Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

And became an AI

Artificial intelligence (AI) is already involved in various aspects of human life, but they continue the process of its creation. In the Far East, this is done at the FEFU.

The state has allocated 7,3 billion rubles for the study of artificial intelligence (AI). The money, among other things, will be used to create 24 AI research centers in Russia within four years on the basis of universities and scientific organizations. Where artificial intelligence is used now, what it is capable of, and what problems humanity can face with its active implementation, EastRussia asked Ilya Mirin, the director of the FEFU School of Digital Economy.


And became an AI
Photo: FEFU

FORECASTS AND GENERATION

- Ilya Gennadievich, the School constantly implements projects related to AI. What are the areas of interest?

- The large area of ​​"artificial intelligence" has its own subject areas, among them, for example, computer vision, which is very different from the generation of text. At the same time, there are a huge number of different branches within the directions. And here you do not need to artificially restrain yourself, because often the knowledge and results obtained are applied in completely different areas. The same convolutional (a special architecture of artificial neural networks aimed at effective pattern recognition - ed.) Networks that are now used in many places - in its pure form, computer vision. The technology allows you to well identify faces on video cameras - at different times of the day, with different lighting, with and without headdresses.

Therefore, we undertake almost everything that is interesting. Some things work out, some don't, but within the curriculum, this is normal.

Our undergraduates made a forecast for the development of the coronavirus pandemic in Primorye and the state of the post-covid economy in Russia. Both worked. They took information on the number of COVID-19 cases by country and date for the previous few days and offered the machine to process them. This is not an algorithm that we understand how it works, but training. There is data in and out, and by repeating simple selection operations many times, the result is obtained. The more numbers and the more accurate they are, the closer it is to reality. According to calculations, at the peak of the pandemic in Primorye, about 19 people should receive a COVID-260 diagnosis per day, in reality the figure was around 250. A small error, I think, is due to the peculiarities of statistics, where not all sick people get.

For the sake of fairness, I must say that the economic forecast, although it was generally correct, is still a little inaccurate. Among other things, we predicted a decrease in sales of new cars by 300 - 400 thousand per year in Russia, an increase in gasoline prices, the dollar rate to 75 rubles. Now we consider these projects completed, and we will definitely use the experience gained.

 - If this goes on, then the machines will be able to replace the experts?

 - Competent forecasts, as a rule, are made for a lot of money, but what we see and read in the public domain in the form of public speeches is of little value. There is also an interesting point, which I would also definitely note: experts very often change their minds, but with the machine, "all moves are recorded." With the passage of time, one can understand how the correct methodology was chosen for forecasting, "unscrew" it back and see how the neural networks would behave in other situations.

So, predictive computer models, despite the disadvantages, will occupy and already occupy their niches.

- Where else in the near future machines can they find application?

- One of the most popular areas is the generation of texts and leads - the first paragraphs of texts, where the essence of the text is collected. There are similar and well-implemented solutions. For example, Yandex collects from the mass of texts a kind of "Frankin news". It seems to me that this is not very interesting, because it is strongly tied to the primary sources, which may be a reprint of one press release.

It is much more interesting to take some data and generate news from them. So, we taught the car from a set of numbers - temperature, wind speed, pressure, the possibility of precipitation - to compose a coherent folding text about the weather. Now we turn to work on sports matches.

In the United States, there is already a commercial product for hockey - AI determines the situation on the field from video and, based on this, quickly creates a report. We have started to create a similar program, and it is quite difficult. But I think that such solutions will appear already this year, so we are waiting for the era of electronic commentators.

 - Can the AI ​​predict the outcome of the match?

 - In such games, the role of accidents is high, and the computer must take into account many unknown factors - the injury of one of the players, which he may not know about, but which will affect his game, and the like. I would venture to suggest that artificial intelligence will quickly learn to calculate the likely scenario in the course of the game, but it is unlikely in advance. But if the result of the match can be predicted, then the series is unlikely, since the complexity does not increase multiple or exponentially, it becomes qualitatively different. Therefore, the main threat to AI has already repeatedly manifested itself - smart algorithms are quite predictable, they are guided, first of all, by the existing experience. Of course, there are certain manipulations. Suppose, during learning, one can "put" some non-existent options that, as we suppose, can happen so that the machine has them in mind.

But she still cannot take into account all the options, and she can do stupid things at a speed inaccessible to people. That is why it is undesirable to connect machines to vital systems.

 - Otherwise, we are threatened with the implementation of the script for the film "Terminator"?

 - I think a negative scenario is more realistic, when decisions that are vital or fatal for a person are made in a machine way without the possibility of their cancellation. As a social rating system in China. This is 100% a source of problems in the near future.


A huge number of experiments with ratings were carried out - by banks, insurance companies. But the human brain is sophisticated, and there are always followers of Ostap Bender, who read the law, who invent legal ways to deceive, receive unreasonable, from the point of view of the organizers, bonuses, thereby discrediting the system. So a person cannot be excluded from these chains, the final decision must remain with him - this time. Second, the consequences of the decision should not come too quickly, it is necessary to leave time to have time to react. And third, a balance must be struck between convenience and dehumanization, when a person is treated like a set of documents.


THE GENIUS OF MARKETING

- When we enter a request on the Internet, then we see similar advertising offers for a long time. Isn't that what AI does too?

- Of course. Marketing and sales is a colossal niche that will continue to grow. But now it works pretty roughly. A person wants to buy a car, goes to YouTube, watches some videos, and then a huge multicomponent car begins to rebuild in such a way as to show materials on the requested topic, thereby pushing the purchase.

There is no narrative yet, and this is just a restructuring of the information space. It is necessary to change the content of the message. Netflix has been trying for a long time to make a constructor from plots - when different people are shown different endings of series. Not surely cost effective in filmmaking, but may work well in terms of sales. For example, endings can be changed in technical reviews. And if set up well, people won't even guess.

But so far this whole system does not work perfectly, because the distribution of the commission to all those involved in the sale is not ideal. If everyone got their pretty penny, even if they contributed a month ago, things would have worked better already. Perhaps this is the case for the next 2-3 years.

 - Where else can this approach be applied?

 - Of course, in politics. The candidate of the future is just a passport. If a person's consumer behavior is predictable - either 100 years ago or now, he needed the fastest, most convenient and cheapest car, then political sentiment is unstable.

Now we are working on a paraphrase - when the machine returns your thoughts to you in other words. For English, this was done a long time ago, but with Russian, due to the peculiarities of the language, it is difficult.

Paraphrase is part of the overall mechanism. Given the impressions, beliefs, desires of people, AI will be able to design and sell a policy that everyone likes. In principle, this is a good old prompter, but much more technological. Imagine: there are many people in front of a politician. With the help of high-definition video surveillance cameras, the machine understands what age and social group they belong to, who they are, after analyzing facial expressions, draws a conclusion about their emotions and mood, and, based on the spectrum of data received, suggests the direction of the conversation.

In this sense, politicians are the easiest - as a rule, they already have several basic options in their heads, they need to choose the right one in time. But in general, this applies to any marketing - one and the same smartphone is sold as a media device for fans of photography, a device with a large screen for fans of TV series, and so on.

The problem is that political marketing is quite corrupt, therefore, innovations are the most difficult there, but such solutions will appear there over time.

 

POET, ARTIST, MUSICIAN

- Recently, the School of Digital Economics spoke about the creation of a digital poet who creates in the spirit of Vladimir Mayakovsky. Does he really write real poetry?

- Poems are the result of a huge number of experiments made by our graduate students, most of which went into marriage. Somewhere tenses are not agreed, the sentence structure is incorrect, the rhyme is lame. Mayakovsky's poems for teaching AI were chosen for several reasons, one of them is that his vast creative heritage is in the public domain, and besides, I am almost sure that the poet would be happy with such a turn.

But no robot can replace a real poet, but, for example, one who composes simple congratulations for anniversaries and holidays is easy. The project has achieved a certain result, but I would strengthen some things. Here's a small example

the east threw in one flaming vase

Take the cute ones, but only right away

The sheets of waters under the belly were

in the blizzards of midday dust

So someone wants them to be

They were ripped into waves by a white tooth

Rejoice louder or

love and lust copper pipes

flute downpipes

the ground tramples squeaky and rough

The city's hell broke the windows

a mountain of gazes was thrown into the coffin

really not bored

There was a trumpet howling as if it was pouring

We won

(punctuation and spelling of the author preserved - ed.)

In general, in my opinion, digital art is the most promising peaceful direction for using AI, and Mayakovsky is not our first creative synthetic personality. Undergraduates commissioned by Sber to work on a digital musician performing light pieces in the lounge style. It consists of two unequal parts - one teaches how to compose a neural network music, and the second reproduces it, sounding it with different instruments. The musician was trained on the basis of already existing melodies composed by people.

We have had exhibitions of paintings created by AI on several occasions. A new one is scheduled for April.


There is an AI that develops architectural solutions. A man does, of course, but he has never had such a clever brush. A work of traditional art is a hell of a job, and there is a monstrous amount of sketches or sketches behind the final result, but with the help of AI they can be done in a reasonable time.

Plus, we tried to work at the intersection of types of creativity - we started experimenting with the Youth Theater in the field of creating an artificial actor. This is a kind of interactive character that would help the creative team work on stage. How it will look is the task of the director and director. Unfortunately, due to the pandemic, the experiment had to be suspended, but I hope we will return to it.

 - Does AI have prospects in the social sphere?

 - Yes. Now we have switched to recognizing the language of the deaf and dumb. This is not a monetary, not a hype, but a demanded and humanly correct task. The first prototype has already gone to colleagues in Moscow for examination.

We are observing a not widespread, but quite noticeable transition to a contactless interface - where you used to press a button and pull a handle, you can often give a command by voice. Covid and related events spurred the transition. For many deaf people this is not very convenient. If in our country there are still remnants of the Soviet system of teaching speech, then in many other states they are not engaged in this, and people with hearing problems were cut off from such interfaces in public spaces.

Another closely related issue is neurodegenerative diseases. Arthur Biktimirov, a surgeon, works at the FEFU medical center, who has set himself the goal of creating a certain technological concept that makes it possible to understand how such diseases develop. While doctors see people suffering from parkinsonism with a delay, patients cannot go to an appointment every day or lie under observation in a hospital for years. We taught AI to recognize gestures, and now we are trying to understand the dynamics of the development of the disease based on the movement of the limbs.

 

ALL IS ALLOWED THAT IS NOT PROHIBITED

- What ethical questions arise with the increasing use of AI?

- One of the most difficult is deep mining (search and analysis of information - ed.). There is personal data: last name, first name, patronymic, medical history, and in general this information is protected by law. But there are those who definitely do not fall under the personal, but, being public in one form or another, can tell a lot about a person.

You go to some kind of online store. These platforms themselves, as it is spelled out in the agreements, absolutely legally collect information about you. The browser on your computer or phone knows what interests you. On the basis of such data, especially if you combine those obtained from different sources, it is possible, for example, to establish pregnancy, the presence of some, including stigmatizing, diseases, to conclude that a person is going to get divorced, get married. Analyzing this, at the right moment it is easy to slip the appropriate advertising - clinics, travel ... But here the critical question arises, how legal it is.

This is a very slippery story, and there are several approaches to it. The first, conditionally American - everything is bought and sold, everything is allowed. The second, conditionally European - with a whole range of strict prohibitions.

Last year our undergraduate student worked on an e-lawyer. Having large statistics, machine learning can be used to build mathematical models that make it possible to predict court decisions, to understand what factors affect it. So, monitoring of ships is prohibited in France. In Russia, de facto, this is still allowed.

But we, as a public organization, are not engaged in deep mining of individuals. Although in our country, as in the United States, there are already companies whose business is built on this.

- Where, in your opinion, AI should definitely be used?

- It is used in different ways in the world. There are experiments when people who have problems with movement and live alone are provided with an electronic interlocutor. These are different, very well-made characters. On the one hand, it is better than nothing, on the other - ersatz. You need to be careful with such things, because they can intensify the dehumanization of society. Meanwhile, AI can help find real people to communicate with.

You can fire journalists and put in a car that will generate news. Or you can help a journalist who writes on specific, narrow-profile topics using AI to find his audience.

Artificial intelligence should unite people, help them communicate, interact. I advocate the use of it for humanitarian purposes, and I hope that over time, this approach will dominate.

 

April 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

И стал ИИ

Искуственный интеллект (ИИ) уже участвует в разных аспектах жизни людей, но они продолжают процесс его сотворения. На Дальнем Востоке этим занимаются в ДВФУ.

Государство выделило на изучение искусственного интеллекта (ИИ) 7,3 миллиарда рублей. Деньги, среди прочего, пойдут и на создание в России в течение четырех лет 24 исследовательских центров ИИ на базе вузов и научных организаций. Где искусственный интеллект используют сейчас, на что он способен, и с какими проблемами при активном его внедрении может столкнуться человечество, EastRussia спросила у директора Школы цифровой экономики ДВФУ Ильи Мирина.


И стал ИИ
Фото: ДВФУ

ПРОГНОЗЫ И ГЕНЕРАЦИЯ

- Илья Геннадьевич, в Школе постоянно реализуются проекты, связанные с ИИ. В каких сферах лежат интересы?

- У большого направления «искусственный интеллект» есть свои предметные области, среди них, например, компьютерное зрение, которое сильно отличается от генерации текста. Вместе с тем, внутри направлений имеется гигантское количество различных ответвлений. И здесь не нужно себя искусственно сдерживать, потому что часто полученные знания и результаты находят применение в совершенно иных областях. Те же сверточные (специальная архитектура искусственных нейронных сетей, нацеленная на эффективное распознавание образов – прим. ред.) сети, которые сейчас много где используются, - в чистом виде компьютерное зрение. Технология позволяет хорошо определять лица на видеокамерах – в разное время суток, с разным освещением, с головными уборами и без.

Поэтому мы беремся почти за все, что интересно. Что-то получается, что-то нет, но в рамках учебной программы это нормально.

Наши магистранты делали прогноз по развитию пандемии коронавируса в Приморье и состоянию пост-ковидной экономики в России. Оба сработали. Они брали информацию по числу случаев COVID-19 по странам и датам за предыдущие несколько дней и предлагали машине их обработать. Это не алгоритм, принцип работы которого мы понимаем, а именно обучение. Есть данные на вход и выход, и, много раз повторяя простые операции подборки, получается результат. Чем больше цифр и чем они точнее, тем он ближе к реальности. По расчетам, на пике пандемии в Приморье в сутки диагноз COVID-19 должны были получать около 260 людей, в реальности цифра была в районе 250. Небольшая ошибка, думаю, связана с особенностями статистики, куда попадают не все заболевшие.

Справедливости ради надо сказать, что экономический прогноз хоть и был в целом верен, но все-таки немного не точен. Среди прочего, мы прогнозировали снижение продаж новых автомобилей на 300 - 400 тысяч в год в России, рост цен на бензин, курс доллара до 75 рублей. Сейчас мы считаем эти проекты завершенными, и будем обязательно использовать полученный опыт.

 - Если так пойдет дальше, то машины смогут заменить экспертов?

 - Грамотные прогнозы, как правило, делаются за большие деньги, а то, что мы видим и читаем в открытом доступе в виде публичных выступлений, имеет небольшую ценность. Еще есть интересный момент, который я бы тоже обязательно отметил: эксперты очень часто меняют мнение, а с машиной «все ходы записаны». По прошествии времени можно понять, насколько правильную методику избрали для прогнозирования, «открутить» назад и посмотреть, как нейросети вели бы себя в других ситуациях.

Так что, прогностические компьютерные модели, несмотря на минусы, займут и уже занимают свои ниши.

- Где еще в недалеком будущем машины они могут найти применение?

- Одно из самых востребованных направлений – генерация текстов и лидов – первых абзацев текстов, где собрана суть текста. Похожие и хорошо реализованные решения есть. Например, Яндекс собирает из массы текстов некую «франкин-новость». Мне кажется, это не слишком интересно, потому что сильно привязано к первоисточникам, которые могут быть перепечаткой одного пресс-релиза.

Куда интереснее брать какие-то данные и генерировать из них новость. Так, мы учили машину из набора цифр – температуры, скорости ветра, давления, возможности осадков – составлять связный складный текст о погоде. Сейчас переходим к работе над спортивными матчами.

В США уже есть коммерческий продукт для хоккея – ИИ по видео определяет ситуацию на поле и, исходя из этого, быстро создает репортаж. Мы приступили к созданию подобной программы, и это достаточно сложно. Но, думаю, уже в этом году появятся такие решения, так что ждем наступления эры электронных комментаторов.

 - А предсказать исход матча ИИ сможет?

 - В таких играх высока роль случайностей, и компьютер должен учитывать много неизвестных факторов – травма кого-то из игроков, о которой он, возможно не знает, но которая скажется на его игре, и тому подобное. Рискну предположить, что искусственный интеллект довольно быстро научится просчитывать вероятный вариант развития событий в процессе игры, но заранее – маловероятно. Но если результат матча и получится предсказывать, то вот серии – вряд ли, так как сложность возрастает не кратно или экспоненциально, она становится качественно другой. Поэтому основная угроза ИИ уже неоднократно себя проявляла – умные алгоритмы достаточно предсказуемы, они ориентируются, в первую очередь, на имеющийся опыт. Конечно, есть определенные манипуляции. Допустим, при обучении можно «подложить» какие-то не существовавшие варианты, которые, как мы предполагаем, могут случиться, чтобы машина имела их ввиду.

Но всех вариантов она все равно учесть не может, а глупости может делать со скоростью, недоступной людям. Именно поэтому машины нежелательно подключать к жизненно важным системам.

 - Иначе нам грозит воплощение в жизнь сценария фильма «Терминатор»?

 - Думаю, более реалистичен негативный сценарий, когда жизненно важные или судьбоносные для человека решения принимаются машинным способом без возможности их отмены. Как система социального рейтинга в Китае. Это 100% источник проблем в недалеком будущем.


Экспериментов с рейтингами проводилось огромное количество – банками, страховыми компаниями. Но человеческий мозг изощрен, и всегда находятся последователи чтившего закон Остапа Бендера, которые изобретают легальные способы обмана, получения необоснованных, с точки зрения организаторов, бонусов, чем дискредитируют систему. Так что человека из этих цепочек исключать нельзя, финальное решение должно оставаться за ним – это раз. Второе – последствия решения не должны наступать слишком быстро, необходимо оставлять время на то, чтобы успеть среагировать. И третье – нужно соблюдать баланс между удобством и дегуманизацией, когда к человеку относятся как к набору документов.


ГЕНИЙ МАРКЕТИНГА

- Когда мы вводим запрос в интернете, то потом еще долго видим похожие рекламные предложения. Ведь то тоже делает ИИ?

- Конечно. Маркетинг и продажи – колоссальная ниша, которая и дальше будет развиваться. Но сейчас это работает довольно грубо. Человек хочет купить автомобиль, заходит на YouTube, смотрит какие-то видео, и дальше огромная многокомпонентная машина начинает перестраиваться таким образом, чтобы показывать материалы на запрошенную тему, подтолкнув тем самым к покупке.

Пока там нет нарратива, и это просто перестройка информационного пространства. Необходимо менять содержание сообщения. Netflix уже достаточно давно пытается делать конструктор из сюжетов – когда разным людям показывают разные финалы сериалов. Не факт, что экономически эффективно в кинопроизводстве, но может хорошо работать с точки зрения продаж. Например, в технообзорах можно подменять концовки. И если настроить хорошо, люди даже догадываться не будут.

Но пока вся эта система работает не идеально, потому что не идеально идет распределение комиссии всем тем, кто участвует в продаже. Если бы каждый получал свою копеечку, даже если внес вклад месяц назад, все уже действовало бы лучше. Возможно, это дело 2-3 ближайших лет.

 - Где еще применим такой подход?

 - Безусловно, в политике. Кандидат будущего - это просто паспорт. Если потребительское поведение человека предсказуемо – что 100 лет назад, что сейчас, ему нужен был максимально быстрый, удобный и дешевый автомобиль, то политические настроения нестабильны.

Сейчас мы работаем над парафразом – когда машина возвращает вам ваши же мысли другими словами. Для английского это сделано достаточно давно, но с русским из-за особенностей языка дело идет сложно.

Парафраз – часть общего механизма. Учитывая впечатления, убеждения, желания людей, ИИ сможет конструировать и продавать политика, который нравится всем. В принципе, это старый добрый суфлер, но гораздо более технологичный. Представьте: перед политиком стоит много людей. С помощью камер видеонаблюдения высокой четкости машина понимает, к какой возрастной и социальной группе они принадлежат, кто они конкретно, проанализировав выражения лиц, делает вывод об их эмоциях и настрое, и, исходя из спектра полученных данных, подсказывает направление разговора.

С политиками в этом смысле проще всего - как правило, у них в голове уже есть несколько основных вариантов, нужно вовремя выбрать подходящий. Но в целом, это касается любого маркетинга - один и тот же смартфон продают как медиаустройство для любителей фотографировать, устройство с большим экраном для любителей сериалов и так далее.

Проблема в том, что политический маркетинг достаточно коррумпирован, поэтому и инновации туда идут сложнее всего, но и там такие решения со временем появятся.

 

ПОЭТ, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ

- Недавно Школа цифровой экономики рассказала о создании цифрового поэта, который творит в духе Владимира Маяковского. Он действительно сочиняет настоящие стихи?

- Стихи - это результат сделанного нашими магистрантами огромного количества экспериментов, большая часть из которых уходила в брак. Где-то не согласованы времена, неправильная структура предложения, рифма хромает. Стихи Маяковского для обучения ИИ выбрали по нескольким причинам, одна из них в том, что его обширное творческое наследие находится в открытом доступе, а кроме того, я почти уверен, что поэт был бы рад такому повороту.

Но никакой робот не заменит настоящего поэта, а вот, например, того, кто сочиняет незамысловатые поздравления к юбилеям и праздникам – запросто. Проект достиг определенного результата, но я кое-какие вещи усилил бы. Вот небольшой пример

восток бросал в одну пылающую вазу

Берите милые, но только сразу

Простыни вод под брюхом были

в метелях полуденной пыли

Значит кто-то хочет чтобы они были

Их рвал на волны белый зуб

Громче радуйтесь или

любовь и похоть медью труб

на флейте водосточных труб

землю растаптывает скрипящ и груб

Адище города окна разбили

гору взоров в гроб бросили

неужели не наскучили

Был вой трубы как будто лили

Мы победили

(пунктация и орфография автора сохранены - прим. ред)

Вообще, на мой взгляд, цифровое искусство - самое перспективное мирное направление использования ИИ, и «Маяковский» не первая наша творческая синтетическая личность. Магистранты по заказу Сбера работали над цифровым музыкантом, исполняющим легкие произведения в стиле лаунж. Он состоит из двух неравнозначных частей - одна учит сочинять нейросеть музыку, а вторая воспроизводит ее, озвучивая разными инструментами. Обучался музыкант на основе уже существующих мелодий, сочиненных людьми.

У нас неоднократно были выставки картин, созданных ИИ. Новая запланирована на апрель.


Есть ИИ, который занимается разработкой архитектурных решений. Творит, конечно, человек, но такой умной кисточки у него еще не было. Произведение традиционного искусства – это адский труд, и за конченым результатом стоит чудовищное количество этюдов или набросков, но с помощью ИИ их можно провести за разумный срок.

Плюс к этому, мы пробовали работать на пересечении видов творчества – начали экспериментировать с Театром молодежи в области создания искусственного актера. Это некий интерактивный персонаж, который помогал бы творческому коллективу работать на сцене. Как он будет выглядеть – задача режиссера и постановщика. К сожалению, из-за пандемии эксперимент пришлось приостановить, но надеюсь, мы вернемся к нему.

 - В социальной сфере у ИИ есть перспективы?

 - Да. Сейчас мы переключились на распознавание языка глухонемых. Это не денежная, не хайповая, но востребованная и по-человечески правильная задача. Первый прототип уже отправился к коллегам в Москву на экспертизу.

Мы наблюдаем не повсеместный, но достаточно заметный переход на бесконтактный интерфейс – там, где раньше нажимали кнопку и дергали ручку, зачастую можно подать команду голосом. Ковид и связанные с ним события подстегнули переход. Для многих глухих это не очень удобно. Если в нашей стране еще сохранились остатки советской системы обучения речи, то во многих других государствах этим не занимаются, и люди с проблемами слуха оказались отрезанными от подобных интерфейсов в общественных пространствах.

С этим вопросом тесно связан другой- нейродегенеративных заболеваний. В медцентре ДВФУ работает хирург Артур Биктимиров, который поставил себе цель создать некую технологическую концепцию, позволяющую понимать, как происходит развитие таких болезней. Пока доктора видят людей, страдающих паркинсонизмом, с задержкой – больные не могут ежедневно ходить на прием или годами лежать под наблюдением в стационаре. Мы научили ИИ распознавать жесты, и теперь по движению конечностей пытаемся понять динамику развития болезни.

 

РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО

- Какие этические вопросы возникают вместе со все более активным использованием ИИ?

- Один из самых сложных – глубокий майнинг (поиск и анализ информации - прим. ред). Есть персональные данные: фамилия, имя, отчество, медицинская история, и в целом эта информация защищена законом. Но есть и такие, которые однозначно не попадают под персональные, но, являясь в той или иной форме публичными, могут очень многое рассказать о человеке.

Вы ходите в какой-то интернет-магазин. Сами эти платформы, так как это прописано в соглашениях, абсолютно законно собирают о вас информацию. Браузер на компьютере или телефоне знает, что вас интересует. На основе таких данных, особенно если соединить полученные из разных источников, можно, например, установить беременность, наличие каких-то, в том числе, стигматизирующих, заболеваний, сделать вывод, что человек собирается разводиться, жениться. Анализируя это, в нужный момент его легко подсовывать подходящую рекламу – клиник, путешествий... Но здесь встает критический вопрос, насколько это легально.

Это очень скользкая история, и к ней есть несколько подходов. Первый, условно американский - все продается и покупается, все разрешить. Второй, условно европейский - с целым комплексом жестких запретов.

В прошлом году наш магистрант работал над электронным юристом. Имея большую статистику, с помощью машинного обучения можно строить математические модели, которые дают возможность прогнозировать решения суда, понять, какие факторы на него влияют. Так вот, во Франции запрещен мониторинг судов. В России де-факто это пока разрешено.

Но мы, как публичная организация, не занимаемся глубоким майнингом физлиц. Хотя в нашей стране, как и в США, уже есть компании, чей бизнес построен на этом.

- Где, на Ваш взгляд, ИИ обязательно нужно искать применение?

- В мире его используют по-разному. Есть эксперименты, когда людям, которые имеют проблемы с передвижением и живут в одиночестве, предоставляют электронного собеседника. Это разные, очень неплохо сделанные персонажи. С одной стороны, лучше, чем ничего, с другой – эрзац. С такими вещами нужно быть осторожными, ведь они могут усилить дегуманизацию общества. Между тем, ИИ может помочь найти реальных людей для общения.

Можно уволить журналистов и поставить машину, которая будет генерировать новости. А можно помочь журналисту, который пишет на специфические, узкопрофильные темы с помощью ИИ найти свою аудиторию.

Искусственный интеллект должен объединять людей, помогать им общаться, взаимодействовать. Я ратую за использование его в гуманитарных целях, и надеюсь, со временем такой подход станет доминирующим.

 

4 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика