Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Границы без замков

Приморье делает ставку на развитие портов

Границы без замков

Приморский край накрыла волна модернизации портов. Ввиду отсутствия очевидных стратегических ресурсных запасов, Приморье взяло курс на развитие транспортно-логистической составляющей и трансграничного сотрудничества. Предполагается, что в крае будут реализованы сразу несколько масштабных проектов. Все они затрагивают развитие портов – во Владивостоке, в Зарубино, Посьете.

22 июля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об изменении границ порта Посьет в Приморье, в пределах которых осуществляется государственное регулирование деятельности в порту. Такое решение было принято в связи с возрастающим количеством судозаходов крупнотоннажных судов, сообщили в правительстве.

В частности, «увеличен участок акватории №2, примыкающий к морскому терминалу «Славянка». В результате увеличения границ акватории появится возможность обслуживания судов длиной до 400 метров и осадкой до 17 метров. Создание рейдовой стоянки для крупнотоннажных судов позволит обслуживать такие суда на рейдах без постановки к причалам. Кроме того, увеличение акватории порта позволит создать дополнительные рейдовые перегрузочные комплексы, что будет способствовать развитию порта и региона в целом», - добавили в пресс-службе. В свою очередь это позволит повысить доход Дальневосточного региона и будет способствовать повышению конкурентоспособности российских морских портов Дальнего Востока.

Между тем, в настоящее время собственник порта Посьет - компания «Мечел» - находится на грани банкротства. Чистый долг компании на апрель 2014 года составил $8,3 млрд, при этом 68% задолженности приходится на российские банки, 25% - на иностранные финансовые организации, 7% - на облигации в свободном обращении. Одним из крупнейших кредиторов является ВТБ.

В июне кредиторы металлургической компании обсуждали вариант спасения «Мечела» с участием ВЭБа и Центробанка. Однако в начале июля глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что ни одна из схем, которые были предложены компанией и банками-кредиторами, не устраивает Внешэкономбанк и он не собирается участвовать в реструктуризации долгов металлургической компании.

Министр финансов Антон Силуанов считает, что банкротство «Мечела» может быть рассмотрено как один из вариантов реструктуризации компании. А министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что к спасению металлургической компании могут быть привлечены иностранные инвесторы. По его словам, правительство ставило задачу перед руководством компании найти партнеров в Юго-Восточной Азии.

Однако пока иностранные инвесторы готовы развивать другие приморские территории. В частности, Китай предложил создать на своей приграничной территории логистический центр для развития порта Зарубино (бухта Троица) в Приморье. Об этом говорилось в ходе переговоров главы Минвостокразвития Александра Галушка с губернатором китайской провинции Цзилинь Баинь Чаолу по вопросам взаимодействия в различных проектах на территории Дальнего Востока. Губернатор провинции Цзилинь сообщил, что Китаю интересен один из крупнейших проектов на Дальнем Востоке – строительство порта Зарубино. Этот проект имеет важное значение и для российского Дальнего Востока, и для северо-восточного Китая, в частности провинции Цзилинь, сообщается на официальном сайте Минвостокразвития.

«Строительство порта – это налаживание внешнеэкономических связей и увеличение торгового оборота», - подчеркнул Баинь Чаолу.

В Минвостокразвития поддерживают намерения китайской стороны, полагая, что это положительно скажется на экономике приморского порта. «Мы считаем важным развитие этого инфраструктурного объекта, в наших планах – создание одного из ТОР в порте Зарубино», - заявил в ходе переговоров А. Галушка. Он также напомнил, что на территории порта предполагается реализовать проект «Приморье-2» (проект международного транспортного коридора, разработанного еще в 1990-х годах, предусматривает организацию транзита производимых в северо-восточных провинциях Китая товаров через порты Хасанского района конечным грузополучателям по всему миру).

Планы по развитию порта Зарубино есть и у группы «Сумма». Китайские партнеры компании (на которых рассчитано строительство четырех терминалов порта - зернового, контейнерного, генеральных и навалочных грузов) заявили, что могут переваливать большие объемы и группа сообщила о готовности увеличить мощность порта до 100 млн тонн в год. Порт Зарубино станет альтернативой доставки грузов по железной дороге до китайского порта Далянь.

Группа «Сумма» уже договорилась с тремя компаниями о перевалке около 17 млн тонн грузов, сообщили в пресс-службе администрации Приморья. Это зерновая компания провинции Цзилинь (10 млн тонн грузов в год), Hyundai (с компанией «Хэнда» — на перевалку 5 млн тонн с возможным ростом объемов до 40 млн тонн к 2025 году) и сборочное производство Volkswagen, Чаньчунский автозавод (импорт до 1 млн автомобилей и 40 тысяч TEU автокомплектующих в год). Помимо этих контрактов группа в июне подписала договоры с Хэйлунцзянской зерновой компанией на перевалку через Зарубино 10 млн тонн в год и с «Русалом» на перевалку 2 млн тонн импортного глинозема, готовится еще несколько соглашений.

По предварительной оценке самой группы, увеличение мощности повлечет и рост вложений в проект — с $1 млрд до $3 млрд частных и государственных инвестиций. Напомним, ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) и FESCO подписали договор о строительстве терминала в бухте Троица в Приморье. Проект будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства. Объем частных инвестиций составит до 290 млн долларов.

Не менее амбициозный проект планируют реализовать и акционеры Владивостокского морского рыбного порта (ОАО «ВМРП»). Стивидорная компания, которая в 1980-х годах переваливала до 1,5 млн тонн рыбопродукции в год, намерена вернуть себе роль главного дальневосточного рыбного хаба. Действующая инфраструктура позволяет отправлять в регионы России свыше 10 тысяч тонн свежемороженой̆ рыбопродукции в месяц. Помимо этого, осуществляется отправка трех «сухих» ускоренных контейнерных поездов еженедельно. В планах компании дальнейшее развитие и выход на ежедневную отправку контейнерного поезда - либо «сухого», либо рефрижераторного. То сеть рыбные грузы будут доезжать до столицы за 8-9 дней, а не за 20-30 дней по сравнению с традиционными рефсекциями.

Кроме этого, ОАО «ВМРП» разрабатывает масштабный инвестиционный проект по модернизации инфраструктуры по перевалке и хранению рыбопродукции во Владивостоке. Общество уже направило в Росрыболовство заявку на включение инвестиционного проекта на 1,5 млрд рублей в проект Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2015-2020 годах и на период до 2023 года».

Проект предусматривает сооружение новых холодильно-складских мощностей на территории морского терминала ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» и на территории действующего тылового терминала в районе узловой железнодорожной станции «Угольная». Предполагается, что проект будет реализован в два этапа. На первом этапе пропускная способность ОАО «ВМРП» по перевалке рыбной продукции увеличится до 360 тыс. тонн к 2016 году и до 500 тыс. тонн к 2020 году. На втором этапе будет создан оптовый распределительный центр для обеспечения бесперебойного снабжения промышленных предприятий продовольственным сырьем для производства рыбной продукции с глубокой степенью переработки ежегодным объемом 20 тыс. тонн.

Эксперты считают, все приморские бизнес-проекты по модернизации портов весьма жизнеспособны и актуальны. Главное, что они используют – это очевидное выгодное геополитическое положение края. Помимо этого, все они опираются на тот или иной государственный интерес. По мнению директора Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Александра Латкина,  при таких обстоятельствах инвесторов вряд ли отпугнет даже банкротство некоторых предприятий.

«Расположение порта Посьет выгодно с точки зрения сотрудничества с Китаем, существуют компании, которые готовы в него инвестировать. Я не думаю, что решение правительства РФ было опрометчивым, несмотря на «подвешенное» положение «Мечела». Если компания обанкротится, порту просто найдут нового собственника», - уверен собеседник.

Приморье, безусловно, должно использовать преимущества своего географического положения, возможность включения в логистические схемы Северо-Восточной Азии, принимать активное участие в экспортной деятельности всего Дальневосточного федерального округа, считает политолог Александр Зыков. Однако, добавляет он, необходимым условием для успешного развития такого сотрудничества должна стать выработка собственных интересов региона. «Такое сотрудничество должно позволить региону выработать самостоятельную конкурентноспособную экономику, возродить интерес к развитию собственного производства», - заявляет политолог. Край в результате не должен превратиться просто в перевалочный пункт, обслуживающий интересы сторон, он должен гармонично развиваться, учитывая собственный интерес на перспективу.

В этой связи проект владивостокских портовиков, направленный на модернизацию специализированной холодильно-складской инфраструктуры для перевалки и хранения рыбной продукции и создания межрегионального оптового распределительного центра в целях развития производства рыбной продукции аналитики считают наиболее отвечающим интересам края. По мнению экспертов отраслевого издания «Гудок», ОАО «ВМРП» ухватили перспективный тренд - переход от перевозок рыбопродукции рефсекциями к перевозкам рыбопродукции рефконтейнерами. Если пять-шесть лет назад в рефконтейнерах перевозили 10-15% рыбопродукции из дальневосточных портов, то сейчас - 60-70%. Очевидно, что акционеры ОАО «ВМРП», успешно отладив технологии контейнерных перевозок, получили сильное конкурентное преимущество и в сфере рыбной логистики.

«Пока это только написанный на бумаге проект. Неизвестно, как поведут себя ОАО «Далькомхолод» и ООО «Дальрыбпорт», которые являются прямыми и довольно сильными конкурентами ОАО «ВМРП» и уже давно наработали себе клиентов на рыбном рынке. Вряд ли они легко отдадут рынок с объемом выручки в 4 млрд рублей в год (услуги по перевалке рыбопродукции в портах Приморья оцениваются в 700-800 млн рублей в год, услуги хранения рыбопродукции - 200-300 млн рублей в год, перевозка рыбопродукции из портов Приморского края в европейские регионы России - почти 3 млрд рублей)», - говорит руководитель проекта Открытая отрасль Наталья Сычева. Она отметила, что в текущем варианте госпрограммы, который, скорей всего, и будет предложен для утверждения, проекта приморских портовиков нет. Помимо этого, добавила она, сегодня идет процесс инвентаризации всего имущества, которое находится в ведении ФГУП «Нацрыбресурсы» (им принадлежат причальные стенки порта), также пересматриваются договоры аренды. «Уже известно, что государство намерено пересмотреть содержательную часть договоров, изменить арендную ставку с целью более эффективного использования госимущества. Ведь по результатам проверок Счетной палаты (2012 год) было выявлено, что портовики (операторы) получают сверхдоходы и ничего не вкладывают для того, чтобы содержать вверенное имущество в надлежащем состоянии», - сообщила собеседница. Учитывая это, считает она, проект ВМРП может так и остаться проектом, потому что рассчитан на другие экономические реалии.

Что станет ядром будущего трансграничного сотрудничества и будет служить импульсом для самостоятельного развития края, пока не определено. В настоящее время на рассмотрении Госдумы РФ находится проект Федерального закона «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», который впервые относит осуществление приграничного сотрудничества в части решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований. Предполагается, что посредством создания трансграничных регионов и агломераций, путем организации эффективного трансграничного перемещения людей и товаров возможно ускоренное решение экономических и социальных проблем регионов.