Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Главное — обеспечить взрывной рост всего несырьевого сектора»

Гендиректор Корпорации развития Якутии — о развитии креативной экономики в республике

Будущее Якутии зависит не только от традиционных отраслей, но и от развития новых направлений, в том числе креативной экономики. Именно креативная экономика должна стать одним из локомотивов ускоренного социально-экономического развития республики в ближайшие годы. О задачах по развитию несырьевого сектора экономики, управления территориями опережающего развития рассказал гендиректор АО «Корпорация развития РС(Я)» Афанасий Саввин.

«Главное — обеспечить взрывной рост всего несырьевого сектора»

- Афанасий Афанасьевич, вы второй год возглавляете Корпорацию развития Якутии. Каков на сегодня спектр ее деятельности, какие поставленные задачи компания ставила и решила их?

- Как вы знаете, стратегия Якутии заключается в том, чтобы, правильно используя экономические возможности, которые открывает наш сырьевой сектор, построить через 10-15 лет второй столп экономики — несырьевой. Главная задача Корпорации – обеспечить взрывной рост всего несырьевого сектора. Мы не только осуществляем прямые инвестиции и управление большими инвестпроектами, но и выступаем в качестве агента изменений, реализуя совместные с регуляторами отраслей инициативы, оказывающие системное влияние на развитие всего несырьевого сектора. Еще одна функция Корпорации – формирование и развитие в республике территорий опережающего развития.

- Что такое креативная экономика? Как она влияет на сферы жизни республики?

- Развитие креативной экономики, как и всего несырьевого сектора, является приоритетной задачей руководства Якутии. Республика стала первым регионом страны, где на правительственном уровне принят стратегический документ по развитию креативной экономики — Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия).

В международной и российской практике под креативной экономикой чаще всего понимают совокупность так называемых креативных индустрий — отраслей экономики, относящихся к искусству и культуре, дизайну и архитектуре, медиа и коммуникациям, а также цифровым технологиям.

Согласно нашему подходу, креативная экономика – не отдельный небольшой сектор экономики, а изменения во всех традиционных отраслях, которые несут в себе креативные таланты. Или, попросту говоря, сколько мы за счет нашего креативного человеческого капитала сможем завоевать на рынке несырьевых товаров и услуг, обеспечив нашим компаниям масштабирование за пределы Якутии.

Основной задачей развития креативной экономики для нас является не увеличение доли креативных индустрий в ВРП с текущих полутора процентов в условные два раза, а кратный рост всего несырьевого сектора экономики.

Через его ориентацию на внешние рынки (чтобы наш бизнес по умолчанию ориентировался на внешние рынки и выходил за пределы Якутии, в том числе и на рынки других регионов России) и повышение его креативной интенсивности, то есть доли так называемых креативных занятий в общем числе занятых. Например, в авиационной отрасли у лидеров мирового рынка сегодня до 50% вакансий приходится на креативные занятия – на тех людей, которые занимаются маркетингом, аналитикой, ИТ, брендингом и так далее. Наши авиакомпании в этом существенно отстают – сегодня у них таких вакансий вообще нет. А ведь именно эти люди создают добавленную стоимость, влияют на развитие бизнеса.

- Главная задача АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» — содействовать стремительному росту несырьевого сектора экономики через инвестиции, развитие человеческого капитала и реализацию прорывных проектов развития. Объясните, каким образом это будет реализовано.

- У компании «Тойота» есть очень хороший принцип «Пять «почему». Занимаясь решением любой проблемы, менеджеры компании пытаются достучаться до первопричин, постоянно повторяя один и тот же вопрос – «Почему»? Каждый последующий опрос задается ответами на предыдущий вопрос. Так удается добраться до первопричины, до корневой проблемы. Вот и мы в своей работе используем тот же принцип – приложив усилия, стараемся найти ту самую точку, которая поможет добиться наибольшего эффекта с наименьшими затратами.

В период с 2005 по 2018 годы доля добывающих отраслей в структуре ВРП республики выросла с 39,5% до 51,5%. При этом доля занятых в них выросла незначительно – с 9,5% в 2005 году до 9,8% в 2018 году. Более того, с 2015 года она снизилась на 0,2%. О чем это говорит? Несмотря на существенный рост сырьевых отраслей, появление новых добывающих производств, разработку новых месторождений, количество занятых в этих сферах снижается.

Таким образом, развитие несырьевого сектора очень важно с точки зрения того, где будут работать наши люди, наша молодежь через 10-15 лет. Нужно предпринять значительные усилия по развитию человеческого капитала, инвестировать в него. Именно человеческий капитал обеспечит конкурентоспособность Якутии, появление новых глобальных бизнесов, высокооплачиваемых рабочих мест, и как раз то самое стремительное развитие экономики.

Иными словами, той самой отправной точкой для нас является человеческий капитал. Основные реализуемые нами проекты так или иначе связаны с его развитием. Так, «Парк будущих поколений» и концепция, которая будем в нем реализована, выйдет далеко за пределы одного физического места и охватит всех детей Якутии. Наша задача – привить каждому ребенку предпринимательские и креативные навыки. Мы всерьез рассчитываем, что из них вырастет большое сообщество людей, готовых инвестировать свой капитал, свои знания, свои связи в развитие своей родной Якутии.

Проект «Глобальный бизнес» – не просто про новые требования для менеджмента госкомпаний, про их ориентацию на внешние рынки, а прежде всего про наводнение этих компаний креативными талантами. Теми самыми людьми, которые должны определять их стратегии, создавать новые продукты и добавленную стоимость.

Проект создания в Якутске бизнес-школы международного уровня Global Business School — про массовую переподготовку уже существующих специалистов, чтобы они были конкурентоспособны в креативной экономике, в экономике будущего. Проект строительства высокотехнологичной Жатайской судоверфи тоже связан с человеческим капиталом. В Якутии создается целая отрасль кораблестроения, в которую кроме самой верфи будут вовлечены и сопутствующие бизнесы, подрядчики и так далее. А это уже несколько тыс. рабочих мест, которые помогут привлечь в Якутию высокопрофессиональные кадры из других регионов.

- «Квартал Труда» — первый креативный кластер на Дальнем Востоке. Как родилась его концепция и на какой стадии находится проект?

- В рамках нашей лаборатории «Креативная Якутия» мы подробно изучили якутский бизнес. Так, сегодня лишь 0,36% якутских компаний экспортируют свою продукцию. Около 7% выходят на рынки других российских регионов. При этом якутский бизнес испытывает прессинг со стороны крупных федеральных компаний и интернет-площадок, которые теснят его на родном рынке. Для развития бизнеса надо сделать так, чтобы наши предприниматели по умолчанию ориентировались бы на внешние рынки и могли создавать продукты и услуги, которые выдержат конкуренцию.

Чем же здесь поможет креативный кластер? В ходе наших исследований, кстати, все они доступны в корпоративном блоге, мы выявили важность участия креативных индустрий в развитии и масштабировании традиционных отраслей. Это и креативные решения, и медиаконтент, и дизайн, и архитектурные решения... То есть именно мультипликативный эффект на всю несырьевую экономику является главной задачей креативного кластера.

Ожидаем увеличение маркетинговой активности всех предприятий, пользующихся услугами резидентов кластера, ставим конкретной целью довести долю предприятий, внедряющих маркетинговые инновации, до 10%. По данным Росстата, у нас только 1,2% предприятий внедряют маркетинговые инновации. Тогда как в среднем по России этот показатель составляет 1,3%. А в Чувашии (регион-лидер) — свыше 5%. Потому чувашские компании ремонтируют в Якутии дороги, строят судоверфь — маркетинговые инновации играют определяющую роль в масштабировании компаний на внешние рынки. А это, к слову, то самое увеличение добавленной стоимости, за которой стоят рабочие места, налоговые поступления и в целом развитие и улучшение жизни в Якутии, что является безусловным приоритетом всех государственных программ и проектов.

Сейчас идет разработка проектно-сметной документации. Мы рассчитываем ввести кластер в конце следующего года. Но уже сейчас начали создавать сообщество вокруг проекта. Привлекли более 200 представителей творческих сообществ в работу над концепцией «Квартала Труда». 50 компаний подписали с нами предварительные соглашения о резидентстве в кластере. Вовлекли в соучаствующее проектирование кинопроизводителей, дизайнеров, архитекторов, модельеров, частные учреждения дополнительного образования детей и взрослых, работников театров, культурно-досуговых центров и многих других. Это позволило четко спланировать, какие именно пространства, помещения и сервисы будут в кластере.

Кстати, «Квартал Труда» попал в акселератор Агентства стратегических инициатив «100 городских лидеров». Они запустили отдельный трек, посвященный как раз креативным кластерам. Надеюсь, участие ведущих федеральных и мировых экспертов в этой сфере поможет нам избежать ошибок и сделать проект еще более эффективным.

- Вы возглавляете лабораторию «Креативная Якутия». Расскажите об этом подробнее.

- Год назад на уровне премьера Якутии созданы семь стратегических лабораторий по ключевым направлениям развития республики. На базе нашей Корпорации создана лаборатория «Креативная Якутия». Лабораторию возглавляю я, а руководит ее проектами мой коллега, руководитель службы аналитики Корпорации развития Республики Саха (Якутия) Афанасий Захаров. В ее работе участвуют предприниматели, ученые, отраслевые эксперты, представители образования и органов исполнительной власти. Ее постоянный «костяк» составляют сотрудники Корпорации.

Основной задачей лаборатории является проведение исследований и выработка предложений по стратегическим направлениям развития креативной экономики. В нашем корпоративном блоге можно более подробно ознакомиться с итогами исследований, и теми проектами, которые мы реализуем в рамках лаборатории. Одна из последних инициатив – программа «Глобальный бизнес», нацеленная на трансформацию якутских госкомпаний и ориентацию их на внешние рынки. Чтобы они подтверждали качество и востребованность своей продукции и услуг, сталкиваясь с глобальной конкуренцией.

- В Якутии созданы две ТОР. Как вы думаете, есть ли предпосылки для создания новых?

- Действуют две территории опережающего развития – ТОР «Якутия» и ТОР «Южная Якутия», при этом Корпорация развития Якутии представляет интересы республики в созданных управляющих компаниях.

В настоящее время, на уровне правительства республики принято решение не создавать дополнительные ТОР, а расширять действующие. Именно потому ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы» переименована в ТОР «Якутия». Принято принципиальное решение включать туда не только территории, находящиеся в непосредственной близости от Якутска, но и в улусах. Более того, происходит слияние управляющих компаний обеих ТОР в единую организацию.

Благодаря новому федеральному закону о поддержке предпринимательской деятельности на территории арктической зоны РФ все предприниматели в арктических улусах уже имеют возможность получить налоговые льготы и административные преференции.

- Якутск занял восьмое место в Индексе креативного капитала. Что нужно сделать, чтобы наша столица и дальше укрепляла свои позиции?

- Мы помогали коллегам из PwC и фонда Calwert 22 с расчетом индекса креативного капитала Якутска и анкетированием представителей креативных индустрий города. Высокое положение нашей столицы в индексе 2019 года обусловлено, во-первых, высоким экономическим положением города: среднемесячной заработной платой работников, темпами ее прироста и общим уровнем удовлетворенности экономической ситуацией в городе представителями креативного сообщества. Во-вторых, высоким уровнем поддержки бизнеса, креативных инициатив и бюджетных сфер культуры и образования.

Важно развивать городскую среду. Как ни странно, я бы уделил особое внимание развитию ресторанного бизнеса, помощи начинающим рестораторам в создании авторских проектов.

Приведу пример, который описывал Пол Грэм, основатель Y Combinator. Представьте, что вы попали в какой-нибудь депрессивный район любого города. Что вы там увидите? Сетевые забегаловки типа KFC или Starbucks. В этот момент вы можете быть где угодно. Как пишет Грэм, «там нет даже там». Все депрессивные районы разных городов похожи. И в них невозможно никого удержать.

А теперь представьте, что вы прогуливаетесь где-нибудь в районе Травестере в Риме. Вы будете идти мимо множества небольших авторских ресторанчиков и баров. Именно такие места создают дух города, определяют его лицо, и удерживают в нем самую прогрессивную часть жителей, тот самый креативный человеческий капитал. Такой феномен уже произошел в Питтсбурге, который стал новым технологическим хабом США во многом благодаря буму авторских ресторанов, который запустили молодые предприниматели.

В Якутске нечто подобное можно увидеть в районе Старого города. Там расположены самые модные заведения, которые интересны молодым людям. А все благодаря соседству с офисами якутских «единорогов» — Майтоны и Синета. Их сотрудники создают вокруг себя такую среду. Важно не просто полагаться на органический рост таких вещей, а предпринимать усилия для того, чтобы такие места как Старый город стали точкой для позитивного изменения всего Якутска. И чтобы нечто подобное происходило и в других городах Якутии.



Опубликовано в журнале Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Якутии «ИнвестЯкутия»


29 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика