Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Globalization with Chinese characteristics - EastRussia | Opinions

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Globalization with Chinese characteristics

Will the "One Belt - One Way" initiative become an international integration project?

Globalization with Chinese characteristics
Photo: shutterstock.com

Alexander Isayev

Leading researcher, Deputy Head of the Center for the Study and Forecasting of Russian-Chinese Relations, IFES RAS
In Beijing, the first high-level international forum on cooperation within the framework of the "Silk Road Economic Belt" initiative, which for short was called "One belt - one way" was completed. Heads of states and governments of 29 states, official representatives of dozens of other countries of the world, heads of the International Monetary Fund, the World Bank, businessmen, financiers, in total more than 200 participants took part in it. Judging by the results of the forum, the meetings within the framework of this initiative may well become regular.

The opening of the forum demonstrated that Beijing tried to organize the ceremony so that Russia was represented at the forum as the second most important player in the framework of the Chinese initiative. The speech of the Russian president, who delivered his welcoming speech immediately after the statement of President Xi Jinping, underscored Russia's importance for the PRC in the implementation of its plans.

In the capital of China, it was stated that China and Russia today play the role of a ballast system, which gives stability to the ship of economic interaction in Eurasia. It is worth recalling in this connection that in 2015, Russia and China signed a declaration on the interface between the EurAsEC development and the One-Way-One-Way initiative, and began discussing the practical details of cooperation. The international meeting in Beijing showed that the integration of the Chinese initiative with the development of the Eurasian Economic Community can become a reality, it remains only to define the roles and consolidate them for each participant in the process.

Be that as it may, today the Chinese initiative is positioned as a multilateral strategy on the vast Eurasian geographic and economic space. To date, the initiative "One belt - one way" has acquired practical outlines. In China, the investment-financial and production infrastructure was created. Including in the form of the Silk Road Fund, the Asian Bank for Infrastructure Investment (ABIA) and other institutions, with impressive financial capabilities. The financial potential of the project after the Forum will increase, as announced, by $ 14,5 billion US dollars. In addition, China's commercial banks plan to provide special loans of $ 55,1 billion US dollars to support practical interaction with various countries.

Experts emphasize two key areas of this initiative: the economic belt of the Silk Road, that is, land transport and trade routes through Central Asia and Russia to Europe, as well as to the south of the Middle East region, and the sea Silk Road - through South-East Asia to the South Pacific , and across the Indian Ocean to the Middle East region and southern Europe. The strategic goal is to stimulate further economic development of the PRC, especially its western regions.

At first, this initiative looked like a purely economic one, and later political issues occupied a very prominent place in it. Now we are talking about ensuring peace, security, cooperation and economic prosperity of all countries involved in the implementation of this program.

In other words, to date, the initiative of the “economic belt of the silk road” is becoming an important component of the Chinese understanding of globalization, in which the economy is adjacent to politics, when Chinese interests are taken into account, as well as the interests of the member countries of the Shanghai Cooperation Organization. Now, in truth, it inevitably arises the assumption that the place and role of the SCO in the new conditions can be defined in a new way.

At the forum, China announced that it is promoting the idea of ​​economic globalization. In this context, the initiative "One belt, one way" becomes one of the most important elements of economic globalization on the Eurasian continent, and, according to its authors, should contribute to the improvement of the international economic order. The main content of the "One Belt, One Way", as reported by the leading Chinese media outlets these days, is "the harmonization of political attitudes, the unification of transport infrastructures, the liberalization of trade, the interaction and interconnection of financial spheres, the spiritual rapprochement of peoples." Undoubtedly, the goal is very noble, and its implementation, if it will, will lead to serious shifts in the political and economic map of the world. Moreover, both Russia and China proceed from the premise that the future of integration - the revival of protectionism and the desire for individual or group leadership will create insurmountable obstacles to economic progress.

It is very important that a lot is already being done. The China-led initiative and the EurAsEC formation program initiated by Russia, Kazakhstan, Belarus create stable conditions for co-development, and the involvement of other countries in this process, gives rise to new opportunities for the construction of infrastructure-logistics routes, free trade zones, free circulation of goods and services on a giant geographical Space from Lisbon to Vladivostok.

The first practical steps inspire optimism. With Kazakhstan, China is implementing or actively discussing 54 joint projects. In the integration processes, other SCO countries, European states are involved. New transport routes for the supply of Chinese goods to Europe are already being implemented, and vice versa: for example, according to the Xinhua News Agency, since the beginning of the year, 1000 freight trains with Chinese goods have been sent to Europe from China by all routes (more such routes), that on 160 Percent more than last year. The trains stopped coming back from European countries empty; Back they are carrying Spanish wine, Polish milk, Belarusian oil, German cars and other goods. China's high interest in such a form of cooperation will become more understandable if we recall that four years after the launch of the one-way-one-way initiative, the volume of China's trade with countries along the Great Silk Road was more than $ 3 trillion. The volume of Chinese investment in these states for this period exceeded $ 50 billion, there were created 56 zones of trade and economic cooperation.

At the same time, India's refusal to participate in the Beijing Forum is also a matter of concern. Indian representatives were present among the forum participants, but Delhi was represented not at the state, but at the expert level. New Delhi seems to feel hurt, as one of the most important elements of China's economic program was the project to create a China-Pakistan economic corridor. It implies the economic activities of the PRC and Pakistan on the territory of the Gilgit-Baltistan region. This region is part of Kashmir, which is a disputed territory for India and Pakistan. Foreign experts believe that China, which is extremely sensitive to territorial problems, made a big mistake when it did not take into account India's opinion in such a sensitive area as a territorial conflict with Pakistan, and thus created an excuse for distrust of its initiative on the part of the largest player from Number of emerging economies and one of the leading members of the BRICS. Moreover, India is among the contenders for the title of the third world economy; This place, it is believed, it may well take to 2030 year.



It seems that at the upcoming SCO summit in June at 7-8 in Astana, and then at the BRICS summit in China this autumn, these controversies will be given serious attention, although it is unlikely to overcome it in one or two meetings. Nevertheless, experts hope that the Sino-Indian relations are in a phase of pragmatic development. Since 2008, China has been the main trading partner of India. In 2015, the trade turnover between the two countries amounted to almost 72 billion US dollars, and the cost of Chinese exports to this country is estimated at 63 billion US dollars.

Now a little bit about Russian-Chinese cooperation in the framework of the One-Belt-One Way Initiative.

Perhaps, one of the most notable trends of modern economic cooperation between Russia and China today is cooperation in the transport sector. This is confirmed by the practical actions of the two countries in the field of laying new routes, and the construction of infrastructure and logistics corridors in both the east and the west of the Russian Federation.

Recently, the largest multi-purpose logistics operator in the post-Soviet space, JSC RZD Logistics, proceeded to deliver goods to the PRC on a regular basis. The first container train from the logistics center RZD in the Kaluga region went through the border crossing Zabaikalsk-Manchuria to the Chinese port of Dalian 5 April. Since 4 May these transportations have passed in a regular phase - once in two weeks. The organizers of the route believe that among the potential export cargoes from Russia to China are food products, agricultural products and other non-primary goods. According to ITAR-TASS, the operation of the route is carried out jointly by Russian Railways, Transcontainer, Freight Village Vorsino and Chinese company Sinotrans.

In parallel, transcontinental routes are formed from East to West. There are several of them. In May-June, according to official reports, the first trial railway transit of goods from China to Europe via Lithuania is expected. The cargo will go through the territories of Kazakhstan, Russia, Belarus, then through the Lithuanian border station Szestokai to Poland and Europe. Cargo transportation along this route became possible due to the agreement signed by the "United Transport and Logistics Company" established by the railways of Russia, Belarus and Kazakhstan, with the Lithuanian Railways Company (Lietuvos gelezinkeliai). Until the end of 2017 year, skip the new transport corridor 20 railway trains.

Multimodal container transportations are being piloted experimentally from Western Europe via Latvia, Belarus, Russia, Kazakhstan further to China, to the city of Kashgar. The route will pass through Riga, from here to Kashgar approximately in 7 400 kilometers, and the freight train will overcome it according to the traffic schedule for 14 days. In other words, China is also interested in this direction in creating an integrated Eurasian economic space in the European direction, which corresponds to the economic interests of both this group of countries and China itself.

Modern transport and logistics strategy sometimes takes quite unexpected turns. A transport corridor has opened for the delivery of goods from Northeast China through the Far Eastern Russian territory to ... southern China. Due to the extremely busy port of Dalian, this route turned out to be economically profitable for Chinese commodity producers, and it seems that it will develop. The new route once again drew attention to the need to develop infrastructure in the Russian Far East.

In Minvostokrazvitiya RF convinced that the realization of the benefits associated with the geographical proximity of Russia and China, should rely on infrastructure. According to the head of the ministry Alexander Galushka, in addition to the Blagoveshchensk-Heihe bridge under construction and the railway bridge of Nizhneleninskoye-Tongjiang, it is necessary to build the Poltavka-Dunnin bridge.

There is another very large project, which you can not pass by. It is about the automobile artery "Meridian", which should connect the PRC and Western Europe, and which will pass through the territory of Russia. Currently, the Asian Bank for Infrastructure Investment is discussing the issue of allocating funding for this project. This is, in fact, a transcontinental project. The length of the "Meridian", according to Rosavtodor, is 8445 km, it will pass through the territories of China, Kazakhstan, Russia, Belarus to the EU countries. And its Russian segment will be about 2000 km. It is planned that the traffic on the highway will be four-lane, and its construction, if negotiations on financing will be successful, can be completed in 2020.

Undoubtedly, such diverse, complex and multi-directional cooperation in the transport sector makes participants in this cooperation think about effective management of this process. This is another problem to be solved.

The interaction of Russia and China in the transport, logistics and infrastructure sphere is not the main thing in the solution of the joining of the EAEC and the Chinese initiative. Moreover, in the opinion of Russian practical departments, we are talking about the definition and development of those economic directions on which joint economic activities of our countries are possible. Today, more and more talk about such areas as energy, trade, production cooperation. So far, the first steps have been taken, and the results, if they are, we will see in a few years.

The strategy "Economic belt of the Silk Road" is still in the development stage. This initiative, unlike EurAsEC, has not yet become an integration project, but there is potential for this. Until now, China has focused on realizing the trade and economic interests of its country, which is understandable and natural, but the further, the more it will have to take into account the interests of other countries. And, it seems, he starts to do this, stating that he alone will not draw such a project, he should become international. Nevertheless, in the expert community of China there is an opinion that the Eurasian Economic Community and the initiative "One belt is one way" - the projects are completely different. Therefore, according to the supporters of this idea, China should build a new "silk road" and "economic belt" on a bilateral basis, not with the entire Eurasian Economic Union, but with its individual participants.

The first steps along the uncharted road, as you know, are not easy. But from a fragile seedling planted with a caring hand, as you know, a strong tree grows.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Глобализация с китайской спецификой

Станет ли инициатива «Один пояс – один путь» международным интеграционным проектом?

Глобализация с китайской спецификой
Фото: shutterstock.com

Александр Исаев

Ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН
В Пекине завершился первый международный форум высокого уровня по сотрудничеству в рамках инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», получившей для краткости название «Один пояс – один путь».  В нем приняли участие руководители государств и правительств 29 государств, официальные представители десятков других стран мира, руководители Международного валютного фонда, Всемирного банка, бизнесмены, финансисты, в общей сложности более 200 участников.  Судя по результатам форума, встречи в рамках этой инициативы вполне могут стать регулярными.

Открытие форума продемонстрировало то, что Пекин постарался организовать церемонию так, чтобы Россия была представлена на форуме как второй по значимости игрок в рамках китайской инициативы. Выступление российского президента, который произнес свою приветственную речь сразу после заявления председателя КНР Си Цзиньпина, подчеркнуло значимость России для КНР в реализации ее планов.

В столице КНР было заявлено, что Китай и Россия сегодня играют роль балластной системы, которая придает устойчивость кораблю экономического взаимодействия в Евразии. Стоит напомнить в этой связи, что в 2015 году Россия и Китай подписали декларацию о сопряжении развития ЕврАзЭС и инициативы «Один пояс – один путь», приступили к обсуждению практических деталей сотрудничества. Международная встреча в Пекине показала, что сопряжение китайской инициативы с развитием ЕврАзЭС может стать реальностью, осталось только определить роли и закрепить их за каждым участником процесса.

Как бы то ни было, сегодня китайская инициатива позиционируется как  многосторонняя стратегия на обширнейшем евразийском географическом и экономическом пространстве. К сегодняшнему дню инициатива «Один пояс – один путь» приобрела практические очертания. В Китае была создана инвестиционно-финансовая и производственная инфраструктура. В том числе в виде Фонда Шелкового пути, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и других институтов, с внушительными финансовыми возможностями. Финансовый потенциал проекта после проведения Форума увеличится, как было объявлено, на $14,5 млрд. США. Помимо этого, коммерческие банки КНР планируют предоставить специальные кредиты в размере $55,1 млрд. США на поддержку практического взаимодействия с различными странами.

Специалисты подчеркивают два ключевых направления этой инициативы: экономический пояс Шелкового пути, то есть сухопутные транспортно-торговые маршруты через Центральную Азию и Россию в Европу, а также на юг ближневосточного региона, и морской Шелковый путь – через Юго-Восточную Азию в южную часть Тихого океана, а через Индийский океан в ближневосточный регион и южную Европу. Стратегической же целью является стимулирование дальнейшего экономического развития КНР, особенно ее западных районов.

Поначалу эта инициатива выглядела как чисто экономическая, впоследствии очень заметное место в ней заняли политические вопросы. Теперь уже речь ведется об обеспечении мира, безопасности, сотрудничества и экономического процветания всех стран, вовлеченных в реализацию этой программы.

Иными словами к сегодняшнему дню инициатива «экономического пояса шелкового пути» становится важной составляющей частью китайского понимания глобализации, в которой экономика соседствует с политикой, когда учитываются в первую очередь китайские интересы, а также интересы входящих в эту зону стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. Теперь, по правде говоря, неизбежно возникает предположение о том, что место и роль ШОС в новых условиях может быть определена по-новому.

На форуме Китай объявил о том, что продвигает идею экономической глобализации. В этом контексте инициатива  «Один пояс, один путь» становится одним из важнейших элементов экономической глобализации на евразийском континенте, и, по мысли ее авторов, должна внести вклад в совершенствование международного экономического порядка. Основным содержанием «Одного пояса, одного пути», как сообщали в эти дни ведущие китайские СМИ, является «согласование политических установок, объединение транспортных инфраструктур, либерализация торговли, взаимодействие и взаимосвязь финансовых сфер, духовное сближение народов». Безусловно, цель весьма благородная, а ее реализация, если получится, приведет к серьезным сдвигам в политико-экономической карте мира. Причем, и Россия, и Китай исходят из того, что будущее за интеграцией – возрождение же протекционизма и стремление к единоличному или групповому лидерству создадут труднопреодолимые препятствия на пути экономического прогресса.

Очень важно то, что многое уже делается. Китайская инициатива и программа формирования ЕврАзЭС, инициированного Россией, Казахстаном, Белоруссией, создают устойчивые условия для соразвития, а вовлечение в этот процесс других стран, рождают новые возможности для строительства инфраструктурно-логистических маршрутов, зон свободной торговли, свободной циркуляции товаров и услуг на гигантском географическом пространстве от Лиссабона до Владивостока.

Первые практические шаги внушают оптимизм. С Казахстаном Китай реализует или активно обсуждает 54 совместных проекта. В интеграционные процессы вовлекаются другие страны ШОС, европейские государства. Уже реализуются новые транспортные маршруты поставок китайских товаров в Европу и наоборот: к примеру, по данным агентства Синьхуа, с начала года в Европу из Китая по всем маршрутам (а таких маршрутов более) было уже направлено 1000 грузовых составов с китайскими товарами, что на 160 процентов больше показателей прошлого года. Поезда перестали возвращаться из европейских стран пустыми; назад они везут испанское вино, польское молоко, белорусское масло, немецкие автомобили и другие товары. Высокий интерес Китая к такой форме сотрудничества станет более понятным, если мы вспомним, что за четыре года после выдвижения инициативы «один пояс – один путь» объем торговли КНР со странами вдоль «Великого шелкового пути» составил более $3 трлн. Объем китайских инвестиций в эти государства за этот срок превысил $50 млрд, там было создано 56 зон торгово-экономического сотрудничества.

Вместе с тем обеспокоенность вызывает и отказ Индии принять участие в пекинском форуме. Индийские представители присутствовали среди участников форума, однако Дели был представлен не на государственном, а на экспертном уровне. Нью-Дели, похоже, чувствует себя уязвленным, поскольку одним из важнейших элементов экономической программы Китая стал проект создания китайско-пакистанского экономического коридора. Он подразумевает экономическую деятельность КНР и Пакистана на территории региона Гилгит-Балтистан. Этот регион  — часть Кашмира, который является спорной территорией для Индии и Пакистана. Зарубежные эксперты полагают, что Китай, который крайне чувствительно относится к территориальным проблемам, допустил большую ошибку, когда не учел мнение Индии в столь деликатной сфере, как территориальный конфликт с Пакистаном, и тем самым создал повод для недоверия к своей инициативе со стороны крупнейшего игрока из числа стран с развивающейся экономикой и одного из ведущих членов БРИКС. Более того, Индия находится среди претендентов на звание третьей экономики мира; это место, как считают, она вполне может занять к 2030 году.

Похоже, на предстоящем в начале июня саммите ШОС 7-8 июня в Астане, а затем и на саммите БРИКС в Китае осенью с.г., этим противоречиям будет уделено серьезное внимание, хотя преодолеть его за одну-две встречу вряд ли удастся. Тем не менее, эксперты возлагают надежду на то, что китайско-индийские отношения находятся в фазе прагматического развития. С  2008 года Китай числится главным торговым партнером Индии. В 2015 г товарооборот между двумя странами составил почти 72 млрд долл. США, причем стоимость китайского экспорта в эту страну оценивается в 63 млрд долл США.

Теперь немного о российско-китайском взаимодействии в рамках инициативы «Один пояс – один путь».

Пожалуй, одной из самых заметных тенденций современного экономического сотрудничества России и Китая сегодня стало взаимодействие в транспортной отрасли. Это подтверждают и практические действия двух стран в сфере прокладки новых маршрутов, и выстраивании инфраструктурно-логистических коридоров как на востоке, так и на западе РФ.

Недавно  крупнейший на постсоветском пространстве многоцелевой логистический оператор АО «РЖД Логистика», приступил к доставке грузов в КНР на регулярной основе. Первый контейнерный поезд из логистического центра РЖД в Калужской области отправился через погранпереход Забайкальск-Маньчжурия в китайский порт Далянь 5 апреля. С 4 мая  эти перевозки перешли в регулярную фазу – раз в две недели. Организаторы маршрута полагают, что среди потенциальных экспортных грузов из России в Китай – продукты питания, сельхозпродукция и другие несырьевые товары. Как сообщает ИТАР-ТАСС, эксплуатация маршрута осуществляется совместно РЖД, "Трансконтейнером", "Фрейт Вилладж Ворсино" и китайской компанией Sinotrans.

Параллельно формируются трансконтинентальные маршруты и с Востока на Запад. Их несколько. В мае-июне, по сообщениям официальных лиц, ожидается первый пробный железнодорожный транзит грузов из Китая в Европу через Литву. Груз пойдет через территории Казахстана, России, Белоруссии, далее через литовскую пограничную станцию Шештокай в Польшу и Европу. Грузоперевозки по этому маршруту стали возможными благодаря соглашению, подписанному "Объединенной транспортно-логистической компанией", созданной железными дорогами России, Белоруссии и Казахстана, с компанией Литовские железные дороги («Lietuvos gelezinkeliai» ). До конца 2017 года пропустить по новому транспортному коридору  20 железнодорожных составов.

Мультимодальные контейнерные перевозки в экспериментальном порядке реализуются из западной Европы через Латвию, Белоруссию, Россию, Казахстан далее в Китай, в город Кашгар. Маршрут пройдет через Ригу, отсюда до Кашгара примерно в 7 400 километров, и грузовой состав преодолеет его по графику движения за 14 дней. Иными словами, и на этом направлении Китай заинтересован в создании на европейском направлении интегрированного евразийского экономического пространства, что соответствует экономическим интересам как этой группе стран, так и самому Китаю.

Современная транспортно-логистическая стратегия порой приобретает совсем неожиданные повороты. Открыт транспортный коридор по доставке товарных грузов из Северо-Восточного Китая через дальневосточную российскую территорию в … южный Китай. В силу чрезвычайной загруженности порта Далянь это маршрут оказался экономически выгодным китайским товаропроизводителям, и, похоже, он будет развиваться. Новый маршрут еще раз привлек внимание к необходимости развивать инфраструктуру на российском Дальнем Востоке.

В Минвостокразвития РФ убеждены, что реализации преимуществ, связанных с географической близостью России и Китая, должна опираться на инфраструктуру. По мнению руководителя министерства Александра Галушки, в добавление к строящимся мосту Благовещенск – Хэйхэ и железнодорожному мосту Нижнеленинское – Тунцзян,  необходимо построить мост Полтавка – Дуннин.

Есть еще один весьма крупный проект, мимо которого пройти ну никак нельзя. Речь идет об автомобильной артерии «Меридиан», которая должна соединить КНР и Западную Европу, и которая пройдет в том числе через территорию России. В настоящее время в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций обсуждается вопрос о выделении финансирования на этот проект. Это, по сути, трансконтинентальный проект. Протяженность «Меридиана», по данным Росавтодора, составляет 8445 км, она пройджет по территориям Китая, Казахстана, России, Белоруссии в страны ЕС. Причем  его российский отрезок составит около 2000 км. Планируется, что движение по автодороге будет четырехполосным, а ее строительство, если переговоры о финансировании будут успешными, может быть завершено в 2020 году.

Безусловно, столь разнообразное, сложное и мультинаправленное сотрудничество в транспортной сфере заставляет участников этого сотрудничества задуматься об эффективном управлении этим процессом. Это еще одна проблема, которую предстоит решать.

Взаимодействие России и Китая в транспортной, логистической и инфраструктурной сфере не является основным в решении стыковки ЕАЭС и китайской инициативы. Причем, по мнению российских практических ведомств, речь идет об определении и развитии тех экономических направлений, по которым возможна совместная хозяйственная деятельность наших стран. Сегодня все больше говорят о таких областях, как энергетика, торговля, производственная кооперация. Сделаны пока что первые шаги, и результаты, если они будут, мы увидим через несколько лет.

Стратегия «Экономический пояс шелкового пути» пока находится в стадии  развития. Инициатива эта в отличие от ЕврАзЭС пока не стала интеграционным проектом, но потенциал для этого есть. До сих пор Китай концентрировался на реализации торгово-экономических интересов своей страны, что понятно и закономерно, но чем дальше, тем больше ему придется учитывать интересы и других стран. И, похоже, он начинает это делать, заявляя о том, что единолично он такой проект не вытянет, он должен стать международным.  Тем не менее, в экспертном сообществе Китая существует мнение о том, что ЕврАзЭС и инициатива «Один пояс – один путь» – проекты совершенно разные. Поэтому, по мнению сторонников этой идеи, Китаю следует выстраивать новый «шелковый путь» и «экономический пояс» на двусторонней основе,  не со всем Евразийским экономическим союзом, а отдельными его участниками.   

Первые шаги по неизведанной дороге, как известно, даются нелегко. Но из хрупкого саженца, посаженного заботливой рукой, как известно, вырастает крепкое дерево.