Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Both on the ground and in the sky

The basis of the Khabarovsk Territory's exports is high-tech products, timber and fish

Khabarovsk Territory is the industrial center of the Far East. Here are strategically important enterprises associated with the production of both military and civil purposes: Komsomolsk-on-Amur Aviation Plant, Amur Shipbuilding Plant, Amurmetall Plant. The region’s exports are based on high-tech products, forest and fish processing products.



Both on the ground and in the sky
Photo: REC
Khabarovsk Krai is the region with the most developed industrial production among the subjects of the Far Eastern Federal District (FEFD). It would seem that this should automatically make high-tech products the main export item. However, statistics show that the bulk of the Khabarovsk Territory's exports are still associated with its natural resources: timber and fish processing products, fuel and precious metals.

The quality of exports from the region from year to year nevertheless grows: if in 2013, raw materials accounted for 45%, then in 2016 there was only 35%.

According to customs statistics, over the past four years, the Khabarovsk Territory has been quarterly exporting products worth $ 250-400 million. The exception was the last quarter of last year, when the volume of exports rose to a record 670 million. volumes of all-Russian exports.

At the end of 2013, the export of the Khabarovsk Territory amounted to $ 1,51 billion - 0,3% of the total volume of $ 525,98 billion for the whole of Russia. At the end of 2014 - 1,44 billion, the same 0,3% of 497,36 billion dollars. In 2015, when Russian exports expectedly “sagged”, the region was able to improve its performance to 0,33% - 1,15, 343,54 billion out of 285,49 billion dollars. According to the results of last year, exports from Russia amounted to 1,55 billion dollars. The share of the Khabarovsk Territory in the total volume is 0,54 billion, or XNUMX%.
Simultaneously with the growth in the value of exports, its structure improved. In 2013, 44,5% of exports from the Khabarovsk Territory accounted for raw materials, 19% - for non-primary energy exports, 36,5% - for non-primary exports not related to energy. The shares of the first and second gradually decreased. As a result, by the end of 2016, the region came with 60% of non-resource non-energy exports ($ 930 million), 5,2% of non-resource energy exports (80 million) and 34,8% of raw materials exports (540 million).

Since Soviet times, large enterprises have been operating in the Khabarovsk Territory that produce mechanical engineering products: military and civil aircraft and ships, metallurgical products, equipment, including electronic and optical. As of the end of 2016, the share of the industrial complex of the region in the total volume of shipped products is more than 29%, the largest share is occupied by machine-building and metallurgical complexes (85% and 12%, respectively).

That is why the main supplier of export industrial products is the military-industrial complex of the Khabarovsk Territory (60% of the industrial products shipped in the region falls on it). Export contracts are fulfilled by the Komsomolsk-on-Amur Aviation Plant and a branch of Sukhoi Civil Aircraft (both are part of the Sukhoi concern). Products of PJSC Dalenergomash and OJSC Amurmetall are supplied to foreign markets. Also exporters are the Amur cartridge plant Vympel, Amur and Khabarovsk shipyards.

In the field of timber processing, several enterprises at once supply for export both round timber and sawn timber, veneer and pellets. Almost all products manufactured by Asia Les LLC are export-oriented. Long-term foreign trade contracts for supply to the markets of Europe, Japan, Korea and China have been concluded. In 2016, the company put into operation a unique equipment - a log sorting line with an innovative X-ray scanner for detecting internal defects in wood, which can significantly increase the efficiency of lumber production.

RFP Group is a leading timber industry holding, created in 2004 as a result of the merger of logging enterprises in the Far East region, provides a total processing of more than 1 million cubic meters. m of wood: this includes peeled veneer, and softwood lumber, and in the near future - also fuel sheets.

Other companies in the industry export spruce and larch, molded products, parquet blanks and furniture boards.

The export of high-processed products, which is considered a visiting card of the Far East taiga and highly valued in foreign markets, is fir oil.

The fish industry of the Khabarovsk Territory also supplies the Asia-Pacific markets with the most diverse products, from pollock and salmon caviar and feed meal to raw fish and crab.

There are several large enterprises engaged in export deliveries in the region, the most significant of which are the fishing artel (collective farm) named after 50 years of October, the fishing artel "Inya", the fishing collective farm "Voskhod" and the Troitsk fish processing complex.

The largest fish processing plant in the region is a complex in a. Chnyrrah Nikolaevsky district of the Khabarovsk Territory. The plant produces up to 500 tons of finished products per day.

Dalkhimpharm Chemical and Pharmaceutical Plant is the only manufacturer of finished pharmaceutical products in the Far East, one of the largest and oldest enterprises. Dalkhimpharm produces over 200 types of drugs and has a long-term practice of export deliveries to the CIS countries, Mongolia, Japan and the USA. In particular, the unique extract of Eleutherococcus produced by the Dalkhimpharm plant enjoys success in foreign markets.

Another exporter of medicinal products is LLC Reader. The company specializes in the production of essential oils, florentine water, is engaged in the collection and procurement of medicinal and herbal raw materials from plants growing in the Far East region.

In the construction complex of the Khabarovsk Territory, the production of non-combustible heat-insulating materials is focused on export - they are produced by several large enterprises.

Also in demand abroad are construction piles made at the factories of the region: wide-blade for thawed soils and narrow-blade for permafrost. In addition, the enterprises of the region export water-dispersive paints and varnishes with special anti-corrosion, fire-retardant, water-repellent, antifungal protective properties.
The light industry of the Khabarovsk Territory can also be proud of export products. Pauline is a large Russian manufacturer of wedding and evening dresses, children's clothing, founded in 2000. Pauline brand dresses are presented in salons of more than 50 cities in Russia, as well as in Ukraine, Belarus and Germany.

Finally, food industry enterprises of the Khabarovsk Territory carry out supplies abroad. This is, firstly, the Khabarovsk distillery - the largest producer of alcoholic beverages in the Far East, founded over a century ago. The plant produces 20 brands of vodka, presented in all demanded price segments, a line of tinctures and a unique balsam in its properties. Secondly, ZAO Soya, the leader in soybean processing in the Far East, supplies refined deodorized soybean oil for export. It is suitable for the preparation of fried foods and the production of baked goods, as it does not burn and has no smell.

Enterprises engaged in the harvesting and processing of wild plants and beekeeping products also carry out cross-border supplies. Berries mashed with sugar, antlers and deer antlers, as well as Far Eastern wild plants - chaga extract, eleutherococcus, syrups are in demand among foreigners.

Thus, the largest export items from the Khabarovsk Territory in 2016, according to the Far Eastern Customs Administration: timber and wood products - 503,8 million dollars (32,6%), aircraft - 294,4 million (19%) , fish, crustaceans, molluscs - 226,8 million (14,7%), fuel - 203,6 million (13%), precious metals and products from them - 139,1 million (9%). Other types of goods account for 11,7% of exports in value terms. The export index of timber increased by 11,7% compared to 2015, fish and seafood - by 7,7%, fuel - fell by 25%. Growth of volumes under the item “precious metals and stones” - 13 times.

For comparison, in the total volume of exports in 2016 from the subjects of the Far Eastern Federal District, about half (9,14 billion of the gross $ 18,62 billion) accounted for fuel. The second place is taken by precious metals and stones (4,07 billion dollars), the third is fish and seafood (2,34 billion dollars).

China remains the largest foreign trade partner of the Khabarovsk Territory. Supplies to the PRC accounted for $ 900 million in 2016, and the export volumes increased by 69% compared to 2015.The second most important market - the South Korean market - remained relatively stable: goods were supplied there for $ 276 million, which 7% more than in the previous year. Supplies to the UK accounted for five times more than in 2015 - $ 99,5 million.Exports to Japan, on the contrary, lost - decreased by 21%, to $ 90 million.Exports from the Khabarovsk Territory to Switzerland amounted to $ 53 million ...

To support enterprises focused on exporting their products abroad, a specialized Export Support and Development Center has been created in the Khabarovsk Territory. The purpose of the organization is to create conditions for small and medium-sized companies to enter the foreign market.

The center informs and advises businessmen - talks about the strategy of entering the export market and "pitfalls", helps to form an investment and export proposal, translates presentation materials into foreign languages. The organization also collects meetings with potential foreign partners, including at fairs and exhibitions abroad, conducts training events - seminars, lectures and conferences.



Comment
Yuri Chaika, First Deputy Chairman of the Government of the Khabarovsk Territory for Investments and Priority Projects:
- “The initial idea of ​​creating export-oriented enterprises in the Far East through new instruments of support took place in the Khabarovsk Territory. In the fall of 2013, in Komsomolsk-on-Amur, the Minister for Development of the Far East, Alexander Galushka, presented this mechanism in detail for the first time - export territories of advanced development. And those projects that have already started working are mainly export-oriented. Before the emergence of the TOP, they “stood” for various objective reasons. The TOP regime gave investors an additional step and helped launch projects, significantly improving their economy.

A striking example is the RFP Group timber processing project in Amursk, which consists of two enterprises. The first veneer producer has the main buyer abroad. The second is sawmill, which is also export-oriented. The third stage, which is already being worked out by the investor, is the organization of production and supply of fuel pellets to foreign markets. All this is due to the benefits of the Komsomolsk ASEZ regime.

In Khabarovsk, at the site in Rakitnoye, a plant for the production of heat-insulating materials of the TechnoNICOL group was launched. It was also put into operation under the TOP regime. These products, firstly, ousted Chinese counterparts from our market, and secondly, now they themselves went abroad, primarily to China. The next step on this path is the construction of normal cross-border trade corridors in the region. So far, our regional producers are forced to use those that work in neighboring Primorye.

And this is not the only example of import substitution with the next export step. The Prada Promfilter company purchased imported equipment, became a resident of TOR, started producing automobile filters. Now the manufacturer is already raising the question of whether it is ready to export products.

Another tool for supporting investors, subsidizing the construction of infrastructure, in the case of the Khabarovsk Territory, is completely connected with export industries. Three out of four projects that received support in the region are focused on the export of products. "Urgalugol" and "Kolmar" - coal and liquefied hydrocarbons, "Asia-forest" - woodworking products, and even to Europe.

All large new projects in the Khabarovsk Territory aim to bring products to foreign markets. This is understandable: the market of the region and even the entire Far East is too small to recoup the investment. It is very important that all these projects form other new businesses that work as subcontractors and transport corridors through which the products of not only the Far East itself, but also the European part of Russia enter the Asia-Pacific region. And third, when goods cross the border, various kinds of excise taxes and customs duties begin to enter the federal budget.

All this in the aggregate allows us to make an unequivocal conclusion: state support measures within the framework of the "new economic policy" in the Far East have earned and positively affected exports. "


Comment
Roman Glushak, Head of the Representative Office of the Russian Export Center in the Far Eastern Federal District:
- The regional office of REC in the Far East was opened in Vladivostok in March 2015 in the format of a representative office of EXIAR JSC. The territorial coverage of the representative office is the Far Eastern Federal District.

The opening of the office was a significant step, as a result of which the regions geographically distant from Moscow were “brought closer” to federal measures to support exporters. We got the opportunity to accompany export projects in real time, promptly advise businessmen, interact with partners on site within one working day.

From the very beginning of activity, we built channels of communication with exporters through regional authorities, local export support infrastructure, banks. This took place in the framework of forums, conferences, roundtables, as well as during trips to the enterprises of our clients.
Currently, Vladivostok has a full-fledged front office of the REC Group, which makes it possible to provide exporters not only with insurance services, but also with credit, non-financial support and assistance in obtaining export licenses. Formed “single window” for Far Eastern exporters.

Most importantly, for business, we have become a center of competence, which can be addressed on any issue of export activities.

Export deliveries of enterprises of the Far East are mainly focused on the Asia-Pacific countries: China, the Republic of Korea, Japan. At the same time, the Far Eastern Federal District occupies a stable sixth place in terms of Russian exports, and its share is growing: from 5,36% in 2013 to 6,52% in 2016.The share of non-primary goods in the export of the Far Eastern Federal District increased from 21,24% in 2013 up to 28,15% in 2016. This is facilitated, among other things, by the REC Group's work aimed at qualitatively changing the structure of exports.

Among the REC's clients in the region, I would like to single out the Amurzerno company from Khabarovsk, which exports wheat and barley to Japan, and the Novy Mir fishing collective farm from Vladivostok, which delivers fish products to the APR countries.

Export supplies with our support were increased by the company Interval, which sells the hematogen produced in Tomsk. Thanks to insurance of short-term receivables, the supplier was able to increase the volume of exports to a new buyer from Kazakhstan.

Another our client, KOR GROUP LLC from Vladivostok, exporting food products to Vietnam, received from REC a certificate of free sale.

Exporters show great interest in various analytical materials provided by REC. Trade statistics, analytical references and reports help not only novice exporters, but also experienced players. For example, the LOSTOROS company, a distributor of an ice cream factory in Vladivostok, highly appreciated the effectiveness of such products.

An additional incentive for the development of exports is provided by the opportunities of privileged economic zones - TOP and FPV. We are in contact with residents who have announced their export plans, and we draw their attention to the fact that preparations for cross-border supplies need to be dealt with now, without waiting for the launch of enterprises. This process has a certain time cycle, and we are ready to help avoid mistakes, share marketing and other necessary information, provide support in finding potential partners, subsidizing costs in certain areas and, if necessary, launch projects for export insurance and credit.

Published in the journal "Russian exporter"
March 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

И на земле, и в небе

Основу экспорта Хабаровского края составляет высокотехнологичная продукция, древесина и рыба

Хабаровский край ­— промышленный центр Дальнего Востока. Здесь расположены стратегически важные предприятия, связанные с выпуском продукции как военного, так и гражданского назначения: Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, Амурский судостроительный завод, завод «Амурметалл». Основу экспорта региона составляет высокотехнологичная продукция, продукция лесо- и рыбопереработки.



И на земле, и в небе
Хабаровский край — регион с наиболее развитым среди субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) промышленным производством. Казалось бы, это должно автоматически делать главной статьей экспорта высокотехнологичную продукцию. Впрочем, данные статистики показывают, что основная часть экспорта Хабаровского края по-прежнему связана с его природными богатствами: это продукция лесо- и рыбопереработки, топливо и драгметаллы.

Качество экспорта из региона из года в год тем не менее растет: если в 2013 г. на сырье приходилось 45 %, то в 2016-м — всего 35 %.

По данным таможенной статистики, за последние четыре года Хабаровский край ежеквартально экспортирует продукции на 250–400 млн долл. Исключением стал последний квартал прошлого года, когда объем экспорта вырос до рекордных 670 млн. Но и этот скачок не позволил региону перевалить за рубеж 1 % от объемов общероссийского экспорта.

По итогам 2013 г. экспорт Хабаровского края составлял 1,51 млрд долл. — 0,3 % от общего объема в 525,98 млрд  долл. для всей России. По итогам 2014-го — 1,44 млрд, те же 0,3 % от 497,36 млрд долл. В 2015 г., когда российский экспорт ожидаемо «просел», край смог улучшить свои показатели до 0,33 % — 1,15 млрд из 343,54 млрд долл. По результатам прошлого года экспорт из России составил 285,49 млрд долл. Доля Хабаровского края в общем объеме — 1,55 млрд, или 0,54 %.
Одновременно с ростом стоимостных объемов экспорта улучшалась его структура. В 2013 г. 44,5 % экспорта из Хабаровского края приходилось на сырьевые товары, 19% — на  несырьевой энергетический экспорт, 36,5 % — на несырьевой экспорт, не связанный с энергетикой. Доли первого и второго постепенно уменьшались. В результате к концу 2016 г. регион пришел с 60 % несырьевого неэнергетического экспорта (930 млн долл.), 5,2 % несырьевого энергетического экспорта (80 млн) и 34,8 % сырьевого экспорта (540 млн).

В Хабаровском крае еще с советских времен работают крупные предприятия, производящие продукцию машиностроения: военные и гражданские самолеты и суда, металлургическую продукцию, оборудование, в том числе электронное и оптическое. По данным на конец 2016 г., доля промышленного комплекса края в общем объеме отгруженной продукции — более 29 %, наибольший удельный вес занимают машиностроительный и металлургический комплексы (85 % и 12 % соответственно).

Именно поэтому основной поставщик экспортной промышленной продукции — оборонно-промышленный комплекс Хабаровского края (60 % отгружаемой по региону продукции промышленности приходится именно на него). Экспортные контракты исполняют Комсомольский-на-Амуре авиационный завод и филиал «Гражданских самолетов Сухого» (оба входят в концерн «Сухой»). На внешние рынки поступает продукция ПАО «Дальэнергомаш», ОАО «Амурметалл». Экспортерами также являются Амурский патронный завод «Вымпел», Амурский и Хабаровский судостроительные заводы.

В сфере лесопереработки сразу несколько предприятий поставляют на экспорт как круглый лес, так и пиломатериалы, шпон и пеллеты. Почти вся продукция, производимая ООО «Азия Лес», ориентирована на экспорт. Заключены долгосрочные внешнеторговые контракты на поставку на рынки Европы, Японии, Кореи и Китая. В 2016 г. компанией было введено в эксплуатацию уникальное оборудование — линия сортировки бревен с инновационным рентгеновским сканером для определения внутренних дефектов древесины, который позволяет значительно увеличить эффективность производства пиломатериалов.

RFP Group — ведущий лесопромышленный холдинг, созданный в 2004 г. в результате объединения лесозаготовительных предприятий Дальневосточного региона, обеспечивает суммарную переработку более 1 млн куб. м древесины: это и лущеный шпон, и хвойные пиломатериалы, а в ближайшей перспективе — еще и топливные пелены.

Другие предприятия отрасли экспортируют ель и лиственницу,  погонажные изделия, паркетную заготовку и мебельные щиты.

Экспортной продукцией высокой степени переработки, которая считается визитной карточкой дальневосточной тайги и высоко ценится на зарубежных рынках, является пихтовое масло.

Рыбная промышленность Хабаровского края также поставляет на рынки стран АТР самую разнообразную продукцию — от икры минтая и лососевых и кормовой муки до сырой рыбы и краба.

В регионе действует несколько крупных предприятий, осуществляющих экспортные поставки, наиболее значимые из них — рыболовецкая артель (колхоз) имени 50 лет Октября, рыболовецкая артель «Иня», рыболовецкий колхоз «Восход» и Троицкий рыбоперерабатывающий комплекс.

Крупнейшим рыбоперерабатывающим предприятием края является комплекс в с. Чныррах Николаевского района Хабаровского края. Завод выпускает до 500 т готовой продукции в сутки.

Химико-фармацевтический завод «Дальхимфарм» — единственный на Дальнем Востоке производитель готовых лекарственных средств, одно из самых крупных и старейших предприятий. «Дальхимфарм» выпускает более 200 наименований лекарственных препаратов и имеет многолетнюю практику экспортных поставок в страны СНГ, Монголию, Японию и США. В частности, успехом на внешних рынках пользуется уникальный экстракт элеутерококка производства завода «Дальхимфарм».

Еще один экспортер лекарственных препаратов — ООО «Ридер». Предприятие специализируется на производстве эфирных масел, флорентинной воды, занимается сбором и заготовкой лекарственно-растительного сырья из растений, произрастающих в Дальневосточном регионе.

В строительном комплексе Хабаровского края на экспорт ориентирован выпуск негорючих теплоизоляционных материалов — их производит несколько крупных предприятий.

Также спросом за рубежом пользуются строительные сваи, изготовленные на заводах края: широколопастные для талых грунтов и узколопастные для вечной мерзлоты. Помимо этого, предприятия края экспортируют водно-дисперсионные лакокрасочные материалы, обладающие специальными антикоррозийными, огнезащитными, гидрофобизирующими, противогрибковыми защитными свойствами.
Экспортной продукцией может также гордиться и отрасль легкой промышленности Хабаровского края. Компания Pauline — крупный российский производитель свадебных и вечерних платьев, детской одежды, основанный в 2000 г. Платья марки Pauline представлены в салонах более 50 городов России, а также в Украине, Белоруссии и Германии.

Наконец, осуществляют поставки за рубеж предприятия пищевой промышленности Хабаровского края. Это, во-первых, ликероводочный завод «Хабаровский» — крупнейший производитель алкогольной продукции Дальнего Востока, основанный более века назад. Завод производит 20 брендов водки, представленных во всех востребованных ценовых сегментах, линейку настоек и уникальный по своим свойствам бальзам. Во-вторых, ЗАО «Соя» — лидер по переработке сои на Дальнем Востоке — поставляет на экспорт рафинированное дезодорированное соевое масло. Оно пригодно для приготовления жареных блюд и производства выпечки, поскольку не пригорает и не имеет запаха.

Осуществляют трансграничные поставки также предприятия, занимающиеся заготовкой и переработкой дикоросов и продукции пчеловодства. Спросом у иностранцев пользуются ягоды, протертые с сахаром, панты и рога оленя, а также дальневосточные дикоросы — экстракт чаги, элеутерококк, сиропы.

Таким образом, крупнейшие статьи экспорта из Хабаровского края за 2016 г., по данным Дальневосточного таможенного управления: древесина и изделия из нее — 503,8 млн долл. (32,6 %), летательные аппараты — 294,4 млн (19 %), рыба, ракообразные, моллюски — 226,8 млн (14,7 %), топливо — 203,6 млн (13 %), драгметаллы и изделия из них — 139,1 млн (9 %). На остальные виды товаров приходится 11,7 % экспорта в стоимостном выражении. Показатель экспорта древесины вырос на 11,7 % по сравнению с 2015 г., рыбы и морепродуктов — на 7,7 %, топлива — упал на 25 %. Рост объемов по статье «драгметаллы и камни» — в 13 раз.

Для сравнения, в общем объеме экспорта за 2016 г. из субъектов Дальневосточного федерального округа около половины (9,14 млрд из валовых 18,62 млрд долл.) пришлось на топливо. На второй позиции — драгоценные металлы и камни (4,07 млрд долл.), на третьей — рыба и морепродукты (2,34 млрд долл.).

Крупнейшим внешнеторговым партнером Хабаровского края по экспорту остается Китай. На поставки в КНР пришлось 900 млн долл. за 2016 г., причем объемы вывоза выросли на 69 % по сравнению с 2015 г. Второй по значимости рынок — рынок Южной Кореи — остался относительно стабильным: туда поставлены товары на 276 млн долл., что на 7 % больше уровня предыдущего года. На поставки в Великобританию пришлось в пять раз больше, чем в 2015-м — 99,5 млн долл. Экспорт в Японию, наоборот, потерял — снизился на 21 %, до 90 млн долл. Экспорт из Хабаровского края в Швейцарию составил 53 млн долл.

Для поддержки предприятий, ориентированных на вывоз своей продукции за рубеж, в Хабаровском крае создан специализированный Центр поддержки и развития экспорта. Цель деятельности организации — создавать условия для выхода малых и средних компаний на внешний рынок.

Центр проводит информирование и консультирование бизнесменов — рассказывает о стратегии выхода на экспортный рынок и «подводных камнях», помогает формировать инвестиционное и экспортное предложение, переводит презентационные материалы на иностранные языки. Организация также собирает встречи с потенциальными иностранными партнерами, в том числе на ярмарках-выставках за рубежом, проводит обучающие мероприятия — семинары, лекции и конференции.



Комментарий
Юрий Чайка, Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам инвестиций и приоритетных проектов:
– «Первоначальная задумка о создании через новые инструменты поддержки дальневосточных предприятий, ориентированных именно на экспорт, в Хабаровском крае состоялась. Осенью 2013 года в Комсомольске-на-Амуре министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка впервые представил в деталях этот механизм — экспортные территории опережающего развития. И те проекты, которые уже заработали, в основном как раз ориентированы на экспорт. До появления ТОР они «стояли», исходя из различных объективных причин. Режим ТОР подставил инвесторам дополнительную ступеньку и помог запустить проекты, существенно улучшив их экономику.

Яркий пример — лесоперерабатывающий проект RFP Group в Амурске, состоящий из двух предприятий. У первого, производящего шпон, основной покупатель — это заграница. Второй — лесопильное производство, также ориентированное на экспорт. Третий этап, который уже прорабатывается инвестором, — организация производства и поставок на внешние рынки топливных гранул-пеллет. Все это — благодаря льготам режима ТОР «Комсомольск».

В Хабаровске на площадке в Ракитном запущен завод по производству теплоизоляционных материалов группы «ТехноНИКОЛЬ». Он также введен в эксплуатацию в рамках режима ТОР. Эта продукция, во-первых, вытеснила с нашего рынка китайские аналоги, а во-вторых, сейчас и сама пошла за границу, в первую очередь в Китай. Следующий шаг на этом пути — строительство в регионе нормальных трансграничных торговых коридоров. Пока наши краевые производители вынуждены пользоваться теми, что работают в соседнем Приморье.

И это не единственный пример импортозамещения со следующим шагом на экспорт. Компания «Прада промфильтр» закупила импортное оборудование, стала резидентом ТОР, начала производить автомобильные фильтры. Сейчас производитель уже поднимает вопрос о том, что готов экспортировать продукцию.

Другой инструмент поддержки инвесторов, субсидирование строительства инфраструктуры, в случае Хабаровского края вообще полностью связан с экспортными производствами. Три проекта из четырех, которые получили поддержку в регионе, ориентированы на вывоз продукции. «Ургалуголь» и «Колмар» — угля и сжиженных углеводородов, «Азия-­лес» — продукции деревообработки, причем даже в Европу.

Все большие новые проекты в Хабаровском крае ставят своей целью вывод продукции на зарубежные рынки. Это и понятно: рынок региона и даже всего Дальнего Востока слишком мал, чтобы окупить вложения. Очень важно, что все эти проекты формируют и другие новые бизнесы, работающие в качестве субподрядчиков, и транспортные коридоры, через которые на рынки АТР выходит продукция не только самого Дальнего Востока, но и европейской части России. И третье, в федеральный бюджет при пересечении товарами границы начинают поступать различного рода акцизы и таможенные пошлины.

Все это в сумме позволяет сделать однозначный вывод: меры господдержки в рамках «новой экономической политики» на Дальнем Востоке заработали и позитивно сказались на экспорте».


Комментарий
Роман Глушак, Руководитель представительства Российского экспортного центра в ДФО:
– Региональный офис РЭЦ на Дальнем Востоке был открыт во Владивостоке в марте 2015 г. в формате представительства АО «ЭКСАР». Территориальный охват деятельности представительства — Дальневосточный федеральный округ.

Открытие офиса стало значительным шагом, в результате которого географически удаленные от Москвы регионы оказались «приближены» к федеральным мерам поддержки экспортеров. Мы получили возможность в режиме реального времени сопровождать экспортные проекты, оперативно консультировать бизнесменов, взаимодействовать с партнерами на месте в пределах одного рабочего дня.

С самого начала деятельности мы выстраивали каналы коммуникации с экспортерами через органы региональной власти, местную инфраструктуру поддержки экспорта, банки. Это происходило в рамках форумов, конференций, круглых столов, а также в ходе поездок на предприятия наших клиентов.
В настоящее время во Владивостоке действует полноценный фронт-офис Группы РЭЦ, что позволяет оказывать экспортерам не только страховые услуги, но и кредитно-гарантийную, нефинансовую поддержку и помощь в оформлении экспортных лицензий. Сформировано «единое окно» для дальневосточных экспортеров.

Самое главное, что для бизнеса мы стали центром компетенций, в который можно обратиться по любому вопросу экспортной деятельности.

Экспортные поставки предприятий Дальнего Востока главным образом ориентированы на страны АТР: Китай, Республику Корея, Японию. При этом ДФО занимает устойчивое шестое место по объему экспорта России,  причем его доля растет: c 5,36 % в 2013 г. до 6,52 % в 2016 г. Доля несырьевых товаров в экспорте ДФО возросла с 21,24 % в 2013 г. до 28,15 % в 2016 г. Этому способствует в том числе работа Группы РЭЦ, направленная на качественное изменение структуры экспорта.

Среди клиентов РЭЦ в регионе я бы хотел выделить компанию «Амурзерно» из Хабаровска, экспортирующую пшеницу и ячмень в Японию, а также рыболовецкий колхоз «Новый мир» из Владивостока, который поставляет рыбопродукцию в страны АТР.

Экспортные поставки при нашей поддержке нарастила компания «Интервал», которая продает гематоген, произведенный в Томске. Благодаря страхованию краткосрочной дебиторской задолженности поставщик смог увеличить объем экспорта новому покупателю из Казахстана.

Еще один наш клиент, ООО «КОР ГРУПП» из Владивостока, экспортирующий пищевую продукцию во Вьетнам, получил от РЭЦ сертификат свободной продажи.

Большой интерес экспортеры проявляют к различным аналитическим материалам, которые предоставляет РЭЦ. Торговая статистика, аналитические справки и отчеты помогают не только начинающим экспортерам, но и опытным игрокам. Например, компания «ЛОСТОРОС», дистрибьютер владивостокской фабрики мороженого, высоко оценила эффективность подобных продуктов.

Дополнительный стимул для развития экспорта дают возможности льготных экономических зон — ТОР и СПВ. Мы контактируем с резидентами, заявившими о своих экспортных планах, и акцентируем их внимание на том, что подготовкой к трансграничным поставкам необходимо заниматься уже сейчас, не дожидаясь запуска предприятий. Этот процесс имеет определенный временной цикл, и мы готовы помочь избежать ошибок, делиться маркетинговой и другой необходимой информацией, оказывать поддержку в поиске потенциальных партнеров, субсидировании затрат по отдельным направлениям и при необходимости выводить проекты на экспортное страхование и кредитование.

Опубликовано в журнале "Российский экспортер"