Год опережения
20.04.2017 00:03
Проблемы развития Комсомольска-на-Амуре изучает EastRussia
18 апреля исполнился ровно год с момента принятия правительственного постановления о долгосрочном плане развития Комсомольска-на-Амуре. Власти готовы потратить на "инженерную столицу" Дальнего Востока почти 63 млрд рублей — объем финансирования сопоставим с годовым бюджетом Хабаровского края. EastRussia проехало по уже начатым стройкам, чтобы разобраться, чем занимались в Комсомольске-на-Амуре на протяжении года.
Фото: Дмитрий Щербаков
Несмотря на то, что план комплексного развития Комсомольска-на-Амуре принят всего год назад — а по чиновничьим меркам это крайне мало, дай бы бог утвердить проектную документацию на объекты и сметы,— приезжим уже есть, что показать. Власти города гордятся тем, что успели разработать стратегию развития до 2032 года, провести общественные слушания по обустройству двух городских округов — Центрального и Ленинского,— и начать несколько строек. Некоторые из них, правда, задуманы и стартовали еще до того, как был принят комплексный план: это объекты, которые не построишь ни за год, ни за пять лет. Но заслуга в финансировании остальных — целиком разработчиков комплексного плана.
Прежде всего, уже реконструируются городские улицы и часть ключевой для Комсомольска-на-Амуре автотрассы на Хабаровск — в 2017 году это ее 51-53 километры. Последнюю хотят передать в ведение РФ, чтобы сделать из краевой дороги федеральную. В 2015 году на трассе произошла страшная авария с участием двух рейсовых автобусов, унесшая жизни полутора десятков пассажиров. Но реальной альтернативы автодороге пока нет: авиарейсы на Комсомольск-на-Амуре нерегулярны, комфортабельных речных лайнеров, чтобы пройти вниз по Амуру от Хабаровска, еще нет, а поезд через город на Советскую Гавань, идущий от Владивостока, пользуется дурной репутацией. Вертолетное сообщение слишком дорого: 150-200 тыс. рублей за полетный час. Поэтому даже члены правительства Хабаровского края чаще прибывают во второй по значимости город региона на автомобилях, чем как-то по-другому. По трассе есть участки, где нет асфальта, а только «скальник» по высокой насыпи — отголосок еще одного бедствия, наводнения 2013 год на Амуре, когда подмыло сразу несколько фрагментов дороги на Комсомольск-на-Амуре. Их восстанавливают до сих пор.
Пока все это, впрочем, не очень зрелищно: техника, застывшая на трассе, рабочие в оранжевых жилетках, пыль и камни. Масштабные изменения анонсирует замглавы управления архитектуры и строительства городской администрации, главный архитектор Комсомольска-на-Амуре Игорь Курносов. Комплексный план развития Комсомольска-на-Амуре — «глобальный и эпохальный документ», и «город многого от этого ждет», заявляет он. Прямо на входе в МУП «Комсомольскгорпроект» — экспозиция на всю стену: будущее Комсомольска-на-Амуре в эскизах. Конечно, в случае, если комплексный план развития доведут до конца. Любопытные горожане могут войти в холл здания и, преодолев пост охраны, убедиться — скоро у них все будет просто замечательно.
Красивые картинки — это, конечно, еще лишь мечты: положительное заключение экспертизы получено по считанным единицам объектов. Но власти усиленно ищут тех, кто воплотил бы все в реальность. Если так случится, вскоре только на набережной в Комсомольска-на-Амуре появятся озера, велосипедные дорожки, поднимающиеся над землей, аквапарк, музей авиации, центр развития спорта со стадионами и дворцами единоборств, и все прочее — в том же духе. Перечень впечатляющий, если учесть, что сейчас из достопримечательностей на набережной — только "замороженный" речной вокзал, памятники первостроителям и большой плазменный экран. На некоторые проекты на берегу Амура даже якобы нашли частных инвесторов, но кто они — пока не говорят.
В декабре 2016 года завершились конкурсы на реконструкцию общественных центров двух округов Комсомольска-на-Амуре, рассказывает Игорь Курносов. По Ленинскому округу было представлено 7 работ, в том числе из Москвы, по Центральному — 17 работ. «Все работы были высокого качества. И первый конкурс, и второй выиграли хабаровские архитекторы»,— говорит главный архитектор Комсомольска-на-Амуре. «Объекты долгосрочного плана сейчас находятся на различной степени реализации. Это наши предложения. Их, конечно, было больше, но основные в план вошли. И строить такое количество объектов без архитектурно-административной концепции было бы неправильно»,— говорит господин Курносов.
Еще в 1937 году, напоминает он, была разработана первая схема генплана Комсомольска-на-Амуре. На сегодня второй раз корректируется генплан 1987 года. «Глобальных отступлений от первоначально принятых решений не было принято. В городе широкие проспекты, нет пробок. И изначально в генплане были заложены общественные центры двух округов, но они не застроены. В Центральном — есть только драмтеатр, который сейчас встал под реконструкцию. В Ленинском — построили один дом. Территория свободна, обеспечена инфраструктурой, что позволяет строительство крупных проектов»,— уточняет главный архитектор города.
Объект, где строители уже работают с прошлого года — местный драматический театр. На подходах к нему выставлен забор, за которым — здание с демонтированными фасадами и груды строительного мусора. Пройти к кассам, извещает табличка, можно с «тыла»: через служебную лестницу. В прежнем холле рабочие режут алюминиевые профили для нового потолка. Снаружи ползают экскаваторы.
Новым внешним и внутренним содержанием заведение должно порадовать жителей уже в этом году — к 85-летию города. В театре меняется оборудование: ставятся новый светодиодный экран размером 6 на 8 метров и звук, построен новый вращающийся круг для сцены. Желающие могут на нем даже прокатиться. Впечатление живее, чем от карусели, ведь за спиной — зрительный зал с пока пустыми креслами, где очень скоро появится публика.
Как объясняет директор муниципального учреждения культуры Елена Шабовта, контрактом предусмотрено окончание всех работ по объекту к октябрю 2017 года. «Мы полагаем, что так и будет. Прошел только демонтаж фасадных конструкций. Труппа работает в прежнем режиме: репетиции идут на малой сцене. Но в основном мы перебрались на другие площадки: дом молодежи, дом творчества детей и молодежи, дом культуры авиастроителей. Там показываем свои большие спектакли»,— говорит она. Сейчас большая сцена театра вмещает 750 зрителей, малая — 90. Первая заполняется примерно на 50%, вторая — на 85%»,— говорит она.
Жизнь театра действительно не останавливается: в конце апреля на его малой сцене должна состояться премьера спектакля Теннеси Вильямса «Стеклянный зверинец», в мае на подмостках городского дома молодежи будет поставлена премьера комедии «Тетки». Кроме того, заведение участвует в общероссийском проекте «Театр малых городов». «Мы по всем параметрам подходим в крае под этот проект: подали заявку, нас утвердили. Проект предусматривает около 7 млн рублей финансирования. 30% от этой суммы уйдет на постановку новых спектаклей, говорит госпожа Шабовта. К примеру, создается микс с рабочим названием «Город на заре». В него будет вложено три произведения — «Город на заре», «Амур-батюшка» и «Испытай себя любовью». «Премьеру планируем в конце октября на новой сцене. А для детей мы готовим премьеру к концу ноября — спектакля «Русалочка». На 70% суммы мы будем менять оборудование малой сцены: свет, звук, кресла, пол на сцене»,— рассказывает Елена Шабовта.
Еще один невидимый для Комсомольска-на-Амуре, но крайне важный для него элемент инфраструктуры — городской коллектор. Работы по нему оцениваются под миллиард рублей. 85% стоимости, или около 500 млн руб., профинансирует федеральный центр. Сейчас на коллектор поступают, объясняет топ-менеджмент водоканала, около 110-140 тыс. кубометров стоков в сутки. Но запаса по мощности на случай ремонта нет. А это значит, что остановиться предприятие не может ни на секунду.
«На сегодня очистные сооружения не были готовы для капремонта. В 2005 году было решено увеличить мощности до 260 тыс. кубов. Критерии сбросов в Амуре все жестче и жестче, у нас должен быть запас по нормативам. Построены первичный и два вторичных отстойника воды, станция ультрафиолетового обеззараживания и так далее. Конструкция предполагает каскадную очистку. Мы исключили использование хлора. На 2017 год запланирована реконструкция одного первичного отстойника 1979 года постройки и одного вторичного. Также запланировано строительство цеха обезвоживания и осадки»,— говорит представитель предприятия.
Горводоканал Комсомольска-на-Амуре также строит самотечный коллектор — диаметром 1600 мм и протяженностью 3,7 км, из труб группы компаний «Полипластик». Из них 2 км трубопровода смонтировано. Последний километр поставило предприятие «Полипластика», работающее в территории опережающего развития «Хабаровск». Так план комплексного развития города смыкается с концепцией создания ТОР. Все работы планируется завершить к концу 2017 года. «Возможны трудности по некоторым участкам, в частности, пересечения нефтепроводов. Но до 2018 года все работы будут закончены», — заверяет представитель водоканала.
Более очевидный и нужный объект — комплекс обезжелезивания и деманганации подземного водозабора на месте недостроенного водозабора «Амурского судостроительного завода». Он позволяет очищать воду, подаваемую в водопроводные краны Комсомольска-на-Амуре. За 2016 год в объект вложено 336 млн рублей, а всего — более 1,6 млрд рублей. Но здесь особых проблем у властей нет: комплекс достраивается не первый год. Он сможет обеспечивать до 75% потребностей города в чистой воде. Пробуренные 36 скважин могут давать до 50 тысяч кубометров воды в сутки, еще 18 скважин, входящие во вторую очередь — до 75 тысяч кубометров воды. За эти годы власти успели построить водовод до городской системы водоснабжения и станции надземной доочистки воды и подъема воды, оборудовать все коммуникации. В декабре прошлого года работы по первой очереди водозабора были завершены.
Третий объект 2017 года, являющийся приоритетным — инженерная школа. Это один из первых объектов долгосрочного плана. Ее строительство в октябре 2016 года начинали с церемонии закладки памятной капсулы с участием хабаровского губернатора Вячеслава Шпорта, главы города Андрея Климова и президента группы компаний «Энергия» Сергея Гуськова. Сметная стоимость, как следует из щита на самом объекте — 453,4 млн рублей.
Школу, пожалуй, можно назвать губернаторской: прошедший все ступени карьеры на местном авиазаводе господин Шпорт всегда и всюду заявляет, что инженерное образование должно начинаться прямо со школьной скамьи. Но объект в приоритете не только потому, что им занимаются чиновники высокого ранга. Все прекрасно понимают: без притока на промышленные предприятия молодежи, заинтересованной в науке и технике, городу не расти. Пробуждать такой интерес и призвана инженерная школа.
Здание ранее занимала городская школа №25, но ее закрыли, а объект законсервировали. Реконструированная школа сможет вмещать до 400 школьников, начиная с пятого класса. В здании должны появиться «класс робототехники, лаборатории, информационный центр, включая библиотеку и книгохранилище, современный актовый зал». «Рядом будет построен новый спортивный корпус со стадионом и современным комплексом для сдачи норм ГТО»,— говорится на инвестиционном сайте города.
Объект строит ООО «Строительное управление №277». Фасады здания должны закрыть навесными конструкциями, несколько стен пришлось разобрать, но основные — останутся, объясняет представитель компании Валерий Тимофеев. «Выполнен второй блок: спортивный зал, пищеблок, класс робототехники, актовый зал. По первому блоку, где будут учебные классы, льются поэтажно перекрытия. В этом году планы упираются в финансирование. Пока финансирование очень слабое: за январь еще не заплатили. Поэтому темпы строительства слабые, чуть-чуть не заморозили всю стройку, можно так сказать»,— признается он.
Средства, по словам представителя компании, должны подрядчику городские власти: «За январь до марта должен местный бюджет 12 млн рублей, потом краевой и федеральный. Пока ведем работы за свой счет»,— говорит Валерий Тимофеев. В 2018 году начнется чистовая отделка — основные работы запланированы на текущий год. «Проект интересный. Конечно, легче все строить с ноля. Конец 2016 года был профинансирован полностью, мы даже не успевали за финансами. Но проектные решения не учли залегание фундамента, которое время отняло. Поэтому все средства не освоили. Задолженность на сегодня — 44 млн рублей. Говорят: „Денег нет“»,— уточняет он.
Глава города Андрей Климов, впрочем, подчеркивает: «Проблемы, которые обозначает подрядчик, больше, наверное, связаны с федеральным финансированием. То, что касается местного и краевого, деньги выплачиваются в полном объеме. Деньги в любом случае будут выделены, просто он, может быть, не знает всех вопросов, связанных с финансированием, отсюда и опасения». По инженерной школе «22 миллиона — это местный бюджет. 10 млн рублей — краевой. 11 апреля губернатор подписал новую краевую программу. И он (подрядчик— EastRussia.) если не до конца апреля их (средства— EastRussia.) получит, то в начале мая», уточняет он.
2016 год ушел на решение земельных вопросов и подготовку проектно-сметной документации по долгосрочному плану, и власти ничего не упустили, уверен Андрей Климов. «В этом году мы продолжаем работу по объектам 2017-2018 года. Скоро приступим к строительству детского центра здравоохранения. Ближе к концу года приступим к первой очереди краевого спортивного центра. Работы по канализации идут полным ходом. Надеюсь, никаких сбоев, в том числе связанных с подрядчиками, не будет. Самое главное, что объекты все строятся, и мы будем все выполнять в намеченные сроки»,— говорит градоначальник.
Дмитрий Щербаков
Теги: