Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The dirty business of Kamchatka

Scientists claim man-made cause of ocean pollution, but officials do not abandon the version of natural origin of ocean pollution

"Environmental disaster" - scientists say. “There are no poisons,” officials say. Footage of dead marine animals and a polluted river flowing into the ocean in Kamchatka has been around the world and caused a great resonance. Society has split - some believe that the ocean needs to be urgently saved, others that the scale of the disaster is too exaggerated. As events unfold, it becomes clear that the cause of what happened is technogenic. Scientists and specialists from departments say this, however, officials ask not to rush things and still do not abandon the version of the natural origin of ocean pollution.

The dirty business of Kamchatka
Photo: greenpeace.ru / Matvey Paamoshin

TOXIC OCEAN

Kamchatka surfers were the first to sound the alarm. They felt a sore throat, "sand" and a burning sensation in their eyes back in September, but they did not even think that the reason was in the ocean until they saw dead fish and marine life on Khalaktyr Beach. In early October, the water became viscous and bitter. Symptoms of poisoning began, even among those who simply walked near the ocean. They sounded the bells. Posts with calls for maximum publicity of the situation on social networks were accompanied by photographs and videos of sea urchins, seaweed, dead octopus and a small seal sealed ashore.

Speaking live on the Situation Center in the regional government, the founder of the Snowave Surf School, Anton Morozov, reported about 200 victims of pollution.

“Ten people have nausea, fever, only in our camp. It's the same in the neighboring camps. More than 200 of us have suffered, ”Morozov said.

Surfers were examined by doctors and found corneal burns. Now the athletes are asking to be examined for them. The Ministry of Emergency Situations has deployed a mobile station for air sampling on Khalaktyrsky beach. True, now it does not record the excess of the MPC for any of the indicators.


Was there contamination?

After a wide public resonance in social networks, the authorities and supervisory authorities actively joined the problem. At the same time, local residents and users of social networks accused officials of inaction and hiding the problem. After that, the responsible departments went to the place, but they did not find anything terrible.

The first results of the samples taken from Kamchathydromet revealed pollution 2,5 times for phenols and 3,6 times for oil products. Samples were sent for analysis to Moscow.

Local authorities have promised to punish officials if they conceal the problem, to establish the causes of the pollution, and to bring the full results of the investigation to the public. At the same time, statements about the improvement of the situation were made on Monday. The Governor of Kamchatka, Vladimir Solodov, said that the water is of normal color, and there are no stains or dirt.

“I can state that today the situation in Avacha Bay is favorable, people are resting on the seashore, and in general the situation is returning to normal, thanks to the unique ability of the ocean to heal itself,” the governor said.

The local Rosprirodnadzor did not find any excess of the standards in 80 samples taken from the water area and from the coast of the Khalaktyrsky beach. Another 19 samples were sent to Moscow and Vladivostok, and the same samples were divided among the laboratories of Rosprirodnadzor and scientific institutes. Results in the coming days.

The employees of Kamchathydromet did not see any dead animals, no discarded fish on the sea coast. A visual survey of the coastal strip showed nothing unusual and non-standard. The rescuers did not see the death of aquatic organisms.

“The facts about different emissions of animals there, some kind of pollution are not confirmed. No such facts were revealed by the forces of rescuers and equipment. There are no stains on the water, no foreign smell, "said Igor Mikhno, head of the Russian Emergencies Ministry's Main Directorate for the Kamchatka Territory.

There are no footprints on the shore, but the water area is another matter. Employees of the Kronotsky Reserve, when immersed in the water at Cape Nalychev, found the strongest pollution. Due to the almost zero visibility, the diver was unable to reach the bottom.

“All the water was a" soup "of ground-up remains of bottom dwellers, it was very dark. Samples and samples were taken, but the diver could not get to the bottom, ”said Daria Panicheva, head of the scientific department of the Kronotsky reserve.

In Avacha Bay, experts found dead sea urchins and stars, mollusks, tubular worms. Almost all the bottom benthos was dead.

 

CAUSES

Disputes are still going on not only about whether there was the very fact of pollution, and about its scale, but also about the reasons for what happened. While samples are being analyzed in the laboratories of Moscow, Vladivostok and Petropavlovsk-Kamchatsky, the local government announced three versions of what happened: man-made pollution, the consequence of a storm and even seismic activity on the peninsula.

Now the version about seismic activity and the influence of volcanoes is more perceived as an attempt to silence the root cause. Employees of the Institute of Volcanology and Seismology of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences ruled out seismic or volcanic activity in Kamchatka as the cause of chemical pollution of the peninsula's water area. On the Instagram page, the institution published the words of the director of the institute, Alexei Ozerov, who notes that the cause of the incident cannot be the consequences of seismic or volcanic activity. This is not a natural phenomenon, but rather a technogenic one.

Ivan Kulakov, head of the seismic tomography laboratory at the Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics, also noted that the Avachinsky and Koryaksky volcanoes most likely did not cause toxic substances to enter the water off the Kamchatka coast.

“Volcanoes contain only microscopic amounts of phenols and oil products. In addition, even if we assume such a unique phenomenon, it would inevitably be accompanied by other signs of the volcano's activation, first of all, increased fumarolic and seismic activity, "Kulakov notes.

Two active volcanoes - Avachinsky and Koryaksky, which could be associated with this environmental disaster, were last active at the beginning of the year, and are now in a calm state.

Danila Chebrov, director of the Kamchatka branch of the Federal Research Center "United Geophysical Service of the Russian Academy of Sciences", Ph.D. in physics and mathematics, does not support the version about the seismic or volcanic nature of the disaster on Khalaktyrsky beach.

“Recently in Kamchatka, in Avacha Bay in particular, there were no outstanding seismicity indicators, only weak seismic events. They took place at a depth of several tens of kilometers. The main seismicity in Kamchatka is concentrated in the oceanic plate, which plunges obliquely under the peninsula. Thus, the influence of seismicity on the emissions of harmful substances can be completely excluded, ”the scientist explained.

The expert also disagrees with the versions that the eruption of an underwater volcano and the release of gas hydrates could have been the cause. According to him, there are no known underwater volcanoes in Avacha Bay, and new ones have not formed.

“The nearest submarine volcanoes from the south are the area of ​​Atlasov Island (Northern Kuriles). Due to the current, the underwater volcanoes of the Northern Kuriles could only affect the fauna of the islands, at most - on the southern part of the western coast of Kamchatka near Cape Lopatka. Gas hydrates were not discarded. Accumulation of gas hydrates is a permafrost area and the Arctic Ocean. In Kamchatka, such phenomena have not been observed before, "Chebrov believes.

In social networks, the version about the involvement of the military in the pollution was actively discussed. On Saturday, the Ministry of Defense denied this information, stating that "there was no transportation of large consignments of oil products by ships and vessels of the Russian Navy, including those chartered in the interests of the Russian Ministry of Defense to supply the Pacific Fleet in this area." Also, the military said that they do not use petroleum products and substances containing phenol and its compounds.

“There have been no exercises using heavy military equipment at the Radygino training ground since June. During the same period, in the water area of ​​Avacha Bay, adjacent to the Khalaktyr Beach, no combat training activities involving ships and vessels of the Pacific Fleet were carried out, ”the message said.

At the same time, in early August, news agencies published a message that the military personnel of the radiation, chemical and biological (RCB) protection unit in Kamchatka received specialized machines for setting aerosol curtains TDA-3. It was reported that these machines are capable of disinfecting areas of terrain, buildings and structures, decontamination and degassing of the external surfaces of equipment by spraying solutions for special treatment.

It was also clarified that at the Radygino training ground it was planned to conduct a special tactical training for the military personnel of the RCB protection unit with the use of new equipment. This landfill has already been checked by specialists from different departments. They did not see a terrible picture, but they noted violations.

“It is impossible to store chemical waste like that,” said Ruslan Khvostov, founder and head of the Green Alternative political party.

According to Vladimir Rakov, Chief Researcher of the Laboratory of Marine Ecotoxicology of the Ilyichev Pacific Oceanological Institute, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladimir Rakov, the version that poisonous substances could get into the sea from a military training ground located in the area where the remnants of rocket fuel, containing, in particular, heptyl, were preserved, takes place.

“22 years ago, an accident occurred at this training ground, which affected a fairly large area. But data on the environmental damage caused then is difficult to find. It is possible to speak about the causes of this local ecological disaster only after examining the samples, "Rakov said.

He also does not believe that the pollution could have been caused by toxic microalgae blooms, as some residents have suggested. This phenomenon is not typical for the cold waters of Kamchatka at this time of the year.

Scientists believe that it is possible to talk about the causes of pollution only after the samples have been studied. WWF Russia notes that there was a contamination with a highly toxic substance. They note that such damage is unlikely to be the result of a storm or pollution of the water area with oil products.

“This is most likely a highly toxic contamination with a substance with a high solubility, since benthic organisms were also affected. This is evidenced by the consequences that surfers have felt, ”said Alexei Knizhnikov, director of the WWF Russia environmental responsibility program.

The organization also notes that bottom species of animals and plants are carried ashore in large quantities. This suggests that the pollution has passed through the entire water column.

“We can assume that this is a highly toxic transparent substance, highly soluble in water,” said Yuri Kislyak, spokesman for the Kamchatka branch of WWF Russia.

He noted that the conclusion was made based on the results of repeated surveys of the coast.

“Two days ago, our employee went to Malaya Lagernaya and Srednyaya Lagernaya bays, these are small backwaters inside Avacha bay densely populated with seaweed and hedgehogs. Arriving at the site, he took photographs and videos of a large number of sea urchins washed ashore. He has a PhD in Biology and has been involved with the sea throughout his career. He concluded that this was clearly not a natural release, not the result of a storm, because in his entire long career he had not seen such a thing. Based on these photos and videos, we draw the appropriate conclusions, ”said the press secretary of the Kamchatka branch of WWF.

According to him, a highly toxic substance is indicated by the fact that there are emissions of bottom marine organisms on the coast.

“On the shore, sea urchins and algae were found, which live in the depths of the sea, they are not so easily thrown ashore. They had to die first to be washed ashore. Hedgehogs, despite their appearance, are quite mobile and when a storm approaches, they go to a depth. They are emitted during a storm, but they are rare, ”noted Yuri Kislyak.

According to him, today specialists went to the same bays and made sure that emissions are present. Scientists believe that this has nothing to do with natural processes - the substance passed through the water column and reached the bottom.

In turn, the press service of WWF-Russia in a press release notes that specialists of the RiskSat company, ordered by the organization, analyzed space images from the Sentinel-2 satellite for June-September of this year and compared them with images in the same period of previous years. The images show several film impurities. So, on September 23, a discharge of contaminated waters from a ship that left Avacha Bay was recorded. The length of the narrow oil slick is 11 km, the distance from the coast is XNUMX km.

“Pollution from ships (apparently, this is illegal discharge of bilge water), which we see in the pictures, is not capable of causing such catastrophic consequences as it happened at the end of September. But the discharge of contaminated water from a ship just four kilometers from the coast, obviously, indicates that the system for monitoring the ship's and environmental situation in the coastal zone of Avacha Bay is ineffective, ”said Alexei Knizhnikov, head of WWF Russia’s environmental responsibility program.

   

INDEPENDENT INVESTIGATION

The largest environmental organizations have joined the situation with the pollution of the water area in Kamchatka - in addition to the World Wildlife Fund (WWF) of Russia, also Greenpeace. The latter called the situation an ecological catastrophe and appealed to Rosprirodnadzor, Rospotrebnadzor, the Ministry of Defense and the Prosecutor General's Office with a demand to investigate the causes of pollution, assess the scale and urgently eliminate the consequences.

On Monday, several groups of Greenpeace specialists on a boat surveyed the bays of Avacha Bay, they recorded the main pollution in Vilyuchinskaya Bay. This is a yellow-brown foamy spot that moves towards the Kamchatka Volcanoes reserve.

As Greenpeace was earlier and louder than others about the problem, some began to suspect the organization of bias and a decision to escalate the situation in order to discourage demand for Kamchatka seafood, including from foreigners. However, the fishermen said that the incident did not affect the fishing and demand - there are a lot of fish and buyers.

The governor also hinted at the excessive activity of Greenpeace. Then, Acting Minister of Ecology and Natural Resources of the Kamchatka Territory, Aleksey Kumarkov, said that the plume in the Nalycheva River in the satellite image, which the environmental organization brought, is visible due to sedimentary and other rocks that the mountain river carries with it, there is no poison in it. They say that almost every river has such plumes. However, on Tuesday experts from KamchatNIRO announced the oddities of the water in the river. They found dense deposits and color changes in the water.

Greenpeace itself does not give up. The organization's website has already published several pictures of the coast in the area of ​​Khalaktyrsky beach and neighboring bays, taken from space. Activists assure that on September 1-3 the territory looked normal, and on September 8 it was clear that muddy stains had formed near the place where the Nalycheva River flows into the bay. It was then that the first signs of poisoning appeared in surfers. After that, the divorces were even more cloudy.

Local surfers are conducting an independent investigation. They collected water samples and sent them for research, and survey the water area by helicopter.

 

EFFECTS

The situation in Kamchatka received a wide response. The public, experts are discussing how this situation will affect different spheres of life in the region. According to Natalia Maksimenko, head of the regional agency for tourism and external relations, it is premature to draw any conclusions about how this situation will affect the development of tourism in Kamchatka as a whole, since first it is necessary to understand the reasons for what happened. After the incident, the regional authorities propose to strengthen the monitoring system and organize it at the federal level.

“The situation testifies to the fact that at the level of the Kamchatka Territory, at the level of Russia, there is no developed system for monitoring adverse environmental consequences. I want to thank all those who are not indifferent, but at the same time I will appeal to the federal authorities with a proposal to create a unified system of constant monitoring of possible adverse events in the environment, ”said Vladimir Solodov.

Scientist Vladimir Rakov believes that it will take years to restore the marine ecosystem damaged by pollution.

“The ecosystem will recover slowly. Different marine organisms take different times. For example, plankton needs several days - the deceased will carry away, and the current will bring a new one. Sea urchins and stars live for four to eight years, some species of molluscs up to 30 years. According to preliminary estimates, if there is no new pollution, the ecosystem can recover in ten years, ”the scientist explained.

Speaking about the possible damage to fish stocks, the expert noted that, most likely, they did not suffer significant damage.

“Salmon, navaga, sardines, as a rule, feeling pollution, can swim away, leave the dangerous area. Marine animals are much more sensitive than land animals. Mostly those who could not swim away quickly died - mollusks, hedgehogs, ”said Vladimir Rakov.

Obviously, the results of inspections initiated by supervisory and investigative bodies will follow. They are carried out by the prosecutor's office and the investigation department, the results are monitored in the central offices. The situation is also being monitored in federal ministries and departments. So far, the North-Eastern Territorial Administration of Rosrybolovstvo has initiated an administrative case under the article "Violation of the special regime for carrying out economic and other activities on the coastal protection zone of a water body, water protection zone of a water body."

September 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Грязное дело Камчатки

Ученые заявляют о техногенной причине загрязнения океана, а чиновники не отказываются от версии природного происхождения загрязнения океана

«Экологическая катастрофа» — заявляют ученые. «Ядов нет» — уверяют чиновники. Кадры с мертвыми морскими животными и загрязненной рекой, впадающей в океан на Камчатке, облетели весь мир и вызвали большой резонанс. Общество раскололось – одни считают, что океан нужно срочно спасать, другие — что масштабы катастрофы слишком преувеличены. По мере развития событий становится ясно, что причина произошедшего — техногенная. Об этом заявляют ученые и специалисты ведомств, однако чиновники просят не торопить события и до сих пор не отказываются от версии природного происхождения загрязнения океана.

Грязное дело Камчатки
Фото: greenpeace.ru / Матвей Паамошин

ТОКСИЧНЫЙ ОКЕАН

Первыми забили тревогу камчатские серферы. Першение в горле, «песок» и жжение в глазах они почувствовали еще в сентябре, но не и не думали, что причина в океане, пока не увидели на Халактырском пляже мертвую рыбу и морских обитателей. В первых числах октября вода стала вязкой и горькой. Начались симптомы отравления, причем даже у тех, кто просто прогуливался вблизи океана. Забили в колокола. Посты с призывами о максимальной огласке ситуации в соцсетях сопровождались фотографиями и видео выброшенных на берег морских ежей, водорослей, мертвого осьминога и небольшой ларги.

Выступая в прямом эфире ситуационного центра в правительстве региона основатель серф-школы Snowave Surf School Антон Морозов сообщил о 200 пострадавших от загрязнения.

«У десяти людей тошнота, температура, только в нашем лагере. В соседних лагерях то же самое. Нас, пострадавших более 200 человек», — заявил Морозов.

Серферов осмотрели медики и обнаружили ожоги роговицы. Теперь спортсмены просят провести для них обследование. МЧС развернуло на Халактырском пляже мобильную станцию для взятия проб воздуха. Правда сейчас она не фиксирует превышения ПДК ни по одному из показателей.


БЫЛО ЛИ ЗАГРЯЗНЕНИЕ?

После широкого общественного резонанса в социальных сетях к проблеме активно подключились власти и надзорные органы. При этом местные жители и пользователи соцсетей обвиняли чиновников в бездействии и умалчивании проблемы. После этого на место выехали ответственные ведомства, вот только ничего страшного не нашли.

Первые результаты взятых проб Камчатгидромета выявили загрязнение в 2,5 раза по фенолам и в 3,6 раза – по нефтепродуктам. Пробы направили для анализа в Москву.

Местные власти пообещали наказать чиновников, если они скрывали проблему, и установить причины загрязнения, довести полные результаты расследования до общественности. При этом уже в понедельник прозвучали заявления об улучшении ситуации. Губернатор Камчатки Владимир Солодов сообщил, что вода нормального цвета, а пятен и загрязнений нет.

«Могу констатировать, что сегодня обстановка на Авачинской бухте благоприятная, люди отдыхают на берегу моря, и в целом ситуация нормализуется, благодаря уникальной способности океана к самовосстановлению», — сообщил губернатор.

Не обнаружил превышений нормативов в 80 пробах, взятых из акватории и с берега Халактырского пляжа, и местный Росприроднадзор. Еще 19 проб направили в Москву и Владивосток, причем одни и те же пробы разделили по лабораториям Росприроднадзора и научных институтов. Результаты в ближайшие дни.

Не увидели сотрудники Камчатгидромета никаких мертвых животных, никакой выброшенной рыбы на морском побережье. Визуальное обследование береговой полосы не показало ничего необычного и нестандартного. Не увидели гибели гидробионтов и спасатели.

«Факты о разных там выбросах животных, каких-то загрязнениях не подтверждаются. Силами спасателей и техники таких фактов выявлено не было. Никаких пятен на воде, никакого постороннего запаха», — заявил начальник ГУ МЧС России по Камчатскому краю Игорь Михно.

Нет следов на берегу, другое дело — акватория. Сотрудники Кроноцкого заповедника при погружении в воду на мысе Налычева обнаружили сильнейшее загрязнение. Из-за практически нулевой видимости дайвер не смог добраться до дна.

«Вся вода представляла собой "суп" из перемолотых остатков донных жителей, она была очень темная. Пробы и образцы были отобраны, но добраться до дна дайвер не смог», — рассказала начальник научного отдела Кроноцкого заповедника Дарья Паничева.

В Авачинской бухте специалисты обнаружили погибших морских ежей и звезд, моллюсков, трубчатых червей. Практически весь донный бентос был мертв.

 

ПРИЧИНЫ

Споры до сих пор идут не только о том, был ли сам факт загрязнения, и о его масштабах, но и о причинах произошедшего. Пока в лабораториях Москвы, Владивостока и Петропавловска-Камчатского продолжается анализ проб, местное правительство озвучило три версии произошедшего: техногенное загрязнение, следствие шторма и даже сейсмическая активность на полуострове.

Сейчас версия про сейсмоактивность и влияние вулканов больше воспринимается как попытка замолчать основную причину. Сотрудники Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН исключили сейсмическую или вулканическую активность на Камчатке как причину химического загрязнения акватории полуострова. На странице в Instagram учреждение опубликовало слова директора института Алексея Озерова, который отмечает, что причиной произошедшего не могут быть последствия сейсмической или вулканической деятельности. Это не природное явление, а, скорее, техногенное.

Заведующий лабораторией сейсмической томографии Института нефтегазовой геологии и геофизики имени Трофимука Иван Кулаков также отметил, что вулканы Авачинский и Корякский, скорее всего, не были причиной попадания ядовитых веществ в воду у побережья Камчатки.

«Вулканы содержат фенолы и нефтепродукты лишь в микроскопических количествах. К тому же, даже если предположить такое уникальное явление, то оно неизбежно сопровождалось бы другими признаками активизации вулкана, прежде всего повышенной фумарольной и сейсмической активностью», — отмечает Кулаков.

Два действующих вулкана — Авачинский и Корякский, которые можно было бы связать с этой экологической катастрофой, в последний раз были активны в начале года, а сейчас находятся в спокойном состоянии.

Версию о сейсмической или вулканической природе бедствия на Халактырском пляже не поддерживает и директор Камчатского филиала Федерального исследовательского центра «Единая Геофизическая служба РАН», кандидат физико-математических наук Данила Чебров.

«За последнее время на Камчатке, в Авачинском заливе в частности, не отмечалось выдающихся показателей сейсмичности, только слабые сейсмособытия. Они происходили на глубине в несколько десятков км. Основная сейсмичность на Камчатке сосредоточена в океанической плите, которая наклонно погружается под полуостров. Таким образом, влияние сейсмичности на выбросы вредных веществ можно полностью исключить», — объяснил ученый.

Эксперт также не согласен с версиями о том, что причиной могло стать извержение подводного вулкана, выброс газогидратов. По его словам, известных подводных вулканов в Авачинском заливе нет, а новые не образовывались.

«Ближайшие подводные вулканы с юга — это район острова Атласова (Северные Курилы). Из-за течения подводные вулканы Северных Курил могли бы воздействовать только на животный мир островов, как максимум — на южную часть западного побережья Камчатки в районе мыса Лопатка. Газогидраты не выбрасывались. Накопление газогидратов — это области вечной мерзлоты и Северный Ледовитый океан. На Камчатке таких явлений раньше не отмечали», — полагает Чебров.

В социальных сетях активно обсуждалась версия о причастности к загрязнению военных. В субботу Минобороны опровергло эту информацию, заявив, что «перевозок крупных партий нефтепродуктов кораблями и судами ВМФ России, в том числе зафрахтованными в интересах Минобороны России для снабжения Тихоокеанского флота в данном районе не осуществлялось». Также военные заявили, что не используют нефтепродукты и вещества, содержащие в своем составе фенол и его соединения.

«На полигоне "Радыгино" начиная с июня по настоящее время никаких учений с использованием тяжелой боевой техники не было. В этот же период в акватории Авачинского залива, примыкающей к Халактырскому пляжу, каких-либо мероприятий боевой подготовки с привлечением кораблей и судов Тихоокеанского флота не проводилось», — говорилось в сообщении.

При этом в начале августа на лентах информагентств было опубликовано сообщение о том, что военнослужащие подразделения радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты на Камчатке получили специализированные машины для постановки аэрозольных завес ТДА-3. Сообщалось, что эти машины способны осуществлять дезинфекцию участков местности, зданий и сооружений, дезактивацию и дегазацию наружных поверхностей техники путем распыления растворов для специальной обработки.

Также уточнялось, что на полигоне «Радыгино» спланировано проведение тактико-специального занятия военнослужащих подразделения РХБ-защиты с привлечением новой техники. Этот полигон уже проверили специалисты разных ведомств. Страшной картины не увидели, но нарушения отметили.

«Так хранить химические отходы нельзя», — отметил основатель и глава экологической политической партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов.

По словам главного научного сотрудника лаборатории морской экотоксикологии Тихоокеанского океанологического института имени Ильичева ДВО РАН Владимира Ракова, версия о том, что ядовитые вещества могли попасть в море с расположенного в том районе военного полигона, где сохранились остатки ракетного топлива, содержащие, в частности, гептил, имеет место быть.

«22 года назад на этом полигоне произошла авария, затронувшая довольно большую территорию. Но данные о нанесенном тогда экологическом ущербе найти сложно. Говорить о причинах этой локальной экологической катастрофы можно только после исследования проб», — заявил Раков.

Он также не считает, что загрязнение могло быть вызвано цветением токсичных микроводорослей, как предполагали некоторые жители. Для холодных вод Камчатки в этом время года это явление нехарактерно.

Ученые считают, что говорить о причинах загрязнения можно только после того, как будут изучены пробы. В WWF Россия отмечают, что произошло загрязнение высокотоксичным веществом. Там отмечают, что такой ущерб вряд ли может быть результатом шторма или загрязнения акватории нефтепродуктами.

«Это с большой вероятностью высокотоксическое загрязнение веществом с высокой растворимостью, так как оказались пораженными и донные организмы. Об этом свидетельствуют и последствия, которые ощутили на себе серфингисты», — сообщил директор программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников.

Также в организации отмечают, что на берег в больших количествах выносит донные виды животных и растений. Это говорит о том, что загрязнение прошло через всю толщу воды.

«Мы можем предположить, что это высокотоксичная прозрачная субстанция, сильно растворимая в воде», — заявил пресс-секретарь Камчатского филиала WWF России Юрий Кисляк.

Он отметил, что вывод сделан по итогам неоднократного обследования побережья.

«Два дня назад наш сотрудник ездил в бухту Малая Лагерная и Средняя Лагерная, это небольшие заводи внутри Авачинской бухты густонаселенные морскими водорослями и ежами. Приехав на место, он сделал фотографии и видео большого количества выброшенных на берег морских ежей. Он кандидат биологических наук и всю свою карьеру связан с морем. Он сделал вывод, что это явно не естественный выброс, не результат шторма, потому что за всю долгую карьеру он такого не видел. На основании этих фото и видео мы делаем соответствующие выводы», — сообщил пресс-секретарь Камчатского филиала WWF.

По его словам, о высокотоксичном веществе, говорит то, что на берегу отмечаются выбросы донных морских организмов.

«На берегу обнаружены и морские ежи и водоросли, которые обитают на морских глубинах, они так просто не выбрасываются на берег. Они должны были сначала погибнуть, чтобы их выбросило на берег. Ежи, несмотря на внешний вид, довольно подвижны и при приближении шторма они уходят на глубину. Выбросы их при шторме происходят, но они единичны», — отметил Юрий Кисляк.

По его словам сегодня специалисты выезжали в эти же бухты и убедились, что выбросы присутствуют. Ученые считают, что это не имеет отношения к природным процессам — вещество прошло толщу воды и дошло до дна.

В свою очередь пресс-служба WWF России в пресс-релизе отмечает, что специалисты компании РискСат по заказу организации проанализировали космоснимки со спутника Sentinel-2 за июнь-сентябрь этого года и сравнили их со снимками в аналогичный период прошлых лет. Изображения демонстрируют несколько пленочных загрязнений. Так, 23 сентября зафиксирован сброс загрязненных вод с судна, вышедшего из Авачинской губы. Длина узкого нефтяного слика —11 км, расстояние от берега — четыре км.

«Загрязнения с судов (по-видимому, это незаконный сброс льяльных вод), которые мы видим на снимках, не способны вызвать таких катастрофических последствий, что произошли в конце сентября. Но сброс загрязненной воды с судна всего в четырех км от берега, очевидно, свидетельствует о том, что система контроля судовой и экологической обстановки в прибрежной зоне Авачинского залива неэффективна», - подчеркнул руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников.

   

НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

К ситуации с загрязнением акватории на Камчатке подключились крупнейшие экологические организации — помимо Всемирного фонда дикой природы (WWF) России еще и Greenpeace. Последний назвал ситуацию экологической катастрофой и обратился в Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Минобороны и Генпрокуратуру с требованием расследовать причины загрязнения, оценить масштаб и срочно устранить последствия.

В понедельник несколько групп специалистов Greenpeace на катере обследовали бухты Авачинского залива, основное загрязнение они зафиксировали в бухте Вилючинская. Это желто-коричневое пенистое пятно, которое движется в сторону заповедника «Вулканы Камчатки».

Поскольку Greenpeace раньше и громче остальных заявлял о проблеме, некоторые начали подозревать организацию в предвзятости и решении понагнетать обстановку, чтобы отбить спрос на камчатские морепродукты, в том числе со стороны иностранцев. Однако рыбаки завили, что на промысел и спрос произошедшее не повлияло — рыбы и покупателей много.

На излишнюю активность Greenpeace намекнул и губернатор. Затем врио министра экологии и природных ресурсов Камчатского края Алексей Кумарьков заявил, что шлейф в реке Налычева на космоснимке, который приводила экологическая организация, виден из-за осадочных и прочих пород, которые несет с собой горная река, яда в ней нет. Дескать, такие шлейфы есть практически у каждой реки. Однако во вторник о странностях воды в реке заявили специалисты КамчатНИРО. Они обнаружили плотные отложения и изменения цвета воды.

Не сдается и сам Greenpeace. На сайте организации опубликовали уже несколько снимков побережья в районе Халактырского пляжа и соседних бухт, сделанных из космоса. Активисты уверяют, что 1-3 сентября территория выглядела обычно, а 8 сентября было видно, что возле места, где река Налычева впадает в бухту, образовались мутные разводы. Именно тогда у серферов появились первые признаки отравления. После этого разводы были еще более мутные.

Независимое расследование проводят местные серферы. Они собирали пробы воды и отправляли их на исследование, обследуют акваторию на вертолете.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ

Ситуация на Камчатке получила широкий резонанс. Общественность, эксперты обсуждают, как повлияет эта ситуация на разные сферы жизни региона. По словам руководителя краевого агентства по туризму и внешним связям Наталии Максименко, преждевременно делать какие-то выводы о том, насколько данная ситуация отразится на развитии туризма на Камчатке в целом, так как сначала необходимо разобраться в причинах произошедшего. Власти региона после случившегося предлагают усилить систему мониторинга, организовать ее на федеральном уровне.

«Ситуация свидетельствует о том, что на уровне Камчатского края, на уровне России нет отработанной системы мониторинга неблагоприятных экологических последствий. Я хочу поблагодарить всех неравнодушных, но при этом я буду обращаться в федеральные органы власти с предложением создать единую систему постоянного мониторинга возможных неблагоприятных явлениях в окружающей среде», — заявил Владимир Солодов.

Ученый Владимир Раков считает, что ввосстановление пострадавшей от загрязнения морской экосистемы займет годы.

«Экосистема будет восстанавливаться медленно. Различным морским организмам нужно разное время. Например, планктону нужно несколько дней — погибший унесет, а течением принесет новый. Морские ежи и звезды живут четыре-восемь лет, некоторые виды моллюсков — до 30 лет. По предварительной оценке, если нового загрязнения не будет, экосистема может восстановиться за десять лет», — объяснил ученый.

Говоря о возможном ущербе, нанесенном рыбным запасам, эксперт отметил, что, скорее всего, значительный урон им не причинен.

«Лососевые, навага, сардины, как правило, чувствуя загрязнение, могут уплыть, покинуть опасный район. Морские животные намного чувствительнее, чем наземные. Погибли, в основном те, кто не смог быстро уплыть — моллюски, ежи», — отметил Владимир Раков.

Очевидно, что последуют результаты проверок, инициированных надзорными и следственными органами. Их проводят прокуратура и следственное управление, результаты поставлены на контроль в центральных аппаратах. За ситуацией следят и в федеральных министерствах и ведомствах. Пока Северо-восточное территориальное управление Росрыболовства возбудило административное дело по статье «Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта».

29 октября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика