Поделиться
И один в небе самолет
Поделиться

Внутрирегиональные полеты станут проще и доступнее. Новые правила снимают с малой авиации избыточную нагрузку и уменьшают требования к авиакомпаниям.

1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.

АК «Полярные авиалинии»

 
 Иван Лукин, председатель Ассоциации малой авиации Якутии

 

- Иван Владимирович, как новые авиационные правила повлияют на развитие малой авиации? 

- Настоящий нормативно-правой акт создан совместными усилиями департамента по государственной политике Минтранса РФ и авиационной общественности России. Новым приказом министра транспорта устранены избыточные требования к работе авиакомпаний малой авиации. Так, упрощены правила производственной деятельности эксплуатантов легких воздушных судов, то есть самолетов с максимальным взлетным весом до 5,7 т и вертолетов до 3,1 т (соответственно, до класса Ан-2 и Ми-2).

При этом расширена сфера авиационной деятельности для частных структур. С 1 сентября авиакомпании малой авиации смогут перевозить пассажиров, груз и почту, что несомненно будет способствовать повышению транспортной доступности. Это также улучшит снабжение продуктами питания и другими мелкопартионными грузами, ускорит доставку почтовых отправлений, заказов для интернет-магазинов в отдаленные населенные пункты с одновременным снижением стоимости авиабилетов и других авиационных услуг.

Очень важно, что в новых Федеральных авиационных правилах учтено предложение нашей Ассоциации по устранению требования по минимальному количеству флота для создания авиакомпаний. Теперь можно организовать полеты в режиме «авиатакси» (нерегулярные (чартерные) авиаперевозки), имея в аренде или в собственности всего один самолет пассажировместимостью до 55 мест, то есть класса Ан-24 и ниже.

Раньше необходимо было располагать тремя воздушными суднами.

Таким образом, финансово и организационно облегчен так называемый входной билет в авиационный бизнес. Например, чтобы приобрести и перегнать в Якутск один трехместный самолет импортного производства начинающему предпринимателю необходимо иметь на руках 25 млн руб. (при курсе доллара в 75 руб.), а по отмененным правилам потребовалось бы изыскать 75 млн руб. Кроме того, на три судна нужно набрать летно-технический состав - не менее 6-9 человек в зависимости от запланированного налета часов. Входной билет высокий, при этом частник сам несет финансовые риски, неизвестно же заранее, как у него пойдет бизнес. Снижение этих нагрузок будет благоприятствовать появлению новых авиаперевозчиков в области применения малой авиации.

Стоит сказать, для полетов по утвержденному расписанию необходимо по-прежнему наличие трех воздушных судов. Здесь требование оправдано, поскольку если ты работаешь по расписанию, то нужно его неукоснительно соблюдать, вне зависимости от того, какой на сегодня складывается пассажиропоток на твоих маршрутах.

 

- Какие еще положения нового приказа направлены на снижение административных барьеров?

- Дана возможность уменьшения количества командно-руководящего состава авиакомпании малой авиации с семи до двух человек. При этом допускается совмещение генеральным директором авиакомпании функций других руководителей предприятия, в том числе по организации летной работы, поддержанию летной годности ВС, авиабезопасности и наземному обслуживанию. Также возможно совмещение обязанностей руководителей по безопасности полетов и управлением качеством.

Из перечня требований исключено предоставление отчетности и контроль уполномоченным органом финансово-экономического состояния авиакомпаний, имеющих в своем парке самолеты Ан-2 и класса ниже.

 

- Вероятно, новые авиационные правила не единственное условие для развития малой авиации в регионах.

- Упрощение требований госрегулирования - это только часть поддержки государством развития малой авиации России. В дальнейшем необходимы меры по улучшению финансово-экономических условий производственной деятельности субъектов малой авиации в виде уменьшения налоговых нагрузок с целью дальнейшего повышения доступности авиационных услуг. Наша Ассоциация озвучивала в мае 2021 года соответствующие предложения в Совете Федерации: они были одобрены и включены в рекомендации Комитета по экономической политике. Их исполнение находится на контроле данного Комитета.

Кроме того, сегодня нам нужно добиться принятия на региональном уровне (еще в 2019 году в Якутии была утверждена Концепция развития малой авиации) госпрограммы по приобретению (обновлению) воздушных судов. В свое время республиканским правительством и Корпорацией малого и среднего предпринимательства России было создано АО «Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)» с уставным капиталом 2 млрд руб., из которых 0,5 млрд руб. внес регион. К сожалению, тогда в перечень ее лизинговых продуктов не вошли воздушные суда, как и вообще весь транспорт, - то есть самые необходимые для жизнедеятельности Якутии средства производства.

В целях обновления флота мы обращались в Государственную лизинговую транспортную компанию, но ГТЛК работает с крупными перевозчиками, необходимо, чтобы контракт был не менее $2 млн. Есть частные лизингодатели, однако процентная ставка у них гораздо выше. В то время как у Региональной лизинговой компании (РЛК) она составляла 6% на отечественное оборудование и 8% - на импортное, что достаточно привлекательно.

В настоящее время Корпорация МСП выходит из состава учредителей РЛК. Наша Ассоциация предлагает с учетом остающейся региональной доли в 0,5 млрд руб. создать на его базе республиканскую авиационную лизинговую компанию. Ее наличие дает возможность получения субсидии на возмещение лизинговых платежей из российского бюджета по постановлению правительства РФ №1212 от 30.12.2011.

При этом мы предлагаем на паритетных началах принять аналогичное постановление правительству Республики Саха. Такое двойное субсидирование, как показывают наши расчеты, даст возможность авиакомпаниям малой авиации выйти на доступный широким слоям населения уровень стоимости авиабилетов, например 10 руб./км. В качестве дополнительного механизма для ускорения приобретения или обновления основных фондов малой авиации предлагаем открыть кредитную линию по финансированию приобретения под залог приобретаемого судна (авиационная ипотека), обязательного и специального оборудования для технического обслуживания и ремонта ВС. Партнером здесь видится республиканский Алмазэргиэнбанк. Условия по кредиту - не более 3% на срок до 20 лет. Причем бюджет республики должен компенсировать банку процентную ставку, превышающую данный размер процентов. Такая авиационная ипотека подстегнет темпы обновления авиапарка.

 

- Насколько аэродромная инфраструктура учитывает запросы малой авиации?

- Безусловно, развитие авиации – комплексный вопрос. Чтобы отрасль функционировала, необходимо иметь собственно авиастроительное производство, востребованные финансовые инструменты для приобретения воздушных судов, наличие учебной базы для подготовки пилотов и техников, инфраструктуру, обслуживающую производственную деятельность гражданской авиации. Но при всем этом, если не будет расширения подготовленной сети аэродромов и посадочных площадок, о каком развитии авиаперевозок мы можем говорить.

Поэтому еще одна госпрограмма должна касаться восстановления посадочных площадок с необходимой инфраструктурой для малой авиации, в частности, оснащению их ночным стартом для круглосуточной эксплуатации с применением современных светодиодных технологий. Финансирование нужно планировать за счет федерального и регионального бюджетов.

При этом в ходе подготовки авиаплощадок рационально их обустройство искусственным покрытием из сборных бетонных плит. Следует уходить от грунтовых полос, которые размокают в межсезонье, в период, когда малая авиация наиболее востребована. Единовременные затраты, конечно, будут больше, но зато бетонированная площадка прослужит дольше и не потребует в дальнейшем таких эксплуатационных затрат по их ежегодному ремонту в виде подсыпки, выравнивания, кошения травы и т.д.

В настоящее время в Якутии действуют 90 посадочных площадок, но при Советском Союзе их было 456. Почти все населенные пункты республики имели возможность для приема Ан-2. Так что нам есть, к чему стремиться.

беседовал Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Девиации развития дальневосточной авиации

Для повышения доступности авиаперевозок в ДФО необходим пересмотр регламента местных аэропортов, большинство из которых сегодня не работает в темное время суток, дальнейшая поддержка перевозчиков в виде государственных субсидий, а также обновление воздушного флота. При этом последняя проблема приобретает особое звучание в связи с международными санкциями.

Читать полностью
Поделиться
Тяжелые крылья малой авиации

На фоне заявлений федеральных чиновников о необходимости развивать на Дальнем Востоке внутрирегиональную авиацию, в том числе для повышения транспортной доступности населения и популяризации внутреннего туризма, один из крупнейших операторов инфраструктуры ФКП «Аэропорты Севера» столкнулся с серьезными проблемами. Сокращение госфинансирования угрожает его бесперебойной работе и не позволяет снизить тарифы казенного предприятия – одни из самых высоких в стране.

Читать полностью
Поделиться
И один в небе самолет

1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.

Читать полностью
Поделиться
Как закупка новых самолетов изменит состояние авиаперевозок в Якутии?

Читать полностью
Поделиться
И один в небе самолет

1 сентября 2022 года вступят в силу новые Федеральные авиационные правила (в середине марта Минюстом РФ зарегистрирован соответствующий приказ министра транспорта России Виталия Савельева №10 от 12.01.2022). Это распоряжение регламентирует порядок коммерческих воздушных перевозок и в новой версии устраняет избыточные требования к созданию авиакомпаний малой авиации. Как это скажется на интересе частного бизнеса к выполнению авиаперевозок, рассказал EastRussia председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор авиастроения ДФО – зима 2023

Читать полностью
Поделиться
Последние соки региональной авиации

На фоне проблем с импортной авиатехникой, занятой в обслуживании местных и региональных сообщений, еще большая нагрузка легла на самолеты советского производства, такие как Ан-2, Ан-24, Ан-26. Этот парк стал быстрее отрабатывать ресурс, которого и так остается немного. Однако медленная реализация проектов будущих лайнеров и угроза дефицита флота заставляет эксплуатантов просить власти о максимально возможном продлении срока службы старой техники отечественного образца.

Читать полностью
Поделиться
Крылья инженеров: авиастроение в фокусе конгресса технических творцов

Повестка инженерного конгресса охватила широкий спектр вопросов от развития беспилотной авиации, ESG-технологий, обратного инжиниринга, кадрового обеспечения технологических стартапов, ИТ-рынка, до роли создаваемого в регионе межвузовского кампуса в формировании технологических инноваций в студенческой среде.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор авиастроения ДФО – лето 2023

Читать полностью
Поделиться
Региональной авиации нужны молодые крылья

Почти треть флота дальневосточных авиакомпаний – предназначенные для обслуживания воздушных линий малой и средней протяженности советские самолеты таких серий, как Ан-24, Ан-26, Як-40. Средний возраст этого парка превышает 40 лет, однако создание будущей техники для региональных авиасообщений во многом повторяет историю других проектов авиастроителей, сроки реализации которых неуклонно сдвигаются вправо.

Читать полностью
Поделиться
«Байкал» подлетает к сертификации

До конца этого года Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) намерен получить сертификат типа на легкий турбовинтовой самолет ЛМС-901 «Байкал». В серийное производство его обещают запустить в 2025-м, но в регионах воздушное судно ждут не ранее 2026-2027 годов. В отсутствие нового отечественного самолета малой авиации предлагается выжать оставшийся ресурс из старого доброго Ан-2.

Читать полностью
Поделиться
Как закупка новых самолетов изменит состояние авиаперевозок в Якутии?

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор дальневосточного авиастроения

Необходимость внесения изменений в документацию, поиск новых конструкторских решений вызванных вынужденным импортозамещением удорожает производственные процессы. Одновременно дальневосточные предприятия продолжают выполнять гособоронзаказ, и работают над модификациями воздушных судов для гражданских целей (медицинская, спасательная авиация, работа на шельфе). Это производство также сопровождается необходимостью поиска новых поставщиков. Реализация собственных программ импортозамещения на предприятиях требует дополнительного государственного финансирования.

Читать полностью
Поделиться
Чтобы небо не опустело

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор авиастроительной отрасли Дальнего Востока

Крупные проекты в авиационной отрасли могут столкнуться с переносом сроков в связи с влиянием санкций. Власти рассчитывают оказать самолетостроению дополнительную поддержку, для данных целей потребуется дополнительное финансирование.

Читать полностью
Больше материалов