В поисках рецепта счастья россияне изучают примеры гармоничного уклада жизни других стран: датское «хюгге», шведский «лагом», норвежский «фрилуфтслив» и др. Каждая концепция раскрывает смысл жизни и секрет счастья по-своему, но все они подразумевают осознанное отношение к жизни и к миру вокруг нас.
Японская жизненная философия «икигай» может предложить некоторую помощь тем, кто хочет найти больше смысла и радости в жизни. Это слово звучит в речи японцев повседневно. Однако мировое внимание, выраженное в стремительно растущем количестве исследований за рубежом, концепция привлекает в последние шестьдесят лет, начиная с 1960-х гг. И по сей день специалисты из разных стран стремятся открыть читателю «икигай», предложить переложение концепции на свою действительность.
О благоприятном влиянии «икигай» на состояние здоровья и продолжительность жизни
Предположительно, происхождение идеи «икигай» восходит к периоду Хэйан (794-1185 гг.). Этимология слова «ikigai» представляется следующим образом: «Iki» происходит от глагола «ikiru», что означает «жить, быть живым». Относительно второй части – «gai» – мы можем увидеть перевод «gai» и как «причина», и как «ценность». Есть две версии происхождения «gai»: от «kai» в переводе «эффект, польза, результат, толк» или от «kai» в значении «раковина». В древней Японии раковины украшались художниками вручную и использовались в аристократической игре под названием «kai-awase», поэтому со временем стали синонимом ценности. То есть «ikigai» можно перевести как «ценность быть живым», «польза быть живым» или менее дословно – «стоит жить», «причина жить», «смысл жизни». Японский словарь толкует «ikigai» как «силу, необходимую для жизни в этом мире, счастье, чтобы быть живым, пользу, эффективность».
Интересно, что множество научных исследований отмечают связь между наличием «икигай» в жизни человека и уровнем его психического, физического здоровья и долголетия.
Знаковой в этом отношении является книга американского писателя, репортера National Geographic Дэна Бюттнера – «Голубые зоны. 9 правил долголетия от людей, которые живут дольше всех». «Голубыми зонами» названы территории на планете Земля, где фиксируется наибольший процент долгожителей среди населения. Команда Бюттнера изучила и описала образ жизни этих уникальных людей: чем питаются, какими жизненными принципами руководствуются, как относятся к работе, какое значение придают семье и сообществу. Одной из четырех исследуемых зон был выбран японский остров Окинава. На этом маленьком острове живет несколько сотен человек, чей возраст превышает сто лет, а их здоровье сохраняется на протяжении большей части долгой жизни. Один из главных секретов долголетия окинавцев, как предполагают исследователи, - это их «икигай». К примеру, 102-х летняя жительница Окинавы ощущает «икигай», когда держит на руках праправнучку, а для 102-х летнего мастера по карате «икигай» - это передача искусства борьбы.
В работах Ричиро Исиды, японского ученого, утверждается, что наличие «икигай» заметно снижает уровень стресса человека не только в повседневной жизни, но и в условиях чрезвычайных ситуаций. В частности, Исида описывает истории людей, которые после катастрофических землетрясений и цунами в Японии в марте 2011 года смогли найти для себя «икигай» и, благодаря этому, помогли лучше справиться со сложной ситуацией не только себе, но и окружающим людям. Даже в трудные времена и после негативных жизненных событий «икигай» может направить нас в новом позитивном направлении. Также Ричиро Исида приводит теоретическое обоснование положительного влияния «икигай» на уровень стресса. Отсутствие «икигай» ведет к «экзистенцинциальному вакууму»: человек не может дать себе ответ, зачем и для кого он живет. Помимо этого люди без «икигай» чаще ждут одобрения со стороны общества и испытывают стресс, когда не получают его. В то же время счастье и удовлетворенность жизнью людей с «икигай» не зависит от реакции общества, а продуцируется непосредственно самим человеком. При этом нельзя сказать, что человек эгоистичен и совсем не нуждается в других. Напротив, жизненные интересы такого человека – это не он сам, а мир вокруг него. Здесь проявляется еще одна характеристика «икигай» – стремление к чему-то, что нас волнует, с прочной связью в служении другим, будь то семья, друзья, животные, ученики, работодатели или др.
Один из ведущих исследователей «икигай», клинический психолог Акихиро Хасегава в процессе работы с людьми в состоянии деменции заметил, что пациенты с сильным чувством «икигай» хотели жить и могли замедлить ход прогрессирования состояния в негативную сторону.
Что является и что не является «икигай»?
Важно подчеркнуть, что чувство «икигай» подразумевает скорее не глобальный смысл жизни, а смысл каждого дня. В этом плане интересно отметить специфику японского языка, на которую указывает профессор А. Хасегава в интервью для платформы https://ikigaitribe.com/:
«В Японии есть дзинсей, что означает человеческая жизнь в целом, и сейкацу, что означает повседневная жизнь... Концепция икигай больше соответствует сейкацу, так что это слово относится к поиску смысла в повседневной жизни…»
Вслед за Миеко Камия - «матерью психологии икигай» - Акихиро Хасегава разделяет объекты и чувства «икигай». Оказывается, что не только объекты настоящего, но и прошлого, будущего могут быть нашими «икигай»: воспоминания или мечты, семья, друзья, работа, хобби, даже чашка кофе или утренняя прогулка. То есть мы можем найти «икигай» в самых разных сферах своей жизни – от небольших повседневных ритуалов до достижения значимых целей.
Теперь перейдем к тому, что не является «икигай» в миросозерцании представителей японской культуры.
Еще один ответ на вопрос о том, как найти собственный «икигай», дает токийский нейробиолог, телеведущий и автор бестселлера «Икигай. Смысл жизни по-японски» – Кен Моги предлагает читателю следовать пяти основам «икигай»:
1) Начинать с малого. Для К. Моги «начинать с малого» – это отличительная черта юности, поскольку в этом возрасте мы не можем сразу начинать большие дела, мир не обращает на них внимание. Но при этом у нас хватает любопытства и непредубежденности, чтобы делать маленькие шаги, а это отличительные качества для развития своего дела. В интервью для Ikigaitribe автор так комментирует первую основу:
«Я подозреваю, что некоторые люди с самого начала ставят перед собой слишком высокие цели. Все или ничего, и если они не могут действительно выиграть по-крупному, они не чувствуют, что это стоит того, чтобы пытаться, но я тот, кто действительно думает, что можно просто делать мелочи, даже если вы ничего не добьетесь. Социальная оценка или полезность того, что вы делаете, - это бонус, а не главная награда. Главное вознаграждение - это то, что вы определяете для себя…»
2) Освободить себя. Автор книги транслирует мысль, что наше освобождение и обретение счастья напрямую зависит от принятия себя такими, какие мы есть. Это одно из самых полезных дел, которые мы можем для себя сделать. Каждый из нас наделен уникальными особенностями и для того чтобы найти свои «икигай», мы должны услышать себя, выйти за рамки общественных стереотипов и установок. С обнаруженными недостатками исследователь предлагает примириться с помощью смеха.
3) Гармония и устойчивость. Эта основа подразумевает бережное отношение человека к природе. Также устойчивость проявляется в социальных взаимоотношениях: мы должны соотнести свои желания и потребности с окружающими нас людьми (принимать во внимание удобство других людей, думать о последствиях своих действий для общества), что «сокращает ненужные конфликты, другими словами икигай – это мир!». Также речь идет об устойчивости в связи с отношением к собственной судьбе: мы принимаем изменения, происходящие в нашей жизни, и можем сохранить чувство «икигай» даже в напряженные периоды.
4) Радоваться мелочам. Японский ученый считает большим упущением, что мы теряем моменты счастья, поскольку так сосредоточены на большой цели или озабочены. Даже обыденные дела можно превратить в небольшие приятные опыты, в любом деле важно обращать внимание на детали. Для дополнительной порции дофамина автор предлагает начинать день с того, что мы очень любим, например, с чашки кофе, шоколада или же с другого утреннего ритуала. Кен Моги предлагает сделать так, чтобы радость от мелочей работала на нас.
5) Быть здесь и сейчас. Для автора книги быть здесь и сейчас то же что находиться в состоянии потока. В ситуации выполнения работы эта основа «икигай» проявляется в том, что мы не ждем немедленного результата, материального поощрения или одобрения, и получаем удовольствие от самого процесса.
Таким образом, древняя жизненная философия «икигай» может помочь нам найти радость в каждом дне и справиться с тревогой в эти трудные времена. Мы можем почувствовать мотивацию к жизни из простых вещей, не вступая в гонку за скорейшую реализацию глобальных целей. А впоследствии, начиная с малого, спокойно и гармонично реализовать задуманное. И не имеет значение, каков наш социальный статус сейчас, если мы можем в настоящем моменте ощущать смысл и удовлетворение от того, что делаем.
Анастасия Логинова