Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

“The state should be the main investor in the Far East”

State Duma Committee Chairman Nikolai Kharitonov - on the effectiveness of support measures for the Far Eastern Federal District

Russian President Vladimir Putin instructed the government to finalize the draft national program for the development of the Far East. Officials should pay special attention to the goals and objectives of the development of the Far Eastern Federal District, so that the economic growth rate of the macroregion is one and a half times higher than the average Russian value. Nikolai Kharitonov, Chairman of the State Duma Committee on Regional Policy and Problems of the North and Far East, spoke about the national program, measures to support the Far East and their effectiveness.

“The state should be the main investor in the Far East”
Photo: TASS / VEF photo bank
- Nikolai Mikhailovich, over the past five years, legislators have adopted more than 39 of new federal laws and more than 170 of legal acts for the development of the regions of the Far Eastern Federal District. In your opinion, how effectively is this legislative framework used?

- In 2013, Russian President Vladimir Putin defined the rise of the Far East as a national priority for the entire 21st century. And our committee and the relevant ministry have always been unanimous in their opinion that the tasks that confront us in this regard are unprecedented in scale and require extraordinary solutions. The number of adopted federal laws has already “exceeded” 40, and by now the regulatory acts of the government are more than 200. You quite rightly refer to the key laws on territories of priority development and on free ports. To date, 20 priority development territories and five free ports have been created. 1 800 new investment projects are being implemented; it is planned to create 145 thousand new jobs. And therefore, we pay special attention to the analysis of the law enforcement practices of these laws. They have already given a certain impetus.

Our committee, together with the Research Financial Institute of the Ministry of Finance of Russia, conducted a special study. I presented its results as part of one of the sessions of the Eastern Economic Forum. A generalized analysis was conducted, as well as a survey of residents of the TOP and free ports. Interviewed by more than 250 respondents. It turned out that over the past two years, the income of TOR residents has grown from 15,5 billion rubles to 70 billion rubles, and the free port - from two billion rubles to 24,6 billion rubles. More than 80 projects with an investment volume of 100 billion rubles have been implemented, about ten thousand jobs have been created.

An increase in the total amount of tax and non-tax revenues to the budget is expected in most ASEZs and free ports. In 2018, labor productivity increased in the territories of the ASEZ and free ports. That is, this is real work on the ground.


- Under the draft national program for the development of the Far Eastern Federal District, the macro-region will need up to 2025 of the year, 11,5 trillion investments, most of which are private investments. How can you attract such money to the Far Eastern regions, given that state-owned companies are still making the largest investments?

- In the Far East, private investors have already actually invested over 612 billion rubles, conducted 242 new enterprises, created 39 thousand jobs. Industrial production in the Far East grew by 22,9%. It is worth recalling that in the 2013 year, the share of direct foreign investments of the Far Eastern Federal District in the all-Russian dimension was only 2%. For 2014-2018, 32 billion US dollars have already come here. This is more than 30% of the total Russian volume. With this in mind, I believe that we have the right to count on tangible development of this territory already in the medium term.

The figure you called is very ambitious. But it is dictated by the need to solve the task set by the president to bring the indicators of social development in the Far East to a level that exceeds the average Russian.

The national program for the Far East needs to be honestly calculated. How much does it cost? Then you need to decide which part of the expenses will be covered by the federal budget, which - regional and, accordingly - what will be the share of extra-budgetary expenses. At the same time, it is necessary to minimize the risks of not attracting such funds. In the near future, we expect a government bill on investment protection to be submitted to the State Duma, which, I believe, will serve as an additional impetus to attract private investment in the Far East.

At the same time, I have repeatedly stated at various sites that, despite the obvious successes of the new mechanisms in attracting investment, the state should still be the main investor in the Far East. It is no coincidence that in a government decree we provided for the possibility of co-financing investment projects in the Far East from the federal budget in the amount of 99% for projects of national importance. It’s not a secret for anyone that we still have territories isolated in transport, energy, and communication terms.

And one question always arises, investors are ready to invest directly in an industrial enterprise, but there it is necessary to lead a railway, gas pipelines, electric networks and so on. Who will do this? When it comes to projects that pass through already settled territories or with clear prospects, this is one thing, but there are projects in remote corners where the infrastructure needs to be built by one specific enterprise, through the tundra or taiga. But this does not mean that in 50 years we will not see this effect.

Infrastructure pays off due to the results of economic growth, due to the budgetary effects of economic growth. In any case, the state needs to deal with infrastructure - this is its main responsibility. Maintain infrastructure, because inevitably people, production, and investment will come for infrastructure.

Now the State Duma is discussing the draft law on the federal budget for the 2020-2022 years, our committee has noticed that the presented draft law and accompanying materials do not contain information on the implementation of the national program for the development of the Far East until the 2025 year and for the future until the 2035 year. But this program, after all, supplements the measures that are laid down in national projects regarding the development of the Far East, and accordingly involves an additional amount of funding. It is necessary to work on this, as well as on further prioritization of state programs. According to the committee, the “Far Eastern sections” are considered to be consistent with the goals of the accelerated development of the Far Eastern Federal District only if they contain indicators whose values ​​are higher than the average Russian level, and also if the necessary level of financing is provided to achieve them. However, to date, this problem in most government programs, unfortunately, has not been solved.


- The Far East has set a goal - to achieve economic growth rates of 6% per year, as in the leading developing economies of the Asia-Pacific region. Do you think it is realistic to achieve such indicators?

- In many economic areas, this indicator in the Far East is not only possible, but also needs to be exceeded annually. Do not forget about the low base effect. These numbers are not an end in themselves. Economic growth should ultimately provide comfortable living conditions for “today's” and “tomorrow's” Far Easterners.

Every year, the Eastern Economic Forum raises the question of the provision of the Far East with food products of its own production. In 2017, we said that the Russian Far East will be able to provide itself with food in five years. We repeated this thesis a year later. At the same time, in the 2017 year, the Far East showed an increase in agricultural production of the order of 8%, and the next year, unfortunately, we could not repeat this growth - a decrease of 2% in relation to the 2017 year. In the first half of the 2019 year, sown areas for grain and leguminous crops increased by almost 7% in the Far East, but the volumes for potatoes and vegetables decreased slightly - by 0,4%.

Therefore, I believe that, first of all, providing the Far East with our own food products is a strategic component of the national task of raising the Far East. As the saying goes: "There will be bread - there will be a song."


- One of the biggest problems in the Far Eastern regions is population decline. In the near future, the planned investment projects will create 130 thousand new jobs and will face an acute shortage of qualified personnel. In your opinion, what steps should be taken to solve this problem?

- It cannot be said that the problem of population outflow from the Far East is hushed up or ignored, but it is also clear that intermediate successes in attracting investments have not yet become a decisive factor for the influx of people into the Far East. This is due, first of all, to the fact that today the Russian Far East, unfortunately, has a low level of social arrangement.

Yes, the outflow of population from the Far East continues. Moreover, children aged 5-15 years are almost two times less than youth 20-29 years. FEFD has lost its previous benefits in the field of population income. In 1995, the average per capita nominal cash income of the population in the Far East exceeded the average Russian level by almost 24%, and in 2018 this excess was reduced to 10%.

There are not enough places in preschool institutions. For one thousand children there are 667 places in kindergartens. In Kamchatka, in the queue of 1,5 thousand children. Almost 20% of children in Vladivostok are studying on the second shift, while in some classes there are 40 students. These depressing statistics can be continued, but we cannot say that everything is hopeless. Created and planned jobs are an unconditional additional incentive. Since last year, a special program has been launched for the social arrangement of new centers of economic growth in the Far East. More than 700 social facilities are being built and modernized.



I am convinced that within the framework of the new national program for the Far East we will set and solve ambitious tasks. One of the key issues will be precisely the social agenda. We are deeply convinced that in order to attract people, young and initiative personnel to the Far East, first of all, the state must fulfill all its obligations to those living there today.


- In one of the interviews you said that in the 2018 in the Far East two times less housing was built per one thousand people than in Russia as a whole. At the same time, the share of emergency and dilapidated housing exceeds the average indicators by almost three times. How can this situation be changed?

“Yes, indeed it is.” We in the committee annually hold a series of meetings where we consider the solution of the task of the accelerated development of the Far East in state programs, and now in national projects. And from my own experience I want to say that housing issues are one of the most sensitive and acute. Most of the committee is represented by deputies from the Far Eastern and northern territories. In addition, we conducted field events in most of the subjects of the Far East and we know firsthand these problems.

If we take the housing and utilities sector, today the main mechanism for attracting private funds in this area is concessions. But they show their effectiveness in the territories if there is a good tariff base and investment potential. For a large number of cities and rural settlements of the Far East, it is not applicable. We need to think about additional motivation and compensation mechanisms. For example, I suggested considering options for exemption from VAT payment of individual resource-supplying organizations of the Far East, which operate on the basis of concession agreements. This will not entail a significant amount of lost income, which the Russian Ministry of Finance and the Russian Ministry of Economic Development are so worried about.

Most recently, in the State Duma, a government hour took place with the participation of Vitaly Mutko. We thoroughly discussed the problems of "point" development. It is necessary to expand the practice of integrated development of territories, the corresponding standard is already being implemented in Vladivostok and Svobodny. The federal budget includes co-financing of projects for the development of territories within the boundaries of settlements. For the period 2019-2024 years - 183,7 billion rubles.

Also, amendments to the legislation are being worked out, which will help to support at the expense of the federal budget investors implementing projects for the development of built-up territories. You can also pay attention to the established practice of “proactive budgeting” in the regions of the Far East. For example, Yakutia, according to the results of a special international competition in Barcelona, ​​entered the top five best practices on this issue. They managed to achieve co-financing of projects in the amount of 37% by the population, business structures and municipal authorities. This is a good result. But it is necessary to make sure that the responsibility for the improvement of territories is not passed on to the shoulders of citizens.


- On behalf of the Communist Party of the Russian Federation, you submitted a bill to the State Duma to reduce the age of retirement for old age Far Easterners living in areas of the Far North and equivalent areas. What is the situation with this bill now?

- This initiative turned out to be quite resonant, but was introduced not for the media effect. The authors of the bill also include our colleague on the committee from the LDPR faction, Andrei Kuzmin. I am deeply convinced that the applied general approaches to raising the retirement age in Russia are not suitable for the Far East. The main justification for raising the retirement age was statistical data on the increase in the life expectancy of citizens: for 2016 year it amounted to 68,6 years, including for men - 63,5. In the Far East, the numbers are completely different. For example, in the Jewish Autonomous Region, the age is 65,8 and 59,98 years, in Chukotka - 64,4 and 59,7 years.

In the Far East, the proportion of people with incomes below the subsistence level is high. The level of real wages is lower than the national average, while the living wage of pensioners is higher than the average Russian level, and purchasing power is much lower: in Chukotka and Kamchatka - by 20%, in Yakutia - by 17%.

The bill received a negative conclusion from the government, which significantly complicates its passage in the State Duma. But even if the bill is rejected, I think we will return to this issue one way or another. How we returned this year to the issue of a two percent mortgage for the Far East, the need for which we declared back in 2017.


- Do you think it is possible in the near future to create conditions in the Far East so that young people would like to live and work in the macro-region with pleasure?

- According to the sociological studies of youth conducted in the northern and Far Eastern regions, there are four main problem areas: youth self-realization, employment, an idea of ​​the future of the region and life in it. Our committee is convinced that a special role in solving large-scale state problems in the Far East belongs precisely to youth.

The problem of a shortage of young personnel we felt in almost every trip to the Far East. In 2017, as part of the III Eastern Economic Forum, a committee initiative was implemented to hold a youth venue within the framework of the forum. To date, it can already be said with confidence that this site has established itself as a sought-after and effective event. As part of the anniversary V forum, we held a special meeting with the youth of the Far East.

As of January 1, 2019, the number of people under the age of 35 in the Far East was 3,8 million people. In the Far East there are 35 educational organizations of higher education and 44 branch of universities. The number of students in the Far Eastern Federal District is about 153 thousand people.

As part of the forum, we also agreed on the participation of Far Eastern youth at the parliamentary hearings we planned in November to legislatively support the development of the Far East. We also invited the guys to attend the “government hour” in the State Duma with the participation of the Minister for Development of the Far East and the Arctic, Alexander Kozlov, in December.

It is worth noting that not only young parliamentarians and representatives of youth organizations were present at our site, but also young entrepreneurs who already have concrete practical experience and are ready to make their contribution to the development of the Far East. First you need to help them realize their potential. We heard a lot of constructive and practical ideas from youth, we will continue to work.


- A working group has been created in your committee to draft a bill on the socio-economic development of the Arctic zone. How is work on it going and will it somehow overlap with the program for the development of the Arctic, which is being prepared by the Ministry for the Development of the East?

- A very big and important question. It should start with the fact that the government ordered to develop a comprehensive law on the development of the Arctic zone was repeatedly postponed, then an approach was proposed to form the so-called "support zones", which also could not resist. Now we are waiting for the introduction of a package of bills on special measures of state support for investment activity in the Arctic zone. But we are faced with large-scale tasks for the development of the economy and social sphere of the Arctic zone. Climatic conditions, lack of infrastructure create significant obstacles to the development of this territory, the key problems of the Arctic are solved too slowly and inefficiently. Now, when discussing the budget bill, we noted both the low level of implementation and the low level of financing of the state program for the Arctic.

Our Committee has repeatedly noted that the need for the Arctic regions of Russia in a systemic law has not disappeared. We need a basic law that takes into account the specifics of the Arctic zone and provides mechanisms for integrated development. There are still many related issues of such development. These are tariff and customs regulation, land and property relations, urban planning, environmental and environmental activities, and finally, the development of small and medium enterprises. I think there will be no competition. Together with the relevant ministry and other interested authorities, both federal and regional, we will try to develop and adopt the really necessary legislative mechanisms for the sustainable, progressive and, most important, integrated development of the Arctic zone.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Главным инвестором на Дальнем Востоке должно быть государство»

Председатель комитета Госдумы Николай Харитонов – об эффективности мер поддержки для ДФО

Президент России Владимир Путин поручил правительству доработать проект национальной программы развития Дальнего Востока. Особое внимание чиновники должны уделить целям и задачам развития ДФО, чтобы темпы экономического роста макрорегиона в полтора раза превышали среднероссийское значение. О нацпрограмме, мерах поддержки Дальнего Востока и их эффективности EastRussia рассказал председатель комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы Николай Харитонов.

«Главным инвестором на Дальнем Востоке должно быть государство»
Фото: ТАСС / фотобанк ВЭФ
– Николай Михайлович, за последние пять лет законодатели приняли более 39 новых федеральных законов и более 170 нормативно-правовых актов для развития регионов ДФО. На ваш взгляд, насколько эффективно используется эта законодательная база?

– В 2013 году Президентом России Владимиром Путиным определен подъем Дальнего Востока как национальный приоритет на весь XXI век. И наш комитет с профильным министерством всегда были едины во мнении, что задачи, которые стоят перед нами в этой связи – беспрецедентные по масштабам и требуют неординарных решений. Количество принятых федеральных законов уже «перевалило» за 40, а нормативных актов правительства к настоящему сейчас более 200. Вы совершенно справедливо относите к ключевым законы о территориях опережающего развития и о свободных портах. К настоящему времени создано 20 территорий опережающего развития и пять свободных портов. Реализуется 1 800 новых инвестиционных проектов, предполагается создать 145 тыс. новых рабочих мест. И потому мы уделяем особое внимание анализу правоприменительной практики этих законов. Они уже дали определенный импульс.

Наш комитет совместно с Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России провел специальное исследование. Его результаты я представил в рамках одной из сессий Восточного экономического форума. Был проведен обобщенный анализ, а также опрос резидентов ТОР и свободных портов. Опрошено более 250 респондентов. Оказалось, что за последние два года доходы резидентов ТОР выросли с 15,5 млрд рублей до 70 млрд рублей, а свободного порта – с двух млрд рублей до 24,6 млрд рублей. Реализовано более 80 проектов с объемом инвестиций 100 млрд рублей, создано около десяти тыс. рабочих мест.

Ожидается увеличение общего объема налоговых и неналоговых поступлений в бюджет в большинстве ТОР и свободных портов. В 2018 году на территориях ТОР и свободных портов увеличилась производительность труда. То есть это реальная работа на местах.


– По проекту нацпрограммы развития ДФО макрорегиону потребуется до 2025 года 11,5 трлн вложений, большая часть из которых – это частные инвестиции. Чем можно привлечь такие деньги в дальневосточные регионы, учитывая, что самые крупные инвестиции пока делают госкомпании?

– В Дальний Восток частными инвесторами уже фактически вложено свыше 612 млрд рублей, ведено 242 новых предприятия, создано 39 тыс. рабочих мест. Промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 22,9%. При этом стоить напомнить, что в 2013 году доля прямых иностранных инвестиций ДФО в общероссийском измерении составляла всего лишь 2%. За 2014-2018 год сюда пришло уже 32 млрд долларов США. Это более 30% общероссийского объема. С учетом этого, считаю, что мы вправе рассчитывать на ощутимое развитие этой территории уже в среднесрочной перспективе.

Цифра, которую вы назвали – очень амбициозная. Но она продиктована необходимостью решения поставленной президентом задачи доведения показателей социального развития на Дальнем Востоке до уровня, превышающего среднероссийский.

Национальную программу по Дальнему Востоку нужно честно посчитать. Сколько она стоит? Затем нужно определиться какая часть расходов будет покрываться за счет федерального бюджета, какая – регионального и соответственно – какова будет доля внебюджетных расходов. При этом необходимо минимизировать риски непривлечения таких средств. В ближайшее время мы ожидаем внесения в Государственную Думу правительственного законопроекта о защите инвестиций, который, хочется верить, послужит дополнительным импульсом для привлечения частных инвестиций на Дальний Восток.

Вместе с тем, я неоднократно на различных площадках заявлял, что, несмотря на очевидные успехи новых механизмов в привлечении инвестиций, главным инвестором на Дальнем Востоке должно быть все-таки государство. Неслучайно мы в постановлении правительства предусмотрели возможность софинансирования инвестпроектов на Дальнем Востоке из федерального бюджета в размере 99% для проектов, имеющих общегосударственное значение. Ни для кого не секрет, что у нас и сегодня имеются изолированные в транспортном, энергетическом, коммуникационном отношении территории.

И всегда возникает один вопрос, инвесторы готовы вкладывать непосредственно в промышленное предприятие, но туда нужно вести железную дорогу, газопроводы, электросети и так далее. Кто это будет делать? Когда речь идет о проектах, которые проходят через уже заселенные территории или с понятными перспективами – это одно дело, а есть проекты в отдаленных уголках, где инфраструктуру нужно построить одному конкретному предприятию, через тундру или тайгу. Но это не значит, что через 50 лет этот эффект мы не увидим.

Инфраструктура окупается за счет результатов экономического роста, за счет бюджетных эффектов от экономического роста. В любом случае государству нужно заниматься инфраструктурой – это основная его ответственность. Поддерживать инфраструктуру, потому что неизбежно за инфраструктурой придут люди, производства, инвестиции.

Сейчас в Госдуме проходит обсуждение проекта закона о федеральном бюджете на 2020-2022 годы, наш комитет обратил внимание, что представленный законопроект и сопроводительные материалы к нему не содержат информации о реализации национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Но эта программа ведь дополняет меры, которые заложены в национальных проектах в части развития Дальнего Востока, и соответственно предполагает дополнительный объем финансирования. Над этим, так же как и над дальнейшей приоритизацией государственных программ, необходимо работать дальше. По мнению комитета, «дальневосточные разделы» считаются соответствующими цели опережающего развития ДФО только в случае наличия в них показателей, значения которых выше среднероссийского уровня, а также если обеспечен необходимый уровень финансирования для их достижения. Вместе с тем, к настоящему времени данная задача в большинстве государственных программ, к сожалению, не решена.


– Перед Дальним Востоком поставили цель – достичь темпов экономического роста на 6% в год, как у ведущих развивающихся экономик стран АТР. Как считаете, реально ли достичь таких показателей?

– По многим экономическим сферам этот показатель на Дальнем Востоке не только можно, но и нужно ежегодно перевыполнять. Нельзя забывать про эффект низкой базы. Эти цифры – не самоцель. Экономический рост в конечном итоге должен обеспечить комфортные условия для проживания «сегодняшних» и «завтрашних» дальневосточников.

Ежегодно в рамках Восточного экономического форума ставится вопрос обеспеченности Дальнего Востока продуктами питания собственного производства. В 2017 году мы говорили, что российский Дальний Восток сможет обеспечить себя продуктами питания уже через пять лет. Этот тезис мы повторили через год. Вместе с тем в 2017 году Дальний Восток продемонстрировал рост сельскохозяйственного производства порядка 8%, а в следующем году, к сожалению, мы этот рост повторить не смогли – снижение на 2% по отношению к 2017 году. За первое полугодие 2019 года на Дальнем Востоке выросли посевные площади по зерну и зернобобовым культурам почти на 7%, но немного сократились объемы по картофелю и овощам – на 0,4%.

Потому считаю, что прежде всего обеспечение Дальнего Востока собственными продуктами питания – стратегическая составляющая национальной задачи подъема Дальнего Востока. Как говорится: «Будет хлеб – будет и песня».


– Одна из самых больших проблем дальневосточных регионов – сокращение населения. В ближайшее время запланированные инвестпроекты создадут 130 тыс. новых рабочих мест и столкнутся с острой нехваткой квалифицированных кадров. Какие, по вашему мнению, шаги нужно предпринять, чтобы решить эту проблему?

– Нельзя сказать, что проблема оттока населения с Дальнего Востока замалчивается или игнорируется, но также очевидно, что промежуточные успехи в привлечении инвестиций пока не стали решающим фактором для притока на Дальний Восток главной инвестиции – людей. Связано это, прежде всего с тем, что сегодня российский Дальний Восток, к сожалению, отличается низким уровнем социального обустройства.

Да, отток населения с Дальнего Востока продолжается. При этом детей в возрасте 5-15 лет здесь почти в два раза меньше, чем молодежи 20-29 лет. ДФО потерял имевшиеся ранее преимущества в области доходов населения. В 1995 году среднедушевые номинальные денежные доходы населения на Дальнем Востоке превышали среднероссийский уровень почти на 24%, а в 2018 году это превышение сократилось до 10%.

Не хватает мест в дошкольных учреждениях. На одну тыс. детей приходится 667 мест в детских садах. На Камчатке в очереди 1,5 тыс. ребятишек. Почти 20% детей во Владивостоке учится во вторую смену, при этом в некоторых классах по 40 учеников. Эту удручающую статистику можно продолжать, но нельзя говорить, что все безнадежно. Созданные и планируемые рабочие места – это безусловный дополнительный стимул. С прошлого года запущена специальная программа социального обустройства новых центров экономического роста на Дальнем Востоке. Строится и модернизируется более 700 социальных объектов.



Убежден, что и в рамках новой национальной программы по Дальнему Востоку мы будем ставить и решать амбициозные задачи. Одним из ключевых вопросов будет именно социальная повестка. Мы глубоко убеждены, что для привлечения людей, молодых и инициативных кадров на Дальний Восток в первую очередь государство должно выполнить все свои обязательства перед живущими там сегодня.


– В одном из интервью вы сказали, что 2018 году на Дальнем Востоке построили в два раза меньше жилья в расчете на одну тыс. человек, чем в целом по России. При этом доля аварийного и ветхого жилья превышает средние показатели почти в три раза. Как можно изменить эту ситуацию?

– Да, действительно это так. Мы в комитете ежегодно проводим серию заседаний, где рассматриваем решение задачи опережающего развития Дальнего Востока в госпрограммах, а теперь и в нацпроектах. И по своему опыту хочу сказать, что вопросы жилья – одни из наиболее чувствительных и острых. Большая часть комитета представлена депутатами от дальневосточных и северных территорий. Кроме этого, мы провели выездные мероприятия в большинстве субъектов Дальнего Востока и не понаслышке знаем эти проблемы.

Если брать ЖКХ, то на сегодня основной механизм привлечения частных средств в данную сферу – это концессии. Но они показывают свою эффективность на территориях, если там хорошая тарифная база и инвестиционный потенциал. Для большого количества городов и сельских поселений Дальнего Востока он неприменим. Нужно думать о дополнительной мотивации и механизмах компенсации. Я, например, предложил рассмотреть варианты освобождения от оплаты НДС отдельных ресурсоснабжающих организаций Дальнего Востока, которые работают на основании концессионных соглашений. Это не повлечет значительный объем выпадающих доходов, о которых так беспокоятся Минфин России и Минэкономразвития России.

Совсем недавно у нас в Государственной Думе состоялся правительственный час с участием Виталия Мутко. Мы обстоятельно обсуждали проблемы «точечной» застройки. Нужно расширять практику комплексного развития территорий, соответствующий стандарт уже сейчас реализуется во Владивостоке и Свободном. В федеральном бюджете заложено софинансирование проектов по развитию территорий в границах населенных пунктов. На период 2019-2024 годов – 183,7 млрд рублей.

Также прорабатываются изменения в законодательство, которые позволят поддержать за счет средств федерального бюджета инвесторов, реализующих проекты развития застроенных территорий. Можно также обратить внимание на сложившуюся практику «инициативного бюджетирования» в регионах Дальнего Востока. Например, Якутия по результатам специального международного конкурса в Барселоне вошла в пятерку лучших практик по данному вопросу. Им удалось добиться софинасирования проектов в объеме 37% со стороны населения, бизнес-структур и муниципальных органов власти. Это хороший результат. Но нужно сделать так, чтобы ответственность по благоустройству территорий не перекладывалась на плечи граждан.


– Вы от лица КПРФ внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект о снижении возраста выхода на пенсию по старости дальневосточникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях. Как сейчас обстоят дела с этим законопроектом?

– Это инициатива оказалась достаточно резонансной, но была внесена не для медиаэффекта. В составе авторов законопроекта есть также наш коллега по комитету из фракции ЛДПР – Андрей Кузьмин. Я глубоко убежден, что примененные общие подходы по повышению пенсионного возраста в России не подходят для Дальнего Востока. Основным обоснованием повышения пенсионного возраста были статистические данные об увеличении продолжительности жизни граждан: за 2016 год она составила 68,6 лет, в том числе у мужчин – 63,5. На Дальнем Востоке цифры совсем другие. Например, в Еврейской автономной области возраст составляет 65,8 и 59,98 лет, на Чукотке – 64,4 и 59,7 лет.

На Дальнем Востоке доля населения с доходами ниже прожиточного минимума высока. Уровень реальной зарплаты ниже среднероссийского, при этом прожиточный минимум пенсионеров выше среднероссийского уровня, а покупательная способность значительно ниже: на Чукотке и Камчатке – на 20%, в Якутии – на 17%.

На законопроект поступило отрицательное заключение правительства, что существенно осложняет его прохождение в Госдуме. Но даже в случае отклонения законопроекта, я думаю, мы так или иначе вернемся к этому вопросу. Как мы вернулись в этом году к вопросу о двухпроцентной ипотеке для Дальнего Востока, о необходимости которой мы заявляли еще в 2017 году.


– Как считаете, можно ли в ближайшее время создать на Дальнем Востоке условия, чтобы молодежь с удовольствием хотела жить и работать в макрорегионе?

– Согласно социологическим исследованиям молодежи, проводимым на территории северных и дальневосточных регионов, существуют четыре основных проблемных зоны: самореализация молодежи, трудоустройство, представление о будущем региона и жизни в нем. Наш комитет убежден, что особая роль в решении масштабных государственных задач на Дальнем Востоке принадлежит именно молодежи.

Проблему нехватки молодых кадров мы ощутили практически в каждой своей поездке на Дальний Восток. В 2017 году в рамках III Восточного экономического форума была реализована инициатива комитета о проведении молодежной площадки в рамках форума. К настоящему времени уже можно с уверенностью сказать, что эта площадка зарекомендовала себя как востребованное и эффективное мероприятие. В рамках юбилейного V форума мы провели специальную встречу с молодежью Дальнего Востока.

По состоянию на 1 января 2019 года численность населения в возрасте до 35 лет на Дальнем Востоке составила 3,8 млн человек. На Дальнем Востоке функционируют 35 образовательных организаций высшего образования и 44 филиала вузов. Численность студентов в ДФО – около 153 тыс. человек.

В рамках прошедшего форума мы также договорились об участии дальневосточной молодежи на запланированных нами в ноябре парламентских слушаниях по законодательному обеспечению развития Дальнего Востока. Мы также пригласили ребят присутствовать на «правительственном часе» в Государственной Думе с участием министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова в декабре.

Стоит отметить, что на нашей площадке присутствовали не только молодые парламентарии и представители молодежных организаций, но и молодые предприниматели, которые уже имеют к настоящему времени конкретные практические наработки и готовы внести свой посильный вклад в развитие Дальнего Востока. Нужно для начала помочь им самореализоваться. Мы услышали от молодежи много конструктивных и дельных идей, будем работать дальше.


– В вашем комитете была создана рабочая группа по разработке законопроекта о социально-экономическом развитии Арктической зоны. Как идет работа над ним и будет ли он как-то пересекаться с программой по развитию Арктики, которую готовит Минвостокразвития?

– Очень большой и важный вопрос. Следует начать с того, что поручение правительству разработать комплексный закон о развитии Арктической зоны неоднократно откладывался, затем был предложен подход по формированию так называемых «опорных зон», который тоже не устоял. Сейчас мы ждем внесение пакета законопроектов по специальным мерам господдержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне. Но перед нами стоят масштабные задачи развития экономики и социальной сферы Арктической зоны. Климатические условия, отсутствие инфраструктуры создают существенные препятствия для развития этой территории, ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно. Сейчас, обсуждая законопроект о бюджете, мы отметили и низкий уровень исполнения, и низкий уровень финансирования госпрограммы по Арктике.

Наш Комитет неоднократно отмечал, что потребность арктических регионов России в системном законе никуда не делась. Нам нужен базовый закон, в котором бы учитывалась специфика Арктической зоны и предусматривались механизмы комплексного развития. Есть еще ведь много смежных вопросов такого развития. Это тарифное и таможенное   регулирование, земельно-имущественные отношения, градостроительство, природоохранная и экологическая деятельность, и наконец, развитие малого и среднего предпринимательства. Я думаю, что никакой конкуренции не будет. Мы совместно с профильным министерством, другими заинтересованными органами власти, как федеральной, так и региональной, попробуем разработать и принять действительно необходимые законодательные механизмы устойчивого, поступательного и, самое главное, комплексного развития Арктической зоны.