Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Head of Rosrybolovstva Ilya Shestakov - about the stereotypes and paradoxes of Russian fishing - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Ilya Shestakov: I can not change the mechanism of investment quotas

Head Rosrybolovstva shared with EastRussia expectations from the forthcoming Congress of fisheries complex workers

I met with the head of Rosrybolovstva Ilya Shestakov on the eve of the IV Congress of fisheries workers. The Congress is declared as "fateful" and "crucial". In the fishing industry, they constantly change something and break it, but there is still no happiness. Fishermen can not "wash off" of labels in any way: for example, a very good domestic fish appears even in cheap online stores, but the question "why do not the Russians see the fish?" Publicists and bloggers will ask, it seems, endlessly. Often fishermen are scolded for what everyone else praises, for example, for high export volumes. And they are praised for what others abuse, for example, for a pronounced consolidation of assets in the hands of a few companies. We decided to build a conversation on these stereotypes and paradoxes, because it is around them that the discussion is doomed to rotate both at the congress and after it.

Ilya Shestakov: I can not change the mechanism of investment quotas
Photo: Tass / VEF Photobank
- On what really important problems will the congress concentrate, what solutions can be proposed?
- Firstly, we will talk about methods of regulating the industry, including the development of new, promising fishing facilities. Although now we can say that these are not such new objects, they are, rather, those resources that we started to harvest again, and the volumes of catch that need to be increased. For example, mackerel and sardine iwashi. It is necessary to change the regulation of catch of salmon. Looking at the situation in the Far East, we understand that it is necessary to take some innovations: the situation with fish approaches is changing, it goes north, therefore, it is necessary to reduce the fishing load on Sakhalin and on the Amur, to create more precise, point regulation.

Secondly, we are talking about reducing administrative barriers. Although we constantly and painstakingly work on this, there are still many unresolved issues. Representatives of the executive bodies will attend the congress. It is very important that they hear not only from the owners of companies, but also from the captains of the courts about what is happening in reality, where there are excesses. To reduce the administrative burden must be approached in a very balanced way: you can not lose control, but the load should not be unreasonable.

The third important unit is the working conditions of the fishermen. Some companies still do not comply with industry standards and in terms of official wages, and on working conditions directly at sea, and on issues of safety engineering.

It is clear that the issue of conservation of rescue vessels under the authority of Rosrybolovstvo will be discussed. Rescue vessels have their own specifics, unlike the vessels of Rosmorrechflot, they do not just stand in the port and provide assistance only at the time of the accident, they are constantly on the field.

And, finally, these are the issues of education: qualified personnel are not enough. A lot of specialists are being produced, but their number is decreasing due to a decrease in funding. The number of institutions is also decreasing, this leads to the loss of specialization. The issues of financing in general - science, education, fisheries protection - the most important topic of discussion.

- What prevents some companies from paying a decent salary, poverty or greed?
- Salaries in the industry are considerable, but some companies pay them informally. The gray part of the salary should be taken outside. There is also a problem with working conditions: there are standards, they are often violated, and the reason, of course, is the greed of shipowners who believe: "Since we pay wages and people agree to it, we are ready to work in such conditions, so everything is fine" . Yes, they are ready. But it's not right. At the congress it will be decided to establish the Association of Employers and in the future we plan to conclude a tripartite agreement (regulator, business, trade unions), this is a very good step forward.

- Fishermen often throw a reproach: where is the fish on the shelves? Valuable varieties are exported, but if gas producers are not reproached for exporting gas, fishermen are criticized. And what is the real reason for the emptyness of the counters? Maybe the population simply does not have effective demand?
- Analogy with the same oil is. We struggled for a long time to supply gasoline abroad, but for some reason we do not supply it. And gasoline in the country is still not the cheapest.

In Russia - limited consumer demand. Supply more products to the market than it consumes, meaningless. Fish at the delivery from the place of fishing to the counter becomes more expensive, and this also affects the consumption volumes. Fish is there, and in excess, limited demand makes it possible to supply surpluses for export. There is nothing wrong.

Bad is not that the fish is exported, but that raw materials are exported for export, which is processed in the same China, and then comes to us in the domestic market. There are questions of unfair competition from the Chinese manufacturers, the quality of their products. This situation needs to be corrected. What we do within the framework of investment quotas, that is, we create processing on ships and on the shore, will just provide an opportunity to export products with higher added value.

- How did the WTO commitment to zero export and import duties affect the situation?
- The export duty is not yet zero, but it is rapidly falling within the limits of obligations and will be reset. If we kept the export duty, we would have more opportunities on a legal basis to stimulate export products with a high degree of processing. Now, unfortunately, there is no such possibility. It was necessary to insist on keeping the export duty.



- As far as I remember, the main thing in the negotiations was the Ministry of Economic Development, and the Ministry of Agriculture agreed with everyone?
- Not certainly in that way. I participated in negotiations with the Ministry of Agriculture (in the rank of deputy minister - note EastRussia). The Ministry of Agriculture took a very active part in critical positions at that time, and this was quoting for a number of products (pork, poultry, beef - where Russia reached serious levels of self-sufficiency). For fish, unfortunately, the negotiations were conducted by Rosrybolovstvo, which at that time was not in the area of ​​responsibility of the Ministry of Agriculture. Now, something to change is already wrong, commitments are accepted. We are discussing the possibilities of change through other mechanisms. For example, the possibility of influencing the market through the catch rate is actively discussed. But it is very difficult to administer: you have to prove that he caught it himself, exported it abroad, and did not sell it through some trading company, and so on. The issue of administration, including the traceability of the movement of a product, is very complex.

- How do you interact with other departments? With the Ministry of Agriculture, Minskostokrazvitiya, Border Guard Service?
- We work with border guards, in my opinion, quite constructively. A working group has been created - this is the main tool for interaction in decision-making. You need to find a balanced approach: you can not lose control capabilities and mindlessly remove all regulatory functions. There is movement forward, we argue, prove, discuss. The main discussion issue, which still remains: how to improve control in coastal areas when catching anadromous fish species. It is very difficult to distinguish between areas of responsibility.

As for Minvostokrazvitiya, we discuss all their initiatives. Initiatives are different, there are many initiatives. We believe that the main thing is that all these initiatives should be aimed at deliberate development, and not in the spirit of "all solve everything." So it is impossible, unfortunately. On the water, except for fishermen, except for aquaculture enterprises, there are other users - for example, amateur fishermen. There are recreation areas, nature protection zones. It is necessary to act very carefully, in a balanced manner. Do a comprehensive analysis before making decisions. It seems to me that we from Minvostokrazvitiya work in this way: proposals that come from them, we discuss, and we find a compromise solution.

- Do you have enough power?
- Yes, absolutely enough. With the Agriculture Ministry in general, there are no difficulties, I am in the same person in charge of issues in the Ministry of Agriculture, and here (Shestakov retains the status of Deputy Minister of Agriculture - note EastRussia). To say that we need some additional powers, I would not. In addition, any administrative reform will lead to the next re-issue of regulatory documents, and this paralysis in the work for at least a few months.

- You mentioned aquaculture, and an important problem is connected with it: it does not develop in the Far East, they say, there are not enough legislative acts. What is the true cause of inhibition?


- I think that the legislative base as a whole suffices. Some point changes in the Forest Code, in the possibility of granting land plots - yes, probably, they are needed and they can be contributed, but this will only be an additional stimulus for development, which no one is holding back now. If you take a mariculture plot, you need to understand where you will place your base in the seaside area, on the shore. There are no other restrictions, in fact, no. Many talk about the impossibility of protecting, but all the powers are already there: they are spelled out in the Civil Code, the Supreme Court issued a decree on who has the right to aquaculture facilities in the fish-breeding areas.

What really is missing is knowledge. We distributed about 60 thousand hectares for the Far East, but the knowledge of the people who took them is still insufficient. There are not enough personnel, because in Russia they have never been engaged in this, and the cadres need to be educated, it is necessary to involve them. In addition, there is a shortage of planting material. These are two long-term tasks that both the business and the regulator have to solve.

- Is the scheme of gosling of planting materials according to the same model as with livestock breeding in livestock been considered?
- I do not think that this should be done by the state, it's business. State support - yes, but not a substitution by the state for business. There are already subsidies for the purchase of fish planting material - subsidizing interest rates on loans attracted. You can discuss some other forms of support, if they are needed. But it seems to me that for the development of mariculture, the deficit of state support is not the most important obstacle.

- As part of the investment quotas, 25% was allocated to create a coastal infrastructure, 75% - to modernize the fleet. The business is dissatisfied: the quota for the "shore" was not enough, and «there are too many of them. For example, the Transfiguration Base of the trawl fleet withdrew its application for participation in the investmentquot program. Will the proportions be changed, the mechanism is changed?
- Firstly, we were not initially set up to allocate investment quotas for fish processing enterprises. Not because we think it does not matter. This is important, but very difficult to administer. If the ship is understandable here, it has dimensions, there are capacities of the processing plant installed on it, there are, in the end, volumes of catch, painted according to technical characteristics. However, the properties of enterprises "on the shore" can not be formalized easily. It is possible to build two enterprises with the same processing capacity, but one will be super-modern and innovative, and the other, I apologize, barn with cheap Chinese equipment, claiming exactly the same amount of state support. To trace this, to say: "build only on this technology," to determine which equipment to use is hard, and in general, it is not the state's task to impose technical solutions on business.

Secondly, we still believe that the fleet needs to be modernized, as well as build a new one. The number of accidents is not reduced. Some ships upgraded, that is, increased efficiency, but the "box", that is, the ship itself, does not correspond to the high-tech "stuffing", does not pull.

Thirdly, the efficiency of processing fish in the sea will still be economically higher than the freezing of fish on the ship and its processing on the shore, especially in the Far East. That is why the state should stimulate the creation of modern ships with a full cycle on board.

From the point of view of stimulating fish processing, we laid another mechanism in the new law: an increasing coefficient of 1,2 for those who supply catches of fresh, chilled or live fish to the shore. This is a good enough incentive to carry fish to the Russian coast, and, once raw materials appear, volumes for capacity utilization, investors have an incentive to develop coastal processing.

The fact that in the Far East so much interest in the construction of onshore processing plants is not bad, but we do not deem it necessary to change the proportions (25 to 75).

The fleet needs six large-tonnage vessels, which are planned to be built in the Far East following the first stage of selection of applications, but even they are not enough. We hope that many companies will look at the first results, the first experience, and by the next year, in the second application campaign, we will choose an investment quota for large-tonnage vessels.

I know that some companies have a mistrust of domestic shipyards, and they are going to build new ships, but abroad.

- Actually, they do not like it - the need to build themselves.
- It was not a secret for anyone that construction on domestic shipyards is more expensive, and the process is still less predictable. Because at us or never such did not build, or have forgotten, how it becomes. But that is why additional incentives are given, and not bad: if you translate into a monetary equivalent the cost of a quota, you will get a very serious figure.

- It turns out, the companies showed up, as if demonstrating their fundamental interest in the mechanism, but then refused?
"We have only one refusenik, and we do not believe that this is critical." The rest did not qualify because, unfortunately, their documents did not meet the requirements laid down in the government's regulations on investment quotas.

- What decision will be made on crab quotas?
- It's hard for me to say, it will continue (the historical principle of quota allocation - note EastRussia) or not, because there is a discussion, and discusses completely different options. It is necessary to weigh everything very clearly, in each of the proposals there are minuses and pluses. It is necessary to understand collectively where the pluses are more and less negative. This is not only a task of Rosrybolovstvo, it also affects other sectors, other issues related to the country's economic development, social and legal aspects. We need to discuss all this in detail in order to take a balanced, balanced decision.

- Consolidation of assets in the Russian economy is typical for all industries, and it has not bypassed the fish industry. Economists look at it in different ways. What is your point of view?
- Indeed, a difficult question. First, much depends on the industry. In fisheries, consolidation on certain objects, on certain volumes, for example, on industrial catch, is probably good. Because the efficiency of both the catch and the economy of the company increases. With this it is difficult to argue. What is lost? Opportunity of competition. This is a serious challenge: there are big players in the market who can manage the market.

It seems to me that we need to balance ourselves: in certain areas a large business can work, while others should have small and medium-sized enterprises. This is important not only from the point of view of the economy, but also from the point of view of social policy: small businesses are often located in remote villages and, in fact, support life there.

When we laid the mechanism for stimulating coastal fishing - delivering live, chilled and live fish ashore, we thought not only about fish processing plants, but also about small enterprises. They have small quotas, small vessels and they critically important the possibility of additional attraction of raw materials. I would have divided it: the coastal zone should remain for small and medium-sized enterprises, "promka" (industrial fishing in remote areas of the ocean - note EastRussia) - for big business.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Илья Шестаков: менять механизм инвестиционных квот смысла не вижу

Глава Росрыболовства поделился с EastRussia ожиданиями от предстоящего Съезда работников рыбохозяйственного комплекса

Мы встретились с главой Росрыболовства Ильей Шестаковым накануне IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса. Съезд заявлен как «судьбоносный» и «переломный». В рыбной отрасли постоянно что-нибудь меняют и ломают, а счастья все равно нет. Рыбаки никак не могут «отмыться» от ярлыков: скажем, очень неплохая отечественная рыба появляется даже в дешевых сетевых магазинах, но вопрос «почему россияне не видят рыбы?» публицисты и блогеры будут задавать, кажется, бесконечно. Часто рыбаков ругают за то, за что хвалят всех остальных, например, за высокие экспортные объемы. И хвалят за то, за что прочих ругают, скажем, за ярко выраженную консолидацию активов в руках немногих компаний. Мы решили построить беседу на этих стереотипах и парадоксах, ведь именно вокруг них обречена вращаться дискуссия и на съезде, и после него. 

Илья Шестаков: менять механизм инвестиционных квот смысла не вижу
Фото: ТАСС / Фотобанк ВЭФ
– На каких действительно важных проблемах сконцентрируется съезд, какие решения могут быть предложены?
– Во-первых, речь пойдет о методах регулирования отрасли, в том числе освоения новых, перспективных объектов промысла. Хотя сейчас можно говорить, что не такие уж эти объекты и новые, это, скорее, те ресурсы, которые мы начали добывать снова, и объемы вылова которых необходимо наращивать. Например, скумбрия и сардина иваси. Нужно менять регулирование вылова лососевых. Глядя на ситуацию на Дальнем Востоке, мы понимаем, что необходимо принимать некие нововведения: меняется ситуация с подходами рыбы, она уходит севернее, поэтому нужно снижать промысловую нагрузку на Сахалине и на Амуре, создавать более точное, точечное регулирование.

Во-вторых, речь пойдет о снижении административных барьеров. Хотя мы над этим постоянно и кропотливо работаем, нерешенных вопросов все равно много. На съезде будут присутствовать представители контролирующих органов исполнительной власти. Очень важно, чтобы они услышали не только от владельцев компаний, но и от капитанов судов о том, что происходит в реальности, где есть перегибы. К снижению административной нагрузки надо подходить очень сбалансированно: нельзя потерять контроль, но при этом нагрузка не должна быть неразумной.

Третий важный блок – условия работы рыбаков. Часть компаний еще не соответствует отраслевым стандартам и по уровню официальной заработной платы, и по условиям труда непосредственно в море, и по вопросам обеспечения техники безопасности.

Понятно, что будет обсуждаться вопрос сохранения спасательных судов в ведении Росрыболовства. Спасательные суда имеют свою специфику, в отличие от судов Росморречфлота, они не просто стоят в порту и осуществляют помощь только в момент аварии, они постоянно находятся на промысле.

И, наконец, это вопросы образования: квалифицированных кадров недостаточно. Выпускается немало специалистов, но их число сокращается из-за снижения финансирования. Сокращается и количество самих институтов, это ведет к потере специализации. Вопросы финансирования в целом – науки, образования, рыбоохраны – важнейшая тема обсуждения.

– Что мешает некоторым компаниям платить приличную зарплату, бедность или жадность?
– Зарплаты в отрасли немалые, но некоторые компании выплачивают их неофициально. Серую часть зарплаты нужно вывести наружу. Есть проблема и с условиями труда: существуют стандарты, часто они нарушаются, и причина, конечно, в жадности судовладельцев, которые считают: «раз мы платим заработную плату, и люди на нее согласны, готовы работать в таких условиях, значит, все хорошо». Да, они готовы. Но это неправильно. На съезде будет принято решение о создании Ассоциации работодателей и в дальнейшем планируем заключить трехстороннее соглашение (регулятор, бизнес, профсоюзы), это очень хороший шаг вперед.

– Рыбакам часто бросают упрек: где рыба на прилавках? Ценные сорта уходят на экспорт, но, если газовиков никто не упрекает за экспорт газа, рыбаков критикуют. А в чем подлинная причина пустоты прилавков? Может, у населения просто нет платежеспособного спроса?
– Аналогия с той же нефтью есть. Мы долго бились за то, чтобы поставлять бензин за рубеж, но почему-то так и не поставляем. Причем бензин в стране все равно не самый дешевый.

В России – ограниченный потребительский спрос. Поставлять на рынок продукции больше, чем он потребляет, бессмысленно. Рыба при доставке от места промысла до прилавка дорожает, и это тоже влияет на объемы потребления. Рыба-то есть, и с избытком, ограниченный спрос дает возможность поставок излишков на экспорт. В этом нет ничего плохого.

Плохо не то, что рыба идет на экспорт, а то, что на экспорт поставляется сырье, которое перерабатывается в том же Китае, а потом заходит к нам на внутренний рынок. Здесь есть вопросы недобросовестной конкуренции со стороны китайских производителей, вопросы качества их продукции. Эту ситуацию надо исправлять. То, что мы делаем в рамках инвестиционных квот, то есть создаем переработку на судах и берегу, как раз и даст возможность поставлять на экспорт продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

– Как повлияло на ситуацию обязательство в рамках ВТО обнулить экспортные и импортные пошлины?
– Экспортная пошлина еще не нулевая, но быстро снижается в рамках обязательств и будет обнулена. Если бы мы сохранили экспортную пошлину, у нас было бы больше возможностей на законных основаниях стимулировать к экспорту продукцию с высокой степенью переработки. Сейчас, к сожалению, такой возможности нет. Надо было настаивать на том, чтобы экспортную пошлину сохранять.



– Насколько я помню, главным в переговорах было министерство экономического развития, а Минсельхоз со всем соглашался?
– Не совсем так. Я участвовал в переговорах со стороны Минсельхоза (в ранге замминистра – прим. EastRussia). Минсельхоз принимал очень активное участие по критическим на тот момент позициям, а это было квотирование по ряду продуктов (свинина, мясо птицы, говядина – то, где Россия вышла на серьезные уровни самообеспечения). По рыбе переговоры, к сожалению, вело само Росрыболовство, которое на тот момент не находилось в зоне ответственности Минсельхоза. Сейчас что-либо менять уже неправильно, обязательства приняты. Мы обсуждаем возможности изменений за счет других механизмов. Например, активно обсуждается возможность влияния на рынок через ставку сбора за вылов. Но это очень сложно администрировать: ты должен доказать, что выловил сам, вывез за рубеж, а не продал через какую-то трейдинговую компанию, и так далее. Вопрос администрирования, в том числе прослеживаемости перемещения той или иной продукции получается очень сложный.

– Как вы взаимодействуете с другими ведомствами? С Минсельхозом, Минвостокразвития, Пограничной службой?
– С пограничниками работаем, на мой взгляд, достаточно конструктивно. Создана рабочая группа – это основной инструмент взаимодействия при принятии решений. Надо найти сбалансированный подход: нельзя потерять возможности контроля и бездумно снять все регулирующие функции. Движение вперед есть, мы спорим, доказываем, обсуждаем. Главный дискуссионный вопрос, который до сих пор остается: как улучшить контроль на прибрежных участках при вылове анадромных видов рыб. Очень сложно разграничить зоны ответственности.

Что касается Минвостокразвития, то все их инициативы мы обсуждаем. Инициативы разные, инициатив много. Мы считаем: главное, чтобы все эти инициативы были направлены на обдуманное развитие, а не в духе «всем все разрешить». Так невозможно, к сожалению. На воде, кроме рыбаков, кроме предприятий аквалькультуры, есть и другие пользователи – например, рыбаки-любители. Есть зоны отдыха, природоохранные зоны. Действовать нужно очень аккуратно, сбалансированно. Делать комплексный анализ прежде, чем принимать решения. Мне кажется, мы с Минвостокразвития работаем именно в таком ключе: предложения, которые от них поступают, мы обсуждаем, и находим компромиссное решение.

– А вообще полномочий вам хватает?
– Да, абсолютно хватает. С Минсельхозом вообще нет никаких сложностей, я в одном лице курирую вопросы и в Минсельхозе, и здесь (Шестаков сохраняет статус заместителя министра сельского хозяйства – прим. EastRussia). Говорить о том, что нам необходимы какие-то дополнительные полномочия, я бы не стал. К тому же любая административная реформа приведет к очередному переизданию нормативных документов, а это паралич в работе минимум на несколько месяцев.

– Вы упомянули аквакультуру, и с ней связана важная проблема: на Дальнем Востоке она не развивается, говорят, не хватает законодательных актов. В чем истинная причина торможения?
– Я считаю, что законодательной базы в целом хватает. Какие-то точечные изменения в Лесной кодекс, в возможность предоставления земельных участков – да, наверное, они нужны и их можно вносить, но это станет всего лишь дополнительным стимулом для развития, которое сейчас и так никто не сдерживает. Если ты берешь марикультурный участок, ты должен понимать, где будешь размещать свою базу на приморском участке, на берегу. Каких-то других ограничений, по сути дела, нет. Многие говорят о невозможности осуществления охраны, но все полномочия уже есть: они прописаны в Гражданском кодексе, вышло постановление Верховного суда о том, кто имеет право на объекты аквакультуры на рыбоводных участках.

Чего действительно не хватает, это знаний. Мы раздали на Дальнем Востоке около 60 тыс. га под марикульутуру, но знания у людей, которые их взяли, еще недостаточны. Не хватает кадров, ведь в России никогда этим не занимались, и кадры необходимо воспитывать, необходимо привлекать. Кроме того, не хватает посадочного материала. Это две долгосрочные задачи, которые предстоит решить и бизнесу, и регулятору.

– Рассматривается ли схема гослизинга посадочных материалов по той же модели, что была с племенным скотом в животноводстве?
– Я не считаю, что это должно делать государство, это дело бизнеса. Господдержка – да, но не подмена государством бизнеса. Уже есть субсидии на закупку рыбопосадочного материала – субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам. Можно обсуждать какие-то другие формы поддержки, если они потребуются. Но мне кажется, для развития марикультуры дефицит господдержки – не самое главное препятствие.

– В рамках инвестиционных квот 25% распределили на создание береговой инфраструктуры, 75% – на модернизацию флота. Бизнес недоволен: квот на «берег» не хватило, а на «флот» их слишком много. Например, Преображенская база тралового флота отозвала свою заявку на участие в программе инвестквот. Будут ли изменены пропорции, изменен механизм?
– Во-первых, мы изначально не были настроены на выделение инвестиционных квот под рыбоперерабатывающие предприятия. Не из-за того, что мы считаем, что это неважно. Это важно, но очень сложно администрировать. Если судно – тут понятно, у него есть размеры, есть мощности установленной на нем перерабатывающей фабрики, есть, в конце концов, объемы вылова, расписанные по техническим характеристикам. Однако свойства предприятий «на берегу» так просто формализовать не получится. Можно построить два предприятия с одной и той же мощностью переработки, но одно будет суперсовременным и инновационным, а другое, извиняюсь, сараем с дешевым китайским оборудованием, претендующим точно на такие же объемы господдержки.  Проследить это, сказать: «стройте только по этой технологии», определить, какое оборудование использовать – это тяжело, и вообще, это не задача государства – навязывать бизнесу технические решения.

Во-вторых, мы все равно считаем, что флот необходимо модернизировать, а также строить новый. Количество аварийных случаев не сокращается. Какие-то суда модернизировали, то есть повысили эффективность, но «коробка», то есть само судно, не соответствует высокотехнологичной «начинке», не тянет.

В-третьих, эффективность переработки рыбы в море все равно будет экономически более высокой, чем заморозка рыбы на судне и ее переработка на берегу, особенно в условиях Дальнего Востока. Именно поэтому государство должно стимулировать создание современных судов с полным циклом на борту.

С точки зрения стимулирования рыбопереработки мы закладывали в новый закон другой механизм: повышающий коэффициент 1,2 для тех, кто поставляет уловы свежей, охлажденной или живой рыбы на берег. Это достаточно хороший стимул, чтобы везти рыбу на российский берег, а, раз появляется сырье, объемы для загрузки мощностей, у инвесторов возникает стимул развивать береговую переработку.

То, что на Дальнем Востоке столь высокий интерес к строительству береговых перерабатывающих заводов, неплохо, но менять пропорции (25 на 75) мы не считаем необходимым.

Флоту нужны шесть крупнотоннажных судов, которые планируется построить на Дальнем Востоке по итогам первого этапа отбора заявок, но даже их недостаточно. Мы надеемся, что многие компании посмотрят на первые результаты, первый опыт, и к следующему году, во вторую заявочную кампанию, мы выберем инвестиционную квоту по крупнотоннажным судам.

Знаю, что у ряда компаний есть недоверие к отечественным верфям, и они собираются строить новые суда, но за рубежом.

– Собственно, это им не нравится – необходимость строить у себя.
– Ни для кого не было секретом, что строительство на отечественных верфях дороже, и процесс пока менее предсказуем. Потому что у нас или никогда такого не строили, или забыли, как это делается. Но потому и дается дополнительное стимулирование, причем неплохое: если переводить в денежный эквивалент стоимость квоты, получится очень серьезная цифра.

– Получается, компании заявились, как бы демонстрируя свой принципиальный интерес к механизму, но потом отказались?
– У нас есть всего один отказник, и мы не считаем, что это критично. Остальные не прошли отбор потому, что, к сожалению, их документы не соответствовали тем требованиям, которые заложены в постановлениях правительства об инвестиционных квотах.

– Какое решение будет принято по крабовым квотам?
– Мне сложно сказать, сохранится (исторический принцип распределения квот – прим. EastRussia) или нет, потому что идет обсуждение, и обсуждаются совершенно разные варианты. Надо все очень четко взвесить, в каждом из предложений есть минусы и плюсы. Надо коллегиально понять, где плюсов больше и меньше минусов. Это задача не только Росрыболовства, она затрагивает и другие отрасли, другие вопросы, связанные с экономическим развитием страны, социальные и юридические аспекты. Нужно все это обсудить, подробно, чтобы принять сбалансированное, взвешенное решение.

– Консолидация активов в российской экономике характерна абсолютно для всех отраслей, не обошла она и рыбную отрасль. Экономисты смотрят на это по-разному. Какова ваша точка зрения?
– Действительно, сложный вопрос. Во-первых, многое зависит от отрасли. В рыболовстве консолидация на определенных объектах, на определенных объемах, например, на промышленном вылове, наверное, хороша. Потому что повышается эффективность и вылова, и экономики компании. С этим сложно спорить. Что теряется? Возможность конкуренции. Это серьезный вызов: на рынке появляются крупные игроки, которые могут рынком управлять.

Мне кажется, надо выстаивать баланс: на определенных участках может работать крупный бизнес, а на других должны остаться малые и средние предприятия. Это важно не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения социальной политики: малые предприятия часто находятся в удаленных поселках и, по сути дела, поддерживают там жизнь.

Когда мы закладывали механизм стимулирования прибрежного рыболовства – доставки живой, охлажденной и живой рыбы на берег, мы думали не только о рыбоперерабатывающих заводах, но и о малых предприятиях. У них небольшие квоты, маленькие суда и им критически важна возможность дополнительного привлечения сырьевых ресурсов. Я бы так разделил: прибрежная зона должна остаться за малыми и средними предприятиями, «промка» (промышленный лов в отдаленных районах океана – прим. EastRussia) – за крупным бизнесом.