестировали в свою часть, коммерческую, разрабатывали свою проектно-сметную документацию. Рабочая ли схема? Да, она рабочая», - сказал Чекин.

Он привел в пример строящийся Инаглинский угольный комплекс – «первая отгрузка угля уже пошла», железная дорога к нему строится в рамках бюджетного финансирования. Вопрос поддержки касался только электросетевой инфраструктуры, но и он уже решен. «Здесь ситуация, когда внятный инвестор, который уже вложился и никуда не пытался уйти. Поэтому риски минимальны», - продолжил чиновник.

По словам Чекина, есть много примеров, когда инфраструктура построена, но коммерческая часть даже не начиналась. «Я не буду называть конкретные случаи. Такой подход, когда государство, веря инициаторам проекта, берет на себя обязательство, например, по строительству дороги, может обернуться тем, что инфраструктура, кроме самого инициатора (инвестора), никому не нужна. Кому нужна железная дорога в тайгу? Электросетевая инфраструктура туда же тоже никому не нужна. Вместо того чтобы построить детям детсады, новые больницы, пустить эти деньги на повышение зарплат, построить нормальные дороги для общего пользования, государство, потратив деньги на такую инфраструктуру, просто-напросто вычеркнула их из экономики. Мы платили все налоги, а они ушли на непонятный объект в тайге в том случае, если инициатор не реализует свои обязательства», - отметил он. По мнению Чекина, проблема заключается недостаточной контрактной обеспеченности проектов. А потому требуется проектно-контрактный подход, который как раз и предлагает Минвостокразвития.

«Государство должно как предприниматель смотреть на любой проект – выгодно или нет реализовывать тот или иной инфраструктурный проект. Если смысла нет, то не стоит за него браться», - подытожил замминистра.

ТОРы – хорошая штука

Участники дискуссии сошлись во мнении, что бизнес иногда может быть заинтересован в развитии ТОР не только как резидент, но как инвестиционный партнер при создании инфраструктуры площадки. Однако найти инициаторов инфраструктурного строительства в некоторых регионах непросто.

Приморье может похвастаться близостью стран АТР, но только не в инвестиционном плане. «ТОРы – хорошая штука. Я думаю, она заработает. Но они не всегда являются необходимым стимулятором, так как есть куча бизнесов, которые настолько маржинальны, что позволяют сделать самим инфраструктуру», - рассказал представитель Инвестиционного агентства Приморского края Юрий Туктаров. Он признал, что «общая проблема региона - геология, которая увеличивает капитальные затраты. Строить на сопках на 30-40% дороже, чем в европейской части. Но на Сахалине и на Камчатке вообще в 2 раза дороже, потому что, помимо сопок и геологии, им еще надо стройматериалы перевозить с материка. Поэтому такие сделки, чтобы участники пришли и все построили в инфраструктуре, очень сложно заключить, так как капитальные затраты у Приморья чуть выше».

С Туктаровым согласилась и замминистра министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Ирина Богданова. На Камчатке, по ее словам, «механизм ГЧП находится в зачаточном состоянии».

«Вместе с тем у нас подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база и рассматривается ряд проектов, которые могут быть реализованы по принципу использования механизма ГЧП», - сказала она.

«Что препятствует привлечению инвесторов? На мой взгляд, сегодня нет реального понимания возврата инвестиций. Инвестор должен понимать, за счет чего он вернет свои инвестиции», - считает Богданова. По ее словам, пример Якутии по воплощению в жизнь механизмов ГЧП следует взять на вооружение.

Тем не менее, эксперты уверены, что с инвестором надо работать, а инвестклимат создают люди.

«Каждый регион уникален. Должно быть открытое поле для обмена опытом по реализации механизмов государственно-частного партнерства, потому что мы должны выработать к ГЧП единый подход, в том числе и отрегулированный законодательством. И тогда реализация проектов будет проходить с меньшими издержками», - сказал Чекин, подчеркнув, что самые яркие проекты государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке еще впереди.